Судья – Рыцарева А.И. Дело № 2-4727-33-2157/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 октября 2015 года Великий Новгород
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Бобряшовой Л.П.
судей Ребровой И.В. и Котовой М.А.
при секретаре Кораблёвой Е.С.
с участием истца Игнатьевой А.С. и представителя ответчика Администрации Великого Новгорода Матюшкиной М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой М.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Великого Новгорода на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 30 июля 2015 года,
установила:
Игнатьева А.С. обратилась в суд с иском к Администрации Великого Новгорода и Департаменту образования, науки и молодежной политики Новгородской области об обязании предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления, указав в обоснование, что она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в жилом помещении, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
Определением суда от 07 июля 2015 года Департамент образования, науки и молодежной политики Новгородской области освобожден от участия в деле в качестве соответчика, привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора
Определением суда от 15 июня 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены МБУ Великого Новгорода «Городское хозяйство», Департамент строительства, дорожного и транспортного хозяйства Новгородской области, Департамент финансов Новгородской области.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 30 июля 2015 года исковые требования Игнатьевой А.С. к Администрации Великого Новгорода об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворены и постановлено:
Обязать Администрацию Великого Новгорода предоставить Игнатьевой А.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения, которая составляет 28 кв.м.
Судебные расходы в виде уплаченной при подаче иска в суд госпошлины отнести на счет средств местного бюджета. Возвратить Игнатьевой А.С. уплаченную при подаче иска в суд госпошлину в сумме <...> руб.
В апелляционной жалобе Администрация Великого Новгорода просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что судом при вынесении решения неправильно применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана неверная оценка, поскольку обеспечение жильем указанных граждан осуществляется путем строительства или приобретения жилых помещений на территории Новгородской области за счет субсидий, поступающих на эти цели из федерального бюджета, после чего жилые помещения передаются в муниципальную собственность и включаются в специализированный жилищный фонд для последующего предоставления детям-сиротам. Игнатьева А.С. была включена в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Администрацией Великого Новгорода осуществлены все необходимые действия в рамках действующего областного законодательства, а поэтому Администрация прав и законных интересов истца не нарушала и не нарушает. Указывает, что дальнейшее исполнение Администрацией возложенных на неё обязанностей напрямую зависело и зависит от действий органов исполнительной власти субъекта и наличия достаточного финансирования из областного бюджета. Полагает, что заявляя исковые требования, Игнатьева А.С., с учетом того, что в настоящее время она включена в список граждан, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложила на суд обязанность вмешательства в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что исходя из принципа разделения властей, является недопустимым.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Игнатьева А.С. (до брака Яншина А.С.), <...> года рождения, зарегистрированная по адресу: <...>, относится к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать Яншина С.А. умерла <...> года, а отец Яншин С.Е. решением Новгородского районного суда Новгородской области от <...> года лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней Яншиной А.С. (Игнатьевой после заключения брака).
Распоряжением Администрации Новгородского муниципального района № 97-он от 28.12.2006 года над несовершеннолетней Яншиной А.С. установлена опека, опекуном назначена М.
Какого-либо недвижимого имущества в собственности Игнатьева А.С. не имеет.
Приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области № 246 от 19 марта 2014 года Яншина А.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании невозможности проживания в жилом помещении, общая площадь которого, приходящаяся на одно лицо менее учетной нормы площади жилого помещения.
В силу положений п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, действовавшего до 01 января 2013 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежали обеспечению жилыми помещениями по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как усматривается из материалов дела, обязанность по предоставлению жилого помещения Игнатьевой А.С. в соответствии с вышеприведенным положением закона Администрацией Великого Новгорода исполнена не была.
На основании ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, вступившей в силу с 1 января 2013 года, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (в ред. ФЗ от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Частью 2 ст.4 Федерального закона № 15-ФЗ установлено, что действие положений ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ и Жилищного кодекса РФ, в редакции Федерального закона № 15-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона № 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона № 15-ФЗ.
В настоящее время реализация на территории Новгородской области прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с Областным законом Новгородской области от 05.09.2014 № 618-03 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей», вступившим в законную силу 20.09.2014 года.
Категории лиц, имеющие право на однократное обеспечение по месту жительства на территории Новгородской области благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения, которая составляет 28 квадратных метров, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указаны в ч.1 ст.11 вышеуказанного Областного закона.
С 01.01.2014 года введен в действие Областной закон Новгородской области от 24.12.2013 года № 431-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 23.10.2014 № 632-03).
Исходя из положений ч.1 ст.1 вышеуказанного Областного закона органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, указанных в части 1 статьи 11 областного закона «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей», в том числе по приобретению и (или) строительству, в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений в целях включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд для последующего предоставления по договору найма специализированного жилого помещения; предоставлению лицам, указанным в части 1 статьи 11 областного закона «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей» благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения и заключение таких договоров на срок не более пяти лет.
Следовательно, в силу приведенных норм, для предоставления лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору специализированного найма необходимы следующие условия: нуждаемость в жилом помещении, достижение возраста 18 лет и наличие не реализованного, до вступления в законную силу Федерального закона Федерального закона № 15-ФЗ, права на предоставление жилого помещения.
Правильно установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обеспечение жилыми помещениями лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны осуществлять органы местного самоуправления по месту их жительства.
Доводы, изложенные Администрацией Великого Новгорода в жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку реализация жилищных прав Игнатьевой А.С. не может и не должна быть поставлена в зависимость от сроков и объемов денежных средств, выделяемых на эти цели из областного и федерального бюджетов.
Ссылка в жалобе на вмешательство суда в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, несостоятельна, поскольку возложенная судом на Администрацию Великого Новгорода обязанность предоставления жилых помещений лицам указанной выше категории, прямо предусмотрена законом.
Таким образом, решение суда постановлено при правильном применении норм материального права, обстоятельства, подлежащие установлению, определены судом полно и верно. Решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 30 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Великого Новгорода – без удовлетворения.
Председательствующий Л.П. Бобряшова
Судьи И.В. Реброва
М.А. Котова