КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Каплеев В.А. Дело № 33-13687/2022
УИД 24RS0017-01-2022-001602-96
А-2.096г
23 ноября 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.
судей Беляковой Н.В., Киселевой А.А.
при ведении протокола помощником судьи Корепиной А.В.
рассматривая в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Красноярска в интересах Красноярского края к Кочелеву Сергею Леонидовичу о взыскании суммы единовременной финансовой помощи
по апелляционной жалобе Кочелева С.Л.
на решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 25 июля 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Красноярска в интересах Красноярского края удовлетворить.
Взыскать с Кочелева Сергея Леонидовича (паспорт №) в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Красноярска» (ИНН 2460046086) сумму единовременной финансовой помощи в размере 189 228 рублей.
Взыскать с Кочелева Сергея Леонидовича (паспорт №) в доход бюджета муниципального образования г. Красноярск государственную пошлину в размере 4 985 рублей.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Железнодорожного района г. Красноярска обратился в суд в интересах Красноярского края в лице КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» с требованиями к Кочелеву С.Л. о взыскании суммы единовременной финансовой помощи.
Требования мотивированы тем, что 13.04.2021 Кочелев С.Л. обратился в КГКУ «Центр занятости населения г. Красноярска» с заявлением об оказании единовременной финансовой помощи на создание собственного дела в сфере оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. 06.05.2021 с ответчиком заключен договор № 47/21, по которому ему 24.05.2021 предоставлена сумма единовременной финансовой помощи в размере 189228 руб. По договору ответчик принял на себя обязательства осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; использовать финансовую помощь в строгом соответствии с направлениями и видами (целями) затрат, предусмотренных бизнес-планом; произвести целевое расходование средств единовременной финансовой помощи в соответствии с бизнес-планом; не позднее 90 календарных дней с момента перечисления единовременной финансовой помощи на лицевой счет предоставить копии документов, подтверждающих целевое расходование единовременной финансовой помощи. Ответчик принятые на себя обязательства не выполнил, документы, подтверждающие целевое расходование финансовой помощи, не предоставил. В связи с временной нетрудоспособностью Кочелева С.Л. ему продлен срок выполнения данной обязанности до 20.10.2021, однако и после этой даты обязательства не выполнены. Прокурор просил взыскать с Кочелева С.Л. в пользу КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» денежные средства в размере 189228 руб.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Кочелев С.Л. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав процессуального истца - прокурора Гераскевич А.С., выразившую согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы Кочелева С.Л., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п. 6 и п. 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.1 ст. 78 БК РФ, в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными п. 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее – Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1), закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 7.1.1 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится, в том числе и принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения.
Согласно ч. 2 ст. 7.1.1 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30.08.2012 года №429-п утвержден Порядок предоставления единовременной финансовой помощи, пп. 2,5 п. 4.1 которого установлено, что единовременная финансовая помощь подлежит возврату в краевой бюджет в случае: 2) невыполнение (несвоевременное выполнение) обязанности по представлению документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи; 5) фактическое неосуществление предпринимательской деятельности без ликвидации юридического лица, учредителем которого являлся получатель, без прекращения получателем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства; …
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06 мая 2021 года между КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» и Кочелевым С.Л. заключен договор № 47/21 о предоставлении единовременной финансовой помощи, в соответствии с которым Кочелеву С.Л. предоставлена единовременная финансовая помощь при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также единовременная финансовая помощь на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации в размере 189228 рублей в соответствии с Порядком, условиями и размером предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшими профессиональное обучение или получившими дополнительное профессиональное образование по направлению краевых государственных учреждений службы занятости населения, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, перечнем расходов на финансирование которых предоставляется единовременная финансовая помощь, порядком подтверждения получателем единовременной помощи исполнения условий ее предоставления и целевого использования средств единовременной финансовой помощи, порядком возврата средств единовременной финансовой помощи в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 30.08.2012 №429-п.Пунктом 2.1.1 Договора предусмотрено, что гражданин обязуется в течение 30 дней со дня заключения настоящего договора зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя по видам деятельности, которые соответствуют деятельности, указанной в представленном гражданином на экспертизу бизнес-плане «Сервис по обслуживанию аккумуляторов у автомобилей, электротехники», и представить в Центр занятости населения документы, подтверждающие произведенные расходы на оплату государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 2.1.2 Договора, гражданин обязуется осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя по виду деятельности, указанному в п. 2.1.1 настоящего договора.
Из пункта 2.1.3 Договора следует, что гражданин обязуется произвести целевое расходование средств единовременной финансовой помощи в соответствии с бизнес-планом.
Не позднее 90 календарных дней с момента перечисления единовременной финансовой помощи на лицевой счет гражданина, последний обязан представить копии документов, подтверждающих целевое расходование единовременной финансовой помощи (договор, кассовый чек и копия кассового чека, счет-фактура, платежное поручение, товарная (товарно-транспортная) накладная, акт приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг), расписка о передаче денежных средств, квитанция к приходному кассовому ордеру и (или) квитанция-бланк строгой отчетности и товарный чек, договор аренды (купли-продажи), копия свидетельства о государственной регистрации права собственности, акт приема-передачи нежилого помещения, строительная смета, путевой лист, расчет стоимости перевозки) (п. 2.1.4 Договора).
Согласно пп. «б,д,е» п. 3.1 Договора, гражданин обязуется возвратить сумму единовременной помощи в краевой бюджет в случае невыполнения (несвоевременного выполнения) обязанности по предоставлению документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи; фактическое неосуществление предпринимательской деятельности без прекращения гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; предоставление документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи на сумму менее суммы единовременной финансовой помощи, выплаченной получателю.
Так, 24.05.2021 Кочелеву С.Л. было произведено перечисление средств единовременной финансовой помощи на общую сумму 189228 рублей, что подтверждается платежным поручением № 663730.
В этой связи, 18.05.2021 Кочелев С.Л. зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности которого являлась деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.
Доказательств того, что Кочелев С.Л. использовал денежные средства единовременной финансовой помощи в размере 189228 рублей по целевому назначению в соответствии с бизнес-планом, ответчиком в материалы дела не представлено.
25.10.2021 КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» направило в адрес Кочелева С.Л. уведомление о возврате единовременной финансовой помощи в размере 189228 рублей в течение 30 дней с момента получения данного уведомления, однако денежные средства ответчиком до настоящего времени не возвращены.
Прокурор Железнодорожного района г.Красноярска, действуя в интересах Красноярского края в лице КГКУ «ЦЗН г. Красноярска», обратился с иском в суд к Кочелеву С.Л. о взыскании суммы единовременной финансовой помощи в размере 189228 руб.
Удовлетворяя требования прокурора, заявленного в интересах Красноярского края в лице КГКУ «ЦЗН г. Красноярска», о взыскании единовременной финансовой помощи, проанализировав условия заключенного между сторонами договора, оценив представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции обосновано исходил из того, что ответчик в нарушение условий договора № 47/21 о предоставлении единовременной финансовой помощи не исполнил принятые на себя обязательства, чем нарушил п. 3.1 условий Договора, в связи с чем, пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований и взыскания с ответчика Кочелева С.Л. в пользу КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» суммы единовременной финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности в размере 189228 рублей.
При этом судом правомерно отклонены доводы ответчика о невыполнении договора по причинам, не зависящим от него, так как данные денежные средства у него были похищены, поскольку Кочелев С.Л. не представил допустимых и достоверных доказательств данному обстоятельству.
Также судом обоснованно не приняты во внимание доводы ответчика, что центром занятости не учтен период его трудоспособности.
Как правильно указал суд первой инстанции, из п. 4.2 Порядка предусмотрено, что в случае временной утраты трудоспособности получателем (несчастный случай, беременность и роды) срок выполнения договорных обязательств продлевается на период временной нетрудоспособности, подтвержденный представленным получателем листком временной нетрудоспособности. Аналогичные положения предусмотрены п. 3.3. Договора.
Как следует из дела, с даты зачисления ответчику суммы единовременной финансовой помощи 90-дневный срок истек 23.08.2021. До указанной даты ответчиком обязанность по предоставлению документов, подтверждающих целевое использование средств финансовой помощи, не была исполнена.
Ответчиком были предоставлены листки нетрудоспособности, согласно которым он был нетрудоспособен в период с 02.08.2021 по 08.10.2021, допущен к работе с 09.10.2021. Также ответчик представил суду выписки из истории болезни, согласно которым он находился на стационарном лечении с 23.03.2021 по 29.03.2021 (то есть до заключения договора) по поводу варикозной болезни, и по тому же заболеванию амбулаторно проходил лечение в период с 23.03.2021 по 20.07.2021.
Проанализировав представленные документы, суд объективно установил, что с учетом представленного листка нетрудоспособности, срок исполнения обязанностей ответчика был продлен на данный период, вместе с тем, и с учетом данного продления возложенная на ответчика обязанность им не была исполнена. Период нахождения на стационарном лечении не был учтен, так как он имел место до заключения договора о предоставлении финансовой помощи и не имеет отношения к целевому ее расходованию, а амбулаторное лечение без установления временной нетрудоспособности не имеет в данном случае правового значения, но даже с учетом данного периода, добавленного к последнему дню исполнения ответчиком своих обязанностей – 20.10.2021, ответчиком не были исполнены обязанности получателя финансовой помощи. Данные обстоятельства стороной ответчика не опровергнуты.
При указанных выше обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым согласиться с решением суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы Кочелева С.Л., что он не смог исполнить обязательства в связи со складывающейся неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, судебная коллегия не может принять во внимание для отмены решения суда, поскольку введение ограничений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в 2020 году не является уважительной причиной невозможности предоставления до 20.10.2021 года сведений о целевом расходовании денежных средств. Кроме того, истец принял решение о заключении вышеуказанного договора уже в период ограничительных мер.
Ссылки в апелляционной жалобе на невозможность исполнения обязательств по договору со ссылкой на ст. 401 ГК РФ, являются несостоятельными, поскольку приведенные ответчиком доводы не могут быть отнесены к обстоятельствам непреодолимой силы, то есть исключительным обстоятельствам.
Более того, в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали. Форс-мажор освобождает от ответственности за нарушение обязательства, но не от исполнения этого обязательства, если оно возможно после того, как действие обстоятельств непреодолимой силы прекратилось.
С учетом того, что Кочелев С.Л. в обоснование доводов апелляционной жалобы не представил каких-либо новых убедительных доказательств, ставящих под сомнение правильность постановленного судом решения, судебная коллегия считает, что решение суда не подлежит отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.
Применяя нормы ст. 103 ГПК РФ, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4985 руб.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 25 июля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кочелева С.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий: Платов А.С.
Судьи: Белякова Н.В.
Киселева А.А.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 ноября 2022 года.