Решение по делу № 2а-1057/2018 от 12.01.2018

                                                        РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 15 марта 2018 г.

Решение в окончательной форме изготовлено 16 марта 2018 г.

г.Выборг                                                                                 15 марта 2018 года

Дело N2а-1057/2018

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе         председательствующего судьи Гомзякова А.Г., при секретаре Ковалевой Т.Б., с участием представителя административного истца Даниловой А.И., представителя административного ответчика Ивановой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Крыловой Е.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, восстановлении нарушенного права,

установил:

Крылова Е.В. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее – Управление Росреестра по Ленинградской области), в котором оспаривала законность отказа названного территориального Управления Росреестра (Уведомление от 27.10.2017 N47/115/013/2017-5631) в государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером общей площадью кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения садоводства, расположенный по адресу: <адрес>

В качестве мер по восстановлению нарушенного права Крылова Е.В. просила возложить на Управление Росреестра по Ленинградской области обязанность зарегистрировать за ней право собственности на указанный земельный участок, о чем внести соответствующую запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности.

В обоснование своего нарушенного права указывала на то, что 23.10.1997 она приобрела у гражданина Новоселова В.В. по договору купли-продажи, удостоверенному нотариусом, в собственность земельный участок площадью кв.м, расположенный по адресу: <адрес> На основании указанной сделки купли-продажи, Дата Выборгкомземом выдано ей свидетельство на право собственности на землю серия о предоставлении в собственность указанного выше земельного участка.

17 июля 2017 года административный истец через ГБУ ЛО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратилась в Управление Росреестра по Ленинградской области с заявлением о регистрации права собственности на указанный земельный участок, представив все необходимые документы. Однако решением от 27 октября 2017 года в регистрации права собственности было отказано в связи с тем, что в Едином государственном реестре недвижимости не содержится сведений о государственной регистрации права собственности продавца Новоселова В.В. на указанный выше объект недвижимости, а также не представлены заявление о государственной регистрации права собственности продавца и документы, необходимые для ее проведения на спорный объект недвижимости.

По мнению Крыловой Е.В., решение об отказе в государственной регистрации незаконно, нарушает имущественные интересы истца, не соответствует требованиям статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Административный истец Крылова Е.В. участия в суде не принимала, ее представитель по доверенности Данилова А.И. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области по доверенности Иванова Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на административный иск Крыловой Е.В.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст.59,60,61 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

        Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Исходя из разъяснений, изложенных в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

По смыслу приведенных выше положений закона для признания незаконным ненормативного акта органа государственной власти необходимо соблюдение одновременно двух условий - несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и свобод заявителей.

По административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании свидетельства на право собственности на землю серия , выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Выборгского района Ленинградской области, регистрационная запись от Дата справки правовой экспертизы земли, выданной Дата Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Выборгского района Ленинградской области, Новоселову В.В. на праве собственности принадлежал земельный участок площадью кв.м в границах плана/чертежа, находящийся по адресу: <адрес>, предоставленный для ведения садоводства.

Дата между Новоселовым В.В. (продавец) и Крыловой Е.В. (покупатель) заключен договор купли-продажи, по которому продавец продает, а покупатель приобретает в собственность указанный выше земельный участок.

Договор удостоверен нотариусом Ленинградской области Голодяевой Е.Ю., зарегистрирован в реестре за

Договор купли-продажи земельного участка от 23 октября 1997 года со стороны продавца или третьих лиц не оспаривался, недействительным не признавался, так же как и истцом не заявлялись требования о расторжении договора, признании договора недействительным.

Дата года Выборгкомземом на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N1767 «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России» и сделки купли-продажи от Дата, Крыловой Е.В. было выдано свидетельство на право собственности на землю серии о предоставлении в собственность земельного участка площадью кв.м. для ведения садоводства, расположенного в садоводческом товариществе «<адрес>

Данное свидетельство содержит план земельного участка с указанием границ смежных землепользований.

17 июля 2017 года Крылова Е.В. обратилась в Управление Росреестра по Ленинградской области (Выборгский отдел) с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный выше земельный участок.

В качестве документа о правах на земельный участок на государственную регистрацию было представлено свидетельство на право собственности на землю серии от Дата. Из свидетельства следует, что Крыловой Е.В. на основании договора купли-продажи от Дата предоставлен в собственность земельный участок, предоставленный для ведения садоводства, общей площадью кв.м.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 02 августа 2016 года N47/201/16-541071, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области, площадь земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, составляет 1100 +/- 23 кв. м, участок полностью относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования "для ведения садоводства".

Управление Росреестра по Ленинградской области (Выборгский район) направило Крыловой Е.В. уведомление от 28.07.2017 о приостановлении государственной регистрации, а затем сообщение от 27.10.2017 N 47/115/013/2017-5631 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок по основаниям ст. 27 Федерального закона N 218-ФЗ.

Отказывая в регистрации права, регистрирующий орган указал, что право собственности на земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием – для ведения садоводства, не может быть зарегистрировано за Крыловой Е.В. в связи с тем, что в Едином государственном реестре недвижимости не содержится сведений о государственной регистрации права собственности продавца Новоселова В.В. на указанный выше объект недвижимости, а также не представлены заявление о государственной регистрации права собственности продавца и документы, необходимые для ее проведения на спорный объект недвижимости.

Полагая, что отказ Управления Росреестра по Ленинградской области не соответствует закону и нарушает ее имущественные права, Крылова Е.В. обратилась в суд с настоящими требованиями.

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) устанавливалось, что каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю, которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге.

Свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и служит основанием при совершении сделок купли-продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством.

При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации. При купле-продаже земельных участков и в других случаях перехода права собственности на землю свидетельство выдается указанным комитетом на основании договора купли-продажи (купчей) или иных документов, подтверждающих переход права собственности на землю.

Документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу данного Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными (абзацы первый, второй, четвертый, седьмой пункта 3 названного выше Указа N 1767).

До вступления в действие Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" возможность предоставления в собственность членам садоводческих товариществ земельных участков предусматривалась статьей 66 ЗК РСФСР.

Согласно статье 66 ЗК РСФСР земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставляются местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности членов указанных товариществ.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" устанавливалось, что полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные статьями 14, 28, 29, 33 - 35, 55, 58, 64, 66, 68, 74, 80 и 94 Земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями.

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" данный федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования. Создание системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется субъектами Российской Федерации поэтапно с учетом их условий и завершается к 1 января 2000 г.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) до создания в субъектах Российской Федерации учреждений юстиции по регистрации прав указанные полномочия осуществляются совместно Министерством юстиции Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Министерством государственного имущества Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике. Пункт 3 данного постановления указывал на то, что порядок взаимодействия учреждений юстиции по регистрации прав с территориальными органами Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, а также с другими органами определяет соответствующая межведомственная комиссия.

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 25 января 1999 г. N 112 "О признании утратившими силу и об изменении некоторых актов Президента Российской Федерации" устанавливалось, что свидетельства на право собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", выданные после введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются действительными.

Выдача свидетельств на право собственности на землю и государственных актов на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей прекращается со дня начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав.

До начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав применяется ранее установленный порядок выдачи свидетельств на право собственности на землю и государственных актов на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей.

Таким образом, при введении регистрации прав на недвижимое имущество государством устанавливался переходный период, в течение которого создавались учреждения, регистрирующие права на недвижимое имущество, вносящие сведения о них в единый реестр, до фактического начала деятельности которых сохранялся ранее действовавший порядок регистрации и учета прав на отдельные объекты недвижимости, в том числе на земельные участки.

При этом признавались ранее возникшие права на недвижимое имущество и сохраняли юридическую силу ранее выданные правоподтверждающие документы.

Основанием же для возникновения права на земельные участки, в частности для ведения садоводства, в соответствии с приведенными выше статьей 66 Земельного кодекса РСФСР и пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 являлся соответствующий акт местной администрации, а подтверждающим это право документом - свидетельство о праве собственности на землю, выданное соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству.

Как видно из материалов дела, право собственности на спорный земельный участок приобретен административным истцом возмездно путем заключения договора купли-продажи.

Отказывая в государственной регистрации права собственности на земельный участок, Управление Росреестра по Ленинградской области (Выборгский отдел) сослалось лишь на то, что в Едином государственном реестре недвижимости не содержится сведений о государственной регистрации права собственности продавца Новоселова В.В. на указанный выше объект недвижимости, а также не представлены заявление о государственной регистрации права собственности продавца и документы, необходимые для ее проведения на спорный объект недвижимости.

Суд находит, что такой вывод Управления Росреестра по Ленинградской области противоречит приведенным выше нормам материального права о регулировании земельных отношений в условиях переходного периода, нарушает права заявителя, основанные на актах органов государственной власти и местного самоуправления и подтвержденные соответствующими документами, выданными уполномоченным государственным органом в период создания и начала деятельности регистрирующего органа, на которые заявитель вправе был полагаться.

Свидетельство на право собственности на землю серии от Дата года, выданное Крыловой Е.В., в силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", имеет равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, никем не оспорено, недействительным в установленном законом порядке не признавалось и, следовательно, удостоверяет право собственности Крыловой Е.В. на спорный земельный участок площадью кв. м.

С учетом правовой природы решение государственного органа об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок нельзя признать законным и обоснованным.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Принимая во внимание, что в рассматриваемом деле установлена предусмотренная п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ совокупность условий для признания незаконными действий, решений государственного органа, суд полагает возможным установить для административного ответчика обязанность произвести государственную регистрацию права собственности за Крыловой Е.В. на указанный земельный участок, о чем внести соответствующую запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности.

В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

         Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

         Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Крыловой Е.В. к Управлению Росреестра по Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, восстановлении нарушенного права удовлетворить.

        Признать незаконным решение Управления Росреестра по Ленинградской области, оформленного в виде Уведомления от 27.10.2017 N47/115/013/2017-5631 об отказе Крыловой Е.В. в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером площадью кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения садоводства, расположенный по адресу: <адрес>

Обязать Управление Росреестра по Ленинградской области произвести государственную регистрацию права собственности за Крыловой Е.В. на земельный участок с кадастровым номером площадью кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения садоводства, расположенный по адресу: <адрес> о чем внести соответствующую запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности.

       Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца через Выборгский городской суд.

Судья                                                                                     А.Г.Гомзяков

2а-1057/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Крылова Е. В.
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
Суд
Выборгский городской суд Ленинградской области
Судья
Гомзяков Александр Геннадиевич
Дело на странице суда
vyborgsky.lo.sudrf.ru
12.01.2018Регистрация административного искового заявления
15.01.2018Передача материалов судье
15.01.2018Решение вопроса о принятии к производству
15.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2018Подготовка дела (собеседование)
07.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2018Судебное заседание
16.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее