дело №2а-53/2020
№
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Новомичуринск 15 января 2020 года
Пронский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Дмитриевой О.Н.,
рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании постановки на учёт бесхозяйного недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Пронского района Рязанской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании постановки на учёт бесхозяйного недвижимого имущества, мотивируя тем, что прокуратурой района по обращению ФИО1 проведена проверка исполнения административным ответчиком законодательства в сфере распоряжения муниципальным имуществом, в том числе по содержанию участка водопроводной сети и колодца. В ходе проверки установлено, что <адрес> с апреля 2018 года по настоящее время осуществляет эксплуатацию объектов водоснабжения в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и юридических лиц на территории Пронского городского поселения, Октябрьского, Орловского, Мамоновского, Малинищинского, Тырновского сельских поселений Пронского муниципального района Рязанской области. При этом работа по выявлению бесхозяйных объектов - 120 м водопровода и колодца, расположенного примерно на расстоянии 60 м от <адрес>, в целях последующего принятия его в муниципальную собственность, административным ответчиком не проведена. Отсутствие собственника водопровода и колодца приводит к невозможности осуществления обязанностей по их содержанию, что влечёт ухудшение эксплуатации таких объектов системы ЖКХ. Прокуратурой района в адрес главы администрации <адрес> вынесено представление, однако меры по устранению вышеуказанных нарушений администрацией до настоящего времени не приняты. В результате бездействия административного ответчика, выражающееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного участка водопровода и колодца, как объектов недвижимости, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку через эти объекты осуществляется холодное водоснабжение населения. Административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации <адрес> <адрес>, выразившееся в непринятии мер по выявлению бесхозяйных объектов и постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - 120 м водопровода и колодца. Расположенного примерно на расстоянии 60 м от <адрес> в <адрес>; обязать администрацию <адрес> совершить действия по постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества - 120 м водопровода и колодца, расположенного примерно на расстоянии 60 м от <адрес> в <адрес>; установить административному ответчику срок для совершения указанных действий - шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание от административного истца - прокурора Пронского района Рязанской области поступило заявление о рассмотрении дела в порядке упрощённого производства.
Административный ответчик - представитель администрации <адрес>, надлежащим образом извёщенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признал в полном объёме.
Суд, руководствуясь ст.150 и ч.7 ст.150 КАС РФ, полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в порядке упрощённого (письменного) производства.
Исследовав материалы дела с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно п.2 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона №131-ФЗ, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органом местного самоуправлении. Экономическую основу местного самоуправления в силу ч.1 ст.49 Федерального закона №131-ФЗ составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
На основании с ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим регистрацию права на недвижимое имущество. По заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на ту вещь.
В силу ч.6 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности, сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения. Вопросы, касающиеся принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей. утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931.
В соответствии с пунктами 3 и 5 вышеуказанного Порядка, на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. В связи с тем, что постановка на учет бесхозяйного участка водопровода и колодца, как объектов недвижимости, в силу прямого указания закона возложена на органы местного самоуправления, обязанность по выполнению тих действий в отношении указанного колодца должна быть исполнена администрацией <адрес>
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района по обращению гражданки ФИО1 проведена проверка исполнения административным ответчиком законодательства в сфере распоряжения муниципальным имуществом, в том числе по содержанию участка водопроводной сети и колодца. В ходе проверки установлено, что муниципальное казённое предприятие <адрес> с апреля 2018 года по настоящее время осуществляет эксплуатацию объектов водоснабжения в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и юридических лиц на территории Пронского городского поселения, Октябрьского, Орловского, Мамоновского, Малинищинского, Тырновского сельских поселений Пронского муниципального района Рязанской области. Как установлено проверкой, администрацией <адрес> работа по выявлению бесхозяйных объектов -120 м.водопровода и колодца, расположенного примерно на расстоянии 60 м. от <адрес> в <адрес>, в целях последующего принятия его в муниципальную собственность, не проведена. Отсутствие собственника водопровода и колодца приводит к невозможности осуществления обязанностей по их содержанию, что влечёт ухудшение эксплуатации таких объектов системы ЖКХ. Прокуратурой района в адрес главы администрации <адрес> внесено представление, однако меры по устранению вышеуказанных нарушений администрацией до настоящего времени не приняты, соответствующее заявление в органы Росреестра не подано.
Указанное обстоятельство подтверждается рапортом о результатах проверки прокуратуры Пронского района Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ, а также представленным в материалы дела фотоматериалом.
На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией муниципального <адрес> на праве оперативного управления закреплены объекты коммунального хозяйства (водоснабжения) на территории вышеуказанных поселений.
Согласно информации <адрес>», участок водопровода протяжённостью 120 м. и колодец, расположены примерно на расстоянии 60 м. от <адрес> в <адрес> и обеспечивающий водоснабжение домов № по <адрес>, на праве оперативного управления <адрес> не передавался, в связи с чем МКП «ПТС» не обслуживается.
Таким образом, в судебном заседании установлено наличие у административного ответчика прямой обязанности совершения действий по постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества-120 м. водопровода и колодца, расположенного примерно на расстоянии 60 м. от <адрес> в <адрес>.
Данным бездействием административного ответчика создается угроза нарушения прав неопределенного круга лиц, поскольку через вышеуказанные объекты осуществляется холодное водоснабжение населения.
В соответствии со ст.12 ГК РФ присуждения к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты гражданских прав.
Заявление административным истцом подается в интересах неопределенного круга лиц -жителей <адрес> района и других лиц.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования прокурора Пронского района Рязанской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании постановки на учёт бесхозяйного недвижимого имущества, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
С учетом характера действий, которые надлежит совершить административному ответчику, суд считает, заявленный административным истцом срок - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разумным и достаточным для исполнения настоящего судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования прокурора Пронского района Рязанской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации <адрес> <адрес>, выразившееся в непринятии мер по выявлению бесхозяйных объектов и постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества -120 м. водопровода и колодца. Расположенного примерно на расстоянии 60 м. от <адрес> в <адрес>.
Обязать администрацию <адрес> <адрес> <адрес> р.<адрес>.
Установить администрации <адрес> срок для исполнения судебного решения - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Пронский районный суд Рязанской области в течение 15 дней со дня получения копии решения суда.
Судья - О.Н. Дмитриева