РЎСѓРґСЊСЏ Рванова Р.Р•. Дело в„– 33-5155/2019
Учет 072г
Рђ Рџ Р• Р› Р› РЇ Р¦ Р Рћ Рќ Рќ Рћ Р• Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р• Рќ Р Р•
21 марта 2019 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Гаянова А.Р.,
судей Гиниатуллиной Р¤.Р., Новосельцева РЎ.Р’.,
при секретаре судебного заседания Рыбушкиной Е.А.
рассмотрела РІ открытом судебном заседании РїРѕ докладу СЃСѓРґСЊРё Гаянова Рђ.Р . гражданское дело РїРѕ апелляционной жалобе Юнусова Р.РЁ. РЅР° решение Советского районного СЃСѓРґР° Рі. Казани РѕС‚ 18 января 2019 РіРѕРґР°, которым постановлено:
РІ удовлетворении РёСЃРєР° Юнусова Р.РЁ. Рє Управлению Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ Советском районе Рі. Казани Республики Татарстан Рѕ признании незаконным отказа РІ назначении досрочной страховой пенсии РїРѕ старости, включении периода РІ стаж работы, дающей право РЅР° досрочное назначение страховой пенсии РїРѕ старости Рё назначение досрочной страховой пенсии РїРѕ старости, отказать.
Проверив материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, заслушав Юнусова Р.РЁ., поддержавшего РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, представителя Управления Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ Советском районе Рі. Казани Республики Татарстан Храмцову Рђ.Рњ., просившую РІ удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия
установила:
Юнусов Р.РЁ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ Советском районе РіРѕСЂРѕРґР° Казани (далее – Управление) Рѕ признании незаконным отказа РІ назначении досрочной страховой пенсии РїРѕ старости, включении периода РІ стаж работы, дающей право РЅР° досрочное назначение страховой пенсии РїРѕ старости, Рё назначении досрочной страховой пенсии РїРѕ старости.
В обоснование требований указал, что 23 августа 2018 г. он обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. №400-ФЗ в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением Управления от 18 октября 2018 г. в досрочном назначении страховой пенсии по старости было отказано, при этом не включена в педагогический стаж военная служба по призыву в Вооруженных Силах СССРс 23 мая 1987 г. по 20 мая 1989 г.
Педагогическую деятельность истец начал с 1 сентября 1994 года. С 1сентября 1991 года была начата косвенная педагогическая деятельность, а именно учеба в Бугульминском индустриально педагогическом техникуме по специальности «Мастер производственного обучения».
Рстец РїСЂРѕСЃРёР» СЃСѓРґ признать решение Управления РѕС‚ 18 октября 2018 Рі. РѕР± отказе РІ назначении пенсии незаконным, включить период службы РІ Вооруженных Силах РЎРЎРЎР РїРѕ призыву СЃ 23 мая 1987 Рі. РїРѕ 20 мая 1987 Рі. РІ педагогический стаж, дающий право РЅР° досрочное назначение трудовой пенсии РїРѕ старости, Рё обязать Управление назначить досрочную пенсию СЃ даты обращения Р·Р° ее назначением 23 августа 2018 Рі.
Рстец РІ судебном заседании СЃРІРѕРё требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в возражениях исковые требования не признал.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований. Настаивает на своей правовой позиции по делу и указывает на необоснованность отказа во включении в специальный стаж периода службы в рядах Вооруженных Сил СССР.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон о страховых пенсиях) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
В силу положений пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона о страховых пенсиях установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 данной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к указанному Федеральному закону.
Согласно частям 3 и 4 статьи 30 Федерального закона о страховых пенсиях периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
РР· материалов дела РІРёРґРЅРѕ, что 23 августа 2018 РіРѕРґР° истец подал заявление ответчику Рѕ назначении ему досрочной страховой пенсии РїРѕ старости РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ осуществлением педагогической деятельности РІ учреждениях для детей.
Решением ответчика от 18 октября 2018 года ему было отказано в назначении досрочной пенсии по старости. Мотивом отказа было отсутствие требуемого специального педагогического стажа.
В специальный стаж не был включен период службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССРс 23.05.1987 по 20.05.1989.
В бесспорном порядке в льготный стаж зачтено 23 года 1 месяц 12 дней.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что период службы в рядах Вооруженных Сил СССРне подлежит включению в льготный стаж.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
Согласно подпункту «в» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах "м" (педагогическая деятельность в учреждениях для детей) и "н" пункта 1 указанного постановления, применяется Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССРот 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно подпункту "г" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССРот 17 декабря 1959 года № 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Данное постановление утратило силу с 1 октября 1993 года. В период действия данного постановления истец стажа педагогической деятельности не имел, поскольку приступил к такой работе лишь в 1994 году – согласно записям в трудовой книжке впервые стаж педагогической деятельности начат 25.08.1994 учителем трудового обучения в татарско-английской школе-гимназии №155 Ленинского района г. Казани.
Поскольку педагогической деятельности в период действия Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССРот 17 декабря 1959 г. N 1397, у истца не имелось, он не мог предполагать, что служба в армии будет зачтена в его специальный стаж работы педагогом.
Данный вывод согласуется СЃ правовыми позициями Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, согласно которым принципы правовой справедливости Рё равенства, РЅР° которых основано осуществление прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ человека Рё гражданина РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации как правовом Рё социальном государстве, РІ том числе права РЅР° социальное обеспечение (РІ частности, пенсионное обеспечение), РїРѕ смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 Рё 55 (часть 1) Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, предполагают правовую определенность Рё связанную СЃ ней предсказуемость законодательной политики РІ сфере пенсионного обеспечения. Рто, как Рё точность Рё конкретность правовых РЅРѕСЂРј, которые лежат РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ соответствующих решений правоприменителей, включая СЃСѓРґС‹, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли РІ разумных пределах предвидеть последствия своего поведения Рё быть уверенными РІ неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности РёС… государственной защиты (Постановление Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 29 января 2004 Рі. N 2-Рџ «По делу Рѕ проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ запросами РіСЂСѓРїРї депутатов Государственной Думы, Р° также Государственного Собрания (РР» РўСѓРјСЌРЅ) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного РѕРєСЂСѓРіР° Рё жалобами СЂСЏРґР° граждан»).
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (универсальная правовая позиция, сформулированная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»).
Поскольку сама по себе служба в армии по ранее действовавшему законодательству не рассматривалась как самостоятельная педагогическая деятельность, а включалась в такой стаж лишь при условии работы по специальности (наличие собственно педагогической деятельности), то в период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССРот 17 декабря 1959 года № 1397, истец не приобрел права на включение в специальный стаж периода службы в армии.
Не предусмотрен зачет в специальный стаж периода службы в армии и ныне действующими Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Рмеющие правовое значение обстоятельства СЃСѓРґРѕРј первой инстанции определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, существенного нарушения РЅРѕСЂРј процессуального права РЅРµ допущено, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем оснований для отмены решения СЃСѓРґР° РІ апелляционном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РЅРµ имеется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые опровергают выводы суда, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основаниями для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного СЃСѓРґР° Рі. Казани РѕС‚ 18 января 2019 РіРѕРґР° РїРѕ данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ЮнусоваР.РЁ. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё