Решение от 18.06.2024 по делу № 33-11466/2024 от 17.05.2024

                                                                        УИД 03RS0003-01-2023-013332-42

    дело № 2-1863/2024 (2-13817/2023)

        судья Искандарова Т.Н.

кат. 2.073

            ВЕРХОВНЫЙ СУД

            РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

            АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

            по делу № 33-11466/2024

г. Уфа                                                             18 июня 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего                                                       Вахитовой Г.Д.,

судей                                                            Низамовой А.Р.,

                                                                                                   Нурисламовой Э.Р.,

        при секретаре                                                                                 Хазиповой Я.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гарипова Рината Тимерхановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить в специальный страховой стаж периоды работы,

по апелляционным жалобам Гарипова Рината Тимерхановича, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан на решение Кировского районного суда г. Уфы от 29 января 2024 г.

                Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Вахитовой Г.Д., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

            УСТАНОВИЛА:

Гарипов Р.Т. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее также пенсионный орган) о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить в специальный страховой стаж периоды работы.

В обоснование предъявленных требований Гарипов Р.Т. указал, что он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением № 928 от 21 июня 2021 г. ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ. Пенсионным органом определено наличие у него страхового стажа 36 лет 8 месяцев 28 дней, стаж на соответствующих видах работ – 3 года 9 месяцев 18 дней, отсутствует специальный страховой стаж не менее 12 лет 6 месяцев. Считает, что ответчиком необоснованно не включены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы старшим прорабом с 1 марта 1991 г. по 30 сентября 2002 г. в АОЗТ «Уфимская дорожно-строительная передвижная механизированная колонна» и с 1 июня 2007 г. по 26 апреля 2014 г. в ООО «Уфа-Юл». По мнению Гарипова Р.Т., решение пенсионного органа не основано на законе и нарушает его право на пенсионное обеспечение.

Просил признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в Октябрьском районе г. Уфы Республики Башкортостан от 21 июня 2021 г. № 928 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; обязать ответчика включить в его специальный страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы старшим прорабом с 1 марта 1991 г. по 30 сентября 2002 г. в АОЗТ «Уфимская дорожно-строительная передвижная механизированная колонна» и с 1 июня 2007 г. по 26 апреля 2014 г. в ООО «Уфа-Юл».

Решением Кировского районного суда г. Уфы от 29 января 2024 г. исковые требования исковые требования Гарипова Р.Т. удовлетворены частично, постановлено признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в Октябрьском районе г. Уфы Республики Башкортостан об отказе в установлении пенсии от 21 июня 2021 г. № 928 в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов работы с 1 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г., с 1 января 1999 г. по 30 июня 1999 г.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (ИНН 0278055355) включить в стаж работы Гарипова Рината Тимерхановича (№... дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы 1 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г., с 1 января 1999 г. по 30 июня 1999 г. в АОЗТ «Уфимская дорожно-строительная передвижная механизированная колонна».

В удовлетворении остальной части исковых требований Гарипова Р.Т. отказать.

Не согласившись с решением суда, Гариповым Р.Т. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении его требований, заявленные требования удовлетворить полностью. Указывает, что в его трудовой книжке каких-либо отметок (приказов) о том, что он работал по совместительству или же работал неполный рабочий день не имеется, следовательно, записи содержащиеся в трудовой книжке подтверждают его постоянную занятость полный рабочий день и осуществление трудовой деятельности в условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение. Более того, юридически значимые обстоятельстве, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно факт осуществления им трудовой деятельности в условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, режим работы, могли быть подтверждены свидетельскими показаниями. Считает, что судом необоснованно ему было отказано в удовлетворении ходатайства о вызове свидетелей. Кроме того, он не согласен с выводом суда о его работе в период с 1 января 1992 г. по 26 апреля 2014 г. в должности старшего прораба в ООО «Уфа-Юл». Записью в его трудовой книжке подтверждается, что в указанный период он работал в должности прораба. Список № 2 такой должности как старший прораб не содержит, но есть должность производитель работ (код 22900006-24441). Прораб это сокращенное обозначение должности производителя работ. Его функциональные обязанности, характер работ тождественны функциональным обязанностям старшего прораба в организации по строительству зданий, поэтому спорные периоды подлежат включению в специальный стаж. За все периоды его работы работодателем уплачивались страховые взносы. Не его вина, что сведения о его работе направлены в пенсионный орган без кода особых условий труда. Его пенсионные права не должны быть нарушены по вине работодателя.

В апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения требований Гарипова Р.Т. и принятии нового решения, которым отказать в удовлетворении исковых требований Гарипова Р.Т., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда в обжалуемой части. Указывают, что первичными документами не подтверждается занятость истца постоянно полный рабочий день в тяжелых условиях труда, следовательно, индивидуальные сведения не могут быть приняты в качестве допустимого доказательства. Для включения спорных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, суду надлежало установить занятость истца постоянно полный рабочий день в организациях, занимающихся строительством, реконструкцией в должностях, профессиях, предусмотренных Списком № 2 1991 г. В спорный период Гарипов Р.Т. работал в должности «старший прораб» в АОЗТ «Уфимская дорожно-строительная передвижная механизированная колонна». Тогда как профессия «старший прораб», в которой был занят истец с 5 февраля 1991 г. Списком № 2 1991 г. не предусмотрена. Первичными документами занятость Гарипова Р.Т. в тяжелых условиях труда постоянно полный рабочий день не подтверждается. Пенсионным органом была проведена документальная проверка, в ходе которой было выявлено, что согласно Уставу «Уфимская дорожно-строительная передвижная механизированная колонна», утвержденных 19 февраля 1993 г., 16 июля 1997 г., актам выполненных работ в период с 1997 г. основными видами деятельности предприятия являлись, в том числе, строительство, ремонт и эксплуатация дорог и проездов, и работодателю рекомендовано исключить из Перечня прораба и мастера строительно-монтажных работ. В примечании к архивной справке № 442 от 2 марта 2022 г., выданной архивным отделом администрации городского округа г.Уфа указано, что в архивных документах АОЗТ «Уфимская дорожно-строительная передвижная механизированная колонна» информация о стаже работы с вредными и особо вредными условиями труда отсутствует. Таким образом, Гариповым Р.Т. не представлены и судом не добыты документы, подтверждающие занятость Гарипова Р.Т. в тяжелых условиях труда постоянно полный рабочий день.

В соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав Гарипова Р.Т. и его представителя Закирову Р.Г., представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - Ахмадуллина Р.И., поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 26 января 2021 г. Гарипов Р.Т, дата, обратился в ГУ – УПФ РФ в Октябрьском районе г. Уфы РБ с заявлением о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением ГУ – УПФ РФ в Октябрьском районе г.Уфы РБ от 21 июня 2021 г. за № 928 Гарипову Р.Т. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ не менее 12 лет 6 месяцев. При этом, не включены в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в том числе следующие периоды в работы истца с 1 марта 1991 г. по 30 сентября 2002 г. в АОЗТ «Уфимская дорожно-строительная передвижная механизированная колонна» в должности старшего прораба (11 лет 7 месяцев); с 1 октября 2002 г. по 25 мая 2014 г. в ООО «Уфа-Юл» в должности прораба (11 лет 7 месяцев 26 дней), со ссылкой на то, что не подтверждается занятость заявителя на выполнение работ, предусмотренных позицией 2290000б-24441 раздела XXVII Списка № 2, то есть на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов, в сведениях индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствую коды особых условий труда.

По представленным документам пенсионным органом определено наличие у истца страхового стажа – 36 лет 8 месяцев 28 дней; стаж на соответствующих видах работ 3 года 9 месяцев 18 дней (Список №2).

Будучи не согласным с приведенным выше решением пенсионного органа и полагая, что периоды работы в должности старшего прораба с 1 марта 1991 г. по 30 сентября 2002 г. в АОЗТ «Уфимская дорожно-строительная передвижная механизированная колонна» и с 1 октября 2002 г. по 25 мая 2014 г. в ООО «Уфа-Юл» подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Гарипов Р.Т. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан.

Разрешая требования Гарипова Р.Т. и частично их удовлетворяя, суд первой инстанции исходил из того, что спорный период работы истца с 1 марта 1991 г. по 31 декабря 1991 г. протекал в период действия Списка № 2 от 1956 г. и с 1 января 1992 г. по 30 сентября 2002 г., с 1 июня 2007 г. по 26 апреля 2014 г. по Списку № 2 от 1991 г.; доказательств в подтверждение факта льготной работы по Списку № 2 от 1956 г. истцом не представлено, поэтому оснований для включения в специальный стаж истца периода работы с 1 марта 1991 г. по 31 декабря 1991 г., не имеется; по периодам работы после 1 января 1992 г. материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что в период с 1 января 1992 г. по 26 апреля 2014 г. истец полный рабочий день работал в должности и в производстве, предусмотренных Списком № 2 от 1991 г.; кроме этого, в указанный период истец работал в должности старшего прораба в ООО «Уфа-Юл», такое наименование должности Списком не предусмотрено, также в отсутствии учредительных документов не представляется возможным определить вид производства. Между тем, поскольку периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а из Выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) Гарипова Р.Т. следует, что работодателем проставлены коды особых условий труда за периоды с 1 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г., с 1 января 1999 г. по 30 июня 1999 г., поэтому указанные периоды подлежат включению в специальный стаж работы истца Гарипова Р.Т., дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, полагая, что они соответствуют требованиям закона, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам.

Из трудовой книжки Гарипова Р.Т. серии АТ-V № 1091462 следует, что последний 1 февраля 1991 г. назначен начальником Уфимского участка (приказ № 10-П от 5 февраля 1991 г. штатное расписание), далее 1 марта 1991 г. переведен прорабом Уфимской ДСПМК (в графе «на основании чего внесена запись» - данные приказа не указаны), уволен 30 сентября 2002 г. по собственному желанию (приказ № 47-к от 30 сентября 2002 г.); 1 октября 2002 г. принят старшим прорабом в ООО «Уфа-Юл» (приказ №05-к от 1 октября 2002 г.) и 31 мая 2007 г. уволен по собственному желанию (приказ № 12-к от 31 мая 2007 г.), далее 1 июня 2007 г. принят старшим прорабом в ООО «Уфа-Юл» (приказ № 1-к от 1 июня 2007 г.), откуда уволен 26 апреля 2014 г. по собственному желанию (приказ № 25 от 26 мая 2014 г.).

По данным архивной справки архивного отдела Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 442 от 2 марта 2022 г. следует, что в документах по личному составу АОЗТ «Уфимская дорожно-строительная передвижная механизированная колонна» в книге приказов по личному составу, личной карточке уволенного значится Гарипов Р.Т., который работал с 30 октября 1989 г. УДСПМК водитель 2 к., с 22 марта 1990 г. УДСПМК водитель 1 к., с 16 ноября 1990 г. Дуван. Уч-к прораб (приказ № 61-к от 15 ноября 1990 г., выписано из личной карточки уволенного, так как книги приказов по личному составу АОЗТ «Уфимская дорожно-строительная передвижная механизированная колонна» сданы с 1990 г., на хранение в архивный отдел не сданы), с 5 февраля 1991 г. Уфимс. уч-к прораб, ст. прораб (приказ № 10-к от 5 февраля 1991 г., выписано из личной карточки уволенного, так как книги приказов по личному составу АОЗТ «Уфимская дорожно-строительная передвижная механизированная колонна» сданы с 1991 г., на хранение в архивный отдел не сданы), с 30 сентября 2002 г. уволен по собственному желанию.

В архивной справке архивного отдела Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 444 от 2 марта 2022 г. указано, что в документах объединенного архивного фонда ликвидированных негосударственных предприятий Октябрьского района г. Уфы в приказах по личному составу, личных карточках уволенных ООО «Уфа-Юл» значится Гарипов Р.Т., который принят с 1 июня 2007 г. старшим прорабом (приказ № 1к от 1 июня 2007 г.), уволен с 26 мая 2014 г. по собственному желанию. Также указано на то, что приказ № 05-к от 1 октября 2002 г. подтвердить не имеется возможности, поскольку приказы по личному составу ООО «Уфа-Юл» за 2002 г. в архивный отдел не сданы; приказ № 12-к от 31 мая 2007 г. подтвердить не имеется возможности, данный приказ в книгах приказов по личному составу ООО «Уфа-Юл» за 2007 г. не обнаружен. Личные карточки уволенных ООО «Уфа-Юл» за 2007 г. в архивный отдел не сданы, В личных карточках уводенных ООО «Уфа-Юл» за 2014 г. запись о работе Гарипова Р.Т. за период работы с октября 2002 г. по май 2007 г. не обнаружена. Личная карточка Гарипов Р.Т. за период работы с октября 2002 г.

Разрешая спор, следует учесть, что по данным трудовой книжки истца с 1 марта 1991 г. он переведен прорабом Уфимской ДСПМК, при этом в трудовой книжке в графе «на основании чего внесена запись» - данные приказа не указаны, а из архивной справкой архивного отдела Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 442 от 2 марта 2022 г. следует, что истец с 5 февраля 1991 г. принят на работу Уфимс. уч-к прораб, ст. прораб (приказ № 10-к от 5 февраля 1991 г., выписано из личной карточки работника).

На основании определения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 августа 2020 г. конкурсное производство в отношении ООО «Уфа-Юл» завершено.

Также из данных ЕГРЮЛ в отношении юридического лица АОЗТ «Уфимская дорожно-строительная передвижная механизированная колонна» следует, что деятельность юридического лица прекращена в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, дата прекращения – 5 августа 2004 г.

В представленном в материалы дела пенсионном выплатном деле в отношении Гарипова Р.Т. приобщена архивная справка архивного отдела Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 1176 от 26 марта 2021 г., где указаны данные по периодам работы Гарипова Р.Т. аналогичные вышеприведенной архивной справке архивного отдела Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 442 от 2 марта 2022 г., дополнительно указано, что в личной карточке уволенных АОЗТ «Уфимская дорожно-строительная передвижная механизированная колонна» за 2002 г. информация о стаже работы с вредными и особо вредными условиями труда не обнаружена, отдельно приказы АОЗТ «Уфимская дорожно-строительная передвижная механизированная колонна» о работе с вредными и особо вредными условиями труда на хранение в архивный отдел не сданы.

В акте документальной проверки Перечня цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение АОЗТ «Уфимская дорожно-строительная передвижная механизированная колонна» от 28 марта 2000 г. указано на то, что в ходе проверки выявлено, что согласно Уставу «Уфимская дорожно-строительная передвижная механизированная колонна», утвержденных 19 февраля 1993 г., 16 июля 1997 г., актам выполненных работ в период с 1997 г. основными видами деятельности предприятия являлись, в том числе, строительство, капитальный ремонт, ремонтно-строительные, строительно-монтажные работы на объектах промышленного и гражданского строительства; строительство, ремонт и эксплуатация дорог и проездов; по результатам проверки работодателю рекомендовано исключить из Перечня прораба и мастера строительно-монтажных работ, поскольку с 1 января 1997 г. в том числе ведется ремонт и эксплуатация дорог.

Письмом от 21 июля 2000 г. в адрес пенсионного органа директор УДСПМК просил исключить из Перечня цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение профессии производитель работ, мастер строительно-монтажных работ.

Иных доказательств, подтверждающих работу истца в спорный период на работах, дающих право на досрочное пенсионные обеспечение, материалы дела не содержат.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

    Согласно пп. «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», вступивших в силу с 1 января 2015 г., при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, проработавшим с тяжелыми условиями труда, применяются Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда», утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10; Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право государственную пенсию льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и льготных размерах» - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

    Таким образом, периоды работы по профессиям и в должностях, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются в специальный стаж по Списку № 2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, а работа до 1 января 1992 г. может также засчитываться в специальный стаж по Списку № 2, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173.

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

В соответствии с подразделом "б" раздела XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций" Списка N 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, право на льготное пенсионное обеспечение установлено для мастеров (десятников) и прорабов. Должность старшего прораба, указанным Списком не предусмотрена.

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 21 августа 1998 г. N 37 об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, в пункте 7 которого указано, что применение должностного наименования "старший" возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями; должность "старшего" может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы; для должностей специалистов, по которым предусматриваются квалификационные категории, должностное наименование "старший" не применяется, в этих случаях функции руководства подчиненными исполнителями возлагаются на специалиста I квалификационной категории.

Действующим частично в спорный период Постановлением Госстроя СССР от 3 июля 1987 г. N 131 были утверждены Квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих строительных организаций, которыми были отдельно предусмотрены должности "мастер строительных и монтажных работ", "производитель работ" и "старший производитель работ (начальник участка)".

Согласно Постановлению Госстроя СССР от 3 июля 1987 г. N 131, в должностные обязанности "производителя работ" было включено, в том числе: руководство производственно-хозяйственной деятельностью участка; обеспечение выполнение плана по вводу объектов в эксплуатацию в установленные сроки и выполнению строительно-монтажных и пусконаладочных работ по всем количественным и качественным показателям; организация производства строительно-монтажных работ в соответствии с проектной документацией, строительными нормами и правилами, техническими условиями; соблюдение технологической последовательности производства строительно-монтажных работ на участке; осуществление мероприятий по повышению уровня комплексной механизации работ, внедрению новой техники; работа по внедрению бригадного и коллективного подряда, распространению передовых приемов и методов труда; получение технической документации на строительство объектов и ее хранение; составление заявки на строительные машины, транспорт, средства механизации, материалы, конструкции, детали, инструмент, инвентарь и обеспечение их эффективного использования; обеспечение выполнения работ с соблюдением проектов производства работ; оформление актов на скрытые работы, ведение исполнительной технической документации; участие в сдаче заказчикам законченных строительством объектов, отдельных этапов и комплексов работ по возводимым объектам; подготовка фронта работ для субподрядных (специализированных) организаций; установление мастерам производственных заданий; организация приобъектного складского хозяйства и охраны материальных ценностей; ежедневная проверка состояния техники безопасности.

Согласно Постановлению Госстроя СССР от 3 июля 1987 г. N 131, в должностные обязанности "старшего производителя работ (начальника участка)" было включено, в том числе: руководство производственно-хозяйственной деятельностью участка; обеспечение своевременного ввода в эксплуатацию объектов, ритмичного хода строительного производства, выполнения плана строительно-монтажных и пусконаладочных работ по всем количественным и качественным показателям; проведение работы по комплексной механизации строительно-монтажных работ, внедрению научной организации труда и новой техники; планирование, учет и составление отчетности производственной деятельности участка; составление набора работ для формирования плана строительного участка; организация диспетчерской службы; составление заявок на строительные машины, транспорт, средства механизации, материалы, конструкции, детали, инструмент, инвентарь; руководство производителями работы; сдача заказчикам законченных этапов и комплексов работ; участие в сдаче объектов в эксплуатацию; контроль за расходованием фонда заработной платы; контроль расходов на механизацию, транспорт, материалы и другие затраты; подбор работников участка, их расстановка; организация участкового складского и инструментального хозяйства; организация выполнения предписаний контролирующих органов по технике безопасности; систематический специальный осмотр участка.

Из сравнительного анализа перечисленных должностных обязанностей следует, что должности "производитель работ" и "старший производитель работ (начальник участка)" имеют различную компетенцию, обязанности и сферу деятельности.

При этом, в Постановлении Госстроя СССР от 3 июля 1987 г. N 131 было специально предусмотрено, что должностные обязанности "мастера строительных и монтажных работ" и "производителя работ" установлены для полной структуры строительного участка: "старший производитель работ - производитель работ - мастер". В случае непосредственного подчинения мастера руководителю строительного участка в его должностные обязанности включаются функции производителя работ. В случае непосредственного подчинения прорабского участка руководству строительного управления в должностные обязанности производителя работ включаются функции старшего производителя работ; при отсутствии в подчинении производителя работ мастеров в его обязанности включаются функции мастера.

В то же время, относительно должности "старший производитель работ (старший прораб, начальник участка)" никаких дополнений в части включения в его должностные обязанности, в том числе, обязанностей по должности "производитель работ" указанным Постановлением Госстроя СССР от 3 июля 1987 г. N 131 не предусмотрено.

Таким образом, "старший производитель работ (начальник участка)" представляет собой самостоятельную должность, без включения дополнительных функций по иным должностям, при этом такая должность "старший производитель работ (старший прораб, начальник участка)" Списком N 2 от 22 августа 1956 г. в качестве должности, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, не предусмотрена.

Позицией 2290000б-24441 раздела XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, предусмотрена должность производителя работ, должность старшего производителя работ не предусмотрена.

В целях обеспечения рационального разделения труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, единства в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 10 ноября 1992 г. N 30 были утверждены Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым должностям служащих, которые действовали в спорный период.

Как следует из тарифно-квалификационной характеристики по должности производителя работ (включая старшего) (прораба), утвержденной Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 10 ноября 1992 г. N 30, должностные обязанности прораба и старшего прораба, а также требования к знаниям и к квалификации по разрядам оплаты являются по указанным должностям идентичными. Установлена лишь дифференциация требований к квалификации по разрядам оплаты, которая обусловлена различиями в сложности выполняемых работ исходя из ответственности, разнообразия и других факторов, определяющих сложность выполняемых должностных обязанностей.

Так же разрешая спор, следует учесть, что пунктом 5 Разъяснений, утвержденных постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Аналогичные положения содержались и в разъяснениях от 8 января 1992 г. N 1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости РСФСР, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08 января 1992 г. N 3/235.

Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 г. N 06/12600, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 1 января 1992 г., рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер. Письмом ГУ ПФР РФ N 06/18593 от 6 октября 2003 г. "О назначении пенсии" также было установлено, что периоды работы до 1 января 1992 г. необходимо засчитывать в льготный стаж без проверки полной занятости.

Изучение материалов дела показывает, что в них не содержится документального подтверждения постоянной занятости истца в течение полного рабочего дня (после 1 января 1992 г.), то есть не менее 80% рабочего времени, в должности производителя работ (прораба).

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статье 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьях 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статья 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Пунктом 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, предусмотрено, что в соответствии с настоящим Порядком подтверждению, в том числе, подлежат периоды работы с тяжелыми условиями труда (далее - Порядок).

Согласно пункту 3 Порядка, периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Пунктом 4 Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ и после такой регистрации. Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).

Исходя из изложенного, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и условиях.

В рассматриваемом случае материалы дела не содержат уточняющих справок работодателя подтверждающих факт работы истца в оспариваемый период на работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Как было приведено выше по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с выпиской из лицевого счета застрахованного лица Гарипов Р.Т. (дата регистрации его в системе обязательного страхования 12 ноября 1997 г.) работодателем проставлены коды особых условий труда за периоды с 1 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г., с 1 января 1999 г. по 30 июня 1999 г. Достоверность указанных сведений сторонами не оспорена.

Оценив представленные доказательства в совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия к выводу о недоказанности постоянной занятости истца на работах, предусмотренных позицией 2290000б-24441 раздела XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и подразделом "б" раздела XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций" Списка N 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (за исключением периодов работы с 1 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г., с 1 января 1999 г. по 30 июня 1999 г.).

Довод апелляционной жалобы о подтверждении занятости на соответствующих видах работ трудовой книжкой, приказами работодателя о приеме на работу, увольнении является несостоятельным, поскольку трудовая книжка и указанные приказы необходимой информации, позволяющей сделать вывод о соответствии характера и условий труда профессии (с дополнительными показателями), предусмотренной Списком № 2 от 1956 г. и Списком N 2 от 26 января 1991 N 10, не содержат.

Также следует отметить, что вопрос о тождественности выполняемых функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть решен только в случае неправильного наименования работодателем должности истца, которая содержится в нормативно-правовых актах, что в данном случае не имеется.

Довод истца о том, что отсутствие сведений персонифицированного учета о льготном периоде работы не влечет правовых последствий для работника при определении его стажа работы, поскольку представление достоверных сведений на каждое застрахованное лицо и справок с кодом льготы, а также сведений о характере трудовой деятельности работника является обязанностью работодателя, несостоятелен.

Довод жалобы истца о возможности подтверждения характера и условий его работы показаниями свидетелей не влечет отмену обжалуемого решения суда, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (часть 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Установленные статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила о допустимости доказательств носят императивный характер.

В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, пунктом 5 которых определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Аналогичное правило предусмотрено в приведенном выше пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях") к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).

Доказывание характера и условий труда является обязательным, так как действующее пенсионное законодательство не позволяет суду принять решение о праве лица на досрочное пенсионное обеспечение в связи с работой во вредных или тяжелых условиях труда в отсутствие доказательств соответствующих условий работы.

Как было приведено выше, сведения индивидуального (персонифицированного) учета по лицевому счету истца не подтверждают возможности отнесения спорного периода его трудовой деятельности (за исключением периодов с 1 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г., с 1 января 1999 г. по 30 июня 1999 г.) к работе, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, соответствующая информация работодателем при передаче сведений в отношении истца не предоставлялась (отсутствуют коды льготной работы).

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что для подтверждения периода работы, учитываемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", лицу, претендующему на назначение досрочной страховой пенсии по старости, при отсутствии в трудовой книжке данных, подтверждающих конкретный период работы и ее льготный характер, необходимо предоставить соответствующие документы - справку работодателя и (или) иные документы, содержащие такие сведения.

Поскольку истец, который, в силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязан доказать обоснованность заявленных требований, не представил доказательства, достоверно подтверждающие полную занятость на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, а именно, что работая в должности старшего прораба, он постоянно, в течение полного рабочего дня выполнял обязанности производителя работ (прораба), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалоб░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 1997 ░. ░░ 31 ░░░░░░░ 1997 ░., ░ 1 ░░░░░░ 1999 ░. ░░ 30 ░░░░ 1999 ░., ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

                ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 67 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 12, 56, 67 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

    ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

        ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328-329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░

            ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░░ 2024 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

            ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                    ░.░.░░░░░░░░

            ░░░░░                                                                                                  ░.░.░░░░░░░░

                                                                                                                ░.░.░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░ 2024 ░.

33-11466/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Гарипов Ринат Тимерханович
Ответчики
Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
20.05.2024Передача дела судье
18.06.2024Судебное заседание
05.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2024Передано в экспедицию
18.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее