Дело № 2-338/2022
УИД 39RS0002-01-2021-005126-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2022 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Кораблевой О.А.,
при секретаре Сухановой О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шестаковской В. К. к ГБУЗ Калининградской области «Городская станция скорой медицинской помощи» о возложении обязанности по предоставлению справки о состоянии здоровья, запрете выдавать информацию, документы и принимать вызовы от всех, кроме ей указанных; третьи лица Телесницкая К. Л., Телесницкий В. С., Министерство Здравоохранения РФ, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения,
УСТАНОВИЛ:
Шестаковская В.К. обратилась в суд с иском к ГБУЗ Калининградской области «Городская станция скорой медицинской помощи» (далее – ГС СМП), с последующим уточнением, указывая в обоснование поданного иска, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов, истец вызвала скорую <данные изъяты>. Приблизительно через 30-40 минут приехала скорая помощь. Фельдшер (врач) осмотрел истца, измерил давление, сделал несколько уколов, взял подписи и удалился.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с плохим самочувствием и невозможностью добраться до ГС СМП, истец послала своего представителя (представительство нотариально заверено в генеральной доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ) Телесницкую К.Л. (дочь Шестаковской В.К.) в ГС СМП за получением справки, в которой указывается о вызове и посещении фельдшером (врачом) ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> Шестаковской В.К., о предполагаемом диагнозе и предпринятых медицинских манипуляциях, согласно статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Представителю было отказано в выдаче справки на том основании, что в генеральной доверенности не указано, что истец доверяет врачебную тайну своей дочери, а указано, что она может представлять интересы истца, получать любые документы во всех государственных организациях.
Согласно статьи 13 пункт 3 Федерального закона от 21 I ноября 2011 года (ред. от 22.12.2020) №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с письменного согласия гражданина или его представителя осуществляется доступ к врачебной тайне и в этом законе ничего не говориться об оформлении доверенности на врачебную тайну своим родственникам, а в данном случае дочери. Родственники пациента всегда представляли интерес пациента без всяких доверенностей. Представительство Телесницкой К.Л. подтверждено нотариально в генеральной доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Конституции РФ ст. 41 пункт 3 сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность, в соответствии с федеральным законом, также согласно ст. 29 пункт 4 каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
На основании изложенного, со ссылкой на ст.ст. 2,13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Конституции РФ ст.42 пункт 3, ст. 29 пункт 4, уточнив требования, просит обязать ответчика предоставить Телесницкой К.Л., Телесницкому В.С. и Шестаковской В.К. справку о состоянии здоровья Шестаковской В.К. и медицинских манипуляциях на ДД.ММ.ГГГГ; обязать не выдавать информацию, документы и не принимать вызовы по адресу: <адрес> ни от кого, кроме Телесницкой К.Л., Телесницкого В.С. и Шестаковской В.К.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Телесницкая К.Л., Телесницкий В.С., Министерство Здравоохранения РФ, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения.
В судебное заседание истец и ее представитель, третьи лица не явились; о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом; ходатайств об отложении рассмотрения дела – не заявляли. В материалах дела имеется письменное ходатайство Шестаковской В.К. о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика ГС СМП Кузьмичева Т.В. с заявленными исковыми требованиями Шестаковской В.К. не согласилась. Представила письменные возражения на иск, где просила в удовлетворении заявленных требований отказать. Дополнительно пояснила, что по личному обращению Шестаковской В.К. ей была выдана справка о вызове скорой помощи ДД.ММ.ГГГГ; за получением такой справки о вызове ДД.ММ.ГГГГ сама Шестаковская В.К. не обращалась. В доверенности, выданной на имя Телесницкой, не оговорено специальное право на получение сведений, содержащих врачебную тайну. Что касается требований о запрете принимать вызовы от иных лиц, кроме Шестаковской В.К., Телесницкой К.Л., Телесницкого В.С., то такие требования противоречат положениям Закона «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», которым установлена недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
Частью 4 ст. 13 Федерального закона № 323- ФЗ от 21.11.2011 «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень правовых оснований для предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя, третьим лицам. Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию.
Права и обязанности могут осуществляться представителем (законным представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона, либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 13.01.2020 по делу «О проверке конституционности частей 2 и 3 статьи 13, пункта 5 части 5 статьи 19 и части 1 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указано, что впредь до несения в законодательство необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, медицинским организациям надлежит по требованию супруга (супруги), близких родственников (членов семьи) умершего пациента, лиц, указанных в его информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, предоставлять им для ознакомления медицинские документы умершего пациента, с возможностью снятия своими силами копий (фотокопий), а если соответствующие медицинские документы существуют в электронной форме - предоставлять.
Эквивалентом письменного согласия может быть нотариально удостоверенная доверенность, в которой гражданин доверяет получить сведения, составляющие врачебную тайну.
Обращаясь в ГС СМП за получением справки о вызове бригады скорой помощи ДД.ММ.ГГГГ к Шестаковской В.К., Телесницкая К.Л. действовала на основании нотариально удостоверенной доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Шестаковской В.К. на имя представителя Телесницкой К.Л., в которой отсутствует специально оговоренное право на получение представителем информации о состоянии здоровья Шестаковской В.К., содержащей врачебную тайну. Письменного согласия на получение такого рода информации Шестаковская В.К. на имя Телесницкой К.Л. не выдавала; в материалы дела такое согласие не представлено, равно как и доказательств личного обращения Шестаковской В.К. за получением справки о вызове ДД.ММ.ГГГГ.
При этом стоит отметить, что Шестаковской В.К. на основании ее личного обращения ДД.ММ.ГГГГ в ГС СМП была предоставлена справка о вызове бригады скорой помощи, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, учитывая приведенные выше положения действующего законодательства, принимая во внимание отсутствие личного обращения истца за представлением сведений, содержащих врачебную тайну; отсутствием специально оговоренного права на получение такой информации представителем истца Телесницкой К.Л. и отсутствием письменного согласия Шестаковской В.К. на получение информации ее дочерью, суд не находит подлежащими удовлетворению требований Шестаковской В.К. о возложении на ответчика обязанности по выдаче истребуемой справки.
Разрешая требования о запрете выдавать документы, информацию и не принимать вызовы по адресу: <адрес> ни от кого кроме Телесницкой К.Л., Телесницкого С.В. и Шестаковской В.К., суд находит их необоснованными, прямо противоречащими пункту 11 Закона 323-ФЗ, не допускающему отказа в оказании медицинской помощи гражданам, более того, установление такого запрета может привести к созданию угрозы жизни и здоровью самого истца, в случае наступления ухудшения здоровья которого, медицинская помощь может быть оказана лишь при поступлении вызова ограниченного круга лиц.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание приведенные положения закона, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Шестаковской В.К. требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шестаковской В. К. к ГБУЗ Калининградской области «Городская станция скорой медицинской помощи» – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд, через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 04 февраля 2022 года.
Судья: О.А. Кораблева