Решение по делу № 2-2080/2024 от 22.07.2024

                                                Дело № 2-2080/2024

                               УИД: 26RS0012-01-2024-003661-83

            РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    06 сентября 2024 года                                                                                         город Ессентуки

    Ессентукский городской суд Ставропольского края

    в составе:

    председательствующего судьи Емельянова В.А.,

    при секретаре судебного заседания Шаповаловой А.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ессентукского городского суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Ессентуки в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации в лице Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору к индивидуальному предпринимателю Кривошей Алексею Васильевичу о признании деятельности по эксплуатации газозаправочной (автомобильной) станции незаконной, запрете эксплуатации газозаправочной (автомобильной) станции, освобождении незаконно занимаемого земельного участка путем демонтажа газозаправочной (автомобильной) станции,

    УСТАНОВИЛ:

        Прокурор города Ессентуки в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации в лице Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Кривошей Алексею Васильевичу о признании деятельности по эксплуатации газозаправочной (автомобильной) станции незаконной, запрете эксплуатации газозаправочной (автомобильной) станции, освобождении незаконно занимаемого земельного участка путем демонтажа газозаправочной (автомобильной) станции.

    В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой города проведена проверка исполнения требований законодательства в области опасных производственных объектов, в области пожарной безопасности, земельного законодательства и законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения при эксплуатации индивидуальным предпринимателем Кривошеем А.В. газовой заправочной станции, расположенной по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Октябрьская, д. 274.    ,

    В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 №    116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ) опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе:

соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 3 настоящего Федерального закона);

обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с п. 3 ст. 7 настоящего Федерального закона;

иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;

допускать к работе на опасном производственном. объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

    обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;    |

разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных абзацем первым п. 2 ст. 14 настоящего Федерального закона;

осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии.

Деятельность по эксплуатации взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежат лицензированию в соответствии с Положением «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утвержденным постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1661.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 5 Приложения 2 Закона № 116-ФЗ устанавливаются следующие классы опасности: 1) III класс опасности - для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более (за исключением оборудования автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом) или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более; 2) IV класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

В силу ст. 2 Федерального закона от 30.03.199 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучию населения» Удалее - Закон № 52-ФЗ) опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему закону, на четыре класса опасности.

Как следует из ст. 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно п. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Исходя из п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача. Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Законом № 52-Ф: вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на сред;, обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Согласно п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

В силу и. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в настоящих правилах.

В соответствии с и. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

Проверкой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 26:30:020208:103 по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Октябрьская, дом 274, расположена авто газозаправочная станция ИП Кривошей А.В.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 26:30:020208:103, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Октябрьская, дом 274, с видом разрешенного использования - земельный участок совместного пользования, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городски округу город-курорт Ессентуки, что подтверждается записью о государственной регистрации права собственности в ЕГРН от 14.08.2023г. №26:30:020208:103- 26/099/2023-1. В аренду третьим лицам не предоставлялся.

Таким образом, ИП Кривошей А.В. самовольно занял земельный участок с кадастровым номером 26:30: 020208:103.

Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки Ставропольского края, утвержденными постановлением администрации города-курорта Ессентуки от 28.01.2022 № 141, земельный участок с кадастровым номером 26:30:020208:103 расположен в территориальной зоне П-2. «Зона производственных объектов IV - V класса опасности». В условно разрешенные виды использования данной территориальной зоны включены «Объекты дорожного сервиса». Однако, органами местного самоуправления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участке не предоставлялся.

Также проведенным с главным государственным инспектором межрегионального отдела общепромышленного и горного надзора Кавказского управления Ростехнадзора осмотром установлено, что по данному адресу эксплуатируется оборудование работающее под избыточным давлением полуприцеп - автоцистерна для перевозки и хранения сжиженного углеводородного газа (СУГ) объемом 10 м3 (до 5 тонн) с маркировкой на днище сосуда заводской № 4485 1988 года выпуска, рабочее давление 1,8 МПа., также пост заправочный предназначенный для заправки автомобилей СУГ хранящегося в данном сосуде.

    В нарушение ч. 2 ст. 2 Закона № 116-ФЗ по вышеуказанному адресу в государственном реестре опасные производственные объекты не зарегистрированы.    .

Помимо отсутствия регистрации опасного производственного объекта, при проведении проверки выявлены следующие нарушения п. 1 ст. 9 Закона № 116- ФЗ, допущенные при эксплуатации опасного производственного объекта:

не организован производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

не обеспечено наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями (отсутствует государственная поверка манометров сосуда).

Также проведенной совместно с заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу-курорту Ессентуки и Предгорному муниципальному округу управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю проверкой соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации автомобильной заправочной станции, расположенной по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Октябрьская, д. 274 (земельный участок с кадастровым номером 26:30:020208:103), установлены факты несоблюдения законодательства РФ в области пожарной безопасности, а именно Федерального закона от 22.07.2008 № 123- X «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее ФЗ-123), постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ» (далее правил СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные требования ПБ» (далее - СП 156):

Не представлена техническая документация на технологическую систему АЗС, которая должна содержать требования к технологическому оборудованию, зданиям и сооружениям, их пожаробезопасной эксплуатации (ч. 3 ст. 4 ФЗ-123, п. 6.2 СП 156);

Не предусмотрено одностороннее движение автотранспортных средств по территории АЗС с раздельным въездом и выездом (ч. 3 ст. 4 ФЗ-123, п. 6.27 СП 156);

Отсутствуют специальные устройства или сооружения, специально предусмотренные для защиты от повреждений ТРК и раздаточные колонки, блоки и контейнеры для хранения жидкого моторного топлива (ч. 3 ст. 4 ФЗ-123, п. 6.29 СП 156);

Расстояние от контейнера для хранения топлива до раздаточной колонки составляет менее 8 метров (фактически 1 м) (ч. 3 ст. 4 ФЗ-123, таблица 3, п. 7.3 СП 156);

Расстояние от контейнера для хранения топлива до здания операторской составляет менее 9 метров (фактически 4,6 м) (ч. 3 ст. 4 ФЗ-123, таблица 3, п. 7.3 СП 156);

Расстояние от здания операторской до раздаточной колонки составляет менее 9 метров (фактически 4,5 м) (ч. 3 ст. 4 ФЗ-123, таблица 3, п. 7.3 СП 156);

На территории АЗС отсутствует технологическая площадка, предназначенная для установки автоцистерны при операций (ч. 3 ст. 4 ФЗ-123, п. 3.27 СП 156);

На боковых поверхностях резервуаров или ограждающих конструкций (при их наличии) контейнеров хранения топлива отсутствует полоса желтого цвета шириной от 38 до 42 см с надписью "ОГНЕОПАСНО"j, выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (бензин или дизельное топливо) (ч. 3 ст. 4 ФЗ-123, п. 7.7. СП 156);

На объекте отсутствуют знаки пожарной безопасности «курение табака и пользование открытым огнем запрещено» (п. 11 ППР в РФ);

Отсутствуют таблички направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения (п. 48 ППР в РФ).

Согласно выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:30:020208:103 сведений об установлении санитарно-защитной зоны для АГЗС, расположенной по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Октябрьская, д. 274, не имеется.

Согласно требованиям ч.ч. 1, 2 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Поскольку АГЗС не отвечает требованиям безопасности, выявленные нарушения могут привести к неконтролируемому взрыву сосуда, работающего под давлением, следовательно, деятельность АГЗС может способствовать возникновению техногенных катастроф и создать непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, просит суд:

Признать деятельность индивидуального предпринимателя Кривошея Алексея Васильевича по эксплуатации газозаправочной (автомобильной) станции, расположенной по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Октябрьская, д. 274, на земельном участке с кадастровым номером 26:30:020208:103, незаконной.

Запретить эксплуатацию газозаправочной (автомобильной) станции, расположенной по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Октябрьская, д. 274, на земельном участке с кадастровым номером 26:30:020208:103.

Освободить незаконно занимаемый земельный участок с кадастровым номером 26:30:020208:103, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Октябрьская, д. 274, путем демонтажа автомобильной заправочной станции.

Помощник прокурора Ессентуки Павшенко А.Г. в судебном заседании требования искового заявления поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Кривошей А.В. в судебном заседании требования искового заявления признал в полном объеме.

В силу ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 173 ГПК РФ ответчику разъяснены последствия признания иска и принятия его судом, предусмотренные ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, о чем указано в письменном заявлении.

С учетом того, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, последствия признания иска и принятия его судом ответчику разъяснены и понятны, суд, после изучения письменных материалов дела, полагает возможным принять признание иска ответчиком.

В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора г. Ессентуки в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации в лице Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору к индивидуальному предпринимателю Кривошей Алексею Васильевичу о признании деятельности по эксплуатации газозаправочной (автомобильной) станции незаконной, запрете эксплуатации газозаправочной (автомобильной) станции, освобождении незаконно занимаемого земельного участка путем демонтажа газозаправочной (автомобильной) станции - удовлетворить.

Признать деятельность индивидуального предпринимателя Кривошея Алексея Васильевича по эксплуатации газозаправочной (автомобильной) станции, расположенной по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Октябрьская, д. 274, на земельном участке с кадастровым номером 26:30:020208:103, незаконной.

Запретить эксплуатацию газозаправочной (автомобильной) станции, расположенной по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Октябрьская, д. 274, на земельном участке с кадастровым номером 26:30:020208:103.

Освободить незаконно занимаемый земельный участок с кадастровым номером 26:30:020208:103, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Октябрьская, д. 274, путем демонтажа автомобильной заправочной станции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Ессентукский городской суд Ставропольского края.

Мотивированное решение суда изготовлено 16 сентября 2024 года

Председательствующий, судья                                                               В.А. Емельянов

2-2080/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору
Прокурор города Ессентуки в защиту неопределенного круга лиц
Ответчики
Индивидуальный предприниматель Кривошей Алексей Васильевич
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК
Администрация г. Ессентуки
Суд
Ессентукский городской суд Ставропольского края
Судья
Емельянов Виктор Анатольевич
Дело на странице суда
essentuksky.stv.sudrf.ru
22.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.07.2024Передача материалов судье
25.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2024Подготовка дела (собеседование)
07.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2024Судебное заседание
16.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее