Решение от 10.11.2021 по делу № 2а-688/2021 от 22.04.2021

                                                                                                                        

                                                                                                                        № 2а-688/2021

                                                                                               24RS0012-01-2021-000623-81

                                                                РЕШЕНИЕ

                                            Именем Российской Федерации

10 ноября 2021 года Дивногорский городской суд Красноярского края в городе Дивногорск е в составе:

председательствующего - судьи Вишняковой С.А.,

с участием представителя административного истца Селютиной А.О. - Гончарова А.Л., действующего на основании доверенности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя отдела образования администрации г. Дивногорска - Циулиной З.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Климосенко О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Селютиной А.О. к Министерству образования <адрес> о признании незаконным решения по отказу во включение в список по обеспечению жилыми помещениями и устранению допущенного нарушения,

                                                             УСТАНОВИЛ:

Административный истец Селютина А.О. обратилась в суд с административным иском к Министерству образования <адрес> о признании незаконным решения по отказу во включение в список по обеспечению жилыми помещениями и устранению допущенного нарушения. Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Министерство образования <адрес> с письменным заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с приложением всех необходимых документов. 22.10.2020г. из Министерства образования <адрес> поступил ответ (исх. ) о том, что заявление Селютиной А.О. и приложенные к нему документы направлены для доработки в орган опеки и попечительства <адрес> по месту регистрации заявителя и в этот же день документы (исх. ) были направлены Главе муниципального образования <адрес> для формирования учетного дела. 29.12.2020г. (исх.) сформированное учетное дело было направлено в Министерство образования <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования <адрес> отказано во включении в список по основанию нарушения установленного порядка постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (выписка из приказа Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ). Данный отказ считает незаконным, противоречащему действующему законодательству, устанавливающему дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности по обеспечению жилыми помещениями. При этом, право на обеспечение жилыми помещениями имею указанные лица, достигшие возраста 23 лет, не реализовавшие это право, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий и времени принятия на учет. Отсутствие лица на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма до ДД.ММ.ГГГГ не лишает его права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с новым порядком, введенным с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Правилам формирования списка в субъекте РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019г. лица, которые достигли 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся и не реализовали свое право на 01.01.2013г. или после 01.01.2013г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список. Решением административного ответчика нарушены дополнительные гарантии жилищных прав административного истца на предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Просит признать незаконным решение Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Селютиной А.О. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и обязать административного ответчика принять решение о включении Селютиной А.О. в указанный список.

Административный истец Селютина А.О. надлежащим образом извещенная о дате, месте и времени судебного разбирательства в суд не явилась, с ходатайством об отложении не обращалась, об уважительности причин своей неявки суд не уведомила, в связи с чем силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного истца Гончаров А.Л. в судебном заседании требования административного иска поддержал по основания, изложенным в нем, и просил суд его удовлетворить.

Административный ответчик Министерство образования <адрес> надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного разбирательства в суд своего представителя не направил, письменно просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, что в силу п.6 ст.226 КАС РФ суд считает возможным. В письменных возражениях, имеющихся в материалах административного дела, просит в удовлетворении исковых требований Селютиной А.О. отказать. Свою позицию мотивирует, тем, что Селютина А.О. на момент первого обращения 19.05.2019г. в Министерство образования с заявлением о включении ее в список достигла возраста 42 лет, в связи с чем не относится к категории лиц, имеющих право на государственную поддержку в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ. Решением суда от 28.09.2015г. Селютиной А.О. было отказано в предоставлении благоустроенного жилого помещения. На повторное обращение Селютиной А.О. от 06.10.2020г. после рассмотрения документов учетного дела Селютиной А.О. ДД.ММ.ГГГГ было отказано во включении в список в связи с отсутствием оснований. Поскольку постановка на учет носит заявительный характер, то должна быть реализована заинтересованным лицом, самим гражданином, которому положена соответствующая гарантия.

Представитель заинтересованного лица отдела образования администрации <адрес> Циулина З.П. в судебном заседании оставила разрешения судебного спора на усмотрение суда.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно п.3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список в соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

В силу пункта 3 названных Правил, в Список, в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ. В акте об отказе во включении в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона (п.14 Правил).

Судом установлено, что административный истец Селютина А.О. впервые обратилась в Министерство образования <адрес> с заявлением о включением ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц указанных в п. 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которые подлежат обеспечению жилым помещениями - 17.05.2019г.

Решением Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Селютиной А.О. было отказано во включении в список в связи с нарушением установленного порядка обращения, что подтверждается Приказом Министерства образования <адрес> от 24.06.2019г.

ДД.ММ.ГГГГ Селютина А.О. повторно обратилась в Министерство образования <адрес> с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Приказом Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Селютиной А.О. отказано во включении в список в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», законом <адрес> от 02.12.2000г. на основании п.9 ст. 8 Закона №159-ФЗ, п.5 ст. 17 Закона , в связи с нарушением установленного порядка постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Письмом Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявитель Селютина А.О. была проинформирована об отказе во включении ее в список в связи с отсутствием оснований.

На момент первичного обращения Селютиной А.О. в Министерство образования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о включении в список заявителю исполнилось 42 года.

Решением Дивногорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Селютиной А.О. к администрации г. Дивногорска, отделу образования администрации г. Дивногорска, Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, было отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Дивногорского городского суда <адрес> от 28.09.2015г. оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Селютиной А.О. без удовлетворения.

В мотивировочной части указанного выше решения судом установлено, что с 1983 года Селютина А.О. осталась без попечения родителей и состояла на государственном обеспечении и относилась к лицам, на которых распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при этом жилье за Селютиной А.О. не закреплялось. Также судом сделан вывод о том, что Селютина А.О. в период после совершеннолетия и до достижения возраста 23 лет не обращалась в компетентный орган с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в жилом помещении, с заявлением о предоставлении жилого помещения, иными заявлениями, направленными на защиту жилищных прав как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем утратила статус, установленный ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ, который сохранялся только до достижения 23-летнего возраста.

Разрешая требования Селютиной А.О. о признании незаконным решения ответчика по отказу во включение в список по обеспечению жилыми помещениями и устранению допущенного нарушения, суд исходит из следующего.

Конституция РФ, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (ч.1 и ч.2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3).

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Аналогичные положения содержатся и в Законе Красноярского края от 02.12.2000г. № 12-961«О защите прав ребенка».

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Обеспечение жильем является дополнительной социальной гарантией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановка на учет носит заявительный характер, должна быть реализована заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия.

В данном случае административный истец Селютина А.О. обратилась с заявлением о включении в список по прошествии длительного времени с момента достижения 23-летнего возраста, то есть спустя 19 лет в возрасте 42 лет, при этом каких-либо доказательств невозможности реализации права постановки на учет до достижения возраста 23 лет суду административным истцом не представлено.

Следовательно, довод представителя административного истца Гончарова А.Л. о том, что законом предусмотрено обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от возраста, основан на неверном толковании норм материального права.

По смыслу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет вышепоименованное требование гражданина, если признает, что оспариваемые решение, действие органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (п.1). При отсутствии таких обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении административного иска (п.2).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для удовлетворения административных исковых требований, поскольку оспариваемое решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношениям.

Таким образом, административный иск Селютиной А.О. к Министерству образования Красноярского края о признании незаконным решения по отказу во включение в список по обеспечению жилыми помещениями и устранению допущенного нарушения, не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

                                                        РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 01 (░░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░

░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18.11.2021 ░░░░

2а-688/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Селютина Альбина Олеговна
Ответчики
Министерство образования Красноярского края
Другие
Гончаров Александр Леонидович
администрация г. дивногорска
Отдел образования администрации г. Дивногорска
Суд
Дивногорский городской суд Красноярского края
Судья
Вишнякова Светлана Анатольевна
Дело на сайте суда
divnogorsk.krk.sudrf.ru
22.04.2021Регистрация административного искового заявления
22.04.2021Передача материалов судье
23.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.07.2021Предварительное судебное заседание
26.07.2021Судебное заседание
26.08.2021Судебное заседание
20.10.2021Судебное заседание
10.11.2021Судебное заседание
18.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее