Решение по делу № 2а-2731/2021 от 09.06.2021

Дело № 2а-2731/2021

44RS0001-01-2021-004319-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июля 2021 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Столбушкиной И.А. с участием представителя истца Логутова А.В., представителя ответчика Смирновой Л.С., представителя заинтересованных лиц Левиковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Макаровой Е.А. о признании незаконным приостановления государственной регистрации права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Макарова Е.А. обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указала, что на основании договора купли-продажи от <дата> ей на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>. Данный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером общей площадью 1447 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенном по адресу: <адрес>, границы которого установлены в соответствии с действующим законодательством, но права на него не зарегистрированы. С <дата> домовладение на правах застройки принадлежало Я. Далее в результате наследования и по иным основаниям, порождающим право собственности, домовладение переходило другим лицам. В связи с отсутствием у административного истца правоустанавливающего документа, подтверждающего право на спорный земельный участок, она не имела (не имеет) возможности зарегистрировать право собственности. В связи с этим Макарова Е.А. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Администрации г. Костромы о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером общей площадью 1447 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенный по адресу: <адрес>. Решением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> в удовлетворении иска Макаровой Е.А. к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы о признании права собственности на земельный участок отказано. Указанное решение обжаловано в Костромском областном суде. В определении Костромского областного суда от <дата> судебная коллегия пришла к следующим выводам: Макарова Е.А. является собственником домовладения, построенного в <дата> году на основании договора застройки, который трансформировался с течением времени в право бессрочного пользования земельным участком под строением. Однако, с учетом того, что право собственности на строение на участке перешло к лицу после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, а такое лицо не может обладать землей на праве постоянного (бессрочного) пользования, лицу необходимо переоформить названное право на право аренды или приобрести его в собственность, возможность предоставления земельных участков на праве бессрочного пользования физическим лицам названным Кодексом не предусмотрена. Судом апелляционной инстанции установлено, что Макарова Е.А. на основании договора купли-продажи от <дата> является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Дом находится на земельном участке с кадастровым номером общей площадью 1447 кв.м. категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации индивидуального жилого дома, границы которого установлены в соответствии с действующим законодательством. Права на земельный участок не зарегистрированы. Из выданной <дата> ОГБУ «Костромаоблкадастр-областное БТИ» исторической справки усматривается, что в материалах инвентарного дела № имеется учетная запись от <дата>, что домовладение по названному адресу принадлежало Я. на основании договора застройки от <дата>, нотариально зарегистрированного за . Далее в результате наследования и иных законных оснований, порождающих право собственности, домовладение переходило к другим лицам. Вместе с тем, по сообщению ОГКУ Государственный архив Костромской области, договор о предоставлении земельного участка под строительство индивидуального жилого Я. в документах архивных фондов Костромского городского отдела коммунального хозяйства за 1924-1944 годы, Костромской государственной нотариальной конторы за 1928 год не выявлен. В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельным кодексом Российской Федерации», права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется (п.1, ст.3). Однако, доказательств тому, что у Макаровой Е.А. право постоянного (бессрочного) пользования находящимся в государственной собственности спорным земельным участком возникло или приобретено ею до введения в действие Земельного кодекса РФ, суду апелляционной инстанции не представлено, а наоборот, опровергается покупкой жилого дома в 2019 году. Сведений о том, что именно Макаровой Е.А. предоставлялся спорный земельный участок, в деле не имеется, поэтому по данным основаниям Макарова Е.А. не может зарегистрировать право собственности на землю. Вместе с тем, названный Закон допускает возможность граждан, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования и находящихся в государственной или муниципальной собственности, зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Отсутствие у Макаровой Е.А. первоначального правоустанавливающего документа на землю не может послужить основанием к отмене решения суда, поскольку положениями ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы: свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок (часть 2). Представление предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи документов не требуется в случае, если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (часть 3). Право собственности Макаровой Е.А. на жилой дом, расположенный на спорном земельном участке, зарегистрировано в установленном порядке в Едином государственном реестре недвижимости, о чем свидетельствует выписка из реестра от <дата>. Согласно определению Костромского областного суда от <дата>, отказ в государственной регистрации права на основании абз. 4 п.9.1. ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельным кодексом Российской Федерации» может быть обжалован в суде, но подлежит рассмотрению в порядке КАС РФ. На основании изложенных доводов в определении Костромского областного суда от <дата> Макарова Е.А. <дата> обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Костромской области с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. <дата> административным ответчиком принято решение № о приостановлении государственной регистрации прав на объект недвижимости. Ответчиком указано, что истцом правоустанавливающего документа любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок на государственную регистрацию не представлено. Административный истец, считает, что решение административного ответчика № от <дата> о приостановлении государственной регистрации прав на объект недвижимости незаконное, поскольку противоречит выводам, изложенным в определении Костромского областного суда от <дата>. На основании изложенного истец просит признать незаконным решение административного ответчика от <дата> о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество административного истца на объект недвижимости, а именно: земельный участок с кадастровым номером общей площадью 1447 кв.м. категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенный по адресу: <адрес>; обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию прав истца на данный земельный участок на основании заявления от <дата> и представленных документов.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация г. Костромы, Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы, в качестве административного ответчика к участию в деле привлечена специалист-эксперт Управления Росреестра по Костромской области Крусанова Т.Н.

В судебном заседании административный истец Макарова Е.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не участвует.

Представитель административного истца Логутов А.В. исковые требования поддержал. Полагал, что представленные в регистрирующий орган документы подтверждают возникновение права застройки земельного участка у первоначального собственника дома Я. и являются достаточными для регистрации права собственности истца.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Костромской области Смирнова Л.С. исковые требования не признала, в отзыве указала, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости <дата> осуществлена государственная регистрация права собственности Макаровой Е.А. на жилой дом площадью 45.7 кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от <дата>, о чем в ЕГРН произведена запись регистрации . В ЕГРН имеются сведения, что земельный участок по адресу: <адрес> поставлен на государственный кадастровый учет <дата> и имеет следующие характеристики: категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома, площадь 1447,32 кв.м., кадастровый . В ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на данный земельный участок. <дата> в Управление Росреестра обратилась Макарова Е.А. с заявлением о государственной регистрации права собственности на данный земельный участок. Для совершения регистрационных действия в Управление Росреестра представлены: копия апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от <дата> по делу , информационное письмо ОГКУ «Государственный архив Костромской области» от <дата>, историческая справка ОГБУ «Костромаоблкадастр-Областное БТИ» от <дата> . Уведомлением от <дата> совершение регистрационных действий приостановлено в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона Российской Федерации от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон №218-ФЗ), т.к. не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Непосредственной причиной приостановления регистрационных действий явилось непредставление правоустанавливающего документа любого прежнего собственника указанного жилого дома на земельный участок. Осуществление действий по регистрации прав приостановлено до <дата>. Основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок гражданина, к которому перешло право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, является документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение (за исключением случая, указанного в ч. 3 ст. 49 Закона № 218-ФЗ) и один из документов, перечисленных в ч. 1 ст. 49 Закона № 218-ФЗ, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина либо прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок. В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона № 137-ФЗ гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ. При наличии документов, подтверждающих возникновение права собственности на жилой дом в порядке наследования и при условии, что право собственности наследодателя на жилой дом возникло до введения в действие Земельного кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в уполномоченный орган в чьем ведении находится земельный участок. При отсутствии оснований для предоставления земельного участка в собственность бесплатно, земельные участки приобретаются в собственность за плату. Полагала, что административным истцом в орган регистрации прав был представлен неполный пакет документов, необходимый для государственной регистрации права собственности на земельный участок в упрощенном порядке.

Административный ответчик специалист-эксперт Управления Росреестра по Костромской области Крусанова Т.Н. в судебном заседании не участвует, представила отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признала, указала, что принятое решение в виде уведомления от <дата> соответствует требованиям действующего гражданского и земельного законодательства РФ. Непосредственной причиной приостановления регистрационных действия явилось непредставление правоустанавливающего документа любого прежнего собственника жилого дома по адресу: <адрес> на земельный участок с кадастровым номером Представленный на регистрацию прав судебный акт (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от <дата> ) не может выступать документом-основанием для регистрации права административного истца на земельный участок. Судом не установлено оснований и доказательств возникновения у административного истца права постоянного (бессрочного) пользования, а тем более права собственности, на спорный земельный участок.

Представитель заинтересованных лиц Администрации г. Костромы, Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы Левикова А.А. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению. Полагала спорный участок не подлежащим передаче в собственность истца бесплатно и ограниченным в обороте, поскольку он расположен под границами красных линий. Пояснила, что с выводами, изложенными в апелляционном определении, заинтересованные лица не согласны, но в кассационном порядке его не обжаловали.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, материалы гражданского дела №2-2438/2020, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. ч. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основания приобретения права собственности перечислены в ст. 218 ГК РФ, а основания возникновения прав на землю – в ст. 25 ЗК РФ.

В силу п. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Согласно п. 3 ст. 552 ГК РФ продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется (п. 1 ст. 3).

Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается (п. 3 ст. 3).

Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (п. 4 ст. 3).

Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абз. 1 п. 9.1 ст. 3).

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность (абз. 3 п. 9.1 ст. 3).

В силу ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этик прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом, законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В силу ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457.

В соответствии с п. п. 1-4 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; 3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; 4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.

Согласно ч. ч. 4, 5 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 26 данного Федерального закона, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Частью 2 ст. 26 Федерального закона №218-ФЗ установлено, что осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав. В осуществлении государственной регистрации прав отказывается, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона (ст. 27 Федерального закона N 218-ФЗ).

Согласно ст. 49 Федерального закона №218-ФЗ, государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов: 1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); 4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок (ч. 1).

Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы: 1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; 2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок (ч. 2).

Представление предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи документов не требуется в случае, если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (ч. 3).

Судом установлено, что Макаровой Е.А. на основании договора купли-продажи от <дата>, заключенного с Н., приобретен жилой дом по адресу: <адрес>.

Право собственности Макаровой Е.А. на указанный жилой дом зарегистрировано <дата>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата>.

Согласно указанной выписке, жилой дом по адресу: <адрес> имеет площадь 45,7 кв.м., 1-этажный, расположен на земельном участке с кадастровым номером

Согласно копии кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок поставлен на кадастровый учет <дата>, имеет площадь 1447,32 кв.м., разрешенное использования – для эксплуатации индивидуального жилого дома.

Макарова Е.А. <дата> обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с иском о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером общей площадью 1447 в.м., категория земель: земли населенный пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенный по адресу: <адрес>.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> в удовлетворении исковых требований Макаровой Е.А. отказано.

Макарова Е.А. с указанным решением не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой.

Апелляционным определенным Костромского областного суда от <дата> решение Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> оставлено без изменения, апелляционная жалоба Макаровой Е.А. без удовлетворения.

Судом апелляционной инстанции в обоснование принятого решения указано, что из выданной ОГБУ «Костромаоблкадастр-областное БТИ» исторической справки усматривается, что в материалах инвентарного дела имеется учетная запись от <дата> о том, что домовладение по названному адресу принадлежало Я. на основании договора застройки от <дата>, нотариально зарегистрированного за .

Далее в результате наследования и иных законных оснований, порождающих право собственности, домовладение переходило к другим лицам.

Вместе с тем, по сообщению ОГКУ Государственный архив Костромской области договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности Я. в документах архивных фондов Костромского городского отдела коммунального хозяйства за <дата> Костромской государственной нотариальной конторы за 1928 г. не выявлен.

Обращаясь в суд с гражданским иском, Макарова Е.А. полагала, что право собственности на спорный земельный участок возникло у нее вместе с приобретением домовладения на нем, а препятствием к оформлению этого права является отсутствие первичного правоустанавливающего документа на землю.

Не соглашаясь с позицией истца, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что, несмотря на разные подходы к правовому регулированию правообладания землей за период с момента постройки домовладения, принадлежащего истцу до настоящего времени, договор <дата> года о праве застройки сохранил свое значение как основание возникновения права и в новейшее время мог выступить основанием для признания права собственности на спорный земельный участок, но не для истца, приобретшей дом в <дата> году, то есть после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, когда права на указанную землю оформлены не были.

Доказательств тому, что у истца право постоянного (бессрочного) пользования находящимся в государственной собственности спорным земельным участком возникло или приобретено ею до введения в действие Земельного кодекса РФ, не представлено (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ), и, наоборот, опровергается покупкой жилого дома в <дата> году.

Право собственности на земельный участок, на котором расположен жилой дом, может быть приобретено бесплатно тем гражданином, у которого право собственности на дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, но при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Данное условие приобретения права собственности в настоящей ситуации также не соблюдено, поскольку право собственности на дом возникло после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и не в порядке наследования.

Если гражданину земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, то только такой гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.

Сведений о том, что истцу предоставлялся спорный земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, в деле не имеется, поэтому по данному основанию она не может зарегистрировать право собственности на землю.

Вместе с тем названный Закон допускает возможность граждан, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования и находящихся в государственной или муниципальной собственности, зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные земельные участки осуществляется в соответствии со ст.49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется (абз. 4 п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В приведенном в Законе случае право собственности на земельный участок возникает с момента государственной регистрации и не связано с вопросом о возникновении права пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования у гражданина, обратившегося за государственной регистрацией, в то время как названные права, возникшие у правопредшественников, прекращаются (абз. 5 п. 9.1 ст. 3 указанного Закона).

Между тем сведения о том, что истец обращалась в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость, с названным вопросом, а также отказ в такой государственной регистрации, суду не представлены.

Право собственности истца на жилой дом, расположенный на спорном земельном участке, зарегистрировано в установленном порядке в Едином государственном реестре недвижимости, о чем свидетельствует выписка из этого реестра.

Отказ в государственной регистрации права на основании (абз. 4 п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от <дата> N 137-ФЗ может быть обжалован в суде в порядке КАС РФ.

Судом по настоящему делу установлено, что Макарова Е.А., учитывая правовую позицию, отраженную в апелляционном определении, <дата> обратилась в Управление Росреестра по Костромской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером Согласно описи принятых документов, на регистрацию представила заявление о государственной регистрации, копию апелляционного определения от <дата>, опись документов от <дата>, информационное письмо от <дата>, историческую справку от <дата>, подтверждение электронного платежа от <дата>.

Согласно уведомлению государственного регистратора Крусановой Т.Н. от <дата>, действия по государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером приостановлены с <дата> в связи с отсутствием правоустанавливающего документа любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок. Регистрационные действия приостановлены до <дата>.

Проанализировав приведенные нормы права и материалы дела, суд приходит к выводу, что государственным регистратором при принятии оспариваемого решения не учтено следующее.

В соответствии с положениями ст. ст. 71 ГК РСФСР 1922 года, договоры о предоставлении городских участков под застройку заключались коммунальными отделами с кооперативными объединениями или иными юридическими лицами, а равно с отдельными гражданами на срок до 49 лет для каменных и до 20 лет для прочих строений и подлежали нотариальному удостоверению.

Согласно положениям Инструкции по инвентаризации коммунального имущества, утвержденной ГУКХ НКВД РСФСР от 27.04.1930 №228, на основании ст.ст. 7, 8 Положения о земельных распорядках в городах и в соответствии с Положением об инвентаризации имущества местных «Советов, утвержденным ЭКОСО РСФСР и дополнительным постановлением ЭКОСО РСФСР по докладу НКВД об инвентаризации имущества местных Советов, местные органы коммунального хозяйства должны произвести инвентаризацию земельного имущества, а также находящихся на этих землях строений: муниципализированных, национализированных (находящихся в ведении госбюджетных учреждений), кооперативных и частных (п. 1).

Инвентаризация земель и строений производится в целях, в том числе, выяснения наличия, состава и состояния имущества (п. 4).

В соответствии с указанными выше целями инвентаризация заключается в учете земель и строений и производстве оценки строений (п. 5).

Единицей учета при проведении инвентаризации служат земельный участок, отдельное строение на нем (п. 6).

Основное обследование земель и строений в отношении учета заключается в установлении наличия имущества, их состава, местонахождения и принадлежности (п. 14).

При производстве инвентаризации земель и строений землепользователи, а также пользователи и собственники строений обязаны представлять по требованию коммунальных органов имеющиеся у них документы на право пользования землей и строениями (п. 15).

Согласно Правилам заполнения инвентарных карточек на земельные участки (приложение к Инструкции №228), инвентарные карточки по указанным формам служат для описи имущества при основной инвентаризации и при производстве последующей регистрации инвентарных изменений (п. 2).

Согласно Инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, данных и курортных поселках РСФРС, утвержденной Народным комиссариатом коммунального хозяйства РСФСР от 25.12.1945, в целях уточнения права владения строениями и учета строений по фондам в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР бюро инвентаризации жилищно-коммунальных органов исполнительных комитетов местных Советов ведут по установленным формам реестры (Приложения N 1, 2, 3 и 4) и производят регистрацию строений, а именно строений отдельных граждан на праве личной собственности или праве застройки (п. 1).

Объектом регистрации является домовладение в целом с самостоятельным земельным участком, под отдельным порядковым номером по улице, переулку, площади независимо от числа совладельцев данного домовладения (п.5).

Регистрации подлежат те строения с обслуживающими их земельными участками, которые закончены строительством и находятся в эксплуатации. Право пользования земельным участком, обслуживающим строение, в порядке настоящей Инструкции отдельно не регистрируется (п. 6).

Для составления реестров и регистрации строений за владельцами бюро инвентаризации обязаны установить владельцев строений, на которые право собственности или право застройки оформлено в установленном законом порядке (п. 7).

В этих целях бюро инвентаризации в своей работе по регистрации предварительно обязаны: а) истребовать и ознакомиться с документами, представляемыми учреждениями, предприятиями, организациями и частными лицами, как основанием их права собственности на строения или права застройки; б) выявить возникновение и порядок перехода к указанным учреждениям, предприятиям, организациям и лицам права собственности на строения или права застройки, полноту и оформленность документов, подтверждающих переход прав, число фактических владельцев и долевое их участие во владении; в) дать по документам письменное заключение, в котором должны быть указаны: 1) адрес домовладения; 2) площадь земельного участка; 3) количество основных строений; 4) последовательность перехода прав по домовладению со ссылкой на документы; 5) детальный перечень представленных документов, устанавливающих современных владельцев; 6) наименование владельцев с указанием: для частных лиц - фамилии, имени и отчества, для учреждений, предприятий и организаций - полного их наименования; 7) вид права (право государственной, кооперативно-общественной и личной собственности или право застройки); 8) долевое участие совладельцев, категория фонда (см. § 1) (п. 8).

Основными документами, устанавливающими право собственности на строения или право застройки, являются, в том числе, нотариально удостоверенные договоры о праве застройки (п. 14).

При отсутствии подлинных документов или надлежаще заверенных копий, устанавливающих право собственности на строения или право застройки, документами, косвенно подтверждающими это право, могут служить, в том числе инвентаризационные документы - в том случае, если в тексте этих документов имеется точная ссылка на наличие у фактического владельца строения надлежаще оформленного документа на право владения строением (п. 15).

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.08.1948 «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» был предусмотрен отвод гражданам земельных участков как в городе, так и вне города, для строительства индивидуальных жилых домов в бессрочное пользование.

Таким образом, земельные участки под индивидуальными жилыми домами, ранее предоставленные гражданам по договорам застройки, перешли в их бессрочное пользование.

В акте о переходе прав, представленном в материалах инвентарного дела ОГБУ «Костромаоблкадастр – Областное БТИ» на домовладение по <адрес>, составленном на основании приказа Министерства коммунального хозяйства от 28.12.1945 № 644 и Инструкции по проведению правовой регистрации, содержится запись от <дата>, что указанное домовладение принадлежало Я. на основании договора застройки от <дата>, нотариально зарегистрированного , впоследствии данное домовладение перешло Я,, а также содержатся последующие записи о переходе прав на домовладение А., Ч., Н.

Согласно инвентарной карточке на усадебный участок от <дата>, также имеющейся в материалах инвентарного дела, право пользования земельным участок по адресу: <адрес> было закреплено за Я. на основании договора застройки от <дата> , впоследствии за Я, на основании свидетельства о наследстве от <дата> .

Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что из анализа приведенных законоположений следует, что федеральный законодатель, определяя особенности государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ, не установил исчерпывающий перечень правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов, которые являются достаточными для осуществления регистрационных действий.

В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть до 31.01.1998, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Федеральный закон N 218-ФЗ не раскрывает содержание иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право гражданина на земельный участок.

Представленные в материалах инвентарного дела на домовладение инвентарная карточка усадебного участка, акта о переходе прав, составленные государственными органами в порядке инвентаризации, установленном для регистрации строений и учета прав владения земельными участками в соответствующий период безусловно удостоверяют предоставление земельного участка первоначальному владельцу домовладения Я. по договору застройки в соответствии с положениями ст. 71 ГК РСФСР.

В дальнейшем в связи с изменением земельного законодательства право застройки трансформировалось в право постоянного бессрочного пользования.

При таких обстоятельствах суд находит историческую справку, выданную ОГБУ «Костромаоблкадастр-Областное БТИ», на основании материалов инвентарного дела домовладения и содержащую ссылку на акт перехода прав с указанием на предоставление первоначальному владельцу земельного участка на праве застройки надлежащим документом, удостоверяющим право первоначального владельца домовладения – Я. на земельный участок.

При возникновении сомнений в подлинности справки и правильности отражения в ней данных государственный регистратор вправе был устранить данные сомнения путем направления запроса в БТИ в порядке межведомственного взаимодействия.

Учитывая изложенное, решение государственного регистратора о приостановлении государственной регистрации, изложенное в уведомлении <дата> противоречит требованиям законодательства и нарушает права истца, в связи с чем подлежит признанию незаконным.

Требования об обязании ответчика зарегистрировать право истца удовлетворению не подлежит, поскольку в рамках рассмотрения дела предметом выступает законность решения о приостановлении регистрации, принято по конкретным основаниям. При этом суд не вправе подменять государственные органы и осуществлять полную правовую экспертизу представленных документов в рамках регистрации права.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Нарушенные права истца могут быть восстановлены при возобновлении регистрации его права без учета требований, изложенных в оспариваемом уведомлении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Макаровой Е.А. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение государственного регистратора Управления Росреестра по Костромской области о приостановлении государственной регистрации права собственности Макаровой Е.А. на земельный участок с кадастровым номером , оформленное уведомлением о приостановлении государственной регистрации прав от <дата>.

Обязать Управление Росреестра по Костромской области возобновить регистрацию права собственности Макаровой Е.А. на земельный участок с кадастровым номером

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы.

Судья О.Д. Тележкина

2а-2731/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Макарова Елена Анатольевна
Ответчики
Крусанова Татьяна Николаевна
Управление Росреестра по Костромской области
Другие
Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы
Администрация г. Костромы
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Тележкина Ольга Дмитриевна
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
09.06.2021Регистрация административного искового заявления
09.06.2021Передача материалов судье
11.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2021Рассмотрение дела начато с начала
11.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.06.2021Судебное заседание
01.07.2021Судебное заседание
09.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее