Решение по делу № 33а-7852/2017 от 27.11.2017

Судья Автушин Ф.А.                             дело № 33а-7852/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Голикова А.А.,

судей Вдовиченко С.В., Соболева В.М.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 04 декабря 2017 года апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 сентября 2017 года, которым

исковые требования Юрьева Вячеслава Николаевича к администрации МО ГО Сыктывкар" удовлетворены;

на администрацию МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность выдать Юрьеву В.Н. градостроительный план земельного участка с кадастровым номером ..., отнесенного к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками, по адресу: ...

на администрацию МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность выдать Юрьеву В.Н. разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке площадью, расположенном по адресу: ... с кадастровым номером ....

Заслушав доклад судьи Соболева В.М., объяснения Юрьева В.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Юрьев В.Н. обратился в суд с административным иском, в котором просил возложить на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанность выдать ему градостроительный план на земельный участок с кадастровым номером ... и разрешение на строительство. В обоснование заявленных требований указал, что при обращении к ответчику ему в выдаче указанных документов было отказано по основанию отнесения земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, объектов обороны и безопасности, где размещение индивидуальных жилых домов не предусмотрено. Настаивая на том, что данный земельный участок предоставлялся для строительства индивидуального жилого дома, находит отказ в выдаче испрашиваемых документов незаконным.

В судебном заседании административный истец и его представитель на удовлетворении заявленных требований настаивали.

Представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" участия в судебном заседании не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд принял приведённое выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" просит об отмене вынесенного решения суда как незаконного и необоснованного, настаивая на отнесение земельного участка Юрьева В.Н. к категории земель, не предназначенных для индивидуального жилищного строительства, и отсутствие правовых оснований для возложения обязанности выдать разрешение на строительство.

Юрьев В.Н. при рассмотрении дела в судебном заседании апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил заявление об отказе от требований в части возложения на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанности по выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: ..., указав на известность последствий отказа от иска.

Администрация МО ГО "Сыктывкар", надлежаще извещённая о месте и времени судебного заседания, явку своего представителя не обеспечила.

В силу статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, и возражений относительно жалобы.

Проверив дело в полном объёме, заслушав Юрьева В.Н., судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договора аренды земельного участка от <Дата обезличена> заключенного Ажминистрацией МО ГО "Сыктывкар" с Б.., и договора об уступке прав аренды земельного участка от <Дата обезличена>, Юрьев В.Н. является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: .... В соответствии с условиями договора, земельный участок расположен на землях промышленности, транспорта, связи, радиовещаания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения, предоставлен для строительства индивидуального жилого дома.

В установленном порядке названный земельный участок поставлен на кадастровый учёт.

Из представленных материалов следует, что на основании письменного заявления от <Дата обезличена> Боровинских А.П. для строительства ИЖД был выдан градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: ..., в котором виды разрешённого использования земельного участка не определены.

Согласно имеющимся сведениям ни Б.., ни Юрьеву В.Н. разрешение на строительство на указанном земельном участке не выдавалось.

Установлено, что Юрьев В.Н. обратился в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о выдаче разрешения на строительство на данном земельном участке.

По результатам рассмотрения поданного заявления письмом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> администрацией МО ГО "Сыктывкар" в выдаче разрешения на строительство ИЖД отказано, разъяснено, что заявителю необходимо обратиться за внесением изменений в пункт 2 градостроительного плана земельного участка <Номер обезличен> или для получения нового градостроительного плана земельного участка, в котором будут отражены сведения о предусмотренных градостроительным регламентом видах использования земельного участка.

По рассмотрению заявления Юрьева В.Н. о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка письмом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> администрацией МО ГО "Сыктывкар" в выдаче градостроительного плана земельного участка для строительства ИЖД по адресу: ..., отказано в связи с тем, что размещение индивидуального жилого дома на землях промышленности…и земель специального назначения законодательством не предусмотрено.

Оценив установленные по делу обстоятельства применительно к требованиям закона, суд первой инстанции пришёл к выводу об обоснованности требований иска, рассмотрев заявленные требования в порядке гражданского процессуального законодательства.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из права на судебную защиту не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральным законом.

Правильное определение судом вида судопроизводства, в котором подлежит защите права граждан и организаций, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой.

Вместе с тем, избранная лицом форма обращения в суд (подача административного искового заявления или искового заявления) не является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства.

Соответственно, суд для обеспечения права на судебную защиту граждан, равно как и организаций, не вправе произвольно выбирать для себя порядок судопроизводства, а обязан действовать по правилам процедуры, установленной законодательством для данного вида судопроизводства.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления регламентирован положениями главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

С учётом изложенных разъяснений и требований закона, характера возникших правоотношений, заявленных требований и изложенных в их обоснование обстоятельств, поданный Юрьевым В.Н. иск подлежал рассмотрению по правилам административного судопроизводства, вместе с тем, неверное определение судом вида судопроизводства не может являться безусловным, самостоятельным основанием к отмене оспариваемого решения суда.

В соответствии с положениями действующего законодательства в порядке требований статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации условием удовлетворения требований об оспаривании действий (бездействия) должностного лица, органа местного самоуправления, является установление их несоответствия соответствующим нормативным правовым актам, нарушение в результате их совершения прав, свобод и законных интересов административного истца.

На основании положений статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

В соответствии с установленным пунктами 5, 6 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядком, в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения указанного заявления осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы.

Не ограничивая возможность получения градостроительного плана земельного участка иным образом, в пункте 4 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодатель предусмотрел, что в случае, если в соответствии с названным Кодексом размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории.

В целях обеспечения возможности выдачи градостроительного плана и отражения в нём установленной пунктом 3 приведённой статьи информации, согласно пункту 7 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке градостроительного плана земельного участка орган местного в течение семи дней с даты получения заявления о выдаче такого документа направляет в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, запрос о предоставлении технических условий для подключения (технологического присоединения) планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В случае отсутствия в заявлении информации о цели использования земельного участка организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет максимальную нагрузку в возможных точках подключения к сетям инженерно-технического обеспечения на основании сведений, содержащихся в правилах землепользования и застройки (пункт 8).

Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 10 марта 2015 года №3/746 утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка на территории МО ГО "Сыктывкар".

Пунктом 2.6 указанного административного регламента определён исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми обязательными для предоставления муниципальной услуги, подлежащих предоставлению заявителем.

В соответствии с пунктом 2.6 административного регламента для получения муниципальной услуги обязательным является предоставление заявления по рекомендуемой форме, документ, удостоверяющий личность заявителя.

Согласно положениям пункта 2.8 Управление, отдел по организации предоставления муниципальных услуг МБУ "ГИКЦ", МФЦ не может требовать от заявителя предоставления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги.

Согласно пункту 2.10.2 административного регламента, содержащего исчерпывающий перечень, основанием для отказа в предоставлении указанной муниципальной услуги являются: вступившее в законную силу определение или решение суда, препятствующее оказанию муниципальной услуги на момент принятия решения о её предоставлении; отсутствие описания местоположения границ земельного участка в данных кадастра недвижимости; подача заявления лицом, не предусмотренным частью 5 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Названным пунктом в подпункте 3 по аналогии с пунктом 4 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории.

Применительно к установленным требованиям закона обстоятельства, послужившие основанием к отказу Юрьеву В.Н. в выдаче градостроительного плана, а именно: отсутствие установленной законом возможности размещения на испрашиваемом земельном участке размещения ИЖД, таковым не является. Рассматривая поданное Юрьевым В.Н. заявление, в силу установленного порядка администрация МО ГО "Сыктывкар" как уполномоченный орган не вправе была отказать Юрьеву В.Н. в выдаче градостроительного плана земельного участка на том основании, что с учетом установленного целевого использования земли размещение на земельном участке ИЖД не предусмотрено.

В данном случае, с учётом изложенных обстоятельств и требований закона, рассматривая заявленные требования в изложенной части, суд пришёл к обоснованному выводу, что оснований для отказа в выдаче Юрьеву В.Н. градостроительного плана у администрации МО ГО "Сыктывкар" как уполномоченного органа не имелось.

Вместе с тем, правомерно признав необоснованным отказ в выдаче Юрьеву В.Н. градостроительного плана земельного участка, суд, возлагая на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанность по выдаче административному истцу градостроительного плана, самостоятельно определив категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка не принял во внимание положения статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статей 7,8 Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешённое использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующим: основные виды разрешённого использования; условно разрешённые виды использования; вспомогательные виды разрешённого использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам и условно разрешённым видам использования и осуществляется совместно с ними.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу требований статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления. Нарушение установленного названным Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую. Из материалов дела следует, что земельный участок административного истца расположен на землях промышленности, транспорта, связи, радиовещаания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения.

В соответствии с разработанным и утвержденным постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 23 ноября 2016 года № 11/3961 административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую на территории МО ГО "Сыктывкар", оказание названной услуги носит заявительный характер, подлежит установлению по результатам правовой оценки представленных документов и установлении законной возможности такого перевода.

Согласно имеющимся данным Юрьев В.Н. как заинтересованное лицо с соответствующим заявлением согласно административному регламенту в уполномоченный орган не обращался, при этом, правовая возможность и соблюдение порядка оказание данной услуги не являлись предметом оценки в рамках рассматриваемых требований, в связи с чем оснований для перевода земельного участка из одной категории земель в другую, определения разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не имелось.

В данном случае, правовых оснований для самостоятельного перевода установленной категории земель в другую у суда не имелось.

В силу приведённых требований закона и изложенных обстоятельств, при установленной законности и правомерности решения суда в части возложения на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанности выдать Юрьеву В.Н. градостроительный паспорт, при этом решение судьи в части указания категории земель и вида разрешённого использования земельного участка нельзя признать законным, оно подлежит изменению.

Статья 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации допускает возможность отказа административного истца от иска, признания иска административным ответчиком или соглашение о примирении сторон, совершенных после принятия апелляционных жалобы, представления, предусматривая, что названные процессуальные действия должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.

При рассмотрении данного административного дела в судебном заседании суда апелляционной инстанции, Юрьев В.Н., представив соответствующее заявление, отказался от исковых требований в части возложения на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанности по выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: ..., указал, что последствия отказа от иска ему разъяснены и понятны.

В силу положений части 2 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным статьёй 157 указанного Кодекса.

На основании части 3 статьи 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части.

Статья 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исключает возможность принятия судом отказа административного истца от административного иска, если это противоречит названному Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В силу положений статьи 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что имеются основания, указанные в частях 5 и 6 статьи 39, частях 6 и 7 статьи 40, частях 1 и 2 статьи 194 указанного Кодекса.

Часть 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает возможность прекращения производства по административному делу в случае, если истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

С учётом установленной законом возможности, принимая во внимание, что отказ Юрьева В.Н. от исковых требований в части возложения на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанности выдать разрешение на строительство не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, судебная коллегия считает, что имеются достаточные и установленные законом основания для его принятия.

В соблюдение установленного порядка, предусмотренные в статье 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации последствия отказа от иска и прекращения производству по делу, исключающие повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, административному истцу разъяснены.

В порядке, установленном частью 2 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.

Таким образом, решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 сентября 2017 года в части возложения на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанности выдать Юрьеву В.Н. разрешение на строительство подлежит отмене с прекращением производства по делу в указанной части.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

    Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 сентября 2017 года отменить в части возложения на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанности выдать Юрьеву В.Н. разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: ... с кадастровым номером ...

В указанной части принять отказ Юрьева В.Н. от исковых требований, производство по административному делу прекратить.

Решение суда в части возложения на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанности выдать Юрьеву В.Н. градостроительный план земельного участка с кадастровым номером ..., отнесённого к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками, по адресу: ..., изменить, обязать администрацию МО ГО "Сыктывкар" выдать Юрьеву В.Н. градостроительный план земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: ....

Председательствующий

Судьи

33а-7852/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Юрьев В.Н.
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Соболев В.М.
Дело на сайте суда
vs.komi.sudrf.ru
04.12.2017[Адм.] Судебное заседание
12.12.2017[Адм.] Передано в экспедицию
12.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее