Решение по делу № 2-2243/2021 от 17.06.2021

ДЕЛО № 2-2243/2021

УИД 92RS0004-01-2021-002509-34

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2021 года                                     город Севастополь

Резолютивная часть оглашена 16 августа 2021 года.

Полный текст решения составлен 20 августа 2021 года.

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Чан В.П.,

при секретаре судебного заседания Маннаповой И.А.,

с участием представителя истца адвоката Климовой О.А.,

представителя истца Тапаева А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-2243/2021 по иску Бондаренко ВГ, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Бондаренко В.Г., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, обратилась в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя, в котором просила признать за истцами право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, возложить на ответчика обязанность заключить с истцом договор социального найма указанного жилого помещения. В обоснование исковых требований истец указала, что с 1999 года по настоящее время зарегистрирована и проживает в комнате <адрес> в г.Севастополе, указанное жилое помещение было предоставлено ей, как основному нанимателю, и членам ее семьи для проживания на основании совместного решения администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола от 27 апреля 1999 года и выданного ордера № серии 56 от 22 ноября 1999 года. Также истец укаазала, что на сегодняшний день общежитие, расположенное по <адрес>, распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 15 марта 2016 года № 700-РДИ включено в реестр собственности города Севастополя и закреплено на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным предприятием города Севастополя «Управляющая компания «Общежития Севастополя». Таким образом, общежитие по <адрес>, не является ведомственным общежитием и не относится к специализированному жилищному фонду, оно принадлежит городу и на жилые помещения данного общежития распространяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. В установленном законом порядке истец обратилась к ответчику для заключения договора социального найма жилого помещения в соответствии с действующим жилищным законодательством Российской Федерации, однако, в предоставлении услуги по заключению договора социального найма было отказано. Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги, послужило то обстоятельство, что согласно ордеру на жилую площадь в молодежном общежитии от 22 ноября 1999 года № серия 56 заявителю предоставлено койко-место в жилом помещении, находящимся по адресу: <адрес>. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не предоставлялось. Так же ответчик указал, что вышеуказанное жилое помещение относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Кроме того, в своем отказе Департамент капитального строительства ссылается на разночтения в предоставленных документах, так, адрес регистрации Бондаренко В.Г. в паспорте гражданина РФ указан как: <адрес> Так же есть разночтения согласно выписки из домовой книги в отношении ФИО2, дата регистрации указана как ДД.ММ.ГГГГ в домовой книге, а в паспорте гражданина РФ ДД.ММ.ГГГГ. Полагая, что фактически занимает спорную комнату на условиях договора социального найма, и что решением ответчика в заключении договора социального найма отказано незаконно, истец, действуя так же в интересах своих несовершеннолетних детей, обратилась в суд с настоящим иском за защитой своих прав.

Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором, просила иск удовлетворить.

Представители истцов – Тапаев А.Р., действующий на основании нотариальной доверенности и Климова О.А., действующая на основании ордера, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, дав пояснения, аналогичные содержанию искового заявления, просили требования удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, направил в суд письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме, дело рассмотреть в отсутствие представителя Департамента.

С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителей истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО6 как основному нанимателю, и членам ее семьи – Свиридовской (Бондаренко) В., выдан ордер серии 56 от 22 ноября 1999 года на право занятия жилой площади в общежитии по <адрес> койко-место.

Ордер выдан на основании совместного решения администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола Севморзавода от 27 апреля 1999 года.

Бондаренко В.Г. зарегистрирована в спорной комнате с 14 декабре 1999, что подтверждается справкой из домовой книги квартиросъемщика. По указанному адресу так же зарегистрированы несовершеннолетние дети истца – ФИО2 и ФИО3

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям от 15 марта 2016 года № 700-РДИ здания общежитий, в том числе здание общежития, расположенное по адресу: г<адрес> включено в Реестр собственности города Севастополя, как имущество, находящееся в казне города Севастополя и закреплено на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным предприятием города Севастополя «Управляющая компания «Общежития Севастополя».

В соответствии с распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 1 февраля 2021 года № 258-РДИ были внесены изменения в Реестр собственности города Севастополя в отношении сведений об объекте недвижимого имущества расположенного по адресу: <адрес> Была изменена общая площадь с 25,2 кв.м, на 16, 2 кв.м., добавлен кадастровый .

Также установлено, что Бондаренко В.Г. обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении договора социально найма жилого помещения по адресу: <адрес>

Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от 26 марта 2021 года № 2080/01 истцу было отказано в предоставлении государственной услуги по заключению (изменению) договора социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес> на основании Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договора социального найма государственного жилищного фонда <адрес>», утвержденного приказом Департамента капитального строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -а/2016. Установлено, что жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Ответчиком так же указанно, что заключение договора социального найма на жилое помещение в общежитии противоречит статьям 92, 94, 100 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с которыми жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения и могут быть переданы гражданам во временное пользование на условиях договора найма специализированных жилых помещений.

Договор социального найма может быть заключен на условиях бессрочного пользования жилыми помещениями жилищного фонда социального использования (статьи 6, 7 Закона города Севастополя от 15 мая 2015 года № 137-ЗС «О жилищной политике города Севастополя»), к которому общежития, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя, не относятся.

Кроме того, ответчиком установлено наличие разночтений в представленных документах, в том числе относительно адреса и даты регистрации заявителя и членов его семьи по месту жительства.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно части 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

В силу прямого указания пункта 2 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Согласно частям 2 и 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

Частью 1 статьи 94 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

Аналогичные положения были закреплены в статьях 127-129 Жилищного кодекса Украины ССР (в редакции, действовавшей на момент вселения истца в спорное жилое помещение), в силу которых общежития предоставлялись для проживания работников, служащих, студентов, учеников, а также иных граждан на период их работы или временного обучения; вселение в такое жилое помещение осуществлялось на основании ордера, выданного, в свою очередь, на основании решения о предоставлении жилой площади в общежитии уполномоченной на то организацией.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утверждённом Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14 июня 2006 года, обращено внимание на то, что основанием для изменения правового режима жилого помещения является принятие соответствующего решения органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилым фондом, а также принятие решение о передаче данного жилого помещения в муниципальную собственность. Отмечено, что принятие решения о передаче в муниципальную собственность общежития влечёт утрату в силу закона статуса общежития и применения правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (вопросы 20, 21).

В отношении специализированных жилых помещений, утративших свой статус по приведённым основаниям, действующее жилищное законодательство допускает заключение договора социального найма.

Истец в исковом заявлении ссылается на статью 10 Закона города Севастополя от 5 июня 2019 года № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» согласно которой в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины.

Суд отмечает, что норма данной статьи ранее принятые акты об отнесении жилых помещений к специализированному жилому фонду, в отсутствии прямого указания на это в законе, не отменяет и автоматического действия не имеет. Разрешение вопроса об отнесении или исключении жилого помещения к специализированному жилищному фонду является компетенцией специально уполномоченного органа государственной власти.

Подпунктом 25 пункта 3.1.2.7 Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 8 сентября 2016 года № 840-ПП, установлены полномочия Департамента на принятие решений, в том числе об отнесении жилых помещений, находящихся в собственности города Севастополя, в зависимости от целей использования к определенному виду жилищного фонда.

Действуя на основании указанных выше нормативно-правовых актов, Департамент вправе принять решение в форме распоряжения об исключении жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда Севастополя, уведомив об этом Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в порядке, установленном пунктом 2.5. Положения об учете имущества, находящегося в государственной собственности города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 19 июля 2018 № 469-ПП.

Принять обоснованное решение об исключении жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда, Департамент вправе после получения соответствующего ответа от органа исполнительной власти города Севастополя, учреждения, организации, иного субъекта жилищных правоотношений, в интересах которого жилое помещение было включено в состав служебного жилого фонда    города, об    отсутствии правопритязаний и потребности в данном служебном жилом помещении и законных оснований заявителя на проживание в данном служебном жилом помещении.

Принятие такого решения возможно, как в рамках предоставления государственной услуги, так и в рамках отдельного обращения гражданина с заявлением об исключении жилого помещения из состава специализированного жилого фонда Севастополя.

В отношении же спорной комнаты, ранее отнесённой к числу специализированных жилых помещений, такого решения ответчиком не принималось.

Таким образом, как на момент предоставления истцу спорного жилого помещения в 1999 году, так и в настоящее время комната в <адрес> относилась и относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, которое в настоящее время отнесено к государственной собственности субъекта Российской Федерации.

В силу подпункта 1 пункта 2.1 Порядка ведения Реестра специализированного жилищного фонда города Севастополя, утверждённого Постановлением Правительства Севастополя от 27 февраля 2020 года № 54-ПП, внесение сведений о жилых помещениях, подлежащих учету в Реестре специализированного жилищного фонда города Севастополя, осуществляется на основании распоряжения Департамента о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд города Севастополя с отнесением его к одному из видов жилых помещений специализированного жилищного фонда, либо иного правового акта о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением его к одному из видов жилых помещений специализированного жилищного фонда, в случае принятия такого решения иным органом до вступления в действие постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» либо Закона города Севастополя от 5 июня 2019 года № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя».

Суд отклоняет доводы истца о том, что спорная комната не включена в реестр специализированного жилищного фонда, поскольку в связи с переходом права собственности на спорное жилое помещение к городу федерального значения Севастополя, принятие уполномоченным органом нового решения о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определённому виду жилых помещений специализированного жилищного фонда не требуется.

Поскольку уполномоченным органом государственной власти города Севастополя не принималось решений ни об изменении правового режима спорного жилого помещения, ни о передаче его в муниципальную собственность, законных оснований для признания за истцом права пользования комнатой в <адрес> на условиях договора социального найма и для понуждения ответчика к заключению такого договора с истцами у суда не имеется.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истцов.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

                                                                РЕШИЛ:

исковые требования Бондаренко ВГ, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья    В.П. Чан

2-2243/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Бондаренко Виктория Геннадьевна
Ответчики
Департамент капитального строительства города Севастополя
Другие
Тапаев Анзор Русланович
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Чан Виктория Павловна
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
17.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.06.2021Передача материалов судье
23.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2021Судебное заседание
16.08.2021Судебное заседание
20.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее