Судья Мишенькина К.В. № 33-5458/2024 (2-593/2024 – 1 инст.)
УИД 86RS0010-01-2024-000480-84
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 сентября 2024 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Яковлева Д.В.
судей Бойко Д.А., Латынцева А.В.,
при ведении протокола секретарем Муратовой З.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к администрации города Мегиона, департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югры признании действий незаконными, возложении обязанности и взыскании субсидии
по апелляционным жалобам (ФИО)1 и администрации города Мегиона
на решение Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 мая 2024 года,
заслушав доклад судьи Яковлева Д.В., судебная коллегия,
установила:
(ФИО)1 обратился в суд с иском к администрации города Мегиона и департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, просил:
- признать незаконными действия администрации города Мегиона по снятию его с учета нуждающихся в жилых помещениях;
- обязать администрацию города Мегиона восстановить его в списке граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях;
- взыскать с департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры субсидию 1 847 538 руб.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что с 03 августа 2004 года состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях. В начале февраля 2020 года получил уведомление о праве на субсидию в размере 945 018 руб. В марте 2020 года получил отказ в предоставлении субсидии и был исключен из единого списка федерального реестра ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, а также снят с учета нуждающихся в жилых помещениях по основанию получения иной меры государственной поддержки на приобретение жилья. Вступившим в законную силу решением Мегионского городского суда от 29 марта 2022 года, он восстановлен в очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В части взыскания с администрации города Мегиона субсидии ему отказано, в связи с отсутствием полномочий по распоряжению субвенциями, выплачиваемыми из федерального бюджета. Решение суда исполнено частично, он восстановлен на учете нуждающихся в жилых помещениях, а в едином списке ветеранов нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года и в списке на получение субсидии в планируемом году не указан. 23 января 2024 года получил уведомление о наличии у него права на получение субсидии в размере 1 847 538 руб., но 07 февраля 2024 года администрация города Мегиона отказала ему в предоставлении субсидии по причине превышения учетной нормы общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, был постановлен приказ о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 мая 2024 года исковые требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия администрации города Мегиона по снятию истца с учета нуждающихся в жилых помещениях. На администрацию города Мегиона возложена обязанность восстановить истца в списке граждан, состоящих на указанном учете. В удовлетворении требований о выплате субсидии отказано.
В апелляционной жалобе администрация города Мегиона просит об отмене постановленного решения суда и отказе в удовлетворении заявленных требований. Поясняет, что для оплаты кредита истцом была использована государственная поддержка по подпрограмме «Доступное жилье молодым», но при этом ссылается на отсутствие оснований для признания истца нуждающимся в жилых помещениях.
В апелляционной жалобе (ФИО)1 просит об отмене постановленного решения суда в части отказа и удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Ссылаясь на пункт 3.12 Положения о порядке предоставления субсидии за счет субвенций из федерального бюджета, поясняет, что причиной обращения в суд явилось отсутствие направленного в департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры распоряжения администрации г. Мегиона о перечислении субсидии. Полагая, что администрация г. Мегиона не намерена его издавать и направлять в департамент, считает, что другим способом, кроме обращения в суд, данное препятствие преодолеть невозможно.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены истец и департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югры телефонограммами 26 августа 2024 года, администрация города Мегиона – извещением по электронной почте.
Ходатайств об отложении слушания дела и документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не явившиеся в судебное заседание участники процесса не представили.
Информация о движении дела размещена на официальном сайте суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что вступившим в законную силу решением суда от 29 марта 2022 года установлена обязанность обеспечения истца жильем из расчета площадью не менее 18 кв.м. По этой причине снятие его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по причине обеспеченности площадью более 12 кв.м было признано незаконным с восстановлением его на учете. Отказывая в удовлетворении требований о взыскании с департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры субсидии, суд учитывал, что выплата производится на основании списка формируемого органом местного самоуправления, который в упомянутый департамент не поступал.
Данные выводы являются правильными.
(ФИО)1 с (дата) имеет статус ветерана боевых действий и имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 17).
(дата) (ФИО)1 вступил в брак с (ФИО)5 (л.д. 15).
(дата) (ФИО)1, как ветеран боевых действий, поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях.
(дата) у него родился сын (ФИО)6 (л.д. 16).
(дата) (ФИО)9 А.А. и Н.С. в общую совместную собственность с использованием кредитных средств приобретена квартира общей площадью 51 кв.м по адресу: (адрес) (л.д. 51-52).
В период с (дата) по (дата) семье (ФИО)1 и Н.С. из бюджета автономного округа предоставлена компенсация части процентной ставки по кредиту в общей сумме 1 060 585,57 руб. (л.д. 65).
(дата) (ФИО)1 был проинформирован о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, в связи с приобретением квартиры по подпрограмме округа «Доступное жилье молодым».
Вступившим в законную силу решением Мегионского городского суда от 23 марта 2010 года на администрацию г. Мегиона возложена обязанность восстановить (ФИО)1 в списке граждан состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Суд исходил из того, что семья (ФИО)1 в связи с наличием у последнего статуса ветерана боевых действий подлежит обеспечением жильем исходя из 18 кв.м на человека, а субсидий за счет субвенций федерального бюджета им не получено (л.д. 74).
(дата) (ФИО)1 проинформирован о снятии его с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с приобретением квартиры по адресу: (адрес).
29 марта 2022 года решением Мегионского городского суда на администрацию г. Мегиона возложена обязанность восстановить (ФИО)1 на учете нуждающихся в жилых помещениях. В требованиях о выплате субсидии отказано, поскольку муниципальное образование не наделено правом по распоряжению субвенциями, выплачиваемыми из федерального бюджета (л.д. 23-24).
23 января 2024 года (ФИО)1 получил уведомление о наличии у него права на получение субсидии за счет субвенций из федерального бюджета в размере 1 847 538 руб., где было указано на необходимость предоставить документы подтверждающие право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях на момент предоставления субсидии (л.д. 48-49).
(дата) приказом департамента муниципальной собственности администрации города Мегиона (ФИО)1 снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, по причине обеспеченности жилым помещением более 12 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (л.д. 44-45).
(дата) департаментом муниципальной собственности администрации города Мегиона сообщено (ФИО)1 об отказе в предоставлении субсидии на основании подпункта 3 пункта 3.9 Положения о порядке предоставлении субсидий по причине превышения учетной нормы общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (более 12 кв.м.) со ссылкой на постановление администрации города Мегиона от 20 февраля 2012 года № 1747 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилых помещений по договорам социального найма» (л.д. 46-47).
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 – 4, 8 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется ряд мер социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 23.2 упомянутого федерального закона, Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 – 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 – 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 1). Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункт 2). Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, ветеранов боевых действий (подпункт 3 пункта 3).
В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 октября 2006 года №237-п «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для приобретения жилых помещений в собственность», истец имел право на получение субсидии за счет субвенции из федерального бюджета как участник боевых действий, вставший на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма до 01 января 2005 года.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом «О ветеранах», который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Доводы апелляционной жалобы администрации города Мегиона основаниями к отмене обжалуемого решения суда не являются.
Ссылаясь на незаконность решения суда, апеллянт настаивает на том, что истец не имел права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, поскольку в его собственности находится жилое помещение, в котором с учетом проживающих в нем лиц, на истца приходится более 12 кв.м.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что право истца стоять на упомянутом учете при наличии в собственности жилого помещения общей площадью 51 кв.м, уже являлось предметом судебной проверки.
Вступившим в законную силу решением Мегионского городского суда от 23 марта 2010 года признаны неправомерными действия администрации города Мегиона, снявшей истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, и подтверждено, что в отношении истца, при рассмотрении вопроса о его нуждаемости применяется специальная норма, предусматривающая определение обеспеченности жильем исходя из расчета 18 кв.м на человека (л.д. 73-74). Этим же обстоятельствам была дана оценка и в решении Мегионского городского суда от 29 марта 2022 года, где с учетом факта постановки истца на учет нуждающихся в жилых помещениях в 2004 году сделан вывод о распространении на него гарантий предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах» в части особенностей определения нуждаемости в жилых помещениях (л.д. 19-24).
Данные решения вступили в законную силу, в связи с чем содержащиеся в них выводы, в соответствии с положениями статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
По тем же причинам не могут быть приняты во внимание и ссылки администрации г. Мегиона на использование истцом мер государственной поддержки в виде компенсации процентной ставки по кредиту. Право истца состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях при наличии у него на праве собственности жилого помещения, приобретенного с использованием подпрограммы округа «Доступное жилье молодым», было подтверждено решением Мегионского городского суда от 29 марта 2022 года.
Доводы апелляционной жалобы истца основаниями к отмене обжалуемого решения суда также не являются.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, порядок и условия предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета на приобретение жилых помещений в собственность на территории автономного округа категориям граждан, установленным статьями 14, 16, 21 Федерального закона «О ветеранах», установлен положением утвержденным Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 октября 2006 года № 237-п.
Из анализа раздела II Положения следует, что процедура предоставления субсидии предполагает взаимодействие органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (администрации) и департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Согласно пунктам 2.1 – 2.2 Положения, список граждан, претендующих на получение субсидии, формируется администрацией муниципального образования путем извлечения из общего списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
В силу пунктов 3.1 – 3.2 Положения, администрацией муниципального образования ежегодно формируется список граждан, претендующих на получение субсидии в следующем календарном году, на основании заявлений таких граждан, поданных до 31 декабря года, предшествующего получению субсидии.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения, департамент на основании поступивших списков формирует единый по автономному округу список граждан, на основании которого впоследствии предоставляется субсидия.
Из приведенных положений следует, что у департамента возникает обязанность по рассмотрению вопроса по предоставлению субсидии гражданину только в случае наличия такового в списках, поступивших из администраций муниципальных образований.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции удовлетворил требования истца в том виде, в котором он их заявил, – восстановить его в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, то есть в общем списке.
Однако это не свидетельствует о возникновении у департамента обязанности по выделению истцу субсидии, поскольку само по себе нахождение истца на соответствующем учете не является достаточным основанием для этого, без выполнения администрацией города Мегиона установленной Положением процедуры.
Следует отметить, что пунктами 2.6 и 2.7 Положения установлена процедура внесения изменений в сформированные списки, в соответствии которой именно на администрацию возложена обязанность корректировки таковых в случае восстановления граждан в таких списках. Вместе с тем требований о включении истца в списки граждан, претендующих на получение субсидии в 2024 году, заявлено не было, равно как и требований о возложении на администрацию обязанности внести изменения в список направленный ею в Департамент в соответствии с пунктом 2.2 Положения.
Самостоятельно возложить на ответчиков обязанности, не заявленные в качестве исковых требований, суд первой инстанции в силу положений части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лишен правовых оснований.
Как следствие этого у департамента отсутствовала обязанность по включению истца в единый по автономному округу список граждан и рассмотрению вопроса о выделении ему субсидии, права истца упомянутым департаментом не нарушались, а у суда отсутствовали основания на удовлетворения таких требований истца.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03 октября 2024 года.
Председательствующий Яковлев Д.В.
Судьи коллегии Бойко Д.А.
Латынцев А.В.