ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
8 сентября 2023 года город Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда
в составе:
председательствующего судьи Примака М.В.,
при секретаре Скачковой Я.В.,
с участием государственного обвинителя Терещенко И.Ю.,
потерпевших Потерпевший №1 и ФИО2,
их представителя Дубинского К.Г.,
подсудимого Шелемина Н.В.,
защитника – адвоката Иванцова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению гражданина Российской Федерации
ШЕЛЕМИНА | Н.В., <данные изъяты>, |
в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Шелемину Н.В. предъявлено обвинение в том, что он 3 апреля 2023 года в период времени с 06 час. 30 мин. до 06 час. 50 мин., управляя автомобилем марки «Ниссан», государственный регистрационный знак №, двигался по средней полосе для движения проезжей части Московского проспекта со стороны ул. Грига в сторону ул. Литовский вал в г. Калининграде со скоростью около 50 км/ч.
Двигаясь в указанном направлении и с указанной скоростью, водитель Шелемин Н.В., подъезжая к регулируемому пешеходному переходу, расположенному в районе дома № 116 на Московском проспекте в г. Калининграде, в нарушение п. 1.3. Правил дорожного движения РФ (далее – ПДД РФ), согласно которому участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки; п. 1.5. ПДД РФ, согласно которому участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда; п. 6.2. ПДД РФ, согласно которому круглые сигналы светофора имеют следующие значения: красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение; п. 6.13. ПДД РФ, согласно которому при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а также требованиям дорожной разметки 1.12 Приложения 2 к ПДД РФ, которая указывает место, где водитель должен остановиться при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика), обеспечивающих безопасные условия дорожного движения на данном участке дороги, проявив преступную небрежность, выразившуюся в том, что при включении запрещающего (желтого, красного) сигнала светофора не остановился перед разметкой 1.12 Приложения 2 к ПДД РФ, продолжил движение на запрещающий (красный) сигнал светофора, имея возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие при своевременном и полном выполнении перечисленных выше пунктов ПДД РФ, допустил наезд на пешехода ФИО1, который пересекал проезжую часть Московского проспекта по вышеуказанному регулируемому пешеходному переходу на разрешающий (зеленый) сигнал пешеходного светофора справа налево по ходу движения автомобиля.
В результате вышеуказанного дорожно-транспортного происшествия и вышеуказанных нарушений правил дорожного движения, допущенных Шелеминым Н.В., пешеходу ФИО1, причинены по неосторожности, следующие телесные повреждения:
- в области головы: открытая тупая травма головы: ссадина (1) лобно-височной области слева, ссадина (1) наружного конца левой брови, кровоизлияние в мягкие ткани левой лобно-теменно-височной области, кровоизлияние в мягкие ткани правой височной области; расхождение правого лямбдавидно-сосцевидного шва с распространением перелома в виде трещины на пирамиду правой височной кости, перелом стенок левой гайморовой пазухи с незначительным смещением осколков (по данным медицинской документации); кровоизлияние под твердую мозговую оболочку левой височной области, кровоизлияния под мягкую мозговую оболочку переднего полюса левой лобной доли, боковых полюсов левой и правой височных долей, очаг ушиба вещества головного мозга с некрозом ткани мозга в области левой лобной доли;
- в области спины: участок осаднения кожного покрова в поясничной области с кровоизлиянием в подлежащие мягкие ткани;
- в области нижних конечностей: закрытая тупая травма правой нижней конечности: кровоподтек (1) на наружной боковой поверхности правого бедра, нижний край указанного кровоподтека располагается в 62 см от подошвенной поверхности стоп; кровоподтек (1) на задней поверхности правого коленного сустава с распространением на заднюю поверхность правой голени и частично передне-внутреннюю поверхность средней и нижней трети правой голени, а также на область правого голеностопного сустава определяется; верхний край указанного кровоподтека располагается в 60 см от подошвенной поверхности стоп; закрытый полный косо-поперечный оскольчатый перелом верхней трети правой большеберцовой кости; закрытый полный косо-вертикальный перелом верхней трети правой малоберцовой кости с распространением на головку малоберцовой кости с кровоизлиянием в подлежащие мягкие ткани, спускающимся в мягкие ткани средней и нижней трети голени, а также в область правого голеностопного сустава;
- закрытая тупая травма левой нижней конечности: ссадина (1) на передней поверхности левой голени в верхней трети, нижний край указанной ссадины располагается в 40 см от подошвенной поверхности стоп; кровоподтек (1) на задней поверхности левого бедра в средней и нижней его трети ближе кнутри; нижний край указанного кровоподтека располагается в 55 см от подошвенной поверхности стоп; кровоподтек (1) на задней поверхности левого коленного сустава несколько кнаружи с распространением на нижнюю треть левого бедра и верхнюю треть левой голени; нижний край указанного кровоподтека располагается в 33 см от подошвенной поверхности стоп; кровоподтек (1) на задней поверхности левого коленного сустава ближе кнутри; нижний край указанного кровоподтека располагается в 39 см от подошвенной поверхности стоп; кровоизлияние в мягкие ткани левого бедра по задней его поверхности, нижний край указанного кровоизлияния располагается на расстоянии около 53 см от подошвенной поверхности; кровоизлияние (1) в мягкие ткани по задней поверхности левого коленного сустава с распространением на заднюю поверхность верхней трети левой голени, нижний край указанного кровоизлияния располагается на расстоянии около 41 см от подошвенной поверхности стоп; кровоизлияние (1) в мягкие ткани нижней трети левой голени по задней ее поверхности, нижний край указанного кровоизлияния располагается на расстоянии около 11 см от подошвенной поверхности.
Смерть ФИО1 наступила от тупой сочетанной травмы тела с переломами костей правой голени, с открытой черепно-мозговой травмой с переломами костей черепа, кровоизлияниями под твердую и мягкую мозговую оболочки, очагом ушиба вещества головного мозга, осложнившейся развитием травматического отека головного мозга, что и явилось непосредственной причиной наступления его смерти, которая наступила в медицинском стационаре 18 апреля 2023 года в 15 час. 35 мин. Тупая сочетанная травма тела по признаку опасности для жизни квалифицируется как тяжкий вред здоровью и состоит в прямой причинной связи с наступлением смерти.
Вышеуказанные наступившие последствия находятся в прямой причинной связи с допущенными Шелеминым Н.В. вышеуказанными нарушениями правил дорожного движения. Возможность наступления указанных последствий Шелемин Н.В. при необходимой внимательности и предусмотрительности мог и должен был предвидеть.
Органами предварительного расследования данные действия Шелемина Н.В. квалифицированы как нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека, – преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 264 УК РФ.
В судебном заседании подсудимый Шелемин Н.В. пояснил, что предъявленное обвинение ему понятно, он согласен с ним в полном объеме и поддерживает ранее заявленное им ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства. Данное ходатайство является добровольным и заявлено им после консультации с защитником. Он осознает предусмотренные ст. 317 УПК РФ процессуальные последствия о недопустимости обжалования приговора, постановленного без проведения судебного разбирательства, по мотивам несогласия с фактическими обстоятельствами признанного им обвинения.
Государственный обвинитель, потерпевшие, их представитель выразили согласие с постановлением приговора в отношении Шелемина Н.В. в порядке, предусмотренном главой 40 УПК РФ.
Принимая решение по заявленному подсудимым Шелеминым Н.В. ходатайству о постановлении в отношении него приговора без проведения судебного разбирательства, суд руководствуется следующим.
Исходя из позиции сторон о согласии с применением особого порядка принятия судебного решения и учитывая, что предъявленное подсудимому Шелемину Н.В. обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ является обоснованным и подтверждается собранными по делу доказательствами, а наказание за данное преступление не превышает пяти лет лишения свободы, суд приходит к выводу о соблюдении предусмотренных законом условий для признания подсудимого Шелемина Н.В. виновным в совершенном преступлении и постановления в отношении него обвинительного приговора без проведения судебного разбирательства.
При назначении наказания суд учитывает то, что Шелемин Н.В. не судим, вину признал, в содеянном раскаялся, принёс потерпевшим извинения, оказал помощь потерпевшему ФИО1 непосредственно после совершения преступления, выразившуюся в вызове бригады скорой медицинской помощи, добровольно частично возместил потерпевшим Потерпевший №1 и ФИО2 причиненный преступлением вред, перечислив им денежные средства на общую сумму 30 000 руб., характеризуется положительно, <данные изъяты>.
Вышеперечисленные обстоятельства в их совокупности суд признает смягчающими наказание Шелемину Н.В.
Принимая во внимание совокупность всех вышеизложенных обстоятельств, относящихся к личности подсудимого, наличие ряда смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, учитывая общественную опасность содеянного, конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о необходимости назначения подсудимому наказания, связанного с лишением свободы, с применением положений частей 1 и 5 статьи 62 УК РФ, с применением дополнительного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами.
Однако, с учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о возможности исправления Шелемина Н.В. без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, и считает возможным заменить ему наказание в виде лишения свободы принудительными работами на основании ч. 2 ст. 53.1 УК РФ.
С учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности, суд не усматривает оснований для применения положений ч. 6 ст. 15 УК РФ.
Потерпевшими Потерпевший №1 и ФИО2, супругой и дочерью погибшего, соответственно заявлены гражданские иски о взыскании компенсации морального вреда в размере 1 000 000 руб., каждой. Подсудимый Шелемин Н.В. признал гражданские иски и обязанность компенсировать причиненные нравственные страдания, размер компенсации оставил на усмотрение суда.
Статья 151 ГК РФ предусматривает, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ч. 1). При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ч. 2).
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (ч. 1). Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ч. 2).
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения приходился супругом потерпевшей Потерпевший №1 и отцом ФИО2, поэтому очевидно, что в связи с преждевременной гибелью супруга и отца, самого родного и близкого им человека, Потерпевший №1 и ФИО2 испытали серьезный стресс и нравственные страдания.
Принимая во внимание характер и степень физических и нравственных страданий, конкретные обстоятельства ДТП, повлекшие смерть ФИО1, а также материальное положение, состояние здоровья и возраст Шелемина Н.В., требования разумности и справедливости, суд считает необходимым частично удовлетворить гражданские иски о компенсации морального вреда и взыскать с подсудимого в счет компенсации морального вреда в пользу Потерпевший №1 – 750 000 руб., в пользу ФИО2 – 750 000 руб.
Процессуальные издержки, связанные с оплатой труда защитника за оказание им юридической помощи Шелемину Н.В. на стадии предварительного следствия в размере 3120 руб., и в суде в размере 3120 руб., подлежат отнесению на счет государства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 296-304, 307-310 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Шелемина Н.В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 2 года 2 месяца, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 2 года 10 месяцев.
В соответствии с ч. 2 ст. 53.1 УК РФ заменить Шелемину Н.В. наказание в виде лишения свободы принудительными работами на срок 2 года 2 месяца с удержанием из заработной платы 5 % в доход государства, с направлением для отбывания наказания в исправительный центр, определяемый учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.
Меру пресечения Шелемину Н.В. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до прибытия в исправительный центр оставить без изменения и срок отбытия наказания в виде принудительных работ исчислять со дня прибытия в исправительный центр.
На основании ч. 4 ст. 47 УК РФ дополнительное наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, распространяется на все время отбывания основного наказания в виде принудительных работ, но при этом его (дополнительного наказания) срок исчисляется с момента отбытия принудительных работ.
Разъяснить Шелемину Н.В. положения ч. 1 ст. 60.2 УИК РФ, согласно которым, осужденный следует за счет государства к месту отбывания наказания самостоятельно, в соответствии с предписанием территориального органа уголовно-исполнительной системы о направлении к месту отбывания наказания, за получением которого Шелемин Н.В. в течение 10 суток со дня поступления приговора в УФСИН России по Калининградской области необходимо прибыть в указанный орган по адресу: г. Калининград, ул. Фрунзе, дом 6. В случае уклонения от получения предписания или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок, осужденный объявляется в розыск, подлежит задержанию на срок до 48 часов, который может быть продлен судом до 30 суток, и в соответствии с ч. 4.1 ст. 396, п. 18 ст. 397 УПК РФ, ч. 4 ст. 60.2 УИК РФ подлежит заключению под стражу до рассмотрения вопроса, о замене принудительных работ лишением свободы.
Гражданские иски потерпевших Потерпевший №1 и ФИО2, – удовлетворить частично.
Взыскать с Шелемина Н.В. компенсацию морального вреда в пользу Потерпевший №1 и ФИО2 по 750 000 руб., каждой.
Вещественные доказательства:
- оптический диск с видеозаписью дорожно-транспортного происшествия, – хранить при материалах дела;
- автомобиль марки «Ниссан», государственный регистрационный знак № и свидетельство о регистрации № №, – оставить по принадлежности Шелемину Н.В.
Процессуальные издержки, связанные с оплатой труда защитника за оказание им юридической помощи Шелемину Н.В. на стадии предварительного следствия в размере 3120 руб., и в суде в размере 3120 руб., отнести на счет средств федерального бюджета.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Калининградского областного суда через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение 15 суток со дня его провозглашения.
В случае подачи апелляционной жалобы или представления осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, о чем должен указать в своей апелляционной жалобе, а в случае принесения апелляционного представления или апелляционной жалобы другим участником процесса – в возражениях на жалобу либо представление.
Судья М.В. Примак
Дело № 1-341/2023
УИД – 39RS0001-01-2023-004042-55