Решение по делу № 2-724/2022 от 31.03.2022

Дело № 2-724/22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июня 2022 года                                                                                               город Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Дубовицкого В.В., при секретаре Кожевниковой Е.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Фрунзенского района г. Саратова в защиту прав и интересов ФИО9 Андреевны к Государственному учреждению – Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании обеспечить <данные изъяты> техническим средством в соответствии с индивидуальной программой реабилитации,

установил:

прокурор Фрунзенского района г. Саратова обратился в суд с иском в защиту прав и интересов ФИО8 Е.А. к Государственному учреждению – Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании обеспечить несовершеннолетнего <данные изъяты> техническим средством в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Фрунзенского района г.Саратова по обращению Зеленова А.А. в интересах несовершеннолетней Зеленовой Е.А. проведена проверка соблюдения Государственным учреждением - Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации законодательства о социальной защите детей-инвалидов. Проведенной проверкой установлено, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации № 294.8.64/2018 от 05.04.2018 ребенку-инвалиду Зеленовой Е.А. рекомендовано с 05.04.2018 до достижения 18 лет техническое средство реабилитации что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации №294.8.64/2018 от 05.04.2018 ребенку-инвалиду Зеленовой Е.А. рекомендовано с 05.04.2018 до достижения 18 лет техническое средство реабилитации кресло-коляска с ручным приводом, с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП комнатная, для инвалидов и детей-инвалидов. Руководствуясь рекомендациями, отраженными в программе реабилитации законный представитель несовершеннолетней обратился в ГУ - Саратовское региональное отделение Фонда с заявлением о предоставлении государственной услуги по обеспечению его ребенка инвалида данным техническим средством реабилитации. Однако, в настоящее время несовершеннолетняя Зеленова Е.А. жизненно необходимым техническим средством реабилитации ГУ - Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не обеспечена. Указав на изложенное, а так же на нормы ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд, обязать Государственное учреждение – Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить несовершеннолетнего ФИО10 техническим средством реабилитации – креслом-коляской с ручным приводом, с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП комнатной, для инвалидов и детей-инвалидов, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 05 апреля 2018 года.

Представитель истца - помощник прокурора Фрунзенского района г. Саратова Шашкова Д.Ю. в судебном заседании исковые требования, поддержала, указала на обстоятельства, аналогичные выше изложенным.

Представитель ответчика ГУ - Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в судебном заседании в удовлетворении требований просила отказать, указала на обстоятельства, изложенные в возражении на исковое заявление.

Законный представитель несовершеннолетней Зеленовой Е.А. – Зеленов А.А., в суд не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав объяснения явившихся сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года           № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно справке МСЭ- № 0802848 ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом.

В соответствии с Индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида №294.8.64/2018 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы №318.8.64/2018 от 05 апреля 2018 года, разработанной ФКУ «ГБ МСЭ по Саратовской области» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № 8, Зеленовой Е.А. требуется кресло-коляска с ручным приводом, с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП комнатная, для инвалидов и детей-инвалидов.

13 января 2021 года Зеленов А.А., являясь законным представителем ФИО12 обратился в государственное учреждение - Саратовское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением об обеспечении Зеленовой Е.А. техническим средством реабилитаций в виде кресла-коляски комнатной.

На основании заявления ФИО14. поставлена на учет в отделение фонда по предоставлению технического средства реабилитации кресла-коляски с ручным приводом, с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП комнатной, для инвалидов и детей-инвалидов.

В целях обеспечения ФИО13. техническим средство реабилитации в период с 15.06.2021 по 18.02.2022 отделением Фонда десять раз в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» для обоснования начальной (максимальной) цены контракта на закупку технического средства реабилитации для ребенка-ФИО15. размещался запрос ценового предложения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.

Однако по окончании сроков подачи запросов, ответы от потенциальных поставщиков так и не поступили.

По вышеуказанным фактам 18.02.2022 прокуратурой района в адрес управляющего ГУ - Саратовским региональные отделением ФСС внесено представление об устранении выявленных нарушений по результатам рассмотрения которого, выявленные прокуратурой района нарушения устранены не были.

05.03.2022 отделением Фонда для обоснования начальной (максимальной) цены контракта на закупку технического средства реабилитации для ребенка- инвалида Зеленовой Е.А. снова размещен запрос ценового предложения.

Однако по окончании сроков подачи запроса, ответы от потенциальных поставщиков снова не поступили.

Лишь после окончания срока ценового предложения, в случае поступления от потенциальных поставщиков необходимого количества ответов, отделением Фонда будет сформирована цены контракта и проведена процедура закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в целях приобретения ФИО16. рекомендованного индивидуальной программой реабилитации технического средства - кресла-коляски с ручным приводом, с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП комнатной, для инвалидов и детей-инвалидов.

Медицинская реабилитация, как следует из содержания ч. 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ – одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации. Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств бюджета федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

В абз. 2 п. 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федераций.

Подпунктом «а» п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абз. 1 п. 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

Уполномоченным органом, на который возложены функции по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в Саратовской области с 01.01.2019 переданы ГУ – Саратовскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ.

В соответствии с абз. 1 п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п. 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется путем закупок этих средств в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод (ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ).

Согласно ч. 5 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

Как на то ранее было указано, в силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

В соответствии с ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.

К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (часть 1 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний (часть 3 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Пунктом 21 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, к техническим средствам реабилитации инвалидов отнесены кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Из приведенных нормативных правовых актов следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации (абилитации), предусмотренных Федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду указанных технических средств для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в установленном порядке. При этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности освобождаются от ответственности за исполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида только в случае отказа инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации отдельных ее частей.

Судом установлено, что ФИО17 в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида нуждается, среди прочего, в кресле- коляске с ручным приводом, с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП комнатной, для инвалидов и детей -инвалидов, которое ей до настоящего времени не предоставлено.

Отсутствие возможности предоставления технического средства реабилитации в натуре не установлено, у ответчика имелась возможность закупки указанного кресла-коляски в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, путем формирования начальной и максимальной цены контракта на основании поступающих ценовых предложений.

Обстоятельства, на которые ссылается ответчик, не могут умалять право инвалида на бесплатное обеспечение техническим средством реабилитации, назначенного ему решением врачебной комиссии по жизненным показаниям. Указанное средство не предоставляется инвалиду с января 2021 г., в связи с чем, он лишен возможности передвигаться. При этом, оснований для освобождения Фонда социального страхования от обязанности предоставить ребенку-инвалиду техническое средство реабилитации в Законе отсутствуют, доказательств надлежащего исполнения обязательств по обеспечению техническими средствами ответчиком суду не представлено.

Исследовав и оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 56 ГПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в целях реализации инвалидом своих прав на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренных его индивидуальной программой, суд приходит к выводу о наличии правых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о возложении обязанности обеспечить Зеленовой Е.А. техническим средством реабилитации (абилитации) - креслом – коляской с ручным приводом, с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП комнатной, для инвалидов и детей – инвалидов, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 05 апреля 2018 года.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, принимая во внимание установленный Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» порядок проведения закупок средств реабилитации, считает разумным и справедливым определить срок исполнения решения суда в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Государственное учреждение – Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в течении двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить ФИО18 ДД.ММ.ГГГГ года рождения техническим средством реабилитации – креслом – коляской с ручным приводом, с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП комнатной, для инвалидов и детей – инвалидов, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 05 апреля 2018 года.

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения с 14 июня 2022 года.

Судья                                                                                                               В.В. Дубовицкий

2-724/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор фрунзенского района саратова
Ответчики
ГУ Саратовское региональное отделение фонда соц страхования РФ
Суд
Фрунзенский районный суд г. Саратов
Судья
Дубовицкий Валерий Викторович
Дело на сайте суда
fr.sar.sudrf.ru
31.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2022Передача материалов судье
06.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2022Подготовка дела (собеседование)
26.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2022Судебное заседание
07.06.2022Судебное заседание
14.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее