ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 2-1143/2023 № 33-487/2024 | Председательствующий в суде первой инстанциисудья – докладчик в суде апелляционной инстанции | Бойко З.А.Старова Н.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 марта 2024 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Старовой Н.А.,
судей Богославской С.А., Копаева А.А.,
при секретаре Сенокосовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Феодосии Республики Крым, поданному в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе к администрации г. Феодосии Республики Крым, Религиозной организации «Православный приход храма святителя Стефана Сурожского пгт. Орджоникидзе Республики Крым Феодосийской Епархии», об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, прекращении права собственности, третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Крымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Феодосийский городской совет Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,-
установила:
Заместитель прокурора г.Феодосии Республики Крым, действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе обратился в суд с иском к администрации г. Феодосии Республики Крым об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, прекращении права собственности.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г.Феодосии Республики Крым проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства при формировании земельного участка с кадастровым номером №расположенного по адресу: г. <адрес> В ходе проверки установлено, что указанный земельный участок площадью 600 кв.м. имеет вид разрешенного использования - «религиозное использование», категория земель – «земли населенных пунктов», зарегистрирован на праве муниципальной собственности за муниципальным образованием городской округ Феодосия Республики Крым 14.06.2018 г.
В соответствии с решением 17 сессии 56 созыва Орджоникидзевского поселкового совета Автономной Республики Крым от 30.09.2011 № 275 Общине Святителя Стефана Сурожского было дано согласие на разработку проекта землеустройства на земельный участок, расположенный на острове Иван-Баба, мыс Киик-Атлама, пгт. Орджоникидзе в соответствии с планом отвода земельный участок расположен на острове.
Решением 21 сессии 6 созыва Орджоникидзевского поселкового совета Автономной Республики Крым от31.05.2012 № 505 утвержден Генеральный план пгт. Орджоникидзе с выполненными корректировками границ, в соответствии с которыми остров Иван-Баба, мыс Киик-Атлама включен в границы пгт. Орджоникидзе. В соответствии с выкопировкой из Генерального плана муниципального образования городской округ Феодосия, утвержденного решением 41 сессии Феодосийского городского совета 2 созыва от 29.03.2013 №1278, земельный участок с кадастровым номером № находится в зоне делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры. В соответствии с выкопировкой из карты градостроительного зонирования Правилземлепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия участок находится в зоне ОД-6 – зона религиозного использования, вводоохранной зоне и в прибрежной защитной полосе Черного моря, частично в береговой полосе общего пользования.
Согласно акту осмотра муниципального земельного контроля земельный участок с № расположен на острове Иван-Баба пгт. Орджоникидзе, г.Феодосия, Республика Крым, доступ на который и сухопутное сообщение отсутствует, какая-либо деятельность на участке не ведется.
Право муниципальной собственности на указанный земельный участок зарегистрировано в нарушение требований действующего законодательства, так как водные объекты могут находиться исключительно в федеральной собственности, в связи с чем, образование земельного участка в акватории Черного моря и регистрация права собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым на указанный земельный участок является недопустимым.
На основании изложенного, ссылаясь на положения ст. 8 ВК РФ, ст. 301 ГК РФ, просит: прекратить право муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г<адрес>, истребовать в пользу Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе указанный земельный участок.
Протокольным определением от 11.04.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Протокольным определением от 08.06.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Феодосийский городской совет Республики Крым.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 07.08.2023 года в удовлетворении иска отказано (т.2 л.д.37-42).
Не согласившись с указанным решением, прокурор подал апелляционное представление, в котором ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как постановленного с нарушением норм материального права. Основные доводы апелляционного представления сводятся к тому, что в силу положений ст. 1, 5, 8 ВК РФ в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, не могут находиться земельные участки, расположенные на островах и относящиеся к водным объектам, в связи с чем, право муниципальной собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за муниципальным образованием в нарушение требований действующего законодательства (т.2 л.д.45-48).
В возражениях на апелляционное представление администрация города Феодосии Республики Крым и Религиозная организация «Православный приход храма святителя Стефана Сурожского пгт.Орджоникидзе Республики Крым Феодосийской Епархии» просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 13.12.2023 года судебная коллегия перешла к рассмотрению указанного гражданского дела, по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, к участию в деле, в качестве ответчика привлечена Религиозная организация «Православный приход храма святителя Стефана Сурожского пгт. Орджоникидзе Республики Крым Феодосийской Епархии», в качестве третьего лица привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Крымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (т.2 л.д.190-194).
Увеличив исковые требования, предъявив их, в том числе, к ответчику Религиозной организации «Православный приход храма святителя Стефана Сурожского пгт. Орджоникидзе Республики Крым Феодосийской Епархии» прокурор просит: прекратить право муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; признать недействительным договор безвозмездного срочного пользования земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, площадью 600 +/-9 кв.м., с кадастровым номером № от 18.04.2018 года №2, заключенный между администрацией г. Феодосии Республики Крым и Религиозной организации «Православный приход храма святителя Стефана Сурожского пгт. Орджоникидзе Республики Крым Феодосийской Епархии».
Истребовать в пользу Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе указанный земельный участок.
В возражениях на уточненное исковое заявление администрация г.Феодосии Республики Крым просит в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции помощник прокурора Шалева М.Ю. в полном объеме поддержала требования первоначального и уточненного искового заявления.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дне и месте рассмотрения дела, от представителя Феодосийского городского совета Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно п.4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Поскольку судом первой инстанции при постановлении обжалуемогорешения было допущено существенное нарушение норм процессуальногоправа, у суда апелляционной инстанции имеются безусловные основания для отмены решения суда первой инстанции.
Принимая во внимание, что при отмене решения судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции по вышеуказанному основанию в соответствии с положениями ст. 328 ГПК РФ направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции не допускается, судебная коллегия полагает необходимым разрешить спор по существу с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора г.Феодосии Республики Крым.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> площадью 600 +/-9 кв.м., вид разрешенного использования – религиозное использование, категория земель – земли населенных пунктов, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию г.Феодосии Республики Крым (т.1 л.д.72-74).
На основании решения 17 сессии 56 созыва Орджоникидзевского поселкового совета г. Феодосии Автономной Республики Крым от 30.09.2011 года № 275 Общине Святителя Стефана Сурожского было дано согласие на разработку проекта землеустройства на земельный участок, расположенный на острове Иван-Баба, мыс Киик-Атлама, пгт. Орджоникидзе, для восстановления и обслуживания Храма-часовни в честь Пророка Иоанна Предтечи, для передачи в постоянное пользование из земель, не переданных в собственность или пользование, категории земель - жилой и общественной застройки. Обязано Общину Храма святителя Стефана Сурожского выполнить проект землеустройства в течение 1 года и представить на рассмотрение сессии поселкового совета (т.1 л.д.60).
Решением 26 сессии 6 созыва Орджоникидзевского поселкового совета Автономной Республики Крым от 28.02.2012 № 415 внесены изменения в п.1 решения 17 сессии 56 созыва Орджоникидзевского поселкового совета Автономной Республики Крым от 30.09.2011 № 275 в части площади спорного земельного участка «0,0600 га».
В соответствии с планом отвода земельного участка от 19.07.2012 года спорный земельный участок расположен на острове.
Решением 31 сессии 6 созыва Орджоникидзевского поселкового совета г. Феодосии Автономной Республики Крым от 31.05.2012 года № 505 был утвержден проект «Генеральный план пгт. Орджоникидзе, АР Крым», в соответствии с которым остров Иван-Баба, мыс Киик-Атлама был включен в границы пгт. Орджоникидзе.
Решением 42 сессии 6 созыва Орджоникидзевского поселкового совета г. Феодосии Автономной Республики Крым от 03.12.2012 № 635 срок действия решения 17 сессии 56 созыва Орджоникидзевского поселкового совета г. Феодосии Автономной Республики Крым от 30.09.2011 № 275 продлен до 03.12.2013 года (т.1 л.д.64).
Решением 64 сессии 6 созыва Орджоникидзевского поселкового совета г. Феодосии Автономной Республики Крым от 30.01.2014 №1085 срок действия решения 17 сессии 56 созыва Орджоникидзевского поселкового совета г. Феодосии Автономной Республики Крым от 30.09.2011 года №275 продлен до 30.01.2015 года (т.1 л.д.62).
Постановлением администрации г.Феодосии Республики Крым от 28.09.2016 г. № 2812 вышеуказанный земельный участок предоставлен Религиозной организации «Православный приход храма святителя Стефана Сурожского пгт. Орджоникидзе Республики Крым Феодосийской и Керченской Епархии» в порядке завершения оформления прав в безвозмездное срочное пользование на срок 10 лет для восстановления и обслуживания часовни в честь Пророка Иоанна Предтечи (т.1 л.д.18-19).
Администрацией г.Феодосии Республики Крым принято постановление от 28.09.2016 № 2812 «О предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование Религиозной организацией «Православный приход храма Святителя Стефана Сурожского пгт. Орджоникидзе Республики Крым Феодосийской Епархии», согласно которого вышеуказанный земельный участок предоставлен в безвозмездное срочное пользование на срок 10 лет, для восстановления и обслуживания часовни в честь Пророка Иоанна Предтечи, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - религиозное обслуживание.
18.04.2018 года между администрацией г. Феодосии Республики Крым и Религиозной организацией «Православный приход храма святителя Стефана Сурожского пгт. Орджоникидзе Республики Крым Феодосийской и Керченской Епархии» заключен договор безвозмездного срочного пользования земельным участком №2, согласно которому вышеуказанный земельный участок передан религиозной организации в безвозмездное пользование на срок 10 лет для восстановления и обслуживания часовни в честь Пророка Иоанна Предтечи (т.1 л.д.14-17).
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд сзаявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан,неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а данном случае указанные нарушения законодательства создают реальную угрозу жизни и здоровья граждан, пользующихся автотранспортом, в большей части общественным транспортом и как следствие могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, связанные с травмами и гибелью граждан.
В силу ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч.3 ст.1, ч.1 ст.23 Федерального конституционного закона от21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию РеспубликиКрым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а такжеДоговора от 18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, с 18.03.2014 года на территории Республики Крым действуют нормы законодательства Российской Федерации.
Согласно положений п. 1 ст. 1206 ГК РФ возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.
Поскольку спорные правоотношения сторон возникли до 18.03.2014 года, коллегия судей считает, что к данным правоотношениям, согласно главы 66 ГК РФ, также следует применять положения гражданского законодательства Украины, что не противоречит требованиям ч.3 ст.1 ГПК РФ и ст. 4 ГК РФ, а также принципу правовой определенности.
В соответствии со ст. 4 Водного кодекса Украины (далее - ВК Украины), к землям водного фонда относятся, среди прочего, земли, занятые морями, реками, озерами, водохранилищами, другими водоемами, а также островами.
Согласно ст.5 ВК Украины к водным объектам общегосударственного значения принадлежат внутренние морские воды и территориальное море.
В силу ст. 5 Закона Украины «О государственной границе Украины» к территориальному морю Украины относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, которые относятся Украине, или от прямых исходных линий, которые соединяют соответствующие точки. Географические координаты этих точек утверждаются в порядке, который устанавливается Кабинетом Министров Украины. В отдельных случаях другая ширина территориального моря Украины может устанавливаться международными договорами Украины, а при отсутствии договоров — соответственно общепризнанным принципам и норм международного права
Из положений ст. 88 ВК Украины следует, что с целью охраны поверхностных водных объектов от загрязнения, засорения и сохранения их водности вдоль рек, морей и вокруг озер, водохранилищ и других водоемов в пределах водоохранных зон выделяются земельные участки под прибрежные защитные полосы.
На островах устанавливается режим ограниченной хозяйственной деятельности, предусмотренный для прибрежных защитных полос.
Согласно ст. 84 ЗК РФ, в редакции закона Украины от 05.11.2009 года N 1708-VI, действующей на момент принятия решения 31 сессии 6 созыва Орджоникидзевского поселкового совета г. Феодосии Автономной Республики Крым от 31.05.2012 № 505, которым утвержден проект «Генеральный план пгт. Орджоникидзе, АР Крым», в соответствии с которым остров Иван-Баба, мыс Киик-Атлама был включен в границы пгт. Орджоникидзе, в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности.
Право государственной собственности на землю приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета Министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской, районных государственных администраций, государственных органом приватизации в соответствии с законом.
К землям государственной собственности, которые не могут передаваться в коммунальную собственность относятся земли под водными объектами общегосударственного значения (п. «г» ч. 3).
Исходя из анализа указанных норм материального права Украины земли, расположенные на островах внутренних морских вод и территориального моря относятся к водным объектам общегосударственного значения и не могли передаваться в коммунальную собственность.
В силу п.п. 1, 2 ст. 67 Конституции Российской Федерации территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
В силу ч. 4 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В силу ч.1-3 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» территориальное море Российской Федерации - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона.
Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации.
Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Согласно ч. 1, 2, 6 ст. 6 ВК РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
В силу ч. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах (то есть внутри береговой линии), а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, относятся к землям водного фонда.
Исключением из этого правила является нахождение в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица пруда, обводненного карьера, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, если иное не установлено федеральными законами (ч. 2 ст. 8 ВК РФ).
В силу п. 1 ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся: земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (п. 2 ст. 102 ЗК РФ).
Зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в целях охраны окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (п.4 ч.1 ст. 104 ЗК РФ).
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных положений материального права в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут не могут находиться водные объекты, а именно острова, а только пруды (состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии), обладающие признаками изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов, то есть не имеющие гидравлической связи с иными водными объектами.
Пункт 12 ст.85 ЗК РФ устанавливает правило, согласно которому земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пункт 12 ст. 1 ГрК РФ к территориям общего пользования относит территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Исходя из анализа вышеприведенных норм материального права, судебная коллегия приходит к выводу, что право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 600 +/-9 кв.м., с кадастровым номером № зарегистрировано за муниципальным образованием городской округ Феодосия Республики Крым в нарушение закона, поскольку земельный участок относится к водному объекту, который не может находиться в муниципальной собственности.
Доводы администрации г. Феодосии Республики Крым о наличии компетенции по принятию решений в отношении спорного земельного участка со ссылкой о включении острова в границы населенного пункта, п. 12 раздела X переходных положений ЗК Украины, судебной коллегией отклоняются, исходя из следующего.
Решением 31 сессии 6 созыва Орджоникидзевского поселкового совета г. Феодосии Автономной Республики Крым от 31.05.2012 года № 505 был утвержден проект «Генеральный план пгт. Орджоникидзе, АР Крым», в соответствии с которым остров Иван-Баба, мыс Киик-Атлама был включен в границы пгт. Орджоникидзе.
Исходя из п. 10 раздела X переходных положений ЗК Украины решение о разграничении земель государственной и коммунальной собственности в пределах населенных пунктов принимают соответствующие сельские, поселковые, городские совета по согласованию с органами исполнительной власти, а за пределами населенных пунктов - органы исполнительной власти по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
Согласно п. 12 раздела X переходных положений ЗК Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Вместе с тем, в силу ст.83 ЗК Украины в коммунальной собственности находились все земли в пределах населенных пунктов, кроме земель частной и государственной собственности, а поскольку острова относились к государственной собственности Украины, то соответственно орган местного самоуправления не был наделен полномочиями по распоряжению спорным земельным участком.
Таким образом, администрация г. Феодосии Республики Крым предоставила в безвозмездное срочное пользование Религиозной организации «Православный приход храма святителя Стефана Сурожского пгт. Орджоникидзе Республики Крым Феодосийской Епархии» земельный участок земель водного фонда, находящегося в федеральной собственности, такая сделка является недействительной (ничтожной) в силу ст. 168 ГК РФ, поскольку противоречит требованиям ст.ст.1, 5, 8 ВК РФ, ст. 102 ЗК РФ и ст.209 ГК РФ, нарушает права Российской Федерации и посягает на публичные интересы неограниченного круга лиц.
Согласно п.1 и п.2 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В силу положений ст.305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301-304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
В соответствии с ч. 2 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 2 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░. 301 ░░ ░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 328 - 330 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░,-
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 07.08.2023 ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░ 600 +/-9 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ 600 +/-9 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ 18.04.2018 ░░░░ №2, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░ 600 +/- 9 ░░.░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ 600 +/- 9 ░░.░.; ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ 600 +/- 9 ░░.░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ 600 +/- 9 ░░.░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░░
░.░.░░░░░░