Решение по делу № 33-14843/2024 от 27.08.2024

61RS0010-01-2023-002694-65

Судья Каменская М.Г. дело №33-14843/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 ноября 2024г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Корниловой Т.Г.,

судей Котельниковой Л.П., Быченко С.И.,

при секретаре Раковой Д.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по иску Кленяева Павла Георгиевича, Рекшан Виктории Викторовны, Коваленко Зои Григорьевны, Матвиевича Николая Петровича, Шаховой Надежды Сергеевны, Шинке Анны Владимировны к Министерству транспорта Ростовской области, Министерству труда и социального развития Ростовской области, Министерству Финансов Ростовской области, Администрации города Батайска, ОАО «Батайское АТП-1», третьи лица Региональная служба по тарифам Ростовской области, Правительство Ростовской области, ООО «АПРС», о признании дискриминационным и незаконным отказом от предоставления льготного проезда инвалиду, обязании компенсировать затраты, организовать перевозку льготных категорий граждан (инвалидов), по апелляционным жалобам Кленяева Павла Георгиевича, Шинке Анны Владимировны на решение Батайского городского суда Ростовской области от 27 мая 2024 года.

Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия

установила:

Кленяев Павел Георгиевич обратился в суд с иском к Министерству транспорта Ростовской области, Министерству труда и социального развития Ростовской области, Администрации города Батайска, ОАО «Батайское АТП-1» о признании незаконным отказа от предоставления льготного проезда инвалиду, обязании компенсировать затраты, организовать перевозку льготных категорий граждан (инвалидов) и уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ просил суд: признать дискриминацией отказ от предоставления льготного проезда по городу Батайск и в Ростов-на-Дону на автомобильном транспорте (автобус) по маршрутам №№201, 202, 203, 204, 205, 207, 209,210, 211,212, 213, 214; признать незаконным отказ от предоставления льготного проезда по городу Батайск и в Ростов-на-Дону на автомобильном транспорта (автобус) по вышеуказанным маршрутам; признать ухудшение положения инвалидов в городе Батайск с 1 мая 2023 года, которое выражается в не предоставлении льготного проезда на автомобильном транспорте (автобус) по вышеуказанным маршрутам и ухудшении транспортного обслуживания инвалидов; обязать Министерство труда и социального развития Ростовской области совместно с Министерством финансов Ростовской области компенсировать затраты на перевозку льготных категорий граждан (инвалидов) ООО «АТП-1» г. Батайска; обязать Министерство транспорта Ростовской области совместно с Министерством финансов Ростовской области компенсировать затраты на перевозку льготных категорий граждан (инвалидов) ООО «АТП-1» г. Батайска; обязать Министерство транспорта Ростовской области организовать перевозку льготных категорий граждан (инвалидов) ООО «АТП-1» г. Батайска; обязать Администрацию города Батайска области организовать перевозку льготных категорий граждан (инвалидов) ООО-«АТП-1» г. Батайска; обязать ООО «АТП-1» г. Батайска осуществлять перевозку льготных категорий граждан (инвалидов) на автомобильном транспорте (автобус) по вышеуказанным маршрутам по электронным социальным проездным билетам (ЭСПБ).

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что с 1 января 2020 года он потерял право льготного проезда по маршруту Батайск - Ростов-на-Дону автомобильным общественным транспортом (автобус) на маршрутах №№201, 202, 203, 204, 205, 207, 209, 210, 211, 212, 213, 214 по единым социальным проездным билетам (ЕСПБ) в связи с принятием постановления Правительства Ростовской области №242 от 20.06.2019 года, а с 1 мая 2023 года он потерял право льготного проезда по городу Батайск автомобильным общественным транспортом (автобус) на маршрутах №№201, 202, 203, 204, 205, 207, 209, 210, 211, 212, 213, 214 по электронным социальным проездным билетам (ЭСПБ) в связи с принятием Постановления Правительства Ростовской области №1199 от 30.12.2022 года.

На основании ст. 9 Федерального закона № 2202-1 «О прокуратуре в РФ» от 17.01.1992 года, он обратился к Прокурору Ростовской области с просьбой внести изменение в Постановление Правительства Ростовской области №232 от 15.12.2011 года о сохранении льготного проезда по ЭСПБ.

Он также обращался с письмом к депутату Государственной Думы - ФИО28 депутату Законодательного Собрания Ростовской области - ФИО15, Губернатору Ростовской области - ФИО16 и Президенту РФ ФИО17, однако ничего не изменилось.

По мнению истца, ограничение права льготного проезда по маршруту Батайск - Ростов-на-Дону и по городу Батайск автомобильным общественным транспортом (автобус) на маршрутах №№201, 202, 203, 204, 205, 207, 209, 210, 211, 212, 213, 214 по электронным социальным проездным билетам (ЭСПБ) является дискриминацией по признаку инвалидности и противоречит ст.3.1 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года.

Рекшан Виктория Викторовна, Коваленко Зоя Григорьевна, Матвиевич Николай Петрович, Шахова Надежда Сергеевна, Шинке Анна Владимировна также обратились в суд с отдельными исковыми заявлениями к Министерству транспорта Ростовской области, Министерству труда и социального развития Ростовской области, Администрации города Батайска, ОАО «Батайское АТП-1» о признании незаконным отказа от предоставления льготного проезда инвалиду, обязании компенсировать затраты, организовать перевозку льготных категорий граждан (инвалидов), указав аналогичные обстоятельства.

Определением Батайского городского суда от 30.10.2023 года (т.1 л.д. 53-54) гражданское дело № 2-2726/2023 по иску Кленяева Павла Георгиевича к Министерству Транспорта Ростовской области, Министерству труда и социального развития Ростовской области, Администрации города Батайска, ОАО «Батайское АТП-1», третье лицо прокуратура г. Батайска, о признании незаконным отказ от предоставления льготного проезда инвалиду, обязании компенсировать затраты, организовать перевозку льготных категорий граждан (инвалидов); гражданское дело № 2-2727/2023 по иску Рекшан Виктории Викторовны к Министерству Транспорта Ростовской области, Министерству труда и социального развития Ростовской области, Администрации города Батайска, ОАО «Батайское АТП-1», третье лицо прокуратура г. Батайска, о признании незаконным отказ от предоставления льготного проезда инвалиду, обязании компенсировать затраты, организовать перевозку льготных категорий граждан (инвалидов); гражданское дело № 2-2728/2023 по иску Коваленко Зои Григорьевны к Министерству Транспорта Ростовской области, Министерству труда и социального развития Ростовской области, Администрации города Батайска, ОАО «Батайское АТП-1», третье лицо прокуратура г. Батайска, о признании незаконным отказ от предоставления льготного проезда инвалиду, обязании компенсировать затраты, организовать перевозку льготных категорий граждан (инвалидов); гражданское дело № 2-2729/2023 по иску Матвиевич Николая Петровича к Министерству Транспорта Ростовской области, Министерству труда и социального развития Ростовской области, Администрации города Батайска, ОАО «Батайское АТП-1», третье лицо прокуратура г. Батайска, о признании незаконным отказ от предоставления льготного проезда инвалиду, обязании компенсировать затраты, организовать перевозку льготных категорий граждан (инвалидов) объединены в одно производство.

Определением Батайского городского суда от 13.11.2023 года (т.1 л.д. 220-221) гражданское дело № 2-2783/2023 по иску Шаховой Надежды Сергеевны к Министерству Транспорта Ростовской области, Министерству труда и социального развития Ростовской области, Администрации города Батайска, ОАО «Батайское АТП-1», третье лицо прокуратура г. Батайска, о признании незаконным отказ от предоставления льготного проезда инвалиду, обязании компенсировать затраты, организовать перевозку льготных категорий граждан (инвалидов) и гражданское дело № 2-2726/2023 по иску Кленяева Павла Георгиевича, Рекшан Виктории Викторовны, Коваленко Зои Григорьевны, Матвиевич Николая Петровича к Министерству Транспорта Ростовской области, Министерству труда и социального развития Ростовской области, Администрации города Батайска, ОАО «Батайское АТП-1», третье лицо прокуратура г. Батайска, о признании незаконным отказ от предоставления льготного проезда инвалиду, обязании компенсировать затраты, организовать перевозку льготных категорий граждан (инвалидов) также объединены в одно производство.

Также в судебном заседании 22.11.2023 (т.2 л.д. 67-68) в одно производство объединены гражданское дело № 2-2676/2023 по исковому заявлению Шинке Анны Владимировны к Министерству транспорта Ростовской области, Министерству труда и социального развития Ростовской области, Администрации г. Батайска, ОАО «Батайское АТП-1» о признании дискриминацией отказ от предоставления льготного проезда на автомобильном транспорте (автобус), об обязании компенсировать затраты на перевозку льготных категорий граждан (инвалидов), об обязании организовать перевозку льготных категорий граждан (инвалидов) на автомобильном транспорте (автобус) по электронным социальным проездным билетам и гражданское дело № 2-2726/2023 по исковому заявлению Кленяева П.Г., Рекшан В.В., Шаховой Н.С., Коваленко З.Г., Матвиевич Н.П. к Министерству транспорта Ростовской области, Министерству труда и социального развития Ростовской области, Администрации г. Батайска, ОАО «Батайское АТП-1 о признании дискриминацией отказ от предоставления льготного проезда на автомобильном транспорте, об обязании компенсировать затраты на перевозку льготных категорий граждан, об обязании организовать перевозку льготных категорий граждан (инвалидов) на автомобильном транспорте (автобус) по электронным социальным проездным билетам.

Решением Батайского городского суда Ростовской области от 27 мая 2024 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.

С данным решением не согласились Кленяев П.Г. и Шинке А.В., подали апелляционные жалобы, в которых, с учетом поданных дополнений к апелляционным жалобам, частично повторяя позицию приведенную в суде первой инстанции в обоснование заявленных исковых требований, просят решение суда отменить, как незаконное, необоснованное, вынесенное при неправильном применении норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении требований истцов в полном объеме.

Заявители жалоб считают, что суд не принял во внимание позицию истцов, не проверил и не установил юридически значимые обстоятельства по делу, не установил по каким тарифам (регулируемым или нерегулируемым) осуществляются перевозки на межмуниципальных маршрутах внутри г. Батайска, пришел к неправильному выводу о неверно выбранном истцами способе защиты прав.

В письменных возражениях на апелляционные жалобы истца Министерство транспорта Ростовской области, Министерство труда и социального развития Ростовской области просили решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Из разъяснений, содержащихся в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003г. №23 "О судебном решении", следует, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" разъяснено, что состав лиц, участвующих в деле, указан в ст. 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Возможность участия тех или иных лиц в процессе по конкретному делу определяется характером спорного правоотношения и наличием материально-правового интереса, поэтому определение возможного круга лиц, которые должны участвовать в деле, начинается с анализа правоотношений и установления конкретных носителей прав и обязанностей. С учетом конкретных обстоятельств дела судья разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, то есть о сторонах, третьих лицах - по делам, рассматриваемым в порядке искового производства

Из материалов дела следует, что в своих исковых требованиях, наряду с другими требованиями, истцы также просили суд: «обязать Министерство труда и социального развития Ростовской области совместно с Министерством финансов Ростовской области компенсировать затраты на перевозку льготных категорий граждан (инвалидов) ООО «АТП-1» г. Батайска; обязать Министерство транспорта Ростовской области совместно с Министерством финансов Ростовской области компенсировать затраты на перевозку льготных категорий граждан (инвалидов) ООО «АТП-1» г. Батайска».

Из материалов дела также усматривается, что дело рассмотрено без привлечения в качестве соответчика по данному делу Министерства Финансов Ростовской области, в связи с чем обжалуемым решением нарушены права лиц, не привлеченных к участию в деле, в то время как судом первой инстанции в нарушение вышеприведенных процессуальных норм вопрос о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Министерство Финансов Ростовской области на обсуждение сторон ни в ходе досудебной подготовки дела к судебному разбирательству, ни в ходе судебного разбирательства по делу не ставился.

Кроме того, как следует из представленных в материалы дела письменных пояснений ОАО «Батайское АТП-1» тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Ростовской области в пригородном и междугородном сообщении устанавливаются в соответствии с Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 13.06.2019 года № 25/1, а платежным агентом является ООО «АПРС».

Суд первой инстанции в нарушение требований пункта 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ принял решение о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле - Министерство Финансов Ростовской области в качестве соответчика, Региональную службу по тарифам Ростовской области, Правительство Ростовской области, ООО «АПРС» – в качестве третьих лиц, поэтому судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда определением от 29.10.2024г. перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, и в порядке, предусмотренном статьями 40 и 43 ГПК РФ, привлекла к участию в деле в качестве соответчика Министерство Финансов Ростовской области, а также в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Региональную службу по тарифам Ростовской области, Правительство Ростовской области, ООО «АПРС».

На основании изложенного, судебная коллегия отменяет обжалуемое решение Батайского городского суда Ростовской области от 27 мая 2024 года и в соответствии с частью 5 статьи 330 ГПК РФ рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

При рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции, 08.11.2024г. Кленяевым П.Г. и Шинке А.В. поданы заявления об уточнении исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, в которых они просят:

признать дискриминацией отказ от предоставления льготного проезда по городу Батайск на автомобильном транспорте (автобус) по маршрутам №№201, 202, 203, 204, 205, 207, 209, 210, 211, 212, 213, 214;

признать незаконным отказ от предоставления льготного проезда по городу Батайск на автомобильном транспорте (автобус) по вышеуказанным маршрутам;

признать ухудшение положения инвалидов в городе Батайск с 1 мая 2023 года, которое выражается в не предоставлении льготного проезда на автомобильном транспорте (автобус) по вышеуказанным маршрутам и ухудшении транспортного обслуживания инвалидов;

обязать Министерство труда и социального развития Ростовской области совместно с Министерством финансов Ростовской области компенсировать затраты на перевозку льготных категорий граждан (инвалидов) ООО «АТП-1» г. Батайска;

обязать Министерство транспорта Ростовской области совместно с Министерством финансов Ростовской области компенсировать затраты на перевозку льготных категорий граждан (инвалидов) ООО «АТП-1» г. Батайска;

обязать Министерство транспорта Ростовской области организовать перевозку льготных категорий граждан (инвалидов) ООО «АТП-1» г. Батайска;

обязать Администрацию города Батайска области организовать перевозку льготных категорий граждан (инвалидов) ООО «АТП-1» г. Батайска;

обязать ООО «АТП-1» г. Батайска осуществлять перевозку льготных категорий граждан (инвалидов) на автомобильном транспорте (автобус) по вышеуказанным маршрутам по электронным социальным проездным билетам (ЭСПБ).

В письменных возражениях на исковые требования Министерство транспорта Ростовской области, Министерство финансов Ростовской области, Министерство труда и социального развития Ростовской области, просят исковые требования оставить без удовлетворения.

В поданных письменных пояснениях к иску Кленяев П.Г. и Шинке А.В. уточненные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Коваленко З.Г., Шинке А.В., Кленяев П.Г., Матвиевич Н.П., Рекшан В.В. полагали, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Представитель ООО «Батайское автотранспортное предприятие – 1» по доверенности Усенко А.В., представитель Министерства транспорта Ростовской области по доверенности Лысенко А.Ю., представитель Министерства Финансов по Ростовской области по доверенности Лиманский М.А., представитель Министерства труда и социального развития по Ростовской области по доверенности Антонцев Р.А., представитель Региональной службы по тарифам Ростовской области по доверенности Астаева А.А. возражали против доводом исковых заявлений и жалоб, просили оставить их без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в порядке ст. 167 ГПК РФ надлежащим образом.

Истец Шахова Н.С. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, извещалась по известному суду адресу, однако, почтовая корреспонденция была возвращена в суд с отметками: «истек срок хранения», что подтверждается представленным в суд почтовым конвертом и информацией с сайта Почты России.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регистрационный учет гражданина по месту жительства служит определению его места жительства.

Согласно ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

     Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

     В силу положений п. 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

Применительно к п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России № 234 от 31.07.2014 г., и ч. 2 ст. 117 ГПК Российской Федерации отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует ее возврат, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.

Принимая во внимание то обстоятельство, что суд предпринял возможные меры к извещению указанного лица, его процессуальные права и законные интересы со стороны суда были гарантированы, так как, исходя из действия принципов добросовестности и разумности, истец Шахова Н.С. должна была обеспечить возможность получения почтовой и иной корреспонденции по месту своей регистрации и официального проживания, что выполнено не было по субъективным мотивам.

Таким образом, риск неполучения поступившей корреспонденции лежит на адресате, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что имеются основания считать истца надлежащим образом извещенным о слушании дела и о возможности рассмотрения дела в его отсутствие с учетом положений ст. ст. 118, 167, 327 ГПК РФ, 165.1 ГК РФ.

На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Разрешая исковые требования по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя третьего лица, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения исковых требований, при этом исходит из следующего.

Из материалов дела следует, что что Кленяев П.Г. является инвалидом детства ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы бессрочно (т.1 л.д. 15).

Рекшан В.В. также является инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы бессрочно с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (т.1 л.д. 75).

Коваленко З.Г. (Инбулаева З.Г.) является инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы бессрочно с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по общему заболеванию. (т.1 л.д. 121)

Матвиевич Н.П. также является инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы бессрочно по общему заболеванию с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (т. 1 л.д. 166).

Шахова Н.С. (Моргун Н.С.) является инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы по зрению бессрочно с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (т. 1 л.д. 196).

Шинке А.В. является инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы бессрочно по общему заболеванию с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (т. 2 л.д. 17).

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).

В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ). Предусмотренные этим законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из преамбулы Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» следует, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны: при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств; реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования; предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений; не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.

Согласно статье 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной зашиты и социальной поддержки инвалидов имеют право: участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации; принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; участия в определении приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития этих территорий; разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией; осуществления обмена с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти информацией о социальной защите инвалидов и об оказании им социальной поддержки; предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; содействия трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирования создания специальных рабочих мест для их трудоустройства, а также определения порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости; осуществления деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов; финансирования научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов; содействия общественным объединениям инвалидов; содействия избирательным комиссиям, комиссиям референдума в работе по обеспечению избирательных прав, права на участие в референдуме избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, с учетом стойких расстройств функций организма; направления межведомственного запроса о представлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Статьей 30 вышеуказанного Закона, в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., за инвалидами было закреплено право бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

Указанное право, предоставлявшееся инвалидам за счет средств федерального бюджета, как и другие федеральные льготы для инвалидов, действовало до 1 января 2005 г. и было утрачено в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Таким образом, ст. 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» устанавливающая право бесплатного проезда инвалидов на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси, была признана утратившей силу с 01 января 2005 года согласно статье 63 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесений изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На основании этой же статьи вышеуказанного Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ была введена статья 28.1. «Ежемесячная денежная выплата инвалидам», согласно которой инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ инвалидам 1 группы устанавливается ежемесячная денежная выплата в размере - 2 162 рублей, инвалидам II группы, детям-инвалидам - 1 544 рублей; инвалидам III группы - 1 236 рублей.

Судебной коллегией установлено и подтверждается материалами дела, что всеми истцами получены электронные социальные проездные билеты с индивидуальным номером для осуществления поездок на общественном транспорте по городским и внутрирайонным маршрутам.

Вместе с тем, как следует из материалов дела маршруты регулярных перевозок пассажиров и багажа между городом Батайском и городом Ростовом-на-Дону №№ 201,202,203,204,205,207,209,210,211,212,213,214 являются межмуниципальными маршрутами, что подтверждается свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, из которых следует, что маршрут движения общественного транспорта проходит между двумя муниципальными образованиями (т. 3 л.д.195-206).

В этой связи, электронный социальный проездной билет, выданный федеральным льготникам, на маршрутах в г. Батайске №№ 201,202,203,204,205,207,209,210,211,212,213,214 не действителен.

В соответствии с частью 3 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от

от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

Согласно ч. 4 ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ, размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

При этом, ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (часть 5 статьи 28.1 Закона N 181-ФЗ).

В ч. 2 ст. 31 упомянутого федерального закона отмечено, что в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с данным Законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по данному Закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляются по данному Закону либо по другому правовому акту (независимо от установления меры социальной защиты).

Из содержания Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (с учетом изменений) усматривается, что Российская Федерация не передавала субъектам Российской Федерации осуществление указанной выше выплаты, то есть, указанная выплата является федеральной.

Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов регламентировано ст. 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ. В частности, п. 6 этой статьи закреплено право названных органов на предоставление дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Приведенная норма корреспондирует положениям Федерального закона от 21.12.2021г. №414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

Из изложенного следует, что:

право бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси, введенное ст. 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, было отменено, заменено правом на получение ежемесячной денежной выплатой;

основаниями для установления оспариваемых истцами мер могут служить как законы, иные нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации, так и те и другие без учета их последовательности.

В целях исполнения положений Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» в Ростовской области принято постановление Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 232 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления».

В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке льготного проезда на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки, которое относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 232 право на льготный проезд в общественном транспорте по городским и внутрирайонным маршрутам предоставляется федеральным льготникам независимо от размера ежемесячных денежных выплат, которые они получают, по единым социальным проездным билетам стоимостью 303,00 руб., реализуемым организациями, осуществляющими выплату пенсий, федеральным льготникам и лицам, сопровождающим инвалидов I группы и детей-инвалидов.

Согласно пункту 4 Положения о порядке льготного проезда с 1 мая 2023 года реализация права на льготный проезд предоставляется федеральным льготникам, зарегистрированным по месту регистрации по месту жительства (месту пребывания) в Ростовской области, по электронному социальному проездному билету, выдача которого производится органами социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов в Ростовской области бесплатно.

Как следует из пункта 6 Положения о порядке льготного проезда электронный социальный проездной билет пополняется федеральным льготником на сумму 303,00 руб. для осуществления льготного проезда.

Размер суммы пополнения электронного социального проездного билета ежегодно индексируется с 1 января исходя из определенного областным законом об областном бюджете уровня инфляции. Проиндексированная сумма подлежит округлению до целого рубля в сторону уменьшения. Количество поездок, совершаемых федеральным льготником по электронному социальному проездному билету, не ограничено. Не использованные в течение месяца гражданами остатки денежных средств по электронному социальному проездному билету возврату и зачету в следующие месяцы не подлежат.

В законодательстве субъекта Российской Федерации Ростовской области установлен перечень дополнительных мер социальной поддержки, финансируемых из бюджета субъекта РФ и связанных с обеспечением инвалидам возможности льготного проезда по городским и внутрирайонным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам на транспорте общего пользования - т.е. позволяющих, в рамках замены федеральным законодателем льгот в натуральной форме на денежные компенсации, вводить на уровне субъекта РФ дополнительные правовые механизмы, обеспечивающие уровень социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Согласно пункту 2.1.19 Положения о министерстве транспорта Ростовской области в соответствии с областным законодательством министерство осуществляет функции исполнительного органа Ростовской области, уполномоченного осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, и в этих целях осуществляет организацию регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Ростовской области.

В соответствии со статьей 1 Закона Ростовской области от 30.06.2006 № 507-ЗС «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа» настоящим Областным законом исполнительно-распорядительные органы городских округов в Ростовской области наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа.

С 01.01.2020г. в Ростовской области, во исполнение поручений, принятых на федеральном уровне» осуществлена инвентаризация расходных обязательств в целях исключения финансирования из областного бюджета полномочий, отнесенных к федеральным расходам.

По итогам проведенной инвентаризации принято решение об изменении порядка предоставления мер социальной поддержки по льготному проезду федеральным льготникам с 01.01.2020: бесплатный проезд на автомобильном транспорте по внутриобластным пригородным и междугородным маршрутам федеральными льготниками подлежит оптимизации; сохраняется право на льготный проезд на общественном транспорте по городским и внутрирайонным маршрутам по единым социальным проездным билетам.

Согласно п. 1 Положения о порядке предоставления льготного проезда на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан (утв. Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 232 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субвенций на оплату жилых помещений и коммунальных услуг материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления» - «Определяется порядок предоставления льготного проезда на общественном транспорте по городским и внутрирайонным маршрутам на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относятся к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, включенных в Федеральным регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи» (в ред. Постановления Правительства Ростовской области от 30.12.2022 № 1199).

В соответствии с установленным порядком, с 01.05.2023 право на льготный проезд на общественном транспорте федеральные льготники могут реализовывать по электронному социальному проездному билету только по городским и внутрирайонным маршрутам.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» межмуниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации.

Учитывая, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению бесплатного проезда инвалидов на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, в частности на межмуниципальных маршрутах, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Судебная коллегия также учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 29.09.2015 № 2061-0, согласно которой ежемесячная денежная выплата инвалидам, выступает элементом механизма восполнения потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, компенсирует также представлявшуюся ранее действовавшим законодательством льготу по бесплатному проезду на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно также указывал в своих решениях, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 1019-0-0, от 22 марта 2011 года № 443-0-0 и от 21 декабря 2011 года № 1693-0-0).

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что изменение законодательства в части предоставления мер социальной поддержки, в том числе, по оплате проезда на транспорте общего пользования, нельзя расценивать как нарушение прав федеральных льготников.

При этом, судебная коллегия полагает, что нормативно - правовые акты Правительства Ростовской области, предоставляющие льготы по проезду на транспорте общего пользования, и изданные в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, не противоречат требованиям части 2 статьи 153 указанного Федерального закона.

Кроме того, нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие дополнительные меры социальной поддержки, финансируемые из бюджета субъекта РФ и связанные с обеспечением инвалидам возможности льготного проезда по городским и внутрирайонным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам на транспорте общего пользования, в частности постановление Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 232 и постановления Правительства Ростовской области, вносящие изменения в указанное постановление в установленном законом порядке не были оспорены и не были признаны недействительными.

Доводы истцов о том, что перевозки пассажиров по спорным маршрутам осуществляются по двойному тарифу, противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам предусмотрено право перевозчика самостоятельно устанавливать размер оплаты за проезд. Установление перевозчиком разного размера оплаты за проезд на межмуниципальном маршруте в зависимости от места посадки и высадки пассажира не меняет вид перевозок (перевозки по нерегулируемому тарифу).

Пунктом 1 постановления Администрации г. Батайска от 11.12.2023 № 3460 «Об установлении тарифов на услуги по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам в муниципальном образовании «Город Батайск» (далее - постановление администрации г. Батайск № 3460) утверждается тариф на услуги по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам в муниципальном образовании «Город Батайск» в размере 33 рубля 00 копеек за одного пассажира. Между тем, в данном случае постановлении администрации г. Батайск № 3460 не применимо, поскольку спорные маршруты являются межмуниципальными.

Пункт 3 постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 13.07.2019 №25/1 «Об установлении тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Ростовской области в пригородном и междугороднем сообщении» (далее - Постановление РСТ РО № 25/1) также не может быть применен в данной ситуации, поскольку в соответствии с пунктом 2 Постановления РСТ РО № 25/1 на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок между городами Ростов-на-Дону и Батайск, Ростов-на-Дону и Аксай тарифы на перевозку пассажиров и багажа устанавливаются отдельными нормативными правовыми актами Региональной службы по тарифам Ростовской области. Кроме того, перевозки по спорным маршрутам осуществляются по нерегулируемым тарифам.

Положение пункта 2 постановления РСТ РО № 25/1 устанавливает исключение из общего правила, но не противоречит, как пункту 3, так и вышеуказанному постановлению в целом.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также ФЗ № 220-ФЗ) предусматривает следующие виды маршрутов: международный, межрегиональный, смежный межрегиональный маршрут межмуниципальный, муниципальный. Иные виды маршрутов не предусмотрены.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ межмуниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух муниципальных округов одного субъекта Российской Федерации, или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации, или не менее одного муниципального района и не менее одного муниципального округа одного субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах федеральной территории «Сириус», поселения, городского округа, муниципального округа, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района.

Муниципальный маршрут и межмуниципальный маршрут решают разные задачи. Применительно к настоящему делу, межмуниципальный маршрут предназначен для передвижения между городскими округами, а муниципальный маршрут предназначен для передвижения в пределах городского округа. Таким образом, спорные маршруты не могут и не являются одновременно и муниципальными, и межмуниципальными.

Передвижение на межмуниципальном маршруте в пределах муниципального образования не является основанием для признания маршрута муниципальным, а также не может являться основанием для предоставления льготы. Более того, у истцов есть право бесплатного проезда по муниципальным маршрутам, и для передвижения в пределах г. Батайска они могут воспользоваться муниципальными маршрутами.

Статьи 14 и 20 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ устанавливают общие правила организации регулярных перевозок по регулируемым и не регулируемым тарифам и порядок компенсации перевозчику недополученных доходов в случае осуществления им перевозки льготных категорий граждан, но не устанавливают зависимость наличия или отсутствия льгот от вида регулярных перевозок.

В случае организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком заключается государственный или муниципальный контракт в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту    регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок,    смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Перевозки по спорным маршрутам осуществляются по нерегулируемым тарифам, в связи с этим государственные контракты по спорным маршрутам не заключались и не могли быть представлены в суд. Конкурсная документация по спорным маршрутам была предоставлена в суд первой инстанции письмом от 03.05.2024 №15.4/1517.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.

Однако действующее федеральное законодательство не предусматривает право инвалидов на бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, в том числе и на межмуниципальных маршрутах, поскольку статья 30 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», устанавливающая право бесплатного проезда инвалидов на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси, была признана утратившей силу с 01 января 2005 года согласно статье 63 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На основании этой же статьи указанного Федерального закона «О внесении изменений» в Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» была введена статья 28.1. «Ежемесячная денежная выплата инвалидам», согласно которой инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей.

Таким образом, право бесплатного проезда для инвалидов, а также некоторые иные льготы, действующие ранее, были заменены на ежемесячную денежную выплату.

В соответствии приложением № 3 к Постановлению Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 232 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления» (далее - постановление Правительства Ростовской области №232) предоставление льготного проезда из средств областного бюджета осуществляется только на общественном транспорте по городским и внутрирайонным маршрутам на территории Ростовской области.

Определение понятий городской и внутрирайонный маршрут в действующем законодательстве отсутствуют. Указанные понятия существовали в правилах организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте утверждённых приказом министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 № 200 (далее - правила). К городским относятся маршруты, проходящие в пределах черты города (другого населенного пункта), к внутрирайонным относятся маршруты, начинающиеся и оканчивающиеся в пределах одного административного района. Таким образом, можно сделать вывод, что внутрирайонный и городской маршруты - это маршруты в пределах одного муниципального образования, то есть муниципальные маршруты.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что на федеральном уровне для инвалидов предусмотрена льгота в виде ежемесячной денежной выплаты, а на региональном уровне предусмотрена льгота на проезд автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам.

В тоже время у героев социалистического труда в соответствии с Федеральным законом от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» также отсутствует право льготного проезда автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах. Более того, в соответствии со статьей 1.1 указанного Федерального Закона Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой Славы имеют право на льготы, предусмотренные статьями 2-6.1 настоящего Федерального закона, или на ежемесячную денежную выплату.

В соответствии с приложением №1 к постановлению Правительства Ростовской области №232 региональные льготники (ветераны труда, ветераны труда Ростовской области, реабилитированные лица, труженики тыла) получают либо ежемесячную денежную выплату либо реализовывают свое право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и внутрирайонных маршрутов по льготной проездной карте.

Таким образом, отсутствие льгот для инвалидов на межмуниципальных маршрутах не может расцениваться как дискриминация, поскольку в соответствии с федеральным и региональным законодательством для инвалидов на территории Ростовской области предусмотрена льгота в виде льготного проезда на муниципальных маршрутах, а льгота в виде бесплатного проезда на межмуниципальных маршрутах заменена денежной компенсацией.

Предоставление мер социальной поддержки отдельными категориями граждан не может быть рассмотрена как дискриминации других категорий граждан, так как законодатель уполномочен выбирать и категории граждан, нуждающихся в поддержке, и виды мер социальной поддержки для данной категории граждан.

Фактически истцы требуют в обход уставленного законом порядка предоставление им льгот, так как федеральное и областное законодательство не предусматривает требуемых истцами льгот. Положение пункта 2 статьи 53 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, на которые ссылаются истцы не применимы к рассматриваемым правоотношениям, так как отмена льготы проезда по межмуниципальным маршрутам для инвалидов производилась не в связи с изменениями Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, а в связи с инвентаризацией бюджетных обязательств в 2020 году.

ООО «Агентство развития платежных систем» (далее - ООО «АРПС») как оператор платежной системы выполняет роль консолидатора платежей и процессингового центра для обеспечения безопасности платежной системы и прозрачности финансовых транзакций. Участниками платежной системы являются:    горожане, оплачивающие проезд; транспортные компании, получающие оплату стоимости проезда; банки, являющиеся расчетным центром при перечислении платежей; оператор системы как консолидатор услуг разных компаний и предоставляющий возможность проведения платежей разными способами (банковская карта, смартфон и другие).

Министерство транспорта Ростовской области никак не взаимодействуют с ООО «АРПС», государственных контрактов, иных договоров, соглашений и т.д. с ООО «АРПС» не заключало.

Заключение перевозчиком договора с оператором платежной системы является требованием министерства транспорта к перевозчику для предоставления ему субсидии в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктом 2.1.18 Положения о министерстве транспорта Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 18.11.2011 № 133 у министерства транспорта, отсутствуют полномочия по установлению или отмене каких-либо льгот.

Пунктом 97 частью 1 статьи 6 Областного закона Ростовской области от 16.12.2022 №795-ЗС «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» установлено, что субсидии из областного бюджета предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и (или) городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам Ростовской области, - на компенсацию недополученных доходов в связи с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки, к которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по иным непрограммным мероприятиям в рамках непрограммного направления деятельности «Реализация функций иных государственных органов Ростовской области».

Пунктом 33 статьи 6 субсидии, указанные в пункте 97 части 1 статьи 6, предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и (или) городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам Ростовской области, а также при наличии: действующего муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок или договора на осуществление перевозок; договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, в том числе федеральных льготников, заключенного с оператором платежной системы; отчета о поездках федеральных льготников, сформированного по каждому месяцу в отдельности на основе данных, содержащихся в платежной системе, включающего, в том числе, информацию о фактически недополученных доходах.

Таким образом, у Министерства транспорта Ростовской области отсутствуют полномочия по предоставлению субсидии из областного бюджета на компенсацию недополученных доходов в связи с предоставлением льготного проезда перевозчику, который осуществляет перевозки по межмуниципальным маршрутам.

Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что содержание исковых заявлений свидетельствует о том, что заявители фактически ставят вопрос о целесообразности изменения нормативного правового регулирования путем предоставления льгот в натуральной форме. Между тем, разрешение данного вопроса является прерогативой органов государственной власти, в том числе, субъекта Российской Федерации, и не относится к полномочиям суда, закрепленным в главе 7 Конституции Российской Федерации.

Понятие дискриминации по признаку инвалидности приведено в распоряжении Правительства РФ от 02.09.2024 N 2401-р «Об утверждении Концепции по повышению уровня занятости инвалидов в Российской Федерации на период до 2030 года, плана мероприятий по ее реализации, под которой понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Между тем, судебная коллегия не усматривает оснований согласиться с доводами истцов о допущенной дискриминации в отношении них как лиц с ограниченными возможностями (в связи с установлением инвалидности), полагая, что само по себе изменение законодательства в части предоставления мер социальной поддержки, в том числе, по оплате проезда на транспорте общего пользования, данные обстоятельства не подтверждает.

С учетом вышеизложенного уточненные требования истцов о признании дискриминацией отказа от предоставления льготного проезда по городу Батайск на автомобильном транспорте (автобус) по маршрутам №№201, 202, 203, 204, 205, 207, 209, 210, 211, 212, 213, 214; признании незаконным отказа от предоставления льготного проезда по городу Батайск на автомобильном транспорте (автобус) по вышеуказанным маршрутам; признании ухудшением положения инвалидов в городе Батайск с 1 мая 2023 года, которое выражается в не предоставлении льготного проезда на автомобильном транспорте (автобус) по вышеуказанным маршрутам и ухудшении транспортного обслуживания инвалидов; обязанию Министерство труда и социального развития Ростовской области совместно с Министерством финансов Ростовской области компенсировать затраты на перевозку льготных категорий граждан (инвалидов) ООО «АТП-1» г. Батайска; обязании Министерства транспорта Ростовской области совместно с Министерством финансов Ростовской области компенсировать затраты на перевозку льготных категорий граждан (инвалидов) ООО «АТП-1» г. Батайска; обязании Министерства транспорта Ростовской области организовать перевозку льготных категорий граждан (инвалидов) ООО «АТП-1» г. Батайска; обязании Администрации города Батайска области организовать перевозку льготных категорий граждан (инвалидов) ООО «АТП-1» г. Батайска; обязании ООО «АТП-1» г. Батайска осуществлять перевозку льготных категорий граждан (инвалидов) на автомобильном транспорте (автобус) по вышеуказанным маршрутам по электронным социальным проездным билетам (ЭСПБ) удовлетворению не подлежат.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Согласно ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе, в том числе, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

На основании вышеизложенного, решение Батайского городского суда Ростовской области от 27 мая 2024 года нельзя признать законным, при принятии решения допущены существенные нарушения норм процессуального права, соответственно в силу пункта 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований истцов.

Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Батайского городского суда Ростовской области от 27 мая 2024 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Кленяева Павла Георгиевича, Рекшан Виктории Викторовны, Коваленко Зои Григорьевны, Матвиевича Николая Петровича, Шаховой Надежды Сергеевны, Шинке Анны Владимировны - отказать.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 21 ноября 2024 года

12.09.2024Судебное заседание
07.10.2024Судебное заседание
29.10.2024Судебное заседание
29.10.2024Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
29.10.2024Судебное заседание
15.11.2024Судебное заседание
27.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2024Передано в экспедицию
15.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее