КОПИЯ
66RS003301-2024-002178-91 Дело № 2-997/2024
Решение в окончательной форме изготовлено 18 октября 2024 года.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 октября 2024 года г. Краснотурьинск
Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Чумак О.А.,
при секретаре судебного заседания Жарких Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области к администрации городского округа Краснотурьинск о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт,
установил:
Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской <адрес обезличен> обратился в суд с иском к наследственному имуществу ФИО о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, указав, что ФИО являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>. Многоквартирный дом по адресу <адрес обезличен>, вошел в Региональную программу по капитальному ремонту. ФИО умер <дата обезличена>. За период с 01.05.2018 по 31.05.2024 года образовался долг по взносам на капитальный ремонт в размере 14 652,48 руб. Истец просит взыскать в свою пользу в пределах и за счет стоимости наследственного имущества умершего ФИО сумму задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01.05.2018 по 31.05.2024 года в размере 14 652, 48 руб., неустойку в размере 3 320,64 руб., судебные расходы в виде оплаченной государственной пошлины в размере 718, 92 руб.
Определением Краснотурьинского городского суда от 05.09.2024 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация городского округа Краснотурьинск, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Баканова Л.Д. (л.д.75-76).
В ходе рассмотрения дела представитель истца Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области Дугарь Е.И., действующая на основании доверенности от 09.01.2024 года, с учетом ходатайства представителя ответчика о применении срока исковой давности уточнила исковые требования, просила взыскать с администрации городского округа Краснотурьинск в пользу истца сумму задолженности за период с 14.08.2021 года по 31.05.2024 года по взносам на капитальный ремонт в размере 7 672, 09 руб., пени за период с 21.10.2021 года по 30.05.2024 года в размере 815,22 руб., судебные расходы в виде оплаченной государственной пошлины в размере 400 руб., возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в размере 318,92 руб. (л.д.145)
Представитель истца Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом путем направления смс -сообщения (л.д.136), а также путем размещения сведений на официальном сайте Краснотурьинского городского суда (л.д.135), в адрес суда от представителя истца Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области Дугарь Е.И., действующей на основании доверенности, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя (л.д. 102).
Представитель ответчика администрации городского округа Краснотурьинск в судебное заседание не явился, будучи заблаговременно извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела путем вручения судебной повестки (л.д.132) и размещения сведений на официальном сайте Краснотурьинского городского суда (л.д.135), в адрес суда от представителя ответчика администрации городского округа Краснотурьинск Грядюшко П.А., действующей на основании доверенности от 09.01.2024 года, поступили возражения относительно удовлетворения заявленных требований. Представитель ответчика указала, что с 11.05.2022 года спорное жилое помещение является выморочным и имеет признаки пустующего, поскольку в жилом помещении никто не зарегистрирован. Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области обратился в суд с исковым заявлением только 14.08.2024 года, в связи с чем просит применить трехлетний срок исковой давности к требованиям о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт (л.д.142-144).
Третье лицо Баканова Л.Д. в судебное заседание не явилась, будучи заблаговременно извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела путем направления судебной повестки по известному месту жительства (л.д.133, 141) и размещения сведений на официальном сайте Краснотурьинского городского суда (л.д.135), о причинах неявки суд не известила.
Судом, с учетом имеющихся материалов дела, определено рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания своего имущества.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (части 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса).
Из материалов дела следует, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, с <дата обезличена> являлся ФИО, <дата обезличена> года рождения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 29-32, 44).
В судебном заседании установлено, что ФИО, <дата обезличена> года рождения, умер <дата обезличена>, что подтверждается записью акта о смерти № от <дата обезличена> (л.д.53).
Как установлено судом, в спорной квартире, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, с 27.02.2016 по 11.05.2022 года был зарегистрирован ФИО, <дата обезличена> года рождения, что подтверждается справкой службы регистрации граждан ООО «Краснотурьинский Расчетный Центр» от 19.08.2024 года. С 12.05.2022 года по настоящее время в спорной квартире никто не зарегистрирован (л.д. 65).
Из ответов нотариусов г. Краснотурьинска на судебные запросы следует, что наследственное дело после смерти ФИО нотариусами г. Краснотурьинска не заводилось (л.д. 47,52). Наследственное дело не заводилось и иными нотариусами, что подтверждается публичными сведениями, содержащимися в реестре наследственных дел, официально размещенном на сайте Федеральной нотариальной палаты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» (л.д.17).
Данных о наличии наследников, в том числе фактически принявших наследство, в отношении имущества ФИО не установлено.
В силу п. 1 ст. 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В соответствии с п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
В силу пункта 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В силу ч. 2 указанной статьи в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории:
жилое помещение;
земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества;
доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.
Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется.
В п. 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" содержатся разъяснения о том, что при наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается и со дня открытия наследства оно переходит в порядке наследования по закону в собственность, соответственно, Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Оценив представленные доказательства в совокупности, учитывая, что прежний собственник вышеназванной спорной квартиры ФИО умер <дата обезличена>, наследственное дело в отношении его имущества не заводилось и сведений о фактическом принятии оставшегося после его смерти наследства не имеется, суд приходит к выводу о том, что данная квартира является выморочным имуществом, которая перешла в собственность городского округа Краснотурьинск, в связи с чем новый собственник (в лице администрации городского округа Краснотурьинск) обязан нести все расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе по оплате взносов на капитальный ремонт.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Из части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации формируют фонд капитального ремонта.
На основании части 3 указанной статьи собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Согласно части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации.
В соответствии с Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП и официально опубликованной 29.04.2014, все собственники помещений в многоквартирных домах Свердловской области, которые включены в Региональную программу, обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт с 01.11.2014.
Частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
На территории Свердловской области в качестве регионального оператора на основании Указа Губернатора Свердловской области от 16.08.2013 N 444-УГ, Постановления Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1313-ПП "О Региональном Фонде содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области" в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области соответствующую деятельность осуществляет Региональный фонд капитального ремонта МКД.
Частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) определено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Исходя из части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 названного Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 названного Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Постановлением Правительства Свердловской области от 01.10.2014 года №833-ПП «Об установлении на территории Свердловской области минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на 2015 - 2017 годы» (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений), а также постановлением Правительства Свердловской области от 19.09.2017 года №702-ПП «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2018 - 2020 годы» (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений), постановлением Правительства Свердловской области от 20.08.2020 года №556-ПП «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2021 - 2023 годы», постановлением Правительства Свердловской области от 17.08.2023 N 589-ПП «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2024 год», утвержден минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2017 годы и 2018 - 2020 годы, 2021-2023 годы, на 2024 год в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику помещения, в месяц в размере: 1) 2015 год - 8 руб. 20 коп.; 2) 2016 год - 8 руб. 52 коп.; 3) 2017 год - 9 руб.; 4) 2018 год - 9 руб.; 5) 2019- 9 руб. 36 коп., 6) 2020 год – 9 руб. 72 коп., 7) 2021 год-10 руб. 11 коп., 8) 2022 год -10 руб.51 коп., 9) 2023 год – 14 руб. 81 коп., 10) 2024 год - 14 руб. 81 коп.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Коммунальная, д.25а, включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП.
Согласно расчету истца, задолженность ответчика по внесению взносов на капитальный ремонт МКД за период с 01.05.2018 года по 31.05.2024 года составила 14 652, 48 руб., пени за период с 21.07.2018 года по 30.05.2024 года в размере 3 320, 64 руб. (л.д. 9-11).
В ходе рассмотрения дела представителем ответчика заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.
С учетом заявленного ходатайства истец уточнил исковые требования, представив расчет, согласно которому задолженность ответчика по внесению взносов на капитальный ремонт МКД за период с 14.08.2021 года по 31.05.2024 года составила 7 672, 09 руб., пени за период с 21.10.2021 по 30.05.2024 года в размере 815,22 руб. (л.д. 146-147).
Рассматривая ходатайство ответчика о применении срока исковой давности суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (п. 2 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", по смыслу п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
Пунктом 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", также предусмотрено, что к спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу.
Учитывая изложенное, течение срока исковой давности по предъявленному требованию о взыскании задолженности в определенном истцом периоде следует исчислять с момента возникновения этой задолженности.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 Краснотурьинского судебного района Свердловской области от 24.04.2024 года истцу отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт спорного жилого помещения с физического лица в связи с наличием спора о праве (л.д.25).
С исковым заявлением истец обратился в суд 14.08.2024 года (л.д.4-5), соответственно, период, за который срок исковой давности не истек, начинается с 14.08.2021 года.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Так как предельный срок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги за август 2021 года истекал 10.09.2021, по данному периоду платежей срок исковой давности не истек.
Таким образом, с учетом срока исковой давности период задолженности определен истцом верно с августа 2021 года по май 2024 года.
В связи с чем, суд считает возможным принять во внимание расчет задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, представленный истцом в материалы дела, произведенный исходя из площади принадлежащего ответчику жилого помещения и утвержденного Правительством Свердловской области минимального размера взноса на капитальный ремонт, согласно которого задолженность за период с 14.08.2021 года по 31.05.2024 года составила 7 672, 09 руб. (л.д. 147).
В силу п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Как разъяснено в Определении Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 года №13-0, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Гражданский кодекс РФ предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Наличие оснований для снижения неустойки и критерии соразмерности определяются судом в каждом конкретном случае самостоятельно, исходя из установленных по делу обстоятельств.
При этом снижение размера неустойки не должно вести к необоснованному освобождению должника от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. Согласно пункта 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Такой мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан был введен постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 года №497.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 года №44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), мораторий вводится со дня вступления в силу соответствующего акта Правительства Российской Федерации, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 28.03.2022 года №497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» предусмотрено, что настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует в течение 6 месяцев. Данное постановление вступило в силу со дня его опубликования на официальном интернет-портале правовой информации 01.04.2022 года, вследствие чего срок его действия ограничен 01.10.2022 года.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 года №44 на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Согласно пункту 7 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда РФ в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ), неустойка (ст. 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (п.п. 2 п. 3 ст. 9.1, абз. 10 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве).
Таким образом, плательщики освобождены от уплаты неустоек за период с 01.04.2022 до 01.10.2022 года, а неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, за весь период просрочки, исключая период моратория, в том числе соответствующие расчетные месяцы.
Истцом в материалы дела предоставлен расчет пени (л.д. 146), суд полагает, что данный расчет подлежит принятию как достоверный, поскольку в период расчета пени не включен период моратория, указанный выше в постановлении Правительства РФ от 28.03.2022 года №497 с 01.04.2022 по 01.10.2022 года.
С учетом заявления ответчика о пропуске срока исковой давности, истец уменьшил размер исковых требований в части взыскания пеней до 815,22 руб. и уточнил их период взыскания с 21.10.2021 по 30.05.2024 года.
Таким образом, с администрации городского округа Краснотурьинск подлежит взысканию в пользу Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с 14.08.2021 года по 31.05.2024 года в размере 7 672, 09 руб., пеней за период с 21.10.2021 по 30.05.2024 в размере 815, 22 руб.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, поэтому подлежит удовлетворению требование истца о взыскании с ответчика суммы государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления в суд.
В соответствии со ст. 93 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п.1 ч.1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой, а именно ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Размер государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче иска в суд установлен ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 21.07.2014 года), с учетом положений которой при цене иска в размере 8 487, 31 руб. размер государственной пошлины, подлежащей уплате, составляет 400 руб. Истцом уплачена государственная пошлина на общую сумму 718,92 руб.
Следовательно, Региональному Фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области подлежит возврату излишне уплаченная государственная пошлина в размере 318,92 руб. (718,92 руб. – 400 руб.).
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области к администрации городского округа Краснотурьинск о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт удовлетворить.
Взыскать с администрации городского округа Краснотурьинск (ОГРН 1026601184037, ИНН 6617002880) в пользу Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (ИНН 6671994672) задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 14.08.2021 года по 31.05.2024 года в размере 7 672 руб. 09 коп., пени за период с 21.10.2021 по 30.05.2024 года в размере 815 руб. 22 коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб. 00 коп.
Возвратить Региональному Фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области излишне уплаченную государственную пошлину в размере 318 руб. 92 коп., уплаченную по платежному поручению №589 от 25.07.2024 года в Казначейство России (ФНС России).
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Краснотурьинский городской суд.
Председательствующий: судья (подпись) О.А. Чумак