РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Кашин 25 июня 2018 г.
Кашинский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Трусова Р.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-210/2018 по административному исковому заявлению Кашинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Булатовское сельское поселение» Кашинского района Тверской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Кашинский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Булатовское сельское поселение» Тверской области, в котором просит признать бездействие администрации сельского поселения незаконным и обязать административного ответчика оборудовать контейнерные площадки и установить мусоросборники и (или) урны для сбора мусора в местах захоронения (общественных кладбищах), расположенных в д. Потупово, д. Семеновское и д. Леушино, а также устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства об отходах производства и потребления путем сбора и транспортировки мусора и иных отходов, образованных в процессе эксплуатации кладбищ, расположенных в д. Потупово, д. Семеновское и д. Леушино.
В обоснование иска прокурор указал то, что прокуратурой Кашинского района по информации, потупившей из территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в Кашинском районе проведена проверка исполнения администрацией Булатовского сельского поселения Кашинского района Тверской области санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления при эксплуатации кладбищ, расположенных в д. Потупово, д. Семеновское и д. Леушино Булатовского сельского поселения Кашинского района Тверской области. Как показала проведенная проверка, на территории указанных кладбищ в ходе проведенного обследования специалистами филиала ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в Кашинском районе в присутствии главы администрации Булатовского сельского поселения Тверской области Гуришевой Н.Н., были обнаружены скопления сухой травы, листьев, сухих веток, распиленных деревьев, старых венков, цветов и упаковок от продуктов питания. В нарушение пунктов 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения» на территории указанных кладбищ отсутствовали оборудованные контейнерные площадки с мусоросборниками и (или) урнами для сбора мусора и иных отходов, образуемых в процессе эксплуатации кладбищ. Непринятие органом местного самоуправления в лице администрации Булатовского сельского поселения Кашинского района Тверской области мер по содержанию мест захоронения (общественных кладбищ), расположенных в д. Потупово, д. Семеновское и д. Леушино в виде оборудования контейнерных площадок, установки мусоросборников, сбора и транспортировки образованных отходов нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, а равно создает неблагоприятные условия для окружающей природной среды, является нарушением санитарно-эпидемиологического и экологического законодательства.
Кашинский межрайонный прокурор Тверской области просил рассмотреть административное исковое заявление в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик – администрация Булатовского сельского поселения Кашинского района Тверской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, возражений по существу заявленных административных исковых требований не представил.
Согласно ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме.
Рсследовав письменные материалы дела, СЃСѓРґ считает административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление подлежащим удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее – санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Статья 8 названого Закона устанавливает: граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о погребении в защиту интересов неопределенного круга лиц.
К вопросам местного значения поселения, согласно пунктам 18, 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, пеплом после сожжения тел (останков) умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Тверской области от 19.11.2014 № 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2015 года за сельскими поселениями Тверской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 - 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1 - 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 названного Федерального закона.
Согласно пунктам 20, 24 статьи 8 Устава муниципального образования МО Булатовское сельское поселения Кашинского района Тверской области к вопросам местного значения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений.
РР· материалов дела следует, что РЅР° территории Булатовского сельского поселения Тверской области имеются места захоронений (кладбища), расположенные РІ Рґ. Потупово (площадь 0,4 Га), Рґ. Семеновское (0,5 Га), Рґ. Леушино (1,1 Га).
По информации главы администрации Булатовского сельского поселения указанные кладбища в реестре муниципальной собственности не значатся, правоустанавливающие документы отсутствуют.
Между тем, отсутствие правоустанавливающих документов, как и права муниципальной собственности на кладбища не может быть признано обстоятельством, освобождающим орган местного самоуправления от исполнения обязанности установленной законом.
В пунктах 1,3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Администрация Булатовского сельского поселения Кашинского района Тверской области является юридическим лицом, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Согласно пункту 1 статьи 17 «О погребении и похоронном деле», деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84, на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним (пункт 6.6).
Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование) (п.6.7).
Таким образом, кладбища отнесены к специальным объектам, к содержанию которых законодательством, предъявляются особые требования, среди которых, обязательная установка на территории кладбищ урн для сбора мусора, площадок для мусоросборников с подъездами к ним.
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в ходе проведенного обследования специалистами филиала ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в Кашинском районе на территории мест захоронения (общественных кладбищ), расположенных в д. Потупово, д. Семеновское и д. Леушино обнаружены скопления сухой травы, листьев, сухих веток, распиленных деревьев, старых венков цветов и упаковок от продуктов питания, на территории кладбищ отсутствовали оборудованные контейнерные площадки с мусоросборниками и (или) урнами для сбора мусора и иных отходов, образуемых в процессе эксплуатации кладбищ.
Факт допущенного бездействия административным ответчиком не оспаривается.
Бездействие администрации муниципального образования Булатовского сельское поселения Тверской области в данном случае нарушает права неопределенного круга лиц на экологическую безопасность и соблюдение санитарно-эпидемиологических норм.
С учётом установленных обстоятельств доводы прокурора о незаконности бездействия ответчика являются обоснованными, в связи с чем требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
При принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только административным ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию административного истца и административного ответчика, финансовые возможности последнего и иные обстоятельства, суд полагает разумным и достаточным срок, указанный прокурором.
В соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи, с чем государственная пошлина с административного ответчика взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 226-228, 291 – 294 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Административное исковое заявление Кашинского межрайонного прокурора удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Булатовское сельское поселение» Кашинского района Тверской области по не принятию мер, по содержанию мест захоронений (общественных кладбищ), расположенных в д. Потупово, д. Семеновское и д. Леушино Булатовского сельского поселения Тверской области.
Обязать администрацию муниципального образования «Булатовское сельское поселение» Тверской области в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу:
оборудовать контейнерные площадки и установить мусоросборники и (или) урны для сбора мусора в местах захоронения (общественных кладбищах), расположенных в д. Потупово, д. Семеновское и д. Леушино Булатовского сельского поселения Тверской области,
устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства об отходах производства и потребления путем сбора и транспортировки мусора и иных отходов, образованных в процессе эксплуатации кладбищ, расположенных в д. Потупово, д. Семеновское и д. Леушино.
Разъяснить администрации муниципального образования «Булатовское сельское поселение» Тверской области, что в силу части 9 статьи 227 КАС РФ она обязана устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов неопределенного круга лиц и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца с момента исполнения решения по административному делу в Кашинский городской суд и Кашинскому межрайонному прокурору.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кашинский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения административным истцом и административным ответчиком копии решения.
Председательствующий