№ 12- 10/2019
32MS0063-01-2019-000154-82
Р Е Ш Е Н И Е
18 апреля 2019 года г. Новозыбков
Судья Новозыбковского городского суда Брянской области Гусейнова Н.И., рассмотрев в судебном заседании жалобу врио руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Брянской области Горенкова А.А. на постановление мирового судьи судебного участка №63 Новозыбковского судебного района Брянской области от 28 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица администрации муниципального образования «Новозыбковский район», юридический адрес: Брянская область, г. Новозыбков, площадь Октябрьской революции, д. 2, - ОГРН 1023201535477,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №63 Новозыбковского судебного района Брянской области от 28 февраля 2019 года производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - администрации муниципального образования «Новозыбковский район» прекращено на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с малозначительностью административного правонарушения, ограничившись замечанием.
Временно исполняющим обязанности руководителя Управления Росприроднадзора по Брянской области Горенковым А.А. подана жалоба, в которой он просит постановление мирового судьи от 28 февраля 2019 года отменить и привлечь администрацию муниципального образования «Новозыбковский район» к административному наказанию в виде наложения административного штрафа. В обоснование жалобы указывает, что мировым судьей необоснованно применены положения ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения, допущенного администрацией муниципального образования «Новозыбковский район», при этом конкретных оснований отсутствия высокой степени опасности совершенного правонарушения суд не приводит. Кроме того, судом не учтено, что постановлением мирового судьи судебного участка №63 Новозыбковского судебного района Брянской области от 27 февраля 2018 года уже прекращалось производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в отношении администрации муниципального образования «Новозыбковский район» по тем же основаниям и администрация привлекалась за неисполнение предписания административного органа №101/1 от 01.11.2016 года (установленный срок исполнения - до 11.12.2017 года) по тем же фактам. Также отсутствуют документы, подтверждающие, что администрация Новозыбковского района, как распорядитель и получатель бюджетных средств, предпринимала меры для выделения денежных средств, с составлением сметы предполагаемых расходов для выполнения предписания №88 от 25.12.2017 года в установленный срок до 01.12.2017 года. В обоснование своей позиции администрацией не представлена информация о финансовом состоянии учреждения, не проведена степень оценки негативного воздействия на окружающую среду отходов, образующих от ее хозяйственной деятельности, в связи с чем полагает, что применение ст. 2.9 КоАП РФ при конкретных обстоятельствах необоснованно.
В судебное заседание представитель Управления Росприроднадзора по Брянской области не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела без их участия.
Представитель юридического лица администрации муниципального образования «Новозыбковский район» Станчак Е.Б., в судебном заседании пояснила, что факт совершения административного правонарушения признает, однако просила учесть, что указанное предписание Управления Росприроднадзора по Брянской области выполнить в срок не представилось возможным, ввиду тяжелого имущественного положения, дотационности и дефицита бюджета.
Судья, выслушав представителя юридического лица Станчак Е.Б.,исследовав материалы административного дела, изучив доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит проверка законности выданного предписания, а необходимым условием наступления административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ является законность выданного предписания, не выполненного виновным лицом.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, на основании распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора по Брянской области от 05.12.2017 года №172 «О проведении внеплановой документарной проверки выполнения предписания об устранении нарушений в области охраны окружающей среды» была проведена проверка администрации Новозыбковского района, по результатам которой государственным инспектором в области охраны окружающей среды РФ по Брянской области Виноградовым Е.В. было выписано повторное предписание администрации Новозыбковского района об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды №88 от 25.12.2017 года, с установлением срока для устранения выявленных нарушений до 01 декабря 2018 года.
05.12.2018 года руководителем Управления Росприроднадзора по Брянской области №148 было вынесено распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении юридического лица - администрации Новозыбковского района с целью контроля исполнения повторного предписания №88 от 25.12.2017 года об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, срок исполнения которого истек 01 декабря 2018 года.
Однако, администрацией муниципального образования «Новозыбковский район» указанное предписание в срок до 01 декабря 2018 года не выполнено, а именно: не пройдено профессиональное обучение лицами, допущенными к обращению с отходами I - IV классов опасности, и не получены документы о квалификации, выданные по результатам данного обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности; не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и не получен документ об его утверждении; не разработаны паспорта отходов I - IV классов опасности, образующихся от указанных классов опасности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Управления Росприроднадзора по Брянской области в отношении юридического лица администрации муниципального образования «Новозыбковский район» протокола №285 от 25.12.2018 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт административного правонарушения и вина администрации муниципального образования «Новозыбковский район» в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении №285 от 25 декабря 2018 года (л.д. 44 - 46), предписанием об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды №88 от 25.12.2017 года (л.д. 25-26), распоряжением руководителя Управления Росприроднадзора по Брянской области №148 от 05.12.2018 года (л.д. 30-32)
При разрешении данного дела об административном правонарушении мировой судья правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях администрации муниципального образования «Новозыбковский район» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, с учетом того, что допущенное нарушение не повлекло за собой существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений и серьезных последствий в виде причинения вреда, а также с учетом частичного принятия мер для выполнения предписания, характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, мировой судья счел возможным признать совершенное администрацией муниципального образования «Новозыбковский район» административное правонарушение малозначительным и освободить его от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 21 постановления Пленума от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 названного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Приведенные в постановлении мирового судьи мотивы признания инкриминируемого администрации муниципального образования «Новозыбковский район» административного правонарушения малозначительным основаны на совокупности установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, соответствуют нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласуются с правовой позицией, изложенной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5, и сомнений в своей убедительности не вызывают, а доводы заявителя об отсутствии оснований для признания совершенного юридическим лицом административного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 названного Кодекса являются несостоятельными.
Таким образом, доводы жалобы относительно несогласия с выводами суда о малозначительности правонарушения не свидетельствуют о том, что судом допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица, тем более недопустимо, при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 г.), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Исходя из положений пункта 2 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (в редакции Протокола N 11), пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1788-О, вступивший в законную силу судебный акт о прекращении производства по делу об административном правонарушении и повторное рассмотрение дела возможно только в случае, если в ходе предыдущего разбирательства допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Принимая во внимание установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства, судья считает, что при вынесении указанного постановления, существенных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые в силу ст.30.7 КоАП РФ являются основанием к отмене или изменению постановления, мировым судьей не допущено.
Оспариваемое постановление вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая изложенное, жалоба врио руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Брянской области Горенкова А.А. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка №63 Новозыбковского судебного района Брянской области от 28 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в отношении администрации муниципального образования «Новозыбковский район» оставить без изменения, жалобу врио руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Брянской области Горенкова А.А., без удовлетворения.
Судья Н.И. Гусейнова