Дело № 2-448/2019
(32RS0020-01-2019-000514-43)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Навля Брянской области 30 июля 2019 года
Навлинский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Авдеева Ю.С.
при секретаре Солониковой А.М.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Навлинского района Брянкой области Киселева А.Б., действующего по доверенности, представителя ответчика администрации Навлинского района Брянской области Скумай Н.Л. действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Фокинского района г.Брянска к администрации Навлинского района Брянской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Фокинского района г. Брянска обратился в суд с указанным иском в защиту интересов Макеева С.А., ссылаясь на то, что Макеев С.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение за ним не закреплялось. В собственности жилья не имеет. На основании постановления Бяковской сельской администрации Навлинского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № Макеев С.А. поставлен на жилищный учет, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор просит суд обязать ответчика предоставить Макееву С.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных норм в черте муниципального образования «<адрес>».
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Навлинского района Брянской области Киселев А.Б., действующий в интересах Макеева С.А., исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что Макеев С.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку запись об отце в свидетельстве о рождении Макеева С.А. отсутствует, а мать решением Володарского районного суда г Брянска от ДД.ММ.ГГГГ признана недееспособной, после чего ФИО2 был направлен в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2013 году Макеев С.А. окончил ГБОУ НПО «Профессиональное училище №» <адрес>, в 2017 году – ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени ФИО1 М.А. Афанасьева». До достижения 23-хлетнего возраста Макеев С.А. Бяковской сельской администрацией <адрес> был поставлен на жилищный учет, как несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей. В настоящее время Макеев С.А. состоит под номером 34 в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Собственного жилья не имеет.
Допрошенная в судебном заседании представитель ответчика администрации Навлинского района Брянской области, Скумай Н.Л. возражала против удовлетворения исковых требований. Суду пояснила, что администрация Навлинского района Брянской области не оспаривает право Макеева С.А. на обеспечение его жилым помещением, однако в настоящее время в бюджете муниципального образования нет денежных средств для приобретения жилья. Данное обеспечение осуществляется по мере поступления денежных средств. Считает, что внеочередное предоставление жилых помещений по судебным решениям нарушает права лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из уточненного списка
Макеев С.А, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении рассмотрения дела суду не представил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. При этом малоимущим и гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и иных жилищных фондов. Законодатель сам определяет категории граждан, конкретные формы, а также источники и порядок обеспечения их жильем.
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Пунктом 9 ст. 8 названного Федерального закона установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения жилыми помещениями.
Как следует из свидетельства о рождении, Макеев С.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в д. <адрес>. В графе отец стоит прочерк.
В судебном заседании установлено, что несовершеннолетний Макеев С.А. на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № был направлен в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать ФИО6 имеет психическое заболевание и находится на лечении в закрытом лечебном учреждении.
Решением Володарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать истца – ФИО6 была признана недееспособной.
Таким образом, судом установлено, что Макеев С.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с постановлением Бяковской сельской администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был поставлен на жилищный учет.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Макеев С.А. обучался в Белобережском профессиональном училище № по профессии оператор ЭВМ, находился на полном государственном обеспечении, что подтверждается дипломом о начальном профессиональном образовании 32 НПА 0009899 от ДД.ММ.ГГГГ и справкой ГБОУ НПО «Профессиональное училище №».
ДД.ММ.ГГГГ Макеев С.А. закончил ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени ФИО1 М.А. Афанасьева» по профессии мастер отделочных строительных работ, что подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания Макеев С.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
В собственности жилого помещения у Макеева С.А. нет, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной статьи.
Согласно п. 7 данной статьи жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с пунктом 8 части 1 ст. 92 и ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, появляется с момента приобретения ими данного статуса. Федеральное законодательство возлагает обязанности по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов РФ, которые, в свою очередь, могут своими законами передать отдельные полномочия органам местного самоуправления, предоставляя при этом финансовые ресурсы на их выполнение.
В соответствии с Законом Брянской области от 02.12.2011 № 124-3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории <адрес>, наделены отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Согласно ст. 2 указанного Закона органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с Законом Брянской области от 9 марта 2005 г. № 3-З «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в <адрес>» статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями <адрес> по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений и предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Частями 3, 4 статьи 4 Закона Брянской области от 29.12.2012 № 107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области» установлено, что местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения определяется органом опеки и попечительства при исполнительном органе государственной власти <адрес>, исходя из данных о месте жительства лица, подлежащего обеспечению жилым помещением в соответствии с настоящим Законом. В случае невозможности предоставления жилого помещения по месту их жительства в границе соответствующего муниципального района или городского округа с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения в другом муниципальном районе или городском округе.
Предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления с учетом информации органа опеки и попечительства при исполнительном органе государственной власти <адрес> о лицах, нуждающихся в жилье на соответствующей территории.
Постановлением Правительства Брянской области от 24 февраля 2014 года № 56-п органы опеки и попечительства муниципальных образований Брянской области определены уполномоченными органами по формированию учетных дел и списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Департамент семьи, социальной и демографической политики <адрес> определен уполномоченным органом по формированию и ведению сводного и уточненного списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в муниципальном образовании «Навлинский район» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 состоит в очереди на получение жилья под №.
Согласно списку лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей в МО «<адрес>» у которых по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ возникло право на получение жилья и не реализовано, ФИО2 значится за №.
Постановлением Правительства Брянской области от 22.04.2013 №58-П утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которому финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом <адрес> об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Главным распорядителем средств областного бюджета вышеуказанных расходов является департамент семьи, социальной и демографической политики <адрес>. Средства субвенций направляются на оплату расходов, связанных с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в т.ч. на исполнение судебных решений. Департамент финансов <адрес> направляет средства субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных главному распорядителю средств областного бюджета. Главный распорядитель средств областного бюджета перечисляет средства субвенций в соответствии с лимитами бюджетных обязательств со своего лицевого счета заявками на кассовый расход в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов. Перечисление субвенций в бюджеты муниципальных районов и городских округов осуществляется в установленном порядке на лицевые счета, открытые получателем средств местного бюджета в территориальных органах Федерального казначейства.
В соответствии с п. 9.3 Порядка муниципальные районы и городские округа за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета, предоставляют жилые помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированного жилого помещения, при возникновении оснований, установленных в соответствии с Законом Брянской области № 107-З от 29.12.2012 «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области».
В силу пунктов 3,6 указанного Порядка главным распорядителем средств областного бюджета является Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилого помещения Макееву С.А. должна быть возложена на администрацию <адрес>, поскольку он состоит на учете лиц, нуждающихся в жилом помещении, в администрации <адрес>.
На основании ст. 5, п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет средств, предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что поскольку органы местного самоуправления в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» наделены отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, то указанная категория лиц должна обеспечиваться жильем именно органом местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории <адрес>, отсутствие денежных средств не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, в связи с чем, исковые требования прокурора <адрес>, выступающего в защиту интересов Макеева С.А., законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░