Дело №2-405/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01марта 2019 года Томский районный суд Томской области в составе
председательствующего судьи Потапова А.И.,
при секретаре Челядиновой Ю.Е.,
с участием:
представителя заявителя Заплавнова Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по заявлениюадминистрации Турунтаевского сельского поселения о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,
установил:
администрация Турунтаевского сельского поселенияобратилась в суд с заявлением о признании за муниципальным образованием «Турунтаевское сельское поселение» право собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества: жилой дом площадью кв.м., степень готовности 35%, расположенный по адресу: кадастровый №; жилой дом площадью кв.м., степень готовности 35%, расположенный по адресу: кадастровый №, указывая в обоснование заявленного требования, что в связи с отсутствием сведений о собственнике указанного недвижимого имущества, регистрации права собственности данного недвижимого имущества в ЕГРН, администрация Турунтаевского сельского поселения обратилась с заявлением в государственный регистрирующий орган о постановке данного недвижимого имущества на государственный учет. В соответствии с заявлением администрации Турунтаевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ объекты незавершенного строительства – жилой дом по адресу: 07.09.2017 принят на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, присвоен кадастровый №. В соответствии с заявлением администрации Турунтаевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ объект незавершенного строительства – жилой дом по адресу: 08.09.2017 принят на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, присвоен кадастровый №. Согласно ответов Управления по экономической политике и муниципальным ресурсам администрации Томского района от 20.11.2018, ОГБУ «ТОЦИК» от 12.11.2018, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях от 22.11.2018, Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 21.12.2018 сведения об указанных объектах незавершенного строительства в соответствующих реестрах имущества отсутствуют. С момента постановки указанных бесхозяйных объектов недвижимого имущества прошло более одного года, какие-либо требования о правах на них иными лицами не заявлялись.
В судебном заседании представитель заявителя адвокат Заплавнов Д.Г., действующий по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, поддержал заявленное требование.
Заинтересованное лицо Администрация Томского района надлежащим образом извещенная о дате и времени судебного заседания, своего представителя не направила. Представлен письменный отзыв за подписью Гачкайло Г.И., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указано, что администрация не возражает против удовлетворения заявленного требования, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации. Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Томского района.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Согласно п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с п.п.1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п.3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, установленным Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 (далее Порядок) на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Согласно п. 5 Порядка принятия на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещейоргана местного самоуправления сельского поселения в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этого муниципального образования.
В соответствии с п.30 Постановления Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532 "Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестранедвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" органы местного самоуправления в целях постановки здания, сооружения, помещения на учет как бесхозяйного недвижимого имущества направляют в орган регистрации прав соответствующее заявление с приложением следующих документов: а) в случае если здание, сооружение, помещение не имеет собственника или его собственник неизвестен, - документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника илиего собственник неизвестен, в том числе:документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; б) в случае, если собственник (собственники) отказался от права собственности на здание, сооружение, помещение - заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.
В судебном заседании установлено, что на основании заявлений администрации Турунтаевского сельского поселения от 24.08.2017 в Единый государственный реестр недвижимости внесены записи о принятии на учет следующего бесхозяйного объекта недвижимого имущества: объект незавершенного строительства, назначение объекта – жилое, площадью кв.м., степень готовности 35%, расположенное по адресу: Российская Федерация, ,кадастровый №, дата принятия на учет ДД.ММ.ГГГГ, объект незавершенного строительства, назначение объекта – жилое, площадью кв.м., степень готовности 35%, расположенное по адресу: кадастровый №, дата принятия на учет ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от 11.09.2017.
Выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что сведения о зарегистрированных правах на данные объекты недвижимости отсутствуют.
Ответом Межрегионального Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что сведения об объектах незавершенного строительства по адресу: и по адресу: , в Реестре федерального имущества отсутствуют.
Согласно сообщению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области №от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объект незавершенного строительства – жилой дом, по адресу: и объект незавершенного строительства– жилой дом по адресу: , в Реестре государственного имущества Томской области не учитываются.
В реестре муниципальной собственности муниципального образования «Томский район» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объекты незавершенного строительства по адресу: и Российская Федерация, не значатся, что подтверждается ответамиУправления по экономической политике и муниципальным ресурсам администрации Томского района от ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям ОГБУ «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» от 12.11.2018 какая-либо техническая документация в отношении недвижимого имущества по адресу: и Российская Федерация, в архивах данного учреждения отсутствует.
Таким образом, сведений о наличии собственника у объектов недвижимости незавершенного строительства по адресу: и по адресу: не имеется, в связи с чем его следует признать бесхозяйным.
В силу п.3 ч.1 и ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и подп.3 п.1 ст.4 Устава муниципального образования «Турунтаевское сельское поселение» Томского района Томской области к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В соответствии со ст.30 Устава администрация Турунтаевского сельского поселения осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения установленных ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Таким образом, заявитель обладает полномочиями по управлению муниципальным имуществом и вправе выступать в интересах муниципального образования «Турунтаевское сельское поселение» по вопросам, связанным с приобретением права собственности на бесхозяйные недвижимые объекты.
В силу ч.2 ст.293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Оценивая все представленные заявителем и исследованные в ходе рассмотрения дела доказательства в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что заявителем были соблюдены все требования закона, установленные для признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, объекты поставлены на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества в установленном законом порядке, с момента постановки бесхозяйной вещи на учет прошло более одного года, за истекший период времени кто-либо о правах на данные объекты недвижимости не заявлял, суд находит заявление администрации Турунтаевского сельского поселения о признании права муниципальной собственности муниципального образования «Турунтаевское сельское поселение» на бесхозяйную недвижимую вещь: объект незавершенного строительства площадью кв.м., степень готовности 35%, расположенныйпо адресу: кадастровый №, и объект незавершенного строительства площадью кв.м., степень готовности 35%, расположенныйпо адресу: кадастровый №, законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление администрации Турунтаевского сельского поселения о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием «Турунтаевское сельское поселение» право собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества:
- объект незавершенного строительства площадью кв.м., степень готовности 35%, расположенный по адресу: , кадастровый №;
- объект незавершенного строительства площадью кв.м., степень готовности 35%, расположенный по адресу: кадастровый №.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.И. Потапов