Дело № 2-751/2023
УИД 59RS0042-01-2023-000932-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2023 года город Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Дьяковой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Латиповой А.А.,
с участием представителя истца общества с ограниченной ответственностью «Наш Дом» Мусихиной О.А., действующей по доверенности,
представителя ответчика администрации Чернушинского городского округа Смирновой Е.В., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Девяткова Александра Михайловича, общества с ограниченной ответственностью «Наш Дом» к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», Администрации Чернушинского городского округа о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Девятков А.М. обратился в суд с иском к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», Администрации Чернушинского городского округа о возложении обязанностей.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого помещения <№> в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Пермский край, г. Чернушка, ул. Мира, д. 40. В целях формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений указанного многоквартирного дома взносы на капитальный ремонт перечисляются на счет регионального оператора. В данном жилом доме сложилась недопустимая ситуация, связанная с аварийным состоянием крыши указанного дома, из-за чего в квартирах верхних этажей происходят постоянные протечки. Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского каря от 20.12.2018 года № СЭД-46-09-25-119 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в 2018-2020 годы. Данной региональной программой предусмотрено выполнение в многоквартирном доме по адресу: г. Чернушка, ул. Мира, д. 40 в период с 2018 года по 2020 год работ по комплексному обследованию технического состояния многоквартирного дома в целях проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и ремонту крыши. Исполнителями программы являются Министерство ЖКХ и благоустройства Пермского края, НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Пермского края" органы МСУ муниципальных образований, собственники помещений в многоквартирных домах, управляющие организации и др. Несмотря на истекшие сроки осуществления капитального ремонта, установленные региональной программой на 2018-2020 годы и краткосрочным планом в срок до 31.12.2020 года НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" должных мер по проведению капитального ремонта крыши не обеспечено. Многоквартирный дом по адресу: Пермский край, г. Чернушка, ул. Мира, 40 принят в управление ООО "Наш Дом" с 01.04.2016 года.
Истец просит суд возложить на ответчика НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № 40, расположенного в г. Чернушка на ул. Мира путем привлечения для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключения с подрядными организациями от своего имени договоров, предусматривающих установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг или выполненных работ; осуществлять контроль качества и сроков оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома подрядными организациями и соответствия таких услуг и работ требованиям проектной документации; обеспечить приемку оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту крыши посредством создания соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме; возложить на ответчика администрацию Чернушинского городского округа обязанность обеспечить участие в приемке оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № 40, расположенного в г. Чернушка на ул. Мира в составе комиссии, созданной некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».
Протокольным определением суда от 14.09.2023 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования к участию в деле привлечены ООО «Наш Дом», Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края.
Протокольным определением суда от 11.10.2023 года по заявлению истца изменен статус третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований ООО «Наш Дом», ООО «Наш Дом» привлечено к участию в деле в качестве соистца.
Истец Девятков А.М. в судебном заседании участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что требования поддерживает.
Представитель истца ООО «Наш Дом» Мусихина О.А. в судебном заседании доводы искового заявления поддержала. Указала, что крыша дома требует капитального ремонта. Капитальный ремонт должен был быть проведен в период с 2018 по 2020 годы.
Представитель ответчика администрации Чернушинского городского округа Смирнова Е.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала. Указала, что капитальный ремонт крыши многоквартирного дома по адресу: Пермский край, г. Чернушка, ул. Мира, д. 40 предусмотрен на 2020 год Документы для принятия акта выполненных работ в администрацию Чернушинского городского округа не поступали.
Представитель ответчика некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в судебном заседании участия не принимал, направил письменные возражения, в которых указал, что фонд является исполнителем региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 года № 288-п "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта". Капитальный ремонт кровли будет произведен в период с 2036 по 2038 годы. Фонд не отступал от надлежащего исполнения обязанностей регионального оператора. Просят в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом, представил письменные возражения, в которых просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Суд, заслушав представителя истца ООО "Наш Дом", представителя ответчика Администрации Чернушинского городского округа, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
На основании ч. 10.1 ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в том числе методическое обеспечение установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 8.3 ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в то числе определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
На основании ч. 1 ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Согласно ч. 6 ст. 168 ЖК РФ внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 6 ст. 178 ЖК РФ субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.
В силу ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Обязанности регионального оператора в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме предусмотрены ч. 2 ст. 182 ЖК РФ.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 6 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
На основании ч. 2 ст. 188 ЖК РФ субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах, указанными в части 1 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 190 ЖК РФ основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи). Такой акт приемки должен быть подписан, в том числе органом местного самоуправления и лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме). Порядок и сроки подписания акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также порядок взаимодействия участников подписания такого акта, в том числе с комиссией, осуществляющей приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 21 Закона Пермского края от 11.03.2014 года № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» (далее по тексту - Закон от 11.03.2014 года № 304-ПК) региональным оператором на территории Пермского края является некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».
Согласно положениям ст. 22 Закона от 11.03.2014 года № 304-ПК предметом деятельности регионального оператора является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, в том числе финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Основными целями деятельности регионального оператора являются организация и своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края.
Функциями регионального оператора являются, в том числе осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; контроль за целевым использованием средств фонда капитального ремонта, приостановление финансирования в случае выявления нецелевого использования средств фонда капитального ремонта.
Согласно положениям ст. 24 Закона от 11.03.2014 года № 304-ПК региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 года №288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы.
Судом установлено:
Долевым собственником жилого помещения № 40 по адресу: Пермский край, г. Чернушка, ул. Мира, д. 40 является истец Девятков А.М., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 53-56 том № 1).
В соответствии с техническим паспортом жилой дом № 40 по ул. Мира, г. Чернушка, является домом 1981 года постройки, число этажей 5, имеет 122 квартиры, с 1 по 122 квартиру (л.д.61-98 том № 1).
Согласно выписке из ЕГРН от 31.08.2023 года многоквартирный дом имеет 6 этажей, в том числе подземных 1, расположен по адресу: Пермский край, г. Чернушка, ул. Мира, 40 кадастровый <№>, год завершения строительства 1981. Кадастровый номер иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости, имеет кадастровый <№> (л.д.193-195 том № 1).
Согласно выписке из ЕГРН от 26.09.2023 года земельный участок кадастровый <№> имеет местоположение: Пермский край, г. Чернушка, ул. Мира, д. 40 (лит А). Кадастровый номер объектов недвижимости, в пределах земельного участка объектов недвижимости имеет кадастровый <№>. Вид разрешенного использования: земельные участка для многоэтажных многоквартирных жилых домов (л.д.230-233 том № 1).
Собственники жилых и не жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Пермский край, г. Чернушка, ул. Мира, д. 40, действующие по поручению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом от 28.03.2016 Б/н и ООО "Наш Дом" 01.04.2016 года заключили договор управления многоквартирным домом (л.д. 108-114 том № 1).
В соответствии с п. 3.1.1 договора управления многоквартирным домом, управляющая организация обеспечивает предоставление услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту, капитальному ремонту общего имущества собственников в многоквартирном доме.
Согласно п. 3.1.36 Управляющая компания обязана представлять основные услуги по управлению многоквартирным домом, взаимодействовать с органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом (л.д.108-114 том №1).
Управление многоквартирным домом по адресу: Пермский край, г. Чернушка, ул. Мира, д.40 (5 этажей) осуществляется управляющей компанией ООО "Наш Дом".
ООО "Наш Дом" осуществляющее функции управления жилым домом, представляет интересы собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме перед третьими лицами в вопросах управления общим имуществом, в том числе в вопросах, связанных с надлежащим состоянием и функционированием общедомового имущества.
По смыслу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации существует три способа управления многоквартирным домом: 1) с помощью ТСЖ; 2) через управляющую организацию; 3) непосредственное управление жильцами.
Поэтому наиболее рациональным в условиях отсутствия ТСЖ является предоставление возможности заявлять подобные иски через представителя - управляющую организацию (при ее наличии), обязанную действовать в интересах всех собственников помещений в доме (в случае непосредственного управления многоквартирным домом представитель может быть избран на собрании собственников помещений).
В связи с этим, суд приходит к выводу о наличии у ООО "Наш Дом" как управляющей организации полномочий действовать в интересах собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе предъявлять иски о возложении обязанности по капитальному ремонту крыши.
Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 года №288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, согласно которой величина износа многоквартирного дома, год ввода в эксплуатацию 1981, по адресу: г. Чернушка, ул. Мира, д. 40 - 20%, определены следующие плановые периоды проведения капитального ремонта в доме: 2015-2017 года - ремонт лифтов, 2018-2020 годы - комплексное обследование технического состояния многоквартирного дома в целях проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, 2018-2020 годы - ремонт крыши.
Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 20.12.2018 года № СЭД-46-09-25-119 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества на 2018-2020 годы. Региональной программой предусмотрено выполнение в многоквартирном доме по адресу: Пермский край, г. Чернушка, ул. Мира, д. 40 (количество этажей 5) в период с 2018 по 2020 годы работы по комплексному обследованию технического состояния многоквартирного дома в целях проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, ремонт крыши, плановая дата завершения работ 31.12.2020 года.
Согласно постановления Администрации Чернушинского городского округа от 29.04.2020 года <№> в соответствии с ч.6 ст. 189 ЖК РФ постановлено провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 года №288-п, в соответствии с перечнем многоквартирных домов включен и дом № 40 по ул. Мира.
Согласно техническому отчету ООО "ВерхнекамПроект" <№> 2021 год, по результатам визуального технического обследования строительных конструкций здания, расположенного по адресу: Пермский край, г. Чернушка, ул. Мира, д. 40, 1981 года постройки техническое состояние крыши - работоспособное, физический износ крыши составляет 20 %, техническое состояние кровли - неудовлетворительное, физический износ составляет 45 % (л.д.115-187 том №1).
Из акта <№> приемки выполненных работ по оценке технического состояния многоквартирного дома по адресу: г. Чернушка, ул. Мира, д. 40 от 21.06.2021 года работы по комплексному обследованию технического состояния многоквартирного дома выполнены и приняты 21.06.2021 года (л.д. 220-221 том № 1).
29.04.2021 года НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (далее Фонд) в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, администрации Чернушинского городского округа направил информацию из которой следует, что в региональную программу включен многоквартирный дом ул. Мира, д.40 запланировано: на период 2018-2020 годы - комплексное обследование (в стадии исполнения в договоре от 30.06.2020 <№>), ремонт крыши, на период 2033-2035 годы – ремонт фасада, на период 2036-2038 годы-ремонт крыши (задвоение вида ремонта), на период 2039-2041 годы внутридомовых инженерных систем. В ходе реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в отношении статуса многоквартирного дома № 40А по ул. Мира в г. Чернушка выявлено следующее. В Росреестре зарегистрирован один многоквартирный дом № 40 по ул. Мира с последовательной нумерацией квартир с <№> по <№>. При этом квартиры с <№> по <№> относятся к строению по адресу: ул. Мира, д. 40А. Однако Фонд производит начисления по лицевым счетам, открытым на основании сведений из ЕГРН, в связи с чем, все взносы на капитальный ремонт многоквартирного дома аккумулируются по адресу: ул. Мира, д. 40 (л.д.21 том №2).
26.05.2021 года администрация Чернушинского городского округа направила письмо в адрес начальника управления имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа, заместителя генерального директора Фонда направила письмо с просьбой провести мероприятия по приведению данных о многоквартирных домах по ул. Мира, д. 40 и ул. Мира, д. 40А указанных в ЕГРН в соответствии с данными ФИАС. Поскольку из информации государственного адресного реестра об адресе объекта адресации размещенного в Федеральной информационной адресной системе, вышеуказанные дома имеют разные уникальные регистрационные номера с разным адресом местоположения (л.д. 22 том № 2).
24.06.2021 года Управление имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа сообщило Управлению ЖКХ администрации Чернушинского городского округа, что нумерация квартир в двух многоквартирных домах проходит, как у одного объекта. Изменении адреса у жилого дома и расположенных в нем квартир повлечет за собой внесение изменений в данные Росреестра и в данные по прописке каждого проживающего. Приведение в соответствие адресов многоквартирных домов с кадастровыми номерами <№> и <№> возможно только после согласования данного вопроса с собственниками помещений, расположенных в данных домах, путем проведения общего собрания (л.д. 23 том № 2).
21.11.2022 года ООО "Наш дом" направило письмо в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края и НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Пермского края" с просьбой незамедлительно принять меры по обеспечению работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома по ул. Мира, 40 г. Чернушка (л.д. 240 том № 1).
16.12.2022 года НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Пермского края" в ответ на письмо ООО "Наш Дом" сообщило, что решение о проведении капитального ремонта крыши в указанном доме, оформленное постановлением от 29.04.2020 <№> администрации Чернушинского городского округа, поступило в адрес Фонда только в мае 2020 года, следовательно ранее у Фонда отсутствовали основания для проведения капитального ремонта. Фонд ведет работу по формированию пакета документов для опубликования электронного аукциона по выбору подрядной организации на право заключения договора для разработки проектно-сметной документации на выполнение работ по капитальному ремонту в данном многоквартирном доме. При организации проведения мероприятий по капитальному ремонту Фонд учитывает свою финансовую устойчивость, которая позволяет выполнить работы по капитальному ремонту, и которая зависит от добросовестности собственников помещений в Пермском крае по внесению оплаты за капитальный ремонт. На сегодняшний день собираемость взносов на капитальный ремонт составляет 78,5%. (л.д. 32 том № 2).
19.12.2022 года Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в ответ на письмо ООО "Наш Дом" сообщило, что согласно региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п, плановый период проведения работ по капитальному ремонту крыши вышеуказанного многоквартирного дома 2018-2022 гг. Работы по комплексному обследованию технического состояния многоквартирного дома выполнены и приняты 21.06.2021 года. По информации Фонда, в рамках реализации исполнения региональной программы капитального ремонта, а также в целях сокращения времени, которое понадобится Фонду на проведение конкурентных процедур и на разработку проектно-сметной документации, региональным оператором принято решение самостоятельно выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на проведение работ по капитальному ремонту крыши данного многоквартирного дома, по итогам разработки проектно-сметной документации региональный оператор приступит к отбору подрядной организации на выполнение строительно-монтажных работ, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 01.06.2016 года № 615 (л.д. 245 том № 1).
Из ответа ООО "Наш Дом" от 11.09.2023 по запросу суда следует, что Общее собрание собственников многоквартирного дома по ул. Мира, д. 40 по вопросу о проведении капитального ремонта не проводилось (л.д. 100 том № 1).
Согласно акту общего осеннего осмотра жилого дома по адресу: г. Чернушка, ул. Мира, д. 40 от 05.09.2023 года проведенного комиссией ООО "Наш Дом" необходим капитальный ремонт кровли и электрооборудования (л.д. 49 том № 2).
Согласно ответу заместителя прокурора Чернушинского района от 08.09.2023 года жители многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Чернушка, ул. Мира, д. 40 (5-ти этажный дом), по вопросу несвоевременного капитального ремонта крыши в прокуратуру Чернушинского района не обращались (л.д.188 том №1)
Согласно ответов НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (далее Фонд) от 14.09.2023 и 06.10.2023 года по запросу суда в региональную программу включены МКД № 40 и № 40А по ул. Мира в г. Чернушка. Плановый срок возникновения обязанности по уплате взносов данных МКД с 02.2015 года. Запланировано 2018-2020 годы –КО, РК, 2033-2035 года РФА, 2036-2038 годы РК, 2039-2041 годы РВИС, ЭО, ТЕП, ХВС, ГВС, ВОД. Согласно программы, МКД расположенные по адресам: г. Чернушка, ул. Мира, 40 и г. Чернушка, Мира, 40(а) являются разными домами, не имеет единого счета. Во исполнение региональной программы Фондом 30.06.2020 заключен договор <№> с ООО "Верхнекапроект" на выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Пермского края. Работы по капитальному ремонту были проведены подрядчиком ООО "ВерхнекамПроект" и приняты техническим заказчиком (л.д. 217 том № 1, л.д. 193 том № 2).
Вместе с тем, до настоящего времени НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» свои обязательства по проведению капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: Пермский край, г. Чернушка, ул. Мира, д. 40 (5 этажей) не выполнил, что подтверждается представленными в материалы дела документами, в том числе ответчиком не оспаривается. Установленные сроки проведения работ не переносились, доказательств обратного суду не представлено.
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов жителей многоквартирного дома и о наличии угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Сроки, установленные Программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края для проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: Пермский край, г. Чернушка, ул. Мира, 40 нарушены, работы по ремонту крыши должны были быть проведены в период времени 2018 -2020 год.
Обязанность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме действующим законодательством возложена на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцами Девятковым А.М., ООО "Наш Дом" исковых требований и наличии оснований для возложения на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязанности обеспечить проведение работ по капитальному ремонту крыши пятиэтажного многоквартирного дома № 40, расположенного в г. Чернушка на ул. Мира, путем привлечения для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключения с подрядными организациями от своего имени договоров, предусматривающих установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг или выполненных работ; обязанности осуществлять контроль качества и сроков оказания услуг и выполнения работ подрядными организациями и соответствия таких услуг и работ требованиям проектной документации, обеспечить приемку оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту крыши посредством создания соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.
Разрешая вопрос о длительности срока, который необходимо предоставить ответчику НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» для выполнения возложенной на него обязанности, учитывая сложность и объем работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, учитывая пояснения представителей ответчиков, суд считает необходимым и достаточным предоставить ответчику срок продолжительностью шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса РФ).
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена частью 5 статьи 178 и частью 1 статьи 188 Жилищного кодекса РФ.
Частью 6 статьи 182 Жилищного кодекса РФ установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика. В соответствии с положениями данной нормы региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Ненадлежащее состояние общего имущества в многоквартирном доме (крыши) приводит к нарушению жилищных прав собственников квартир в многоквартирном доме и неопределенного круга лиц, проживающих в многоквартирном доме и создает препятствия управляющей организации в осуществлении обязательств по договору на оказание услуг и или выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Судом установлено, что на протяжении нескольких лет НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» меры по обеспечению капитального ремонта крыш дома № 40 по ул. Мира, г. Чернушка своевременно не принимал, работы по капитальному ремонту крыш дома не выполнены до настоящего времени.
Доводы представителя ответчика о том, что требование о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, так как соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации, суд находит не состоятельными.
В силу абз. 8 ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Заявленные требования Девяткова А.М. и ООО «Наш Дом» направлены на понуждение ответчика в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности по проведению капитального ремонта крыши многоквартирного дома № 40, расположенного по ул. Мира в г. Чернушка, по выполнению в установленные сроки необходимых действий и по восстановлению прав граждан – жителей вышеуказанного многоквартирного дома и граждан, посещающих указанный многоквартирный дом.
Девятковым А.М. и ООО «Наш Дом» избран предусмотренный законом способ защиты прав и интересов жителей многоквартирного дома и граждан, посещающих указанный многоквартирный дом. Непринятие данных мер нарушает права граждан на проживание в жилом помещении, соответствующем нормативным требованиям, на благоприятные безопасные условия жизни.
Согласно ч. 2 ст. 190 ЖК РФ основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи). Такой акт приемки должен быть подписан, в том числе органом местного самоуправления и лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме). Порядок и сроки подписания акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также порядок взаимодействия участников подписания такого акта, в том числе с комиссией, осуществляющей приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Исполнителями программы являются: Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», органы местного самоуправления муниципальных образований, собственники помещений в многоквартирных домах, управляющие организации и др.
Администрация Чернушинского городского округа исковые требования признало в полном объеме, согласно обеспечить приемку оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № 40, расположенного в г. Чернушка на ул. Мира в составе комиссии, созданной некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».
Таким образом, исковые требования Девяткова А.М., ООО "Наш Дом" подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Девяткова Александра Михайловича, общества с ограниченной ответственностью «Наш Дом» удовлетворить.
Возложить обязанность на некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № 40, расположенного в г. Чернушка на ул. Мира путем привлечения для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключения с подрядными организациями от своего имени договоров, предусматривающих установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг или выполненных работ.
Возложить обязанность на некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» осуществлять контроль качества и сроков оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № 40, расположенного в г. Чернушка на ул. Мира подрядными организациями и соответствия таких услуг и работ требованиям проектной документации.
Возложить обязанность на некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обеспечить приемку оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № 40, расположенного в г. Чернушка на ул. Мира посредством создания соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.
Возложить обязанность на администрацию Чернушинского городского округа обеспечить участие в приемке оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № 40, расположенного в г. Чернушка на ул. Мира в составе комиссии, созданной некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течении одного месяца со дня принятия в окончательной форме 02.11.2023 года.
Судья подпись Н.В. Дьякова
Решение не вступило в законную силу Подлинный документ подшит в деле № 2-751/2023 УИД 59RS0042-01-2023-000932-19 Дело находится в производстве Чернушинского районного суда Пермского края |