Решение по делу № 33-5924/2021 от 29.07.2021

Х А Б А Р О В С К И Й К Р А Е В О Й СУД

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

от 29 сентября 2021 года по делу № 33-5924/2021

(в суде первой инстанции дело № 2-373/2021, 77RS0002-01-2020-007019-64)

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Дорожко С.И.,

судей                  Галенко В.А., Мартыненко А.А.,

при секретаре          Низамовой С.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 22 марта 2021 года по иску военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Мартыненко А.А., выслушав пояснения представителя ФГКУ «ДТУИО» Министерства обороны РФ – Поляковой К.П., представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ – Будановой В.С., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Военный прокурор 39 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с названным иском, в обоснование указав, что в ходе проверки установлено, что на территории военного городка № 20 (п. Ключи-1, Камчатского края) расположен комплекс очистных сооружений (канализационная насосная станция, инв. № 156, хлораторная, инв. № 220; административно-техническое здание, инв. № 221; дробилка, инв. № 222,) используемых для очистки сточных вод образовавшихся в результате жизнедеятельности жителей военного городка № 20.

Очистные сооружения находятся в эксплуатации производственного участка № 10/6 ЖКС № 10 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (передаточный акт от 25.05.2018 № 141/6/01/18), задачей которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Министерства обороны РФ, в том числе оказание услуг по обслуживанию и содержанию очистных сооружений, расположенных в п. Ключи-1, Камчатского края (военный городок № 20, войсковая часть 25522).

В нарушение требований ст. 39 Водного кодекса РФ, ст. 39 Закона, ст. 27 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не обеспечивается надлежащее функционирование канализационно-очистных сооружений, расположенных на территории войсковой части 25522, по причине ненадлежащего технического состояния зданий очистных сооружений, неисправности оборудования, необходимого для биологической очистки дезинфекции и обеззараживания сточных вод, так как с момента начала их эксплуатации, капитальный и текущий ремонты не производились, что установлено по результатам проведенного 26.03.2020 комиссионного осмотра с участием начальника производственного участка № 10/6 ЖКС № 10 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Такие осмотры проводятся ежегодно – весной и осенью, однако здания не были включены в план текущего ремонта.

Техническое состояние здания очистных сооружений создает реальную угрозу загрязнения окружающей среды, может привести к возникновению различных инфекционных заболеваний как на территории военного городка № 20 (Камчатский край, п. Ключи-1), так и в близлежащих населенных пунктах.

В адрес начальника ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ года внесено представление об устранении нарушений закона (исх. № 3849 от 10.12.2019), однако до настоящего времени недостатки не устранены.

С учетом уточнения требований военный прокурор просит суд возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в трехмесячный срок после вступления решения суда в законную силу организовать проведение следующих работ по обеспечению надлежащего функционирования комплекса очистных сооружений военного городка № 20, п. Ключи-1, Камчатского края (войсковая часть 25522):

ремонт здания канализационно-насосной станции (инв. № 156), а именно: ремонт (замену) ограждения прилегающей территории здания, а также несущих конструкций здания; ремонт (замену) оконных проемов, дверей, полов, кровли здания; ремонт (замену) насосного оборудования СД-250/22.5, К-100/80/160, электрооборудования и силового кабеля;

работы по ремонту здания хлораторной (инв. № 220), а именно: ремонт кровли здания; ремонт (замену) рабочей емкости № 1 объемом 200 куб. м, расходной емкости № 1 объемом 100 куб. м, рабочий емкости № 2 объемом 100 куб. м, расходной емкости № 2 объемом 100 куб.м;

работы по ремонту административно-технического здания, инв. № 221, а именно: ремонт (замену) полов, кровли здания; ремонт (замену) дробилки, резервуаров (4 шт.) объемом 200 литров;

работы по ремонту здания (инв. № 222), а именно: ремонт (замену) ограждения прилегающей территории, кровли здания; ремонт (замену) решетчатого дробило РД-200А №1, решетчатого дробило РД-200А № 2;

работы по ремонту сетей водоотведения комплекса очистных сооружений, а именно, произвести ремонт (замену) трубопроводов самотечения и канализационных колодцев.

По заявлению истца к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.

Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 22 марта 2021 года исковые требования прокурора к Министерству обороны РФ удовлетворены в полном объеме, установлен срок для исполнения решения суда - до 31.12.2021. В удовлетворении требований к ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ отказано.

В апелляционной жалобе Министерство обороны РФ просит отменить решение суда как незаконное и отказать в иске к Министерству обороны РФ. Жалоба мотивирована тем, что выполнение работ по капитальному ремонту возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных средств и после определения стоимости подлежащих выполнению работ. Считает возложенные судом обязанности вмешательством в административно-хозяйственную деятельность Министерства обороны РФ. Обязанность по ремонту спорных сооружений должна быть возложена на ФГБУ «ЦЖКУ».

В письменном отзыве ФГБУ «ЦЖКУ» указывает, что ремонт спорных сооружений невозможен ввиду того, что система спроектирована и построена из материалов по технологиям, которые применялись на момент ее строительства. Учреждением направлено на согласование в Министерство обороны РФ тактико-техническое задание на строительство очистных сооружений п. Ключи. В связи с необходимостью выделения бюджетных средств на данные мероприятия, они не могут быть выполнены в текущем году.

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, отзыва, выслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой установлено, что на территории военного городка № 20 (п. Ключи-1, Камчатского края) расположен комплекс очистных сооружений (канализационная насосная станция (КНС), инв. № 156, хлораторная, инв. № 220; административно-техническое здание, инв.№ 221; дробилка, инв. № 222,) используемых для очистки сточных вод образовавшихся в результате жизнедеятельности жителей военного городка № 20. При этом названные очистные сооружения находятся в эксплуатации производственного участка № 10/6 ЖКС № 10 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны РФ.

В ходе осмотра комплекса зданий очистных сооружений установлено, что с момента начала их эксплуатации капитальный и текущий ремонты не производились. Здания находится в ненадлежащем техническом состоянии и требуют проведения текущего ремонта.

В частности, по результатам проведенного 26.03.2020 с участием начальника производственного участка № 10/6 ЖКС № 10 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВКС) Несюка Г.Г. комиссионного осмотра комплекса названных очистных сооружений выявлены следующие недостатки:

1. Здание КНС, инв. № 156: - ограждение прилегающей территории неисправно, требует ремонта; несущие конструкции здания (дерево) требуют замены (сгнили балки и доски); - оконные проемы, двери в неудовлетворительном состоянии (механическая изношенность и гниение); - полы в неудовлетворительном состоянии (гниение); - кровля здания требует замены (имеются протечки).

Осмотр оборудования объекта: - насосное оборудование СД-250/22.5 в неудовлетворительном состоянии, требует замены; насосное оборудование К-100/80/160 в неудовлетворительном состоянии, требует замены подшипников, замены муфты; - электрооборудование, силовой электрокабель требуют замены (наблюдаются признаки износа).

2. Хлораторная инв. № 220: - кровля здания в неудовлетворительном состоянии, требует ремонта.

Осмотр оборудования объекта: - рабочая емкость №1 объемом 200 куб.м в неудовлетворительном состоянии (коррозия стенок емкостей), требует замены; - расходная емкость №1 объемом 100 куб.м в неудовлетворительном состоянии (коррозия стенок емкостей), требует замены; - расходная емкость №2 объемом 100 куб.м в неудовлетворительном состоянии (коррозия стенок емкостей), требует замены; - расходная емкость №2 объемом 100 куб.м в неудовлетворительном состоянии (коррозия стенок емкостей), требует замены;

3. Административно-техническое здание инв. № 221: - полы в неудовлетворительном состоянии (гниение); - кровля здания требует замены (имеются протечки).

Осмотр оборудования объекта: - дробилка неработоспособна, в неудовлетворительном состоянии; резервуары 4 шт. по 200 литров в неудовлетворительном состоянии, требуют замены (имеется коррозия).

4. Здание инв. № 222: - ограждение прилегающей территории отсутствует; кровля здания требует замены (имеются протечки).

Осмотр оборудования объекта: - решетчатое дробило РД-200А №1 в неудовлетворительном состоянии, требует замены (имеются признаки износа); - решетчатое дробило РД-200А №2 в неудовлетворительном состоянии, требует ремонта (имеются признаки износа).

Сети водоотведения: - трубопроводы самотечения в неудовлетворительном состоянии, имеют частичное разрушение участков (имеются протечки); - канализационные колодцы в неудовлетворительном состоянии, требуют восстановления (имеются признаки разрушения).

Выявленное состояние комплекса очистных сооружений не позволяет обеспечивать очистку сточных вод надлежащим образом.

В нарушение требований Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению ВС РФ, утвержденного приказом Минобороны России от 30.12.2017 № 860, здания очистных сооружений, несмотря на проведение ежегодных общих весенних (осенних) осмотров и составление по их результатам соответствующих актов, с указанием имеющихся недостатков в его техническом состоянии, ведущих к преждевременному износу и разрушению, снижению эксплуатационных показателей, не были включены в план текущего ремонта.

Установив указанные обстоятельства и руководствуясь приведенными в решении положениями закона, регулирующими спорные правоотношения, суд пришел к верному выводу об обоснованности исковых требований военной прокуратуры, принимая во внимание то обстоятельство, что факт имеющихся нарушений ответчиками не опровергнут, а данные нарушения могут явиться угрозой для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

У судебной коллегии нет оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельствах и нормах права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что возложенная судом обязанность должна исполняться ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ, которое специально создано министерством для этих целей, несостоятельны.

К полномочиям Минобороны России в соответствии с подпунктом 68 пункта 7 Положения о Минобороны России отнесено осуществление расквартирования и обустройства войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, организация выполнения работ по инженерным изысканиям, по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах РФ, а также эксплуатация таких объектов.

Согласно пункту 6 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2017 года № 860, ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ отнесено к коммунально-эксплуатационным органам (организациям).

В соответствии с пунктом 13 названного Руководства, ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ предназначено для исполнения и контроля за исполнением контрактов, а также организации и исполнения поставки коммунально-эксплуатационного обеспечения на материально-техническую базу Вооруженных Сил за счет и в пределах субсидий из федерального бюджета, выделяемых: на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ); на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

При разрешении спора, суд верно исходил из наличия доказательств необходимости проведения капитального ремонта комплекса очистных сооружений, поскольку факт их ненадлежащего состояния хранилища установлен в ходе прокурорской проверки и подтверждается материалами дела, в 2020 году указанные объекты включены в Перечень объектов требующих капитального ремонта, утвержденный врио начальника управления материально-технического обеспечения Главного командования Воздушно-космических сил 23 мая 2019 года.

Судебная коллегия также принимает во внимание, что заместителем Министра обороны в адрес заместителя генерального прокурора РФ направлялась информация о том, что по аналогичным искам ответчиком должно выступать Министерство обороны РФ (том 1, л.д. 147-148).

Ссылки в жалобе на судебные постановления, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку действующее гражданское процессуальное законодательство не содержит правовых норм о судебном прецеденте.

Довод апелляционной жалобы том, что предъявляя иск, военный прокурор вмешивается в административно-хозяйственную деятельность учреждения, не заслуживает внимания, поскольку исходя из характера правоотношений, требования прокурора, направленные в защиту гарантированных Конституцией России прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в целях предупреждения причинения вреда их жизни и здоровью, а также в защиту интересов Российской Федерации не могут расцениваться как вмешательство в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления.

Довод о том, что суд не учел порядок проведения капитального ремонта, необходимость проведения специальной процедуры, не является основанием к отмене решения суда, поскольку данное обстоятельство не должно влиять на права военнослужащих, лиц из числа гражданского персонала.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, как соответствующими установленным по делу обстоятельствам и основанными на правильном применении норм материального права, оснований для переоценки установленных судом обстоятельств не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 22 марта 2021 года по иску военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности совершить определенные действия оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Председательствующий                        

Судьи                                     

33-5924/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор 39 военной прокуратуры гарнизона
Ответчики
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное Жилищно-Коммунальное Управление» Министерство обороны России
Министерство Обороны РФ
Другие
ФГКУ Дальневосточное территориальное Управление имущественных отношений
Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Мартыненко Анна Александровна
Дело на сайте суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
29.07.2021Передача дела судье
29.09.2021Судебное заседание
05.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2021Передано в экспедицию
29.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее