Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Череповец 11 июля 2024 года
Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:
судьи Скородумовой Л.А.,
при секретаре Пученичевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области, Комитету имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области, с учетом увеличения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о возложении обязанности разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>; в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>.
Требования мотивировал тем, что Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления при эксплуатации объектов размещения отходов на территории Череповецкого муниципального района, в ходе которой установлено, что с ХХХХ года полигон ТБО с кадастровым номером <№> фактически не эксплуатируется, размещение отходов не осуществляется. Неисполнение собственником объекта размещения отходов установленных законодательством обязанностей по рекультивации полигона ГБО нарушает интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья, создает угрозу причинения вреда здоровью и экологическому благополучию населения, проживающего на территории Череповецкого муниципального района.
Протокольным определением Череповецкого районного суда от 18.06.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Череповецкого муниципального района Вологодской области.
В судебном заседании представитель истца прокурор Иванов Е.В. исковые требования просил удовлетворить.
В судебное заседание представители ответчиков администрации, Комитета имущественных отношений при надлежащем извещении не явились, представлены письменные возражения.
В судебное заседание представители третьих лиц администрации Ягановского сельского поселения, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, которым представлен письменный отзыв о согласии с требованиями прокурора, при надлежащем извещении не явились.
Суд, заслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно части 1 статьи 51 которого отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В части 4 статьи 12 указанного Федерального закона установлено, что собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить, в том числе и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию, которая представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, согласно пункту 2 которых под рекультивацией земель понимаются мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений; проект рекультивации земель - документ, на основании которого проводится рекультивация земель. Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных, в том числе федеральными законами (пункт 6). Рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (пункт 8). Проектом рекультивации предусматривается срок проведения рекультивации (пункт 14).
Согласно пункту 26 Правил проведения рекультивации и консервации земель лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные, в том числе, в пунктах 3 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения
Согласно пункту 3.1 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996, рекультивация закрытых полигонов - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности восстанавливаемых территорий, а также на улучшение окружающей среды.
Рекультивация проводится по окончании стабилизации закрытых полигонов - процесса упрочнения свалочного грунта, достижения им постоянного устойчивого состояния. Сроки процесса стабилизации приведены в табл. 3.1 и составляют от 1-го года до 3-х лет в зависимости от климатической зоны. В конце процесса стабилизации производится завоз грунта автомобильным транспортом для засыпки и планировки образовавшихся провалов (пункт 3.2 Инструкции).
Как установлено в судебном заседании, муниципальное образование Череповецкий муниципальный район Вологодской области является собственником объекта недвижимости - полигона ТБО (кадастровый номер <№>, инвентарный номер <№>), расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка <№>.
Общая площадь объекта размещения отходов составляет 10 540 кв.м, введен в эксплуатацию в ХХХХ году, проектный срок эксплуатации - 17 лет.
На основании договора от <дата> № <№> на сдачу Комитетом имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района в аренду недвижимого имущества, ООО «<данные изъяты>» осуществляло эксплуатацию полигона с целью размещения ТБО, образующихся от населения Череповецкого муниципального района сроком 5 лет.
В соответствии с соглашением от <№> указанный договор сторонами расторгнут в связи с окончанием срока действия, объект недвижимости возвращен собственнику.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <дата> № <№> полигон ТБО в <адрес> исключен из государственного реестра объектов размещения отходов в связи с получением Росприроднадзором в уведомительном порядке от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов, заявления о прекращении его эксплуатации.
Кроме того, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Вологодской области, утвержденной приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области от <дата> № <№>, дальнейшее использование полигона ТБО в потоках движения отходов не предусмотрено.
Таким образом, с ХХХХ года полигон ТБО фактически не эксплуатируется, размещение отходов не осуществляется.
Решением арбитражного суда Вологодской области от <дата> по делу № <№>, вступившим в законную силу, оснований для возложения обязанностей по рекультивации полигона ТБО на эксплуатирующую организацию не установлено.
При таких установленных по делу фактических обстоятельствах, с учетом приведенных норм материального права, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, поскольку в нарушение требований действующего законодательства земельный участок с кадастровым номером <№> не рекультивирован, проект рекультивации не разработан.
Согласно выпискам из ЕГРН указанный земельный участок и сам полигон с кадастровым номером <№> находятся в собственности муниципального образования Череповецкий муниципальный район Вологодской области.
Согласно статьям 20, 28 Устава Череповецкого муниципального района Вологодской области администрация района входит в структуру органов местного самоуправления района, осуществляет управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности Череповецкого муниципального района.
В свою очередь, Комитет имущественных отношений в соответствии с Положением является органом администрации Череповецкого муниципального района и в пределах своих функций от имени района осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества (пункт 1.1). Исчерпывающий перечень полномочий Комитета в сферах управления и распоряжения муниципальным имуществом, землепользования изложены в пунктах 3.3, 3.4, 3.7 Положения.
Полномочия Комитета имущественных отношений в сфере обращения с ТБО и объектам их размещения указанное Положение не содержит.
Кроме того, в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Администрация Череповецкого муниципального района обязана нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, вне зависимости от передачи ею полномочий по решению каких-либо вопросов местного значения, созданному ею юридическому лицу или отраслевому органу.
Законом Вологодской области от 18.12.2023 № 5491-ОЗ «Об областном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» на 2025 год предусмотрены средства на реализацию Государственной программы «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов», утвержденной постановлением Правительством области 07.10.2019 № 938, включая предоставление на 2025 год субсидии Череповецкому муниципальному району в размере 19 млн.рублей на разработку проектных документаций на рекультивацию объектов размещения отходов, подлежащих рекультивации после завершения их эксплуатации.
Как указано в пункте 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2015 № 1812-О, предметом исполнения решений суда о возложении обязанности на соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод является совершение действий органом власти или должностным лицом, в связи с чем подобные решения, подлежат исполнению в порядке части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в случае принятия решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Суд полагает срок, предложенный прокурором для исполнения ответчиком возложенной на него обязанности объективным и разумным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд
р е ш и л:
возложить на администрацию Череповецкого муниципального района Вологодской области (ИНН 3523002713) обязанность разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить на администрацию Череповецкого муниципального района Вологодской области обязанность в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>.
В удовлетворении исковых требований к Комитету имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области (ИНН 3523001928) отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 18.07.2024.
Судья Л.А. Скородумова