Административное дело № 2А-178/20
УИД 24RS0034-01-2020-000175-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
10 июня 2020 г. с. Шалинское
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Мордвинова А.П.,
при секретаре Сагадиевой О.О.,
с участием представителя заинтересованного лица от прокурора Манского района Красноярского края в лице помощника прокурора Тороповой А.А.,
законного представителя административного истца Администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края Дудина В.В.,
представителя административного истца Администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края Резникова С.Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-178/20 по административному исковому заявлению Администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края к Отделу судебных приставов по Манскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Манскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю Цегельная О.Е. об освобождении от исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края (далее - Степно-Баджейский сельсовет) обратилась в Манский районный суд Красноярского края с административным исковым заявлением к Отделу судебных приставов по Манскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю (далее - ОСП по Манскому району) об освобождении от исполнительского сбора.
Исковые требования Степно-Баджейского сельсовета в рамках КАС РФ аргументированы тем, что решением Манского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № 2а-292/2018 частично удовлетворены административные исковые требования прокуратуры Манского района Красноярского края к Степно-Баджейскому сельсовету, при этом в рамках решения от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал Степно-Баджейский сельсовет в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать работы по осуществлению межевания земельных участков, занятых общественными кладбищами, расположенными на территории Степно-Баджейского сельсовета Манского р-на Красноярского края…, и по итогам осуществления данных межевых работ обратиться в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю с заявлением о постановке указанных земельных участков на государственный кадастровый учет недвижимого имущества. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Манскому району Цегельная О.Е. на основании исполнительного листа возбуждено исполнительное производство №-ИП, а ДД.ММ.ГГГГ указанным судебным приставом-исполнителем принято постановление № о взыскании со Степно-Баджейского сельсовета исполнительского сбора. Степно-Баджейский сельсовет является органом местного самоуправления и его финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, при этом бюджет сельсовета является дотационным (в 2019 г. собственные доходы составили 4,3%), в связи с чем, с учетом требований Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», срок исполнения решения от ДД.ММ.ГГГГ является для Степно-Баджейского сельсовета невыполнимым. Степно-Баджейским сельсоветом для исполнения решения от ДД.ММ.ГГГГ предприняты следующие мероприятия: 1) в бюджете Степно-Баджейского сельсовета на 2019 г. были предусмотрены бюджетные средства для межевания и постановки на государственный кадастровый учет земельных участков занятыми кладбищами; 2) ДД.ММ.ГГГГ с ИП Кривелевым К.С. был заключен муниципальный контракт № на выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков, занятых кладбищами; 3) ДД.ММ.ГГГГ Степно-Баджейский сельсовет обратился с тремя заявлениями в Администрацию Манского района Красноярского края о предварительном согласовании предоставления земельных участков: в д. Кирза площадью 9752 кв.м., в д. Нововасильевка площадью 7 035 кв.м., в с. Степной Баджей площадью 9 578 кв.м. разрешенное использование: ритуальное назначение. Степно-Баджейский сельсовет после проведения Администрацией Манского района Красноярского края процедуры предварительного согласования предоставления земельных участков в дальнейшем намерен направить документы для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет. Степно-Баджейский сельсовет предпринимал и предпринимает все зависящие от него меры для исполнения требований исполнительного документа, вины администрации поселения в неисполнении в срок решения от ДД.ММ.ГГГГ не имеется, а совокупность этих сведений указывает на наличие основания для освобождения Степно-Баджейского сельсовета от взыскания исполнительного сбора.
Основываясь на указанных обстоятельствах, ссылаясь на ст. 112, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. ст. 124 - 126, 218-220, 360 КАС РФ, Степно-Баджейский сельсовет, просит суд: освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №.
Определением Манского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в рассмотрении административного дела привлечены в качестве: 1) административных соответчиков: Управление Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю (далее - УФССП), судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по Манскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю Цегельная О.Е. (далее - судебный пристав-исполнитель Цегельная О.Е.); 2) заинтересованного лица: прокурор Манского района Красноярского края.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе судебного заседания: 1) законный представитель Степно-Баджейского сельсовета Дудин В.В. и представитель муниципального образования Резников С.Г. заявленные административные исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно обратили внимание суда на то, что постановление судебного пристава-исполнителя Цегельная О.Е. от ДД.ММ.ГГГГ было получено Дудиным В.В. в начале апреля 2020 г., а исполнить решение от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ Степно-Баджейский сельсовет не имел возможности из-за отсутствия финансирования, при этом руководством муниципального образования принимались все меры по получению соответствующего финансирования в Администрации Манского района Красноярского края, закладывались соответствующее финансирование в бюджет сельсовета на 2019 г., но в выделении денежных средств было отказано, собственных доходов на исполнение решения от ДД.ММ.ГГГГ у Степно-Баджейского сельсовета не имеется; 2) представитель административного ответчика ОСП по Манскому району, судебный пристав-исполнитель ОСП Цегельная О.Е., представитель УФССП, будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в зал судебного заседания не явились, об уважительности причин неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного разбирательства на другую дату в адрес суда не направили, в связи с чем неявка указанных участников процесса признается судом неуважительной; 3) представитель прокуратуры Манского района Красноярского края Торопова А.А. выразила согласие с требованиям Степно-Баджейского сельсовета, поскольку, из представленных материалов следует, что до истечения срока исполнения решения от ДД.ММ.ГГГГ Степно-Баджейским сельсоветом принимались исчерпывающие меры по получению необходимого финансирования, необходимых для постановки земельных участков под кладбищами поселений на государственный кадастровый учет.
Разбирательство административного дела суд, согласно ст. 150 КАС РФ, проводит в отсутствие неявившихся участников процесса, которые, имея реальную возможность явиться в судебное заседание, не пожелали воспользоваться своим правом на личное участие в рассмотрении дела судом.
Рассмотрев представленные сторонами доказательства, с учетом доводов сторон, суд приходит к выводу о том, что требования Степно-Баджейского сельсовета подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Конституцией РФ в ч. 1 ст. 46 закреплен принцип, в соответствии с которым каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Правилами ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются: исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов (п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Положениями ст. ст. 12, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» закреплено, что судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Федеральным законом от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в чч. 11, 12 ст. 30 определено, что: 1) если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 этого Федерального закона; 2) срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Федеральным законом.
Правилами ч. 2 ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» регламентировано, что: 1) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения; 2) если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему этим Федеральным законом.
Исполнительский сбор, как указано в ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Правилами чч. 2, 3, 7 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» закреплено, что: 1) исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 этого Федерального закона, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом; 2) в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50 000 руб. 00 коп.; 3) суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 этого Федерального закона; 3) при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ) в пп. 1, 2 ст. 401 предусмотрено, что: 1) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности; 2) лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства; 3) отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», в п. 74 даны разъяснения, согласно которым суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств, в том числе, освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
ДД.ММ.ГГГГ, как следует из представленных материалов, Манским районным судом Красноярского края по гражданскому делу № 2А-292/2018 принято решение, которым были разрешены исковые требования прокурора Манского района Красноярского края, поданные в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края, в связи с чем постановлено: «1) возложить на Администрацию Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края обязанность в срок до 01 июля 2019 г. организовать работы по осуществлению межевания земельных участков, занятых общественными кладбищами, расположенными на территории Степно-Баджейского сельсовета Манского р-на Красноярского края: 1) в 2 км. на северо-запад от с. Степной Баджей площадью кладбища 1,5 га.; 2) в 2 км. на северо-запад от д. Кирза площадью кладбища 1,5 га.; 3) в 2,5 км. на юго-запад от д. Нововасильевка площадью кладбища 01 га., и по итогам осуществления данных межевых работ обратиться в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю с заявлениями о постановке указанных земельных участков на государственный кадастровый учет недвижимого имущества; 2) в остальной части исковые требования прокурора Манского района Красноярского края, поданные в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края - оставить без удовлетворения».
ДД.ММ.ГГГГ решение от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу, в апелляционном порядке участниками процесса обжаловано не было.
ОСП по Манскому району в лице судебного пристава-исполнителя Цегельная О.Е. в соответствии с исполнительным листом серия ФС № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановлению от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого в отношении Степно-Баджейского сельсовета возбуждено исполнительное производство №-ИП, при этом, согласно исполнительному листу, предметом исполнения является: организовать работы по осуществлению межевания земельных участков, занятых общественными кладбищами (л.д. 27 - 28, 32 - 33).
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель Цегельная О.Е. вручила Степно-Баджейскому сельсовету требование об обязании этого муниципального органа власти в семидневный срок со дня поступления требования организовать работы по осуществлению межевания земельных участков, занятых общественными кладбищами (л.д. 29).
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель Цегельная О.Е. вынесла постановление о взыскании со Степно-Баджейского сельсовета исполнительского сбора в размере 50 000 руб. 00 коп., в связи с неисполнением требований исполнительного документа - исполнительного листа ФС № в срок, установленный для добровольного исполнения (л.д. 5, 30-31).
ОСП по Манскому району и УФССП сведений о времени вручении Степно-Баджейскому сельсовету копии постановления от ДД.ММ.ГГГГ в материалы административного дела не представили, в связи с чем суд руководствуется объяснениями стороны административного истца о том, что копия этого постановления была получена Степно-Баджейским сельсоветом в начале апреля 2020 г.
Степно-Баджейский сельсовет Манского района Красноярского края, как установлено судом, является муниципальным образованием в составе РФ, и, как следует из представленных доказательств, после вынесения решения от ДД.ММ.ГГГГ администраций поселения при формировании расходов бюджета на 2019 - 2020 гг. закладывались денежные средства на исполнение этого судебного решения, однако соответствующие расходы в бюджет муниципального образования на 2019 – 2020 гг. внесены не были, при этом суд учитывает, что в 2019 г. собственные доходы сельсовета составили 4,3%, а остальные 95,7% являются дотациями.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Степно-Баджейского сельского Совета депутатов Манского района Красноярского края, на котором было принято решение об обращении в Финансовое управление Администрации Манского района Красноярского края с ходатайством о выделении денежных средств на проведение межевания земельных участков по трем кладбищам.
ДД.ММ.ГГГГ Степно-Баджейский сельсовет на основании указанного решения от ДД.ММ.ГГГГ обратился в Финансовое управление Администрации Манского района Красноярского края с ходатайством о выделении денежных средств на исполнение судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ, однако в выделении денежных средств было отказано с указанием на то, что в 2019 г. бюджету Манского района Красноярского края необходимо изыскать средства на погашение бюджетного кредита, полученного в 2018 г. на покрытие дефицита районного бюджета.
Степно-Баджейским сельсоветом, тем не менее, ДД.ММ.ГГГГ, изыскав финансовые возможности, заключил с ИП Кривелевым К.С. (кадастровый инженер) муниципальный контракт на выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка, при этом: 1) предметом указанного контракта является: обязанность Кривелева К.С. выполнить кадастровые работы в соответствии с заданием Степно-Баджейского сельсовета, изготовить по установленной форме и передать заказчику межевые плана земельных участков, расположенных по адресу: 1.1) Красноярский край, Манский р-н, район с. Степной Баджей; 2.2) Красноярский край, Манский р-н, район д. Кирза; 3) Красноярский край, Манский р-н, район д. Нововасильевка. Цена кадастровых работ 40 779 руб. 00 коп. без НДС; срок оказания услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36 - 38).
ДД.ММ.ГГГГ Степно-Баджейским сельсоветом в Администрацию Манского района Красноярского края поданы заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель сельхозназначения, разрешенное использование ритуальное назначение, цель использования ритуальное, вид права собственность, к заявлениям приложена схема расположения земельного участка на кадастров плане территории: 1) площадью 9,578 кв.м. по адресу: Красноярский край, Манский р-н, с. Степной Баджей; 2) площадью 7,035 кв.м. по адресу: Красноярский край, Манский р-н, д. Нововасильевка; 3) площадью 9,752 кв.м. по адресу: Красноярский край, Манский р-н, д. Кирза (л.д. 9-14).
Степно-Баджейский сельсовет, как следует из представленных материалов, до истечение срока добровольного исполнения решения от ДД.ММ.ГГГГ принимал меры по исполнению требований судебного акта, но не смог их выполнить по причине дотационности бюджета поселения и отсутствия собственных доходов, а соответственно при таких данных суд приходит к выводу об отсутствии вины Степно-Баджейского сельсовета в неисполнении требований, указанных в решении от ДД.ММ.ГГГГ
Неудовлетворительное материальное положение Степно-Баджейского сельсовета, а также отсутствие вины указанного муниципального органа в несвоевременном исполнении решения от ДД.ММ.ГГГГ в своей совокупности в соответствии с положениями пп. 1, 2 ст. 401 ГК РФ, чч. 2, 3, 7 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» свидетельствуют о наличии оснований для освобождения Степно-Баджейского сельсовета от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Цегельная О.Е. от ДД.ММ.ГГГГ в размере 50 000 руб. 00 коп., и эти требования суд удовлетворяет применительно только к УФССП и судебному приставу-исполнителю Цегельная О.Е.
Степно-Баджейский сельсовет заявил административные исковые требования к ОСП по Манскому району, однако указанное ОСП п в соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 30 марта 2020 г. № 64, не является структурным подразделением ФССП и, как следствие, не может являться надлежащим ответчиком по требованиям Степно-Баджейского сельсовета, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении требований Степно-Баджейского сельсовета, заявленных к ОСП и по Манскому району.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 175 - 181, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Манскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю Цегельная О.Е. об освобождении от исполнительского сбора - удовлетворить в полном объеме.
Освободить Администрацию Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП в размере 50 000 руб. 00 коп., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Манскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю Цегельная О.Е. от ДД.ММ.ГГГГ
Административные исковые требования Администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края, заявленные к Отделу судебных приставов по Манскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю об освобождении от исполнительского сбора - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано участниками процесса в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы, представления через Манский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Мордвинов
Резолютивная часть решения оглашена 10 июня 2020 г.
Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2020 г.
Копия верна
судья Манского районного суда Красноярского края А.П. Мордвинов