Судья: ФИО9 Дело №
(дело №)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 июня 2022 года <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего ФИО18,
судей Тхагалегова З.Т. и ФИО17,
при секретаре ФИО11
с участием прокурора ФИО12, ФИО13, представителя воинской части 3723 – ФИО14,
по докладу судьи ФИО17,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО4 к командиру войсковой части 3723 и войсковой части 3723 о признании права истцов на получение единовременного пособия, предусмотренного п.2 ст.18 ФЗ «О статусе военнослужащих», взыскании с войсковой части в их пользу 3119400 рублей в счет единовременного пособия,
по апелляционной жалобе ФИО1 и ФИО4 на решение Чегемского районного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ,
установила:
ФИО7 Б.Х. и ФИО7 Л.Х. обратились в суд с иском к командиру войсковой части 3723 и войсковой части 3723 о признании права истцов на получение единовременного пособия, предусмотренного п.2 ст.18 ФЗ «О статусе военнослужащих», взыскании с войсковой части в их пользу 3119400 рублей в счет единовременного пособия.
Исковые требования мотивированы тем, что сын истцов - старший сержант ФИО7 К.Б. проходил военную службу по контракту во внутренних войсках МВД России в должности заместителя командира 2 взвода 2 роты (на бронетранспортерах) 1 батальона оперативного назначения войсковой части 3723 (<адрес>). ДД.ММ.ГГГГ, выполняя боевое задание и в результате полученных многочисленных ранений, умер. ФИО7 К.Б. признан погибшим в период прохождения военной службы при исполнении им обязанностей военной службы. В 2011 году командованием воинской части, ссылаясь на пункт 4 «Временного порядка реализации во внутренних войсках МВД России постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №» утверждённого приказом ГКВВ МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, истцам было разъяснено, что они имеют право на получение единовременного пособия по случаю гибели их сына ФИО7 К.Б., однако, только по одному из приведенных выше оснований по их выбору. В обосновании своего решения, истцам пояснили, что при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат, выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя. В 2011 года истцами были поданы в воинскую часть установленным порядком заявления о выплате единовременного пособия, предусмотренного ст. 21 ФЗ «О противодействии терроризму» в равных долях, в размере 600 000 рублей. В 2011 году указанная выплата была получена истцами. В декабре 2020 года ФИО7 Л.Х. обратилась в воинскую часть с заявлением о выплате им единовременного пособия, предусмотренного частью 8 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», которое фактически заменило единовременное пособие, предусмотренное п. 2 ст. 18 ФЗ «О статусе военнослужащих». Однако в соответствии с ответом командира войсковой части 3723 полковника ФИО15 в выплате единовременного пособия истцам было отказано. В обоснование своего отказа ФИО15 указал, что на момент гибели их сына действовал ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым членам семьи погибших (умерших) военнослужащих, предусмотрена выплата - 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия. Также на дату гибели (смерти) их сына действовал ФЗ «О противодействии терроризму», согласно которого членам семьи погибших (умерших) военнослужащих, выплачивается единовременное пособие в размере 600 000 рублей. В соответствии с п. 6. ст. 21 названного закона при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат, выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя. В связи с тем, что истцам было выплачено единовременное пособие в размере 600 000 рублей в соответствии с ФЗ «О противодействии терроризму» они реализовали свое право выбора на получение пособия (единовременной выплаты) и права на единовременное пособие ранее предусмотренного п. 2 ст. 18 ФЗ «О статусе военнослужащих» истцы не имеют.
Решением Чегемского районного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требованиях отказано.
Не согласившись с решением, считая его незаконным и необоснованным, ФИО7 Б.Х. и ФИО7 Л.Х. подали на него апелляционную жалобу, в которой просят отменить решение суда, удовлетворив иск.
В обоснование жалобы указано, что войсковая часть 3723 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации является правопреемником войсковой части 3723 внутренних войск МВД России.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, изменены порядок и система обеспечения денежным довольствием военнослужащих, а также порядок предоставления отдельных (в том числе) компенсационных выплат военнослужащим и членам их семей.
Как следует из содержания статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ, действие части 8 статьи 3 данного закона о выплате единовременного пособия не распространяется на ранее возникшие правоотношения.
Фактически единовременное пособие, предусмотренное ч. 8 ст. 3 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» заменило единовременное пособие, предусмотренное п. 2 ст. 18 ФЗ «О статусе военнослужащих», в связи с чем выплата последнего должна производиься также с учетом Постановления Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ №-П.
При рассмотрении гражданского дела в суде первой инстанции представителем ответчика расчет цены иска обжалован не был.
Таким образом, при определении размера, подлежащего выплате членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, при исполнении обязанностей военной службы, единовременного пособия подлежит применению закон, действовавший на момент его смерти, т.е. п. 2 ст. 18 ФЗ «О статусе военнослужащих», предусматривающий 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КБР ФИО17, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанные ФИО7 Л.Х., возражения ФИО14, мнение прокурора ФИО12, полагавшего не подлежащими удовлетворению исковые требования ФИО7 Б.Х. и ФИО7 Л.Х., Судебная коллегия приходит к следующему.
Судебной коллегией по гражданским делам с учетом оснований, предусмотренных п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, и в соответствии с частью 5 указанной статьи ДД.ММ.ГГГГг. было принято определение о переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ. К участию в деле была привлечена Прокуратура КБР для дачи заключения по делу.
На основании п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Поскольку к участию в деле не была привлечена Прокуратура КБР, Судебная коллегия считает, что в силу положений п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ решение Чегемского районного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене.
Отменяя решение суда первой инстанции по изложенному основанию, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что сын истцов - старший сержантФИО2 проходил военную службу по контракту во внутренних войсках МВД России в должности заместителя командира 2 взвода 2 роты (на бронетранспортерах) 1 батальона оперативного назначения войсковой части3723(<адрес>),ДД.ММ.ГГГГ,выполняя боевое задание и в результате полученных многочисленных ранений, умер.ФИО7 К.Б.признан погибшим в период прохождения военной службы при исполнении им обязанностей военной службы.
Сторонами не оспаривается, что в2011года истцами были поданы в воинскую часть3723заявления о выплате единовременного пособия, предусмотренного ст. 21 ФЗ «О противодействии терроризму» в равных долях, в размере600 000рублей. В 2011 году указанная выплата была получена ФИО7 Б.Х. и ФИО7 Л.Х..
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО7 Б.Х. и ФИО7 Л.Х. суд первой инстанции исходил из того, что истцы в2011году реализовали свое право на получение единовременного пособия по основанию, указанному в ст. 21 Федерального закона РФ отДД.ММ.ГГГГ годаN 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в связи с чем утратили право на получение аналогичной единовременной выплаты, предусмотренной ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку обстоятельствам дела и требованиям закона они не противоречат. Оснований для признания выводов суда первой инстанции неправильными, судебной коллегией не установлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ, вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, в случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере 600 000 рублей, а также гарантируется сохранение очереди на получение жилья, компенсаций по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, если имелось право на получение таких компенсаций.
Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в действующей на время получения единовременного пособия в связи с гибелью сына редакции) в случае гибели (смерти) военнослужащих, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы, членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия.
В силу статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ "О статусе военнослужащих" члены семей военнослужащих, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" в случае гибели лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере 100 000 рублей, назначается пенсия по случаю потери кормильца, а также сохраняются льготы на получение жилья, оплату жилищно-коммунальных услуг, если такие льготы имелись у погибшего.
Данный Федеральный закон признан утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с введением в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О противодействии терроризму" от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся: 1) военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.
В ч. 2 ст. 21 вышеуказанного Закона предусмотрено, что в случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере шестисот тысяч рублей, а также гарантируется сохранение очереди на получение жилья, компенсаций по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, если имелось право на получение таких компенсаций. Нетрудоспособным членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, назначается пенсия по случаю потери кормильца.
В соответствии с частью 6 названной статьи, при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.
Из анализа вышеуказанных положений закона следует, что предусмотренное ст. 18 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" единовременное пособие, выплачиваемое членам семьи военнослужащего, погибшего при исполнении им обязанностей военной службы, и предусмотренное ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", а впоследствии ст. 21 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" единовременное пособие, выплачиваемое членам семьи лица, погибшего при осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, являются по своему характеру однородными выплатами, так как преследуют одну цель - компенсировать членам семьи гибель близкого человека при защите отечества.
Таким образом, членам семьи погибшего военнослужащего, имеющим право на получение единовременного пособия как на основании ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и на основании ст. 21 Федерального закона "О противодействии терроризму", выплачивается по их выбору одно единовременное пособие.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Следовательно, при определении размера единовременного пособия, подлежащего выплате членам семьи погибшего военнослужащего, принимавшего участие в борьбе с терроризмом и погибшего при проведении контртеррористической операции, подлежит применению закон, действовавший на момент гибели военнослужащего, в данном случае на ДД.ММ.ГГГГ.
Из содержания приведенных в пункте 2 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" и пункта 2 статьи 18 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4338-1 "О статусе военнослужащих" следует, что предусмотренные ими основания для выплаты единовременного пособия членам семьи погибшего военнослужащего являются аналогичными, а сами выплаты по своей сути однородными, цель которых компенсировать последствия изменения материального и социального статуса указанных лиц.
В судебном заседании ФИО7 Л.Х. подтвердила, что в связи со смертью сына ими получено единовременное пособие в размере 600000 рублей, следовательно, родителями покойного ФИО7 К.Б. в2011году реализовано свое право на получение единовременного пособия по основанию, указанному в ст. 21 Федерального закона РФ отДД.ММ.ГГГГ годаN 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и утрачено право на получение аналогичной единовременной выплаты, предусмотренной ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Судебная коллегия признает несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что фактически единовременное пособие, предусмотренное ч. 8 ст. 3 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении отдельных выплат», заменило единовременное пособие, предусмотренное п. 2 ст. 18 ФЗ «О статусе военнослужащих», в связи с чем выплата последнего должна производиться так же с учетом постановления Конституционного суда РФ от 29.03.2019г.
Данный довод апеллянта основан на неверном толковании норм материального права и разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (далее - Обзор судебной практики от ДД.ММ.ГГГГ).
Из п. 10 Обзора судебной практики от ДД.ММ.ГГГГ следует, что выплата единовременного пособия членам семьи погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, производится на основании закона, действовавшего на момент гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы.
Учитывая требования закона, действующего на момент гибели (смерти) военнослужащего ФИО7 К.Б. и на момент рассмотрения настоящего дела, а также установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил заявленные требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, выводы суда первой инстанции не опровергают, направлены на иное толкование норм закона, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
решение Чегемского районного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО1 и ФИО4 отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО5ФИО4 Хамидовнык командиру войсковой части 3723 и войсковой части 3723 о признании права истцов на получение единовременного пособия, предусмотренного п.2 ст.18 ФЗ «О статусе военнослужащих», взыскании с войсковой части в ихпользу 3 119 400рублей в счет единовременного пособия - отказать.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО16 ФИО18
Судьи З.Т. Тхагалегов
ФИО17