Решение по делу № 33-771/2018 от 29.01.2018


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Номогоева З.К.

Дело № 33-771

поступило 29 января 2018 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 февраля 2018 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе

председательствующего судьи Нимаевой О.З.,

судей Чупошева Е.Н., Дампиловой Ц.В.,

при секретаре Зарбаевой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Масленникова Ю.Н. к Территориальному отделению г. Улан-Удэ ФГКУ «Востокрегионжилье», ФГКУ «Востокрегионжилье», Министерству обороны РФ о признании действий об отказе в предоставлении постоянного жилого помещения незаконными, возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма с 2012 года, обеспечении постоянным жилым помещением по договору социального найма путем получения жилищной субсидии

по апелляционной жалобе представителя ФГКУ «Востокрегионжилье» Кауровой О.Б. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 28 ноября 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования Масленникова Ю.Н. удовлетворить.

Признать незаконным и необоснованным решение от 04 августа 2017г. ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для получения в дальнейшем ГЖС.

Обязать ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ поставить Масленникова Ю.Н. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (составом семьи 1 человек по избранному им месту жительства) для получения ГЖС с 2012года.

Признать право Масленникова Ю.Н. на получение ГЖС».

Заслушав доклад судьи Дампиловой Ц.В., выслушав представителя ФГКУ «Востокрегионжилье» Каурову О.Б., доверенность от 24.04.2017г. ( л.д.27), Масленникова Ю.Н., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд с иском, с учетом уточненных требований, Маслеников просил признать действия Министерства обороны РФ об отказе в предоставлении постоянного жилого помещения незаконными, возложении обязанности на Территориальное отделение ФГКУ «Востокрегионжилье» восстановить на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма на состав семьи 1 человек с 2012 года с момента открытия военных городков, обязать обеспечить постоянным жилым помещением по договору социального найма на семью 1 человек путем получения жилищной субсидии ( л.д.7; 43).

Иск мотивирован тем, что Масленников досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями на основании приказа Главнокомандующего ракетными войсками стратегического назначения ... от ... Во время прохождения военной службы истец проживал в служебном жилом помещении, расположенном в закрытом военном городке по адресу: <...>4. Перед увольнением с военной службы истец встал на учёт нуждающихся в жилом помещении путем получения Государственного жилищного сертификата (далее-ГЖС) с составом семьи 1 человек, был участником подпрограммы по категории граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков. В 2012 году п. Звездный утратил статус закрытого, в связи с чем ответчик отказывает в обеспечении истца ГЖС. Однако истец считает, что не утратил статус нуждающегося в обеспечении постоянным жилым помещением, поскольку государство обязательства по обеспечению постоянным жилым помещением путем выдачи ГЖС не исполнило. Кроме того, согласно Приказу Министра обороны РФ № 1280 от 30.09.2010г. «О предоставлении военнослужащим жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

В судебном заседании истец Масленников на уточненных исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчиков Каурова, действующая по доверенности, иск не признала.

Судом постановлено указанное выше решение ( л.д.47-50).

В апелляционной жалобе представитель ФГКУ «Востокрегионжилье» Каурова просит решение отменить, ссылаясь на то, что суд дал ненадлежащую оценку доказательствам, выводы суда противоречат действующему законодательству.

Так, Масленников проживал в закрытом военном городке, в связи с чем был включен в программу «Жилище» на выдачу ГЖС для переселения из закрытого военного городка. Однако в 2012году на основании Постановления Правительства РФ п.Звездный утратил статус закрытого военного городка, соответственно прекратилось право на получение ГЖС. Ни в какой другой подпрограмме истец состоять права не имел. Требований о выселении Масленникова из жилого помещения в п. Звездный не предъявлялось. Отказ ТО ФГКУ «Востокрегионжилье» в постановке на учете нуждающихся в получении постоянного жилого помещения произведен в рамках действующего законодательства ( л.д.54-58).

В суде апелляционной инстанции представитель ФГКУ «Востокрегионжилье» Каурова доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.

В суде апелляционной инстанции Масленников, не оспаривая решение суда, возражал против удовлетворения жалобы.

Ответчик Министерство обороны РФ, ТО г.Улан-Удэ ФГКУ «Востокрегионжилье», извещенные о рассмотрении дела, не направили в суд представителей. Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика в порядке ч.4 ст. 167 ГПК РФ, ст. 327 ГПК РФ.

Изучив материалы гражданского дела, выслушав явившегося участника процесса, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и установлено судом, что Масленников досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями на основании Приказа Главнокомандующего ракетными войсками стратегического назначения ..... Выслуга составила 22 года 6 месяцев в календарном исчислении и 25 лет в льготном исчислении ( л.д.21).

Масленников, после увольнения, проживая в закрытом военном городке по адресу: <...>4, подал заявление (рапорт) о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» как лицо, подлежащее переселению из закрытых военных городков. Командир войсковой части ... наложил резолюцию от 24.03.2008г. ( л.д.18).

Из «Списка кандидатов на получение Государственного жилищного сертификата по войсковой части 14129 в 2000 году» следует, что Маслеников включен в указанный Список как гражданин, проживающий в закрытом военном городке и подлежащий отселению ( л.д.16).

В настоящее время Масленников зарегистрирован и проживает по месту жительства по адресу: <...> в квартире, принадлежащей Макаровой Н.С. и Макарову С.С. (л.д.10).

Из письма Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 04.08.2017г. следует, что закрытый военный городок, в котором проживал Масленников, утратил статус закрытого, в связи с чем Масленников утратил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом ( л.д.34).

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что отказ уполномоченного органа в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по избранному постоянному месту жительства является незаконным, поскольку Масленников уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, прибыл и встал на воинский учет по избранному постоянному месту жительства, жильем не обеспечен, отсутствует жилое помещение по договору социального найма и в собственности.

Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильно определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения допущены судом первой инстанции. В связи с допущенными нарушениями судебная коллегия отменяет решение суда. При принятии нового решения коллегия исходит из следующего.

Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч.3 ст. 196 ГПК РФ).

Согласно п.14 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», действовавшему в период возникновения правоотношений, порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих-граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определялся федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Во исполнение указанных законоположений Правительство РФ утвердило постановлением от 20.01.1998г. № 71 Федеральную целевую программу «Государственные жилищные сертификаты», действовавшую в редакции от 08.04.2000 года.

Согласно пункту 2 Программа предусматривала право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья следующих граждан, в том числе :

военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляла 10 и более лет, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;

граждан, подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков.

Предоставление субсидии (государственного жилищного сертификата) осуществлялось в соответствии с очередностью, определяемой в период заявочной кампании. В каждом субъекте Российской Федерации или федеральном органе исполнительной власти из общего числа граждан - участников Программы формировалась отдельная очередь на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с датой постановки на учет для улучшения жилищных условий.

В случае если владелец государственного жилищного сертификата по каким-либо причинам не смог решить своей жилищной проблемы в установленные Программой сроки и не воспользовался выделенной ему безвозмездной субсидией, он сохранял право на улучшение жилищных условий как состоящий в очереди на получение государственного или муниципального жилья.

Впоследствии Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. №675 Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты» была включена в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010гг..

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 были утверждены «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище»на 2011-2015г., согласно которых правом на получение в рамках подпрограммы социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, обладают граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков (пп. «б» п.5 в ред. От 10.04.2008г.) (далее-Правила).

В настоящее время указанные Правила действуют в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020годы, согласно которых правом на получение в рамках подпрограммы социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, обладают граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, не совершившие в течение 5 лет со дня подачи заявления на участие в подпрограмме намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка ( пп. «б» п. 5 Правил в ред. От 05.07.2016г., действовавший в момент разрешения спора).

Военный городок поселок Звездный Республики Бурятия распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012г. ...-р исключен из «Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности», утв. Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000г. ...-р.

Как следует из материалов дела, Масленников был включен в списки граждан, подлежащих обеспечению государственным жилищным сертификатом в целях отселения из населенного пункта, имеющего статус закрытого военного городка. Таким образом, истец был признан нуждающимся в получении жилищных гарантий лишь по одному основанию (как подлежащий отселению из закрытого военного городка).

Подпункт «б» пункта 5 названных Правил предусматривает в качестве основания для получения социальной выплаты факт проживания граждан на территории закрытого военного городка, что обусловлено его особым правовым режимом и определенными ограничениями для этих граждан. Соответственно, право на получение государственного жилищного сертификата не сохраняется после утраты указанного правового основания, необходимого для ее получения.

В связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требования об обеспечении истца постоянным жилым помещением по договору социального найма путем получения жилищной субсидии (государственного жилищного сертификата).

Давая оценку доводам иска о сохранении права состоять на учете до получения жилого помещения как военнослужащего, принятого на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005г. на основании Приказа Министра Обороны РФ № 1280 от 30.09.2010г., судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих данное право.

Из п.2.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 01.01.2005г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 01.01.2005года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Между тем, материалы дела не содержат доказательств, что Масленников был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий жилом помещении и состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 01.01.2005г.. Следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения требований о признании действий об отказе в предоставлении постоянного жилого помещения незаконными, возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма с 2012 года.

Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия исковые требования оставляет без удовлетворения в полном объеме.

Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 28 ноября 2017 года отменить.

Принять новое решение. Исковые требования Масленникова Ю.Н. к территориальному отделению г. Улан-Удэ ФГКУ «Востокрегионжилье», ФГКУ «Востокрегионжилье», Министерству обороны РФ оставить без удовлетворения в полном объеме.

Председательствующий: О.З.Нимаева

Судьи: Е.Н.Чупошев

Ц.В.Дампилова

33-771/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Масленников Ю.Н.
Ответчики
ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Дампилова Цыпелма Владимировна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
26.02.2018Судебное заседание
05.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее