Дело № 2а-532/2022
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 января 2022 г. г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Кольцовой Е.В.,
при секретаре - помощнике судьи Жуковой С.Г.,
с участием помощника прокурора г. Новочебоксарска Воеводиной У.А.,
административного ответчика Гордеева В.А. и его представителя Федоровой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике об установлении административного надзора в отношении осужденного Гордеева В.А.,
установил:
Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии (далее - истец/Учреждение) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Гордеева В.А. (далее - ответчик), мотивируя тем, что Гордеев В.А. освобождается из мест лишения свободы, имея непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений. За период отбывания наказания характеризуется удовлетворительно. В силу ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» ответчик относится к лицам, в отношении которых должен быть установлен административный надзор. В связи с этим административный истец просит суд установить в отношении осужденного административный надзор сроком на 8 лет с административным ограничениями, установленными ст. 4 ФЗ от 06 апреля 2011 года № 64 -ФЗ.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик Гордеев В.А. и его представитель Федорова В.И. административный иск признали частично. Не возражали против установления в отношении Гордеева В.А. административного надзора, с учетом положительной характеристики по месту отбывания наказания, наличия инвалидности, устойчивой связи с родственниками, просили снизить срок административного надзора.
Выслушав заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, изучив представленные материалы административного искового заявления, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 ст. 3 Закона №64-ФЗ, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 Уголовного кодекса РФ.
Согласно части 3 ст. 3 Закона №64-ФЗ в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два или более административных правонарушений против порядка управления и (или) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
При этом, частью 2 ст. 3 Закона № 64-ФЗ предусмотрено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 данной статьи, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Приговором Канашского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Гордеев В.А. осужден по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ к лишению свободы на срок 1 год 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Из указанного приговора следует, что в действиях Гордеева В.А. имеется опасный рецидив преступлений. Указанное обстоятельство признано судом отягчающим наказание обстоятельством.
Гордеев В.А. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы. В силу ст. 15 Уголовного кодекса РФ преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 158 УК РФ, относится к категории тяжких преступлений.
Исходя из вышеизложенного, в силу положений ч.ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и части 1 ст.173-1 УИК РФ, по данному делу имеются безусловные основания для установления за Гордеевым В.А. административного надзора, поскольку в его действиях приговором Канашского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен опасный рецидив преступлений.
Согласно пункта 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с пунктом «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент осуждения Гордеева В.А.) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении 8 лет после отбытия наказания.
Следовательно, суд считает, что административный надзор в отношении Гордеева В.А. следует установить на срок 8 лет.
Административный истец также просит суд установить в отношении Гордеева В.А. административные ограничения.
Перечень административных ограничений, которые могут быть установлены в отношении поднадзорного лица, предусмотрены ст. 4 Закона №64-ФЗ.
В силу части 1 ст. 4 того же закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При решении вопроса об установлении в отношении осужденного вида и количества административных ограничений, суд принимает во внимание цели и задачи Закона №64-ФЗ, обстоятельства рассматриваемого дела, доводы участников процесса, личность осужденного. При этом, согласно части 8 ст. 272 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Из характеристики, представленной администрацией ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, следует, что административный ответчик за период отбывания наказания в местах лишения свободы поощрений и взысканий не имеет. По прибытию в учреждение трудоустроен, к труду относится недобросовестно, норму выработки не выполняет; с ДД.ММ.ГГГГ состоит на профилактическом учете №. Посещает мероприятия воспитательного характера, старается принимать участие в общественной жизни отряда. Придерживается общепринятых норм и правил, на профилактическом учете не состоит.
Из представленных административным ответчиком документов следует, что Гордеев В.А. является инвалидом 3 группы бессрочно, имеет в собственности 1/2 долю в праве на жилой дом по адресу <адрес>, где зарегистрирован. Суду представлено гарантийное письмо ИП Г., который обязуется трудоустроить Гордеева В.А. на должность менеджера по продажам после его освобождения.
С учетом изложенного, а также личности осужденного, его поведения в период отбывания наказания, характеризующих данных осужденного, суд считает необходимым установить в отношении Гордеева В.А. административные ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации с периодичностью явки один раз в месяц, запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22.00 часов до 06.00 часов утра.
При назначении Гордееву В.А. административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения с 22.00 часов до 06.00 часов утра, суд исходит из того, что преступление, за которое он в настоящее время отбывает наказание, совершено им в ночное время.
Учитывая, что сведений о трудовой занятости Гордеева В.А. в ночное время материалы дела не содержат и суду не представлено, суд не усматривает оснований при установлении Гордееву В.А. административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22.00 часов до 06.00 часов утра, указать «кроме работы в ночное время».
По мнению суда, данные ограничения полностью соответствуют задачам административного надзора, закрепленным в статье 2 названного Федерального закона, не являются произвольными, направлены на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений, а также оказание воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения. Установленные административные ограничения не ограничивают основные конституционные права поднадзорного лица.
Доводы Гордеева В.А. и его представителя на то, что установление административного надзора сроком на 8 лет является несправедливым и при наличии обстоятельств: положительной характеристики личности осужденного, инвалидности 3 группы, должен быть снижен суд признает несостоятельным, поскольку противоречит толкованию пункта 2 части 1 статьи 5 Закона N 64-ФЗ и статье 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления), которой срок погашения судимости установлен 8 лет.
В силу вышеприведенных норм закона основанием для установления административного надзора является факт совершения преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора.
Наличие у Гордеева В.А. инвалидности 3 группы не препятствует исполнению поднадзорным лицом установленных административных ограничений.
Довод Гордеева В.А. и его представителя о том, что установленные ограничения нарушают его права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, отклоняется. Административный надзор в отношении Гордеева В.А., а также административные ограничения, устанавливаются в целях предупреждения совершения преступлений, других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия на указанное лицо, освобождаемое из мест лишения свободы, в связи с чем, не может рассматриваться как нарушающие права и свободы гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174, 175, 177, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Установить в отношении Гордеева В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>, административный надзор на срок 8 (восемь) лет по приговору Канашского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Начало срока отбывания Гордеевым В.А. административного надзора исчислять со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить в отношении Гордеева В.А. административные ограничения:
- являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 1 (один) раз в месяц в дни, установленные контролирующим органом,
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения с 22.00 часов до 06.00 часов утра.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд ЧР в течение 10 (десять) дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Е.В. Кольцова
Мотивированное решение изготовлено 25 января 2022 г.