Дело № 2- 3407/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 октября 2011 года г.Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Матушевской Е.П.,
с участием истца Шевченко О.В., представителя ответчика МУП «АКС» Белуткиной М.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2011 года (л.д.22),
при секретаре Усковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко О.В. к МУП «Ачинские коммунальные системы» о понуждении предоставления данных,
УСТАНОВИЛ:
Истица Шевченко О.В. обратилась в суд с иском к МУП «АКС» о понуждении предоставления данных об объеме тепловой энергии, поставляемой на дом, за период с 2008 по 2011 год с разбивкой по месяцам. Мотивировала свои требования тем, что обратилась в МУП «АКС» с просьбой предоставить указанные данные, необходимые ей для проверки способа и порядка начисления платы за отопление и горячее водоснабжение. Считает, что отказав предоставить указанные данные, МУП «АКС» нарушает Закон «О защите прав потребителей», а также «Стандарты раскрытия информации комплексами и субъектами естественных монополий осуществляющих деятельность в сфере подачи тепловой энергии» (л.д.3).
В судебном заседании истица исковые требования поддержала. Пояснила, что в процессе исполнения решения суда по ее иску к ООО «Жилищник», которым управляющая компания ООО «Жилищник» была обязана предоставить ей показания приборов учета, были выявлены расхождения в данных,предоставленных ответчиком ООО УК «Жилищник» и предоставленных ее соседу. Для устранения указанных расхождений она обратилась в МУП «АКС» с просьбой предоставить непосредственно ей данные сведения, но в этом ей было отказано. Управление ее домом осуществляет ООО УК «Жилищник», прямого договора между нею и МУП «АКС» нет, но она является потребителем услуг МУП «АКС». В связи с этим, считает, что по Закону «О защите прав потребителей» она имеет право на получение полной и достоверной информации об оказываемых ей услугах. Кроме того, «Стандарты раскрытия информации комплексами и субъектами естественных монополий осуществляющих деятельность в сфере подачи тепловой энергии» указывают, что раскрытию подлежит информация об объеме тепловой энергии, отпускаемой потребителям, в том числе об объемах, отпущенных по приборам учета. Данная информация должна быть доступной для неопределенного круга лиц потребителей.
Представитель ответчика МУП «АКС» Белуткина М.В. против удовлетворения требований возражала. Пояснила, что договор на теплоснабжение заключен между МУП «АКС» и ООО «Жилищник», договора между МУП «АКС» и Шевченко О.В. нет. В связи с этим, потребителем услуг МУП «АКС» является не Шевченко О.В., а ООО «Жилищник», поэтому Шевченко О.В. было отказано в предоставлении запрашиваемой информации. Считает, что данную информацию Шевченко О.В., являющаяся потребителем в отношениях с ООО «Жилищник», имеет право запросить именно в ООО «Жилищник».
Третье лицо ООО «Жилищник» о месте и времени судебного заседания извещено. Представитель ООО «Жилищник» Никонова Т.В. просила дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д. 40).
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) информация о регулируемых товарах и услугах организаций коммунального комплекса, поставляемых (оказываемых) в сфере деятельности естественной монополии, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. Свободный доступ к информации о регулируемых товарах и услугах обеспечивается организациями коммунального комплекса в соответствии со стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей регулируемых товаров и услуг.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3.1 Закона N 210-ФЗ стандарты раскрытия информации должны обеспечивать доступность раскрываемой информации для неограниченного круга лиц.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации N 1140 от 30.12.2009, которым утверждены стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии(далее - Стандарты раскрытия информации), определено, что под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели получения указанной информации.
Регулируемыми организациями информация раскрывается, в том числе, путем предоставления информации на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций (далее соответственно - потребители, регулируемые товары и услуги).
В сфере теплоснабжения и сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии раскрытию подлежит информация об объеме тепловой энергии, отпускаемой потребителям, в том числе об объемах, отпущенных по приборам учета и по нормативам потребления (расчетным методом) (тыс. Гкал).
В сфере горячего водоснабжения раскрытию подлежит информация, в том числе и об объеме отпущенной потребителям тепловой энергии (тыс. Гкал).
Предоставление информации осуществляется в письменной форме посредством направления в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи лично потребителю по месту нахождения регулируемой организации.
Потребитель в письменном запросе о предоставлении информации указывает регулируемую организацию, в которую направляет указанный запрос, а также свою фамилию, имя, отчество (наименование юридического лица), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, излагает суть заявления, подписывает запрос и проставляет дату, а также указывает способ получения запрашиваемой информации (посредством почтового отправления или выдачи лично потребителю).
Регулируемая организация не позднее 20 календарных дней со дня поступления запроса направляет раскрываемую в соответствии с настоящим документом информацию в адрес потребителя согласно избранному потребителем способу получения информации.
В судебном заседании установлено, что истица Шевченко О.В. является собственником квартиры (л.д.16).
Управление указанным многоквартирным домом осуществляется ООО «Жилищник», что не оспаривается сторонами.
Жилой дом оборудован приборами учета тепловой энергии, что подтверждается актом первичного допуска в эксплуатацию (л.д.49).
14.01.2010 года МУП «АКС» предоставило ООО «Жилищник» для информации показания приборов учета, установленных на доме за период с ноября 2007 года по декабрь 2008 года, которая впоследствии была передана истице Шевченко О.В. (л.д.15).
18.04.2011 года по запросу собственника квартиры были предоставлены сведения о фактическом потреблении тепловой энергии по жилому дому за период с 2008 по 2010 год (л.д.14).
При сопоставлении указанных данных установлено, что сведения о количестве поставленной тепловой энергии за 2008 год в указанных справках различны.
13.05.2011 года истица Шевченко О.В. обратилась с заявлением в МУП «АКС» о предоставлении данных о количестве тепловой энергии согласно показаниям прибора учета за период с 2008 по 2010 год (л.д.11), в чем ей было отказано.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
При рассмотрении дела установлено, что МУП «АКС» отнесено к организациям коммунального комплекса, на которые возложена обязанность по раскрытию информации о регулируемых товарах и услугах, по критерию владения объектами теплосетевого хозяйства и их эксплуатации для производства и реализации потребителям тепловой энергии.
Согласно п.17 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" потребителями услуг в сфере водоснабжения и водоотведения в многоквартирных домах являются управляющие компании, которые приобретают указанные услуги для их предоставления лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме.
Пункт 8 статьи 155 ЖК РФ предусматривает возможность заключения собственником жилого помещения договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг, непосредственно с ресурсоснабжающими организациями в случае, если собственники жилых помещений в многоквартирном доме осуществляют непосредственное управление таким домом.
В соответствии с ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307) исполнителем коммунальных услуг может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении энергоресурсов непосредственно с соответствующей снабжающей организацией (пункт 7 Правил).
Доказательств того, что собственники многоквартирного дома от своего имени заключили договоры с МУП «АКС» в соответствии со ст. 164 Жилищного ЖК РФ в материалах дела нет.
ООО «Жилищник» является исполнителем коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению перед гражданами дома. Обязанность предоставления данных услуг населению ООО «Жилищник» реализовал, заключив с ресурсоснабжающей организацией - МУП «АКС» договор на теплоснабжение,в соответствии с которым энергоснабжающая организация обязуется подавать через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде. Абонент обязуется принимать и своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию в порядке, определенным настоящим договором, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления. В Приложениях к указанному договору имеется ссылка на дом (л.д.41-48). Исходя из пояснений представителя ответчика, аналогичные договоры заключались между МУП «АКС» и ОО «Жилищник» с 2008 года, что не оспорено истцом.
Каких-либо обязательств между жильцами и энергоснабжающей организацией МУП «АКС» в силу договора или закона не имеется.
Таким образом, Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" полностью исключает возможность заключения прямых договоров на поставку коммунальных ресурсов между гражданами и ресурсоснабжающими организациями в случаях, когда собственники помещений многоквартирных домов в качестве способа управления многоквартирным домом выбрали управляющую организацию или товарищество собственников жилья, в связи с чем, истица Шевченко О.В. в данном случае не может являться потребителем услуг ресурсоснабжающей организации. Потребителем в данном случае является ООО «Жилищник».
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 (ред. от 10.06.2011) утверждены стандарты раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в которых также предусмотрена обязанность организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами, раскрывать информацию, в том числе перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций.
Раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде.
Управляющая организация обязана сообщать по запросу потребителей - граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме (далее - потребитель), адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.
Предоставление информации по письменному запросу осуществляется в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.
В судебном заседании установлено, что с запросом о предоставлении данных об объеме тепловой энергии, поставляемой на дом за период с 2009 по 2011 год с разбивкой по месяцам в ООО «Жилищник» истица Шевченко О.В. не обращалась, за 2008 год сведения от ООО «Жилищник» ею были получены.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить Шевченко О.В. данных об объеме тепловой энергии, поставляемой на дом, не усматривается, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований суд считает необходимо отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Шевченко О.В. к МУП «Ачинские коммунальные системы» отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья подпись Е.П. Матушевская