копия
УИД 03RS0005-01-2023-002267-54
дело № 2-2695/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2023 года город Уфа
Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Шаймиева А.Х.,
при помощнике Григоренко И.В.,
с участием представителя истца: Гордеева А.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>7, ответчика Зайнагутдинова Э.А., представителя ответчика Администрации ГО: Хазиев А.Р., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, представителя третьего лица нотариуса Имамовой Л.К. : Устратов О.Е., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, третье лицо: Зайнагутдинова Ф.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полюнас ФИО13 к наследственному имуществу Зайнагутдинова ФИО14, Зайнагутдиновой ФИО15, Администрации ГО г. Уфы РБ о признании права собственности,
установил:
Полюнас О.Н. обратилась в суд с иском к наследственному имуществу Зайнагутдинова ФИО17, Зайнагутдиновой ФИО18 о признании права собственности.
В обоснование исковых требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее муж Зайнагутдинов ФИО19, что подтверждается свидетельством о смерти № Специализированного отдела ЗАГС г. Уфы Государственного комитета Республики Башкортостан по делам юстиции серии IV-АР № от ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись №.
Из состава наследственной массы после его смерти была исключена <адрес>, приобретенная ДД.ММ.ГГГГ за 3 720 000 рублей, которая является общенажитым имуществом супругов, так как приобретена на общие денежные средства, из которых 2 650 000 рублей были лично истца, 1 070 000 рублей были взяты в ипотеку на имя умершего, фактически платежи производились из совместных денежных средств, в квартиру заселились сразу после ее покупки. Расчет: 3 720 000 рублей – 2 650 000 рублей = 1 070 000 рублей = 3/10 доли.
Данный факт подтверждается договором купли-продажи с ипотекой в силу закона с оформлением закладной от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого истец продала принадлежащую ей на праве собственности <адрес> за 2 650 000 рублей, а также перечислениями с банковской карты истца в счет уплаты ипотечных платежей по ипотечному договору с банком. При этом денежные средства от продажи квартиры истца в размере 2 600 000 рублей зачислены истцом с ее карты на карту Зайнагутдинова А.Р., что подтверждается банковскими ордерами ПАО «Сбербанк», а 50 000 рублей, полученные истцом от Маланкина А.В. ДД.ММ.ГГГГ, переданы наличными продавцу спорной квартиры Николаевой О.К. ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Зайнагутдиновым А.Р. был заключен брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии II-АР № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Вторым отделом ЗАГС <адрес>, запись акта №.
На основании определения суда Администрация ГО <адрес> исключена из числа ответчиков, третьим лицом по делу.
На основании изложенного, истец просит суд признать 7/10 доли <адрес>, что соответствует вложенной истцом сумме в размере 2 650 000 рублей, личной собственностью Полюнас О.Н. Признать 3/10 доли <адрес>, что соответствует вложенной сумме в размере 1 070 000 рублей, личной собственностью Зайнагутдинова А.Р. Исключить из наследственной массы 7/1 доли <адрес>. Взыскать с наследственного имущества Зайнагутдинова А.Р. судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 60 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 21 450 рублей, почтовые расходы в размере 299 рублей
Истец Полюнас О.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, суду направила заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель истца Полюнас О.Н. – Гордеева А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме по доводам изложенным в иске.
Представитель третьего лица Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Хазиева А.Р. в судебном заседание исковые требования не признала, просила отказать.
Ответчик Зайнагутдинова Э.А. в судебном заседании показала, что не согласна с иском указав, что квартира принадлежит отцу и должна делиться в равных долях между наследниками.
Третье лицо нотариус НКО «Нотариальная палата Республики Башкортостан» Имамова Л.К. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила суду письменные возражения на исковое заявление Полюнас О.Н., просила исключить ее из числа соответчиков.
Представитель третьего лица нотариуса НКО «Нотариальная палата Республики Башкортостан» Имамовой Л.К. – Устратов О.Е., считает что требования не подлежащими удовлетворению, избран не верный способ защиты.
Третье лицо Зайнагутдинова Ф.Ш. в судебном заседание просила требования разрешить на усмотрение суда.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, изучив материалы дела, выслушав участников процесса, дав им оценку, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов судебной защиты субъективных гражданских прав является признание права.
Согласно ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно части 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
В соответствии с п. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с частью 1 статьи 1143 Гражданского кодекса Российской Федерации, если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка, как со стороны отца, так и со стороны матери.
Согласно ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять (п. 1). Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (п. 2).
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1).
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 36 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делами о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства, обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав и т.д.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер Зайнагутдинов ФИО20 (наследодатель), что подтверждается свидетельством о смерти IV-АР № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно наследственному делу № (нотариус нотариального округа г. Уфа Имамова Л.К.) наследниками первой очереди являются супруга наследодателя – Полюнас ФИО21, дочь наследодателя Зайнагутдинова ФИО22, мать наследодателя Зайнагутдинова ФИО23.
Мать наследодателя Зайнагутдинова ФИО24 отказалась от причитающегося ей наследства по закону в пользу Полюнас О.Н., что подтверждается ее заявлением, содержание статей 1157 и 1158 Гражданского кодекса Российской Федерации ей разъяснены и понятны.
Наследственное имущество состоит из квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; денежных вкладов, хранящихся в ООО «ХКФ Банк» на счетах, с причитающимися процентами и компенсациями, денежных вкладов, хранящихся в ПАО «Сбербанк России» на счетах, с причитающимися процентами и компенсациями; автомобиля марки CHEVROLET KLAN, 2010 года выпуска.
Истец просит признать за ней право собственности на 7/10 доли в квартире, расположенной по адресу: <адрес> исключить ее из наследственной массы.
Иное наследственное имущество сторонами не оспаривается.
Как усматривается из материалов дела, спорная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, была приобретена умершим Зайнагутдиновым А.Р. ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. За ним зарегистрировано право собственности на спорную квартиру - ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Между истцом Полюнас О.Н. и Зайнагутдиновым А.Р. ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии II-АР №.
В силу ст. 1150 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что в состав наследства, открывшегося со смертью наследодателя, состоявшего в браке, включается его имущество (пункт 2 статьи 256 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статья 36 Семейного Кодекса Российской Федерации), а также его доля в имуществе супругов, нажитом ими во время брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, если брачным договором не установлено иное (пункт 1 статьи 256 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статьи 33, 34 Семейного Кодекса Российской Федерации). При этом переживший супруг вправе подать заявление об отсутствии его доли в имуществе, приобретенном во время брака. В этом случае все это имущество входит в состав наследства.
Из указанной нормы следует, что после смерти одного из супругов (бывших супругов) в его наследственную массу входит имущество, составляющее его долю в общем имуществе, а остальная часть общего имущества поступает в собственность пережившего супруга. Тем самым общая совместная собственность на такое имущество прекращается, а принадлежащая умершему доля в имуществе переходит к его наследникам. Однако в том случае, если переживший супруг (бывший супруг) откажется от принадлежащей ему доли в общем имуществе, в состав наследственного имущества подлежит включению не доля умершего супруга, а все имущество в целом.
Согласно пункту 2 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.
В соответствии со статьей 10 Семейного кодекса Российской Федерации брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (пункт 1).
Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния (пункт 2).
Пунктом 1 статьи 33 и пунктом 1 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.
Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
В соответствии со ст. 33 Семейного кодекса Российской Федерации законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, брачный договор умерший Зайнагутдинов А.Р. и Полюнас О.Н. не заключали.
Таким образом, необходимым условием для признания имущества совместным является его приобретение супругами в период брака и на совместные денежные средства. Юридически значимыми обстоятельствами при решении вопроса об отнесении имущества к раздельной собственности супругов (имущество каждого из супругов) являются время (период) и основания возникновения права собственности на конкретное имущество у каждого из супругов.
Согласно пункту 1 статьи 549 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 550 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, спорная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, была приобретена умершим Зайнагутдиновым А.Р. ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. За ним зарегистрировано право собственности на спорную квартиру ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № №, то есть до вступления сторон в брак (ДД.ММ.ГГГГ). Оплата объекта недвижимости произведена согласно условиям договора Зайнагутдиновым А.Р., т.е. до заключения брака с Полюнас О.Н.
Доводы истца о том, что ею были переданы Зайнагутдинову А.Р. ее личные денежные средства на приобретение данной квартиры по платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 120 000 руб., платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 480 000 руб. и по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ей принадлежит доля в квартире пропорционально переданной сумме, суд считает не состоятельными, по указанным выше обстоятельствам, договор заключен до брака, денежные средства перечислялись со счета наследодателя, титульным собственником так же указан наследодлатель.
По смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация права носит не правоустанавливающий, а правоподтверждающий характер, поэтому придавать решающее значение дате регистрационной записи перехода права собственности на спорное имущество при определении статуса такого имущества, как нажитого супругами во время брака, безосновательно.
С учетом того, что договор купли-продажи спорной квартиры был заключен до брака, оснований для включения спорной квартиры в состав совместно нажитого имущества супругов в силу положений статей 34, 36 Семейного кодекса Российской Федерации не имеется.
Кроме того, исходя из положений статьи 37 Семейного кодекса Российской Федерации имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другое).
В нарушение требований ст. 56 ГК РФ вышеуказанных доказательств стороной истца не представлено.
При этом суд учитывает, что совместное проживание сторон и ведение общего хозяйства до регистрации брака не свидетельствует о возникновении совместной собственности на имущество, приобретенное в указанный период одним из них, поскольку режим совместной собственности установлен законом лишь для супругов, в связи с чем намерение иных лиц создать совместную собственность, приобрести имущество в совместную либо долевую собственность, должно быть подтверждено достоверными и допустимыми доказательствами.
Учитывая, что брак между истцом Полюнас О.Н. и наследодателем Зайнагутдиновым А.Р. зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, а фактические семейные отношения без государственной регистрации заключения брака вне независимости от их продолжительности не порождают правоотношения совместной собственности на имущество, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Полюнас О.Н. о признании права собственности на имущество – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, приобретенное на имя Зайнагутдинова А.Р. до заключения брака на спорную квартиру.
В связи с тем, что в удовлетворении основного требований отказано, суд считает не подлежащими удовлетворению производные требования об расходах на представителя, почтовые расходы и на основании ч.2 ст. 103 ГПК РФ по взысканию государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ суд:
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░25 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░26 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░