Решение по делу № 2-3211/2024 от 27.02.2024

Гражданское дело № 2-3211/2024

66MS0006-01-2024-001606-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июня 2024 года                                                         г. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Весовой А.А.,

при секретаре Мокиной Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захарова Евгения Валентиновича к Прокуратуре Свердловской области о перерасчет пенсии, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Захаров Е.В. обратился в суд с вышеуказанным иском к Прокуратуре Свердловской области, в обоснование иска указал, что на его заявление от ДД.ММ.ГГГГ о перерасчете выслуги лет по назначенной пенсии зa выслугу лет, в связи с неправильным исчислением - периода обучения в Свердловском юридическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и действительной срочной службы по призыву ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пенсионной службой прокуратуры Свердловской области принято необоснованное и незаконное решение об отказе в перерасчете выслуги лет – периода военной службы по призыву, а также периода обучения в юридическом институте в нарушение требований пенсионного законодательства подлежащего применению при исчислении выслуги лет указанных периодов для назначения пенсии.

Пенсионная служба прокуратуры при исчислении выслуги лет, соответствующего времени обучения в юридическом институте, военной службы по призыву не применила нормативные правовые акты пенсионного законодательства бывшего Союза ССР. Так на день, увольнения ДД.ММ.ГГГГ из органов прокуратуры и назначения пенсии за выслугу лет, действовало Положение «Об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанным Положением определялись особенности исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий прокурорам, следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации имеющим классные чины, и их семьям. В соответствии с п. 1.1, 1.2, 1.3 Положения в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» засчитываются периоды службы (работы, учебы) на день увольнения из системы органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации: в должностях, указанных в пункте 3 настоящего Положения, со дня назначения на должность, а также в качестве стажеров и помощников следователей; в должности судьи; в статье 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей»; до ДД.ММ.ГГГГ в установленном для прокуроров и следователей, научных и педагогических работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации порядке при начислении доплаты за выслугу лет; в таможенных органах в качестве сотрудников, имеющих специальные звания; в органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания; в центральном и территориальных партийных органах и их аппаратах (кроме работы в должностях по хозяйственному и техническому обслуживанию), а также на освобожденных выборных должностях в парткомах органов прокуратуры до ДД.ММ.ГГГГ при условии, что этому периоду непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала служба (работа) в органах или учреждениях прокуратуры.

В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» засчитывается также время обучения по юридической специальности, независимо от его формы, в образовательном учреждении высшего или среднего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, в общей сложности в пределах 5 лет из расчета 2 месяца учебы за 1 месяц службы.

Прокурорским работникам, откомандированным из органов и учреждений прокуратуры в очную аспирантуру научных и образовательных учреждений прокуратуры Российской Федерации, в выслугу лет засчитывается также время учебы в аспирантуре из расчета 1 месяц обучения за 1 месяц службы при условии возобновления службы в органах и учреждениях прокуратуры не позднее 1 месяца после окончания аспирантуры.

Периоды службы (работы, учебы), указанные в пунктах 1.1 и 1.2 настоящего Положения, засчитываются в выслугу лет, если эта служба (работа, учеба) проходила в органах и учреждениях Российской Федерации, а также Союза ССР и республик в составе СССР, если иное не оговорено соответствующими межгосударственными соглашениями.

Пенсионной службой прокуратуры при исчислении выслуги лет для назначения пенсии, в расчете выслуги лет на пенсию неверно исчислено время окончания истцом военной службы по призыву (ДД.ММ.ГГГГ).

Прокуратура указала, что в выслугу лет для назначения пенсии истцу засчитаны: служба в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (2 года 00 месяцев 6 дней) из расчета один месяц службы за один месяц службы.

Вместе с тем, указанная прокуратурой дата увольнения истца с военной службы по призыву не соответствует фактической дате увольнения с военной службы и опровергается рядом доказательств.

После окончания военной службы по призыву, при трудоустройстве в сентябре 1974 года на Свердловский кабельный завод «Уралкабель», в отдел кадров завода истцом был представлен военный билет НМ , в котором имелась запись о прохождении им службы в рядах Советской армии. В трудовую книжку от ДД.ММ.ГГГГ была внесена запись за , 4 о службе в рядах Советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При поступлении ДД.ММ.ГГГГ на работу в Уральскую транспортную прокуратуру была сделана копия военного билета истца НМ о прохождении срочной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которая хранилась вместе с трудовой книжкой в кадровом подразделении.

Впоследствии, военный билет НМ сдан в Железнодорожный райвоенкомат г. Свердловска и взамен его – ДД.ММ.ГГГГ получен военный билет за № офицера запаса Вооруженных Сил СССР. В котором, работником военкомата, при оформлении военного билета, допущена техническая описка - внесена неверная запись о дате увольнения истца с военной службы по призыву ДД.ММ.ГГГГ.

Что касается самого порядка исчисления выслуги лет, истец полагает, что Закону Российской Федерации № 4468-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» не придана обратная сила, следовательно, его действия не распространялись на правоотношения истца, касающиеся военной службы по призыву, возникшие до введения названного Закона в действие, поскольку в Постановлении предписано: Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с введением в действие Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей не применять с ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации, Закон СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ, а также нормативные акты Правительства бывшего Союза ССР по данному вопросу; право на получение пенсий, назначенных до ДД.ММ.ГГГГ и соответствии с Законом СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» и другими ранее действовавшими нормативными актами, не пересматривается.

При этом в тексте самого Закона РФ № 4468-1, также не содержится указание о придании закону обратной силы.

В силу правовой презумпции названный закон обратной силы не имеет.

Постановлению № 941, законодателем также не придана обратная сила, что подтверждается содержанием самого Постановления пунктами 27, 29 Постановления № 94, что военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и членам их семей, приобретшим право на пенсию в связи с принятым Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», пенсии назначаются не ранее чем со дня введения в действие этого Закона. Истец полагает, что Постановление № 941 и Закону РФ № 4469-1 и не должны применяться при исчислении выслуги лет военной службы по призыву в Союзе ССР - проходившей до введения новых Закона и Постановления в действие.

Вопрос о возможности придания обратной силы нормативным правовым актам неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в решении от 01.10.1993 № 81-р, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2007 № 37-О-О)

Учитывая конституционное-правовое толкование, предписаний, изложенных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации – у пенсионной службой прокуратуры отсутствовали законные основания применения абзаца 4 пункта 1.1. Положения об исчислении выслуги лет на ДД.ММ.ГГГГ, указанного в статье 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дед, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей, при исчислении истцу выслуги лет для назначения пенсии» - службы в Советской армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно части 3 ст. 18 Закона РФ № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для, назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, и Постановлению Правительства Российской Федерации № 942 от 12.08.1994 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям», которым утверждено Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсии и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чипы, и их семьям», вступившим в действие с ДД.ММ.ГГГГ законодателем, также не придано обратной силы.

В обоснование указанных доводов истец приводит ссылку на пункт 2.2 главы 2 Положения об исчислении выслуги лет на пенсию на ДД.ММ.ГГГГ согласно которому, уволенным из органов и учреждений прокуратуры до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе получавшим другие пенсии, а также их семьям, пенсии назначаются со дня обращения по правилам статьи 53 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», но не ранее, чем с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункта 2.7. приведенной главы пенсия за прошлое время при несвоевременном обращении назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней, и не ранее чем с ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеприведенное, свидетельствует о том, что Положение об исчислении выслуги лет на пенсию на ДД.ММ.ГГГГ распространяло свои действие только на правоотношения возникшие после ДД.ММ.ГГГГ, то есть, после введения в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 942 об утверждении Положения «Об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям» (кроме абзаца 5 пункта 1.1., пункта 1.3. Положении об исчислении выслуги дет на пенсию на ДД.ММ.ГГГГ).

Пенсионной службе прокуратуры надлежало обратить внимание на абзац 5 пункта 1.1. Положения об исчислении выслуга лет на пенсию на ДД.ММ.ГГГГ, имеющий особенности его применения - предусматривающий включение в выслугу лет для назначения пенсии - ранее исчисленной выслуги лет.

В соответствии с абзацами 1, 5 пункта 1.1. Положения об исчислении выслуги лет на ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет для назначения пенсии, засчитываются периоду службы (работы, учебы на день увольнения из системы органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации - учтенные до ДД.ММ.ГГГГ в установленном для прокуроров и следователей, научных и педагогических работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации порядке при начислении доплаты за выслугу лет. Эта дата связана с Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2291 «О пенсионном обеспечении работников органов и учреждений Прокуратуры Российской Федерации и их семей» пунктом 1, которым определялось, что пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, работников научных и образовательных учреждений Прокуратуры Российской Федерации, имеющих классные чины, и их семей, осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, установленным законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел.

Указ вступил в силу с момента подписания.

В Указе Президента № 2291, отсутствует информация о том, что положения, содержащиеся в данном указе, распространялись на правоотношения, возникшие в соответствии с ранее действовавшим законодательством (в том числе, в области пенсионного законодательства).

Следовательно, согласно Указу Президента № 2291 о пенсионном обеспечении прокурорских работников и абзаца 5 пункта 1.1. Положения об исчислении выслуги лет на 01.04.2000, предусматривающего порядок о зачете ранее (до 24.12.1993), учтенной выслуги лет – при доплате за выслугу лет, необходимо установить - была ли учтена до указанного периода, выслуга лет, на основании которой истец получал доплату за выслугу лет.

Из содержания приведенных положений в нормативных актах, в их системной взаимосвязи следует, что установленный порядок зачета выслуги лет для назначения пенсии, уже ранее (до 24.12.1993) Уральской транспортной прокуратурой, военная служба по призыву, была ему засчитана в выслугу лет для выплаты.

В органах прокуратуры, действовало Положение о порядке и сроках выплаты доплат за выслугу лет работникам органов прокуратуры, утвержденное Генеральной прокуратурой 09.06.1992.

Пунктом 1. Положения о порядке и сроках выплаты доплаты выслугу лет, с 01.01.1992 установлена доплата за выслугу лет работникам органов прокуратуры, имеющим классные чины, в зависимости от стажа работы в прокуратуре.

Положением (пункт 3) о порядке и сроках выплаты доплат за выслугу лет, предусмотрено, что в стаж работы, дающий право на получение доплаты за выслугу лет, также включается: 3.3. время службы в органах федеральной безопасности, внутренних дел в офицерских должностях среднего, старшего и высшего начальствующего состава, если перерыв между днем увольнения и поступления на работу в органы прокуратуры не превысил двух месяцев, а, также, время действительной срочной военной службы. Положение о порядке и сроках выплаты доплаты за выслугу лет вступило в действие 01.01.1992. Таким образом, в соответствии пунктом 3.3. Положения о порядке и сроках выплаты доплаты за выслугу лет работникам органов прокуратуры, к стажу работы в Уральской транспортной прокуратуре ему было включено в выслугу лет время прохождения действительной срочной военной службы для выплаты доплаты, которая осуществлялась на основании соответствующих платежных документов прокуратуры до дня назначения ему пенсии за выслугу лет.

Следовательно, военная служба истца по призыву была уже ранее учтена до ДД.ММ.ГГГГ и подлежала включению пенсионной службой прокуратуры в выслугу лет для назначения пенсии, вместо, неправомерного повторного его зачета.

Копия листа расчета заверена в установленном порядке отделом кадров Уральской транспортной прокуратуры. В листе расчета, подтверждающим документом о прохождении истцом срочной службы указан военный билет НМ по периоду военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и учтенной прокуратурой в льготном исчислении (4 года 1 месяц 24 дня).

И при этом, вместо исчисленной пенсионной службой прокуратуры выслуги лет военной службы по призыву (2 года. 00 месяц 6 дней) по назначенной пенсии, а также необоснованного указания Прокуратурой окончания срока военной службы - ДД.ММ.ГГГГ). Уральской транспортной прокуратурой выслуга лет его военной службы по призыву, исчислена с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При этом в ответе прокуратуры, безосновательно указано, что исчисление выслуги лет для доплаты к должностному окладу прокурорского работника регулируется иными нормативными актами и для расчета выслуги лет, для назначения пенсии за выслугу лет, не применяется. Доводы прокуратуры противоречат содержанию предписаний – в абзацах 1, 5 пункта 1.1. Положения об исчислении выслуги лет на ДД.ММ.ГГГГ о том, что в выслугу лет для назначения пенсии, засчитываются периоды службы (работы, учебы) на день увольнения из системы органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, учтенные до ДД.ММ.ГГГГ в установленном для прокуроров и следователей, научных и педагогических работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации порядке при начислении доплаты за выслугу лет.

Следовательно, пенсионная служба прокуратуры незаконно и необоснованно применила абз. 4 пункта 1.1. Положения об исчислении выслуги лет на ДД.ММ.ГГГГ повторно исчислив время военной службы по призыву в выслугу лет, для назначения пенсии и при этом, не в льготном исчислении.

Истец считает, что прокуратура неправомерно отказала в исчислении выслуги лет для назначения пенсии, времени военной службы по призыву в льготном исчислении из расчета: один день военной службы за два дня работы.

Согласно пунктау 2 статьи 29 Федерального закона № 76-Ф3 Правительству Российской Федерации поручалось привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом. Не приведение Правительством Российской Федерации своих нормативных правовых актов в соответствие с нормами Федерального закона № 76-Ф, не препятствует, применение названного федерального закона, непосредственно - для исчисления выслуги лет, периода прохождения им военной службы по призыву в двойном размере (льготном исчислении), для исчисления и назначения пенсии за выслугу лет.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» закрепляет, что предусмотренные им правовые и социальные гарантии не могут быть отменены или снижены иначе как путем внесения изменений и дополнений именно в данный Федеральный закон (пункт 2 статьи 4).

Ни каких изменений абзаца 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона № 76-ФЗ, федеральным законодательством на день назначения ему пенсии за, выслугу лет, не вносилось.

Истец указывает, что военная служба по призыву подлежала зачету в выслугу лет для назначения пенсии из расчета, один день военной службы за два дня работы, согласуются с правоприменительной деятельностью Верховного Суда Российской Федерации.

Так, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.07.2007 № 2-В08-7 дано правовое толкование абзацев 1 и 2 пункта 3, статьи 10 Федерального закона № 76-Фз.

Определением установлено, что в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождении граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Истец также указывает, что законность и обоснованность его доводов о зачете в выслугу лет периода военной службы по призыву для назначения пенсии, в двойном размере (льготном исчислении) согласуется и с Письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 23.06.1999 № 4190-ВР, в котором указано, что пунктом 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ установлено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации - один день военной службы два дня работы.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 №76-ФЗ, льготы гарантии и компенсации в части и порядке, которые предусмотрены этим Федеральным законом, устанавливаются гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, а также гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР. Учитывая это положение Федерального закона, действительная срочная военная служба, как и военная служба по призыву должна включаться в стаж государственной службы в льготном порядке, т.е. из расчета один день военной службы за два дня работы.

Кроме того, обращает внимание и то, что и выслугу лет для назначения пенсии федеральным государственным гражданским служащим, военная служба по призыву также включается в двойном размере.

Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 10.02.1999 № 31-ФЗ часть 1 статьи 40 изложена в следующей формулировке - служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы.

Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона.

Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «Об основах государственной службы». Вышеизложенное свидетельствует о том, что на законодательном уровне Российской Федерации правовой статус прокурорского работника, как государственною служащего государственной службы четко определен и закреплен в указанных нормативных правовых актах, а его правовые гарантии и льготы при прохождении военной службы по призыву, реализуются в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона № 76-ФЗ.

Следовательно, истец полагает, что на него - как прокурорского работника, являвшегося государственным служащим государственной службы, распространяется абзац 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона № 76-ФЗ - условие о включении в стаж государственной службы государственного служащего, время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы.

После внесенных изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» - придании прокурорскому работнику правового статуса государственного служащего государственной службы. Уральской транспортной прокуратурой на законных основаниях, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона № 76-ФЗ, исчисленное на 01.03.1999 в выслугу лет - время прохождения истцом военной службы по призыву, в льготном исчислении - составляло 4 года 1 месяц 24 дня (лист расчета).

Так же указывает, что при исчислении выслуги лет прокуратурой допущено нарушение требований норм пенсионного законодательства, выразившееся в расчете времени обучения истца в Свердловском юридическом институте (с 01.09.1975 - 30.06.1980).

Истец указывает, что обучение в юридическом институте проходило с 01.09.1975 по 30.06.1980 в Союзе ССР - в котором сложились его правоотношения, касающиеся вопросов обучения в юридическом институте и, следовательно, уже, приобретенных им гарантированных прав и законных интересов и, реализуемых путем включения обучения в юридическом институте, в стаж судебной работы в соответствии с нормами ранее действующего законодательства.

Вследствие чего, применение Положения об исчислении выслуги лет на пенсию, изложенное прокуратурой в приведенной ею редакции при исчислении выслуги лет для назначения пенсии - периода его обучения в юридическом институте являлось незаконным и необоснованным.

Следовательно, действия пункта 1.2 Положения об исчислении выслуги лет на пенсию на 01.04.2000, не распространялись на правоотношения, касающиеся вопросов исчислении времени обучения истца в юридическом институте - сложившиеся в соответствии с действовавшим законодательством (в Союзе ССР) и, реализуемые в конкретных правоотношениях.

Во время обучения в Свердловском юридическом институте и работы народным судьей Сухоложского городского народного суда, действовали - Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» и принятое в соответствии с ним «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03.02.1972 № 590, постановление Совета Министров СССР от 13.04.1973 № 252 «Об утверждении правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию» подлежавшие применению, при исчислении пенсионной службой прокуратуры времени обучения истца в юридическом институте – выслуги лет при назначении пенсии, а также включении его в стаж судебной работы.

Порядок исчисления непрерывного стажа и включения его в стаж работы, регулировался соответствующим нормативным правовым актом - Правилами исчисления непрерывного трудового стажа.

Постановление Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 действовало до 20.02.2020 и утратило силу на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 80 от 03.02.2020.

Постановление Совета Министров СССР от 13.04.1973 № 252 признано не действующим только согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 189 от 28 03.2010.

Следовательно, указанные нормативные акты действовали, как во время обучения истца в юридическом институте и судебной работы, а также и в период исчисления ему выслуги лет для назначения пенсии ДД.ММ.ГГГГ. Вследствие чего, пенсионной службой Прокуратуры, указанные нормативные акты подлежали применению.

Согласно пункту 108 Положения № 590 в общий стаж работы, дающий право на пенсию, засчитывалась всякая работа в качестве рабочего или служащего, независимо от характера и продолжительности работы и длительности перерывов.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 109 Положения № 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в стаж работы засчитывалось также - обучение в высших учебных заведениях.

Обучение в ВУЗе засчитывалось в календарном исчислении, по фактической его продолжительности.

Истец полагает, что время обучения в юридическом институте подлежало включению в полном объеме прокуратурой в стаж работы народным судьёй для исчисления и включения в выслугу лет для назначения пенсии с учетом непрерывности стажа.

Отдельного исчисления периодов обучения в юридическом институте (4 года 6 месяцев 16 дней) и судебной работы (2 года 3 месяца 04 дня с учетом совпадающей части обучения) для зачета в выслугу лет, для назначения пенсии не требовалось.

Совокупность вышеизложенных фактических обстоятельств позволяет истцу прийти к выводу о том, что стаж работы в должности народного судьи на день назначения пенсии за выслугу лет, должен был составлять - 6 лет 9 месяцев 20 дней (включая обучение в юридическом институте).

Следовательно, на основании вышеизложенного, общая фактическая выслуга лет на ДД.ММ.ГГГГ исчисляемая в календарном порядке (по фактической его продолжительности) для назначения пенсии должна была составлять: военная служба по призыву (действительная срочная военная служба) - 4 года 1 месяц 24 дня (в льготном исчислении); работа в должности народного судьи (включая обучение в юридическом институте) 6 лет 9 месяцев 20 дней; работа (служба) в транспортной прокуратуре – 18 лет 2 месяца 17 дней.

Таким образом, по мнению истца на ДД.ММ.ГГГГ общая выслуга лет для назначения пенсии должна составлять - 29 лет 02 месяца 01день.

С учетом изложенного, истец просил считать действительной запись за ,4 (стр. 2,3) в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ оформленной на Захарова Евгения Валентиновича о его службе в рядах армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Зачесть в выслугу лег для назначения пенсии, продолжительность военной службы по призыву (действительная срочная военная служба) - 4 года 1 месяц 24 дня (в льготном исчислении). Зачесть в выслугу лет для назначения пенсии время обучения в Свердловском юридическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном порядке (по фактической его продолжительности) 4 года 6 месяцев 16 дней.

Включить в стаж работы (2 года 3 месяца 04 дня) в должности народного судьи Сухоложского городского народного суда Свердловской области, время обучения в Свердловском юридическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 4 года, 6 месяцев, 16 дней, что в целом составит - 6 лет 9 месяцев 20 дней стажа непрерывной работы в должности народного судьи.

Включить в выслугу лет для назначения пенсии: военную службу по призыву (действительная срочная военная служба) – 4 года 1 месяц 24 дня (в льготном исчислении), работу в должности народного судьи (включая обучение в юридическом институте) - 6 лет 9 месяцев 20 дней, работу (службу) в Уральской транспортной прокуратуре -18 лет 2 месяца 17 дней.

Взыскать с Прокуратуры Свердловской области в пользу истца разницу перерасчета между прежним размером выплаченной пенсии и новым размером невыплаченной пенсии, подлежащей выплате в полном объеме за периоды - с ДД.ММ.ГГГГ по 12,02.2001; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, компенсацию морального вреда в размере 140 000 руб., расходы на оплату услуг представителя 40 000 руб.

В возражениях на исковое заявление ответчик указал, что пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей на основании пункта 2 статьи 44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Условия, нормы и порядок выплаты пенсий и пособий установлены в Законе Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». Исчисление выслуги лет производится в соответствии с нормами Положения «Об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям» производится на день увольнения из системы органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации. Захаров Е.В., старший советник юстиции, проходил службу в Уральской транспортом прокуратуре с июня 1982 года по сентябрь 2000 года, приказом исполняющего обязанности Уральского транспортного прокурора от 15.09.2000 № 347 освобожден от должности начальника отдела по надзору за исполнением законов на транспорте Уральской транспортной прокуратуры и уволен с ДД.ММ.ГГГГ из органов прокуратуры по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по выслуге лет (ч. 2 ст. 31 Кодекса законов о труде Российской Федерации). В силу п. 2.1. Положения пенсии прокурорам, следователям, военнослужащим, научным и педагогическим работникам и членам их семей назначаются по месту увольнения или по месту жительства. В прокуратуру Свердловской области в сентябре 2000 года поступило заявление Захарова Е.В. о назначении пенсии за выслугу лет, по результатам рассмотрения которого в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации «О пенсионном обеспечении работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семей» от ДД.ММ.ГГГГ и на основании п. «а» ст. 13, п. «а» ст. 14 Закона о пенсиях Захарову П.В. назначена пенсия за выслугу лет. Выслуга лет на ДД.ММ.ГГГГ составила 24 года 09 месяцев 05 дней. Выплата пенсии Захарову Е.В. органами прокуратуры прекращена с ДД.ММ.ГГГГ в связи с переходом истца на пенсионное обеспечение по линии Уральского таможенного управления.

Так возражения отмечено, что Прокуратурой Свердловской области рассмотрено обращение Захарова Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ по вопросам пенсионного обеспечения с доводами аналогичными настоящему исковому заявлению. По результатам рассмотрения обращения заместителем прокурора Свердловской области в мотивированном ответе от ДД.ММ.ГГГГ заявителю сообщено об отсутствии оснований для пересмотра продолжительности выслуги лет. В выслугу лет для назначения пенсии Захарову Е.В. засчитаны: служба в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 00 мес. 6 дней) из расчета один месяц службы за один месяц службы; учеба в Свердловском юридическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 03 мес. 08 дней) из расчета два месяца учебы за один месяц службы; работа в качестве судьи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 03 мес. 04 дней); служба в органах прокуратуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (18 лет 02 месяцев 17 дней). Являются несостоятельными доводы истца о том, что он вправе рассчитывать на пенсию за выслугу лет, как это было предусмотрено действующими ранее нормативно-правовыми актами в период прохождения им военной службы по призыву, учебы в Свердловском юридическом институте, поскольку к правоотношениям по назначению пенсии за выслугу лет применяется законодательство, действующее на момент возникновения такою права.

Таким образом, выслуга лет исчислена по Положению на день увольнения Захарова Е.В. из системы органов и организаций прокуратуры Российской Федерации.

Доводы истца о том, что период прохождения срочной военной службы по призыву подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении на основании Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается и их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Вместе с тем, указанная норма закона, исходя из ее содержании и буквального смысла, не регулирует вопросы исчисления выслуги лет для сотрудников органов прокуратуры, а устанавливает лишь условия включения времени военной службы в общий трудовой стаж и стаж работы по специальности, в стаж государственной службы государственного служащего.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» стаж государственной службы, под которым понимается общая продолжительность государственной службы, определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и законами субъектов Российской Федерации.

В связи с тем, что законодатель прямо указал, что применительно к пенсионному обеспечению стаж государственной службы должен определяться в соответствии с соответствующим пенсионным законом, то в данном случае следует руководствоваться Законом о пенсиях и Положением, которые не содержат нормы о включении в выслугу лет сотрудникам органов прокуратуры периода военной службы по призыву в льготном исчислении (за исключением случаев, предусмотренных в п. 3 Положения).

Срок службы в армии засчитан в общий трудовой стаж Захарову Е.В. на основании данных военного билета ВУ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано на период прохождения службы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается справкой отдела военного комиссариата Свердловской области по Верх-Исетскому и Железнодорожному районам г. Екатеринбурга Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ .

В свою очередь, вступившим в законную силу решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу требования Захарова Е.В. к Уральскому таможенному управлению Федеральной таможенной службы о включении в выслугу лет периода службы в льготном исчислении оставлены без удовлетворения.

При рассмотрении Гражданского дела судом установлено, что Уральским таможенным управлением Федеральной таможенной службы как работодателем Захарову Е.В. произведен расчет выслуги лет, согласно которому в стаж службы последнему включен период учебы в Свердловском юридическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ именно на основании расчета органов прокуратуры.

Требование истца о возложении на ответчика обязанности выплатить разницу перерасчета между прежним размером выплаченной пенсии и новым размером пенсии, не подлежит удовлетворению, поскольку истец не представил расчет недополученной пенсии, которую он просит ему выплатить, возложение на ответчика обязанности выплатить недополученную пенсию является неисполнимым, поскольку материалами гражданского дела факт наличия какой-либо задолженности со стороны органов прокуратуры не подтвержден.

В обоснование требований истец также приводит доводы о несении им нравственных страданий, в связи с неправомерными действиями прокуратуры Свердловской области, выразившимися, по мнению Захарова Е.В., в направлении ему необоснованного ответа на обращение от ДД.ММ.ГГГГ.

Оснований для удовлетворения требований Захарова Е.В. о взыскании компенсации морального вреда с органов прокуратуры не имеется, поскольку доказательства нарушения личных неимущественных прав, либо посягательств на принадлежащие истцу нематериальные блага, а также причинно-следственная связь между действиями прокуратуры Свердловской области и ухудшением физического и психического состояния Захарова Е.В. отсутствуют.

Истцом не представлено доказательств уважительности пропуска срока на обращение в суд с настоящим исковым заявлением.

Истцу стало известно при назначении пенсии за выслугу в сентябре 2000 года. Однако с указанными требованиями Захаров Е.В. обратился в суд только ДД.ММ.ГГГГ, то есть с существенным пропуском срока исковой давности.

Поскольку оснований для удовлетворения основных требований о защите пенсионных прав и компенсации морального вреда не имеется, не подлежат удовлетворению требования о возмещении судебных расходов.

С учетом изложенного в удовлетворении иска Захарова Е.В. ответчик просил отказать в полном объеме.

В отзыве на иск представитель третьего лица Уральского таможенного управления, указал, что с ДД.ММ.ГГГГ Захарову Е.В. Уральским таможенным управлением назначена пенсия. Основанием для назначения пенсии Захарову Е.В. явился расчет выслуги лет для назначения пенсии, составленный при увольнении ДД.ММ.ГГГГ, а также приказ об увольнении Захарова Е.В. с указанием выслуги лет 28 лет 11 месяцев 16 дней. Рассмотрение исковых требований оставлено представителем на усмотрение суда.

В судебном заседании истец Захаров Е.В., его представитель Захарова О.Е. исковые требования поддержали в полном объеме

Представитель ответчика Сокольников Д.В. возражал против исковых требований.

Представитель третьего лица Попова Н.Н. разрешение требований оставила на усмотрение суда.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил.

Захаров Е.В., старший советник юстиции, проходил службу в Уральской транспортом прокуратуре с июня 1982 года по сентябрь 2000 год, приказом исполняющего обязанности Уральского транспортного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ освобожден от должности начальника отдела по надзору за исполнением законов на транспорте Уральской транспортной прокуратуры и уволен с ДД.ММ.ГГГГ из органов прокуратуры по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по выслуге лет

В выслугу лет для назначения пенсии истцу засчитаны: служба в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (2 года 00 месяцев 6 дней) из расчета один месяц службы за один месяц службы.

При этом по окончании военной службы по призыву, при трудоустройстве в сентябре 1974 года на Свердловский кабельный завод «Уралкабель», в отдел кадров завода истцом был представлен военный билет НМ , в котором имелась запись о прохождении им службы в рядах Советской армии. В трудовую книжку от ДД.ММ.ГГГГ была внесена запись за , 4 о службе в рядах Советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Аналогичный период срочной службы содержит и лист расчета выслуги лет для начисления ежемесячной доплаты к должностному окладу прокурорского работника (л.д. 63).

Согласно этого же расчетного листа срочная служба в армии истцу рассчитана с коэффициентом 1:2 как 4 года 1 месяц и 24 дня со ссылкой на Положение 1998 года.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П со ссылкой на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ -П и Определение от ДД.ММ.ГГГГ -О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

На день, увольнения ДД.ММ.ГГГГ из органов прокуратуры и назначения пенсии за выслугу лет, действовало Положение «Об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанным Положением определялись особенности исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий прокурорам, следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации имеющим классные чины, и их семьям. В соответствии с п. 1.1, 1.2, 1.3 Положения в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» засчитываются периоды службы (работы, учебы) на день увольнения из системы органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации: в должностях, указанных в пункте 3 настоящего Положения, со дня назначения на должность, а также в качестве стажеров и помощников следователей; в должности судьи.

В статье 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей»; до ДД.ММ.ГГГГ в установленном для прокуроров и следователей, научных и педагогических работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации порядке при начислении доплаты за выслугу лет; в таможенных органах в качестве сотрудников, имеющих специальные звания; в органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания; в центральном и территориальных партийных органах и их аппаратах (кроме работы в должностях по хозяйственному и техническому обслуживанию), а также на освобожденных выборных должностях в парткомах органов прокуратуры до ДД.ММ.ГГГГ при условии, что этому периоду непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала служба (работа) в органах или учреждениях прокуратуры.

В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» засчитывается также время обучения по юридической специальности, независимо от его формы, в образовательном учреждении высшего или среднего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, в общей сложности в пределах 5 лет из расчета 2 месяца учебы за 1 месяц службы.

Прокурорским работникам, откомандированным из органов и учреждений прокуратуры в очную аспирантуру научных и образовательных учреждений прокуратуры Российской Федерации, в выслугу лет засчитывается также время учебы в аспирантуре из расчета 1 месяц обучения за 1 месяц службы при условии возобновления службы в органах и учреждениях прокуратуры не позднее 1 месяца после окончания аспирантуры.

Периоды службы (работы, учебы), указанные в пунктах 1.1 и 1.2 настоящего Положения, засчитываются в выслугу лет, если эта служба (работа, учеба) проходила в органах и учреждениях Российской Федерации, а также Союза ССР и республик в составе СССР, если иное не оговорено соответствующими межгосударственными соглашениями.

В соответствии с Разъяснением № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003г. №70, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27,28 Закона от 17.12.2001г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа).

В силу пунктов 1,3 статьи 10 ФЗ от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчёта один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы.

В соответствии со статьей 94 Закона РСФСР от 20.11.1990 (в ред. ФЗ от 27.01.1995 № 10-ФЗ) «О государственных пенсиях в РСФСР» при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10,11,12,29 Закона, периоды военной службы по призыву исчисляются в двойном размере.

Это правило применяется с учетом указания Минсоцзащиты Российской Федерации от 30.03.1995 № 1-4-У, в соответствии с которым военная служба по призыву засчитывается в общий трудовой стаж в двойном размере независимо от времени ее прохождения, в том числе и за период, когда она именовалась действительной срочной военной службой.

Относительно порядка исчисления выслуги лет Закону Российской Федерации № 4468-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» не придана обратная сила, следовательно, его действия не распространялись на правоотношения истца, касающиеся военной службы по призыву, возникшие до введения названного Закона в действие, поскольку в Постановлении № 4468-1 указано, что Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» введен в действие с 01.02.1993.

Вопрос о возможности придания обратной силы нормативным правовым актам неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в решении от 01.10.1993 № 81-р, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2007 № 37-О-О)

Учитывая конституционное-правовое толкование, предписаний, изложенных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации – у пенсионной службы прокуратуры отсутствовали законные основания применения абзаца 4 пункта 1.1. Положения об исчислении выслуги лет на ДД.ММ.ГГГГ, указанного в статье 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дед, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей, при исчислении истцу выслуги лет для назначения пенсии» - службы в Советской армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку военная служба истца по призыву была уже ранее учтена ответчиком в льготном исчислении 4 года 1 месяц 24 дня и включена в выслугу лет (л.д. 63) оснований для ее повторного расчета не имелось.

Обучение истца Захарова Е.В. в юридическом институте проходили с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Союзе ССР - в котором сложились его правоотношения, касающиеся вопросов обучения в юридическом институте и, следовательно, уже, приобретенных им гарантированных прав и законных интересов и, реализуемых путем включения обучения в юридическом институте, в стаж судебной работы в соответствии с нормами ранее действующего законодательства.

Следовательно, действия пункта 1.2 Положения об исчислении выслуги лет на пенсию на ДД.ММ.ГГГГ, не распространялись на правоотношения, касающиеся вопросов исчисления времени обучения истца в юридическом институте - сложившиеся в соответствии с действовавшим законодательством (в Союзе ССР).

Во время обучения в Свердловском юридическом институте и работы народным судьей Сухоложского городского народного суда действовали - Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» и принятое в соответствии с ним «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03.02.1972 № 590, постановление Совета Министров СССР от 13.04.1973 № 252 «Об утверждении правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию».

Порядок исчисления непрерывного стажа и включения его в стаж работы, регулировался соответствующим нормативным правовым актом - Правилами исчисления непрерывного трудового стажа.

Постановление Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 действовало до 20.02.2020 и утратило силу на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 80 от 03.02.2020.

Постановление Совета Министров СССР от 13.04.1973 № 252 признано не действующим постановлением Правительства Российской Федерации № 189 от 28 03.2010.

Следовательно, указанные нормативные акты действовали, как во время обучения истца в юридическом институте и судебной работы, а также и в период исчисления ему выслуги лет для назначения пенсии 15.09.2000.

Согласно пункту 108 Положения № 590 в общий стаж работы, дающий право на пенсию, засчитывалась всякая работа в качестве рабочего или служащего, независимо от характера и продолжительности работы и длительности перерывов.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 109 Положения № 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в стаж работы засчитывалось также - обучение в высших учебных заведениях.

Обучение в ВУЗе засчитывалось в календарном исчислении, по фактической его продолжительности.

Следовательно, время обучения в юридическом институте подлежало включению в полном объеме в стаж работы народным судьей для исчисления и включения в выслугу лет для назначения пенсии с учетом непрерывности стажа.

Отдельного исчисления периодов обучения в юридическом институте (4 года 6 месяцев 16 дней) и судебной работы (2 года 3 месяца 04 дня с учетом совпадающей части обучения) для зачета в выслугу лет, для назначения пенсии не требовалось.

Совокупность вышеизложенных фактических обстоятельств позволяет прийти к выводу о том, что стаж работы в должности народного судьи на день назначения пенсии за выслугу лет, должен был составлять - 6 лет 9 месяцев 20 дней (включая обучение в юридическом институте).

Следовательно, на основании вышеизложенного, общая фактическая выслуга лет на ДД.ММ.ГГГГ исчисляемая в календарном порядке (по фактической его продолжительности) для назначения пенсии должна была составлять: военная служба по призыву (действительная срочная военная служба) - 4 года 1 месяц 24 дня (в льготном исчислении); работа в должности народного судьи (включая обучение в юридическом институте) 6 лет 9 месяцев 20 дней; работа (служба) в транспортной прокуратуре – 18 лет 2 месяца 17 дней.

Таким образом, на ДД.ММ.ГГГГ общая выслуга лет для назначения пенсии должна составлять - 29 лет 02 месяца 01 день.

Истец просил признать действительной запись за ,4 (стр. 2,3) в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ оформленной на Захарова Евгения Валентиновича.

В указанной части требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку внесенные сведения в трудовую книжку истца ни кем не оспаривались.

Разрешая требования истца о взыскании с прокуратуры Свердловской области в пользу истца разницу перерасчета между прежним размером выплаченной пенсии и новым размером невыплаченной пенсии подлежащей выплате в полном объеме за периоды - с ДД.ММ.ГГГГ по 12,02.2001; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

По запросу суда ответчиком был подготовлен расчет предполагаемой пенсии истца в случае ее назначения с учетом стажа 29 лет 2 месяца 1 день, с учетом произведённого расчета истцом недополучено 809 810 руб. 82 коп.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (абз. 1 п. 2 ст. 15 указанного Кодекса).

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Таким образом, по общему правилу необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности за причиненный вред (убытки) являются: причинение вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда. При этом гражданское законодательство предусматривает презумпцию вины причинителя вреда: лицо, причинившее вред, освобождается от обязанности его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.

В данном случае, поскольку пенсионным органом неверно исчислен стаж истца для назначения пенсии, суд полагает установленным факт причинения истцу убытков в виде недополученной пенсии.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца недополученной пенсии в размере 809 810 руб. 82 коп.

Разрешая требования истца Захарова Е.В. о взыскании компенсации морального вреда, суд, установив нарушение пенсионных прав истца, руководствовался статьями 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что компенсация морального вреда связана с неправомерными действиями ответчика по невыплате в полном объеме пенсии; при назначении пенсии ответчиком был неверно определен стаж, что привело к тому, что истец лишен права получать пенсию в предусмотренном законом размере.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд находит соразмерной причиненным истцу нравственным переживаниям и страданиям сумму в размере 20 000 руб., учитывает длительность нарушения прав истца, значимость для истца нарушенного права.

Суд отклоняет доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку спорные правоотношения вытекают из законодательства о социальном обеспечении, носят публично-правовой характер, поэтому нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие исковую давность, неприменимы к указанным правоотношениям.

В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с частью 1 статьи 100 названного кодекса стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах

В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Истцом в качестве доказательств несения расходов на представителя в размере 40 000 руб. представлен договор, акт приема-передачи денежных средств, акт оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 95-100).

С учетом требований разумности с ответчика подлежат взысканию расходы на оплату слуг представителя в размере 20 000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Захарова Евгения Валентиновича к Прокуратуре Свердловской области о перерасчет пенсии, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Зачесть в выслугу лет для назначения пенсии, военную (срочную) службу по призыву в льготном исчислении 4 года 1 месяц 24 дня.

Зачесть в выслугу лет для назначения пенсии, время обучения в Свердловском юридическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 4 года 6 месяц 16 дней.

Включить в стаж работы 2 года 3 месяца 04 дня в должности народного судьи Сухоложского городского народного суда Свердловской области, время обучения в Свердловском юридическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 4 года 6 месяцев 16 дней.

Включить в выслугу лет для назначения пенсии военную (срочную) службу по призыву 4 года 1 месяц 24 дня в льготном исчислении, работу в должности народного судьи включая обучение в юридическом институте 6 лет 9 месяце 20 дней, работу (службу) в Уральской транспортной прокуратуре 18 лет 2 месяца 17 дней.

Взыскать с Прокуратуры Свердловской области в пользу Захарова Евгения Валентиновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, невыплаченную разницу в пенсии 809 810 руб. 82 коп, компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., расходы на оплату услуг представителя 20 000 руб.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области.

Мотивированное решение изготовлено 29.07.2024.

Судья                                                            А.А. Весова

2-3211/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Захаров Евгений Валентинович
Ответчики
Прокуратура Свердловской области
Другие
Уральское таможенное управление
Суд
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на странице суда
verhisetsky.svd.sudrf.ru
27.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.02.2024Передача материалов судье
04.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2024Судебное заседание
09.04.2024Судебное заседание
26.04.2024Судебное заседание
20.06.2024Судебное заседание
29.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее