№ 12-829/2024 |
|
РЕШЕНИЕ |
|
12 сентября 2024 года |
город Архангельск |
Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Беляева О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Вьюхиной О. В. на постановление и.о. руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области Замятиной И.А. №09-16/616 от 09 сентября 2024 года о назначении административного наказания,
установил:
постановлением и.о. руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области Замятиной И.А. №09-16/616 от 09 сентября 2024 года <данные изъяты> Вьюхина О.В. как должностное лицо привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, Вьюхина О.В. подала жалобу об его отмене и прекращении производства по делу.
В судебном заседании Вьюхина О.В. и защитник Завьялов Е.С. доводы жалобы поддержали. Вьюхина О.В. уточнила, что просит отменить постановление №09-16/616 от 09 сентября 2024 года, вынесенное должностным лицом в отношении нее как должностного лица - <данные изъяты>
В судебном заседании представитель государственной жилищной инспекции Каркавцева М.А. против удовлетворения жалобы возражала.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав доводы жалобы и материалы дела, судья приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 КоАП РФ, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в соответствии с пунктом 3 которого лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса РФ, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса РФ;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса РФ.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдения законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого имущества, входящего в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Требования к качеству коммунальных услуг определены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (далее - Правила №354), утвержденными постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Согласно пункту 1 Приложения 1 к Правилам №354 при предоставлении коммунальной услуги по холодному водоснабжению должно быть обеспечено бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года.
Допустимая продолжительность перерыва подачи воды:
8 часов (суммарно) в течение 1 месяца;
4 часа единовременно (в том числе при аварии).
Как следует из материалов дела и никем не оспаривается, <данные изъяты> Вьюхина О.В., осуществляет управление многоквартирным жилым домом № по <адрес>.06 августа 2024 года на основании решения начальника управления муниципального жилищного контроля Администрации городского округа «Город Архангельск» №28-16/12-24.52/1 от 06 августа 2024 года по обращениям жильцов <адрес> проведена внеплановая документарная проверка <данные изъяты>
В результате проверки установлено, что в период с 12 июля 2024 года по 06 августа 2024 года в многоквартирном <адрес> произведен перерыв по предоставлению коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению.
По результатам документарной внеплановой проверки 06 августа 2024 года составлен акт №28-16/12-24.52/2 о выявлении нарушений требований пунктов 1,4 Приложения №1 к Правилам №354.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении <данные изъяты> Вьюхиной О.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и в дальнейшем привлечения ее к административной ответственности по указанной норме.
Факт совершения Вьюхиной О.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, помимо протокола об административном правонарушении, подтверждается договором управления №4-06/2019 от 11 июня 2019 года, заключенным между <данные изъяты> и собственниками помещений многоквартирного жилого дома по <адрес>; обращениями ПМВ и ПМБ - жильцов <адрес>, которые сообщили о перерыве в предоставлении им коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению; решением начальника управления муниципального жилищного контроля Администрации городского округа «Город Архангельск» №28-16/12-24.52/1 от 06 августа 2024 года о проведении в отношении <данные изъяты> внеплановой документарной проверки; актом документарной внеплановой проверки №28-16/12-24.52/2 от 06 августа 2024 года о выявлении нарушений требований пунктов 1,4 Приложения №1 к Правилам №354; пояснениями <данные изъяты> Вьюхиной О.В., которая признала факт перерыва в предоставлении услуги по горячему и холодному водоснабжению в период с 12 июля 2024 года по 06 августа 2024 года, сведениями, предоставленными <данные изъяты> Вьюхиной О.В., а также актами от 12 июля 2024 года и от 15 июля 2024 года, которые подтверждают факт протечки в <адрес>, а также иными материалами дела.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оценены должностным лицом по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ: в нем указано время, место и событие административного правонарушения, сведения о должностном лице, составившем постановление, и лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Доводы Вьюхиной О.В. и ее защитника отвергаются по следующим основаниям.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вьюхина О.В., являясь <данные изъяты> осуществляя организационно-распорядительные функции, зная о возложенных на нее обязанностях по соблюдению лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, исчерпывающие меры по их соблюдению не предприняла.
Действительно, согласно заочному решению Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 07 августа 2024 года БВЕ обязан предоставить <данные изъяты> доступ в жилое помещение по адресу: <адрес>
Вместе с тем неисполнение им решения суда не снимает с Вьюхиной О.В., как <данные изъяты>, обязанности по соблюдению лицензионных требований и предоставлению коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению надлежащего качества.
Как видно из материалов дела, Вьюхина О.В. неоднократно в составе комиссии в целях установления причины протечки проводила осмотр второго подъезда <адрес>, а также <адрес>, расположенной в том же доме; обратилась в суд с исковым заявлением к БВВ о понуждении предоставить доступ в жилое помещение; созванивалась с родственниками жильца <адрес>. Вместе с тем предпринятые ею действия на момент вынесения обжалуемого постановления не привели к возобновлению водоснабжения, что свидетельствует об их недостаточности.
В судебном заседании Вьюхина О.В. пояснила, что до настоящего времени причина протечки достоверно не установлена. Однако внутридомовые сети и оборудование по стояку <адрес> находятся в исправном состоянии, что позволило возобновить водоснабжение, но в обход <адрес>, собственник которой, по ее мнению, и был виновником залива квартир, расположенных ниже по стояку.
Поскольку внутридомовые сети и оборудование находилось в исправном состоянии, препятствий для возобновления водоснабжения подобным способом до появления возможности осмотра общедомовой системы водоснабжения, расположенной в <адрес>.40 по <адрес>, не имелось. Вместе с тем изложенное позволило бы соблюсти права жильцов других квартир, которым длительное время (в течение месяца) услуга по горячему и холодному водоснабжению не предоставлялась.
Оснований для вывода о том, что Вьюхина О.В. действовала в условиях крайней необходимости, о чем ею заявлено в судебном заседании, судья не усматривает.
Согласно статье 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
В судебном заседании не добыто доказательств того, что предотвращенный вред в виде залития двух квартир, расположенных ниже по стояку <адрес>, а также общедомового имущества является более значительным, чем вред, причиненный правам и законным интересам жильцов квартир, расположенных по всему стояку <адрес>, которые в течение длительного времени были лишены возможности пользования горячей и холодной водой, что нарушало их право на безопасные и благоприятные условия проживания.
Данные о том, что Вьюхина О.В. ранее привлекалась административным органом к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ за совершение того же административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют, и судье не представлены.
Вместе с тем, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, не содержит запрета на привлечение к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения как юридического лица, так и виновного должностного лица (часть 3 статьи 2.1 КоАП РФ).
Исключение из этого правила установлено частью 5 статьи 2.1 КоАП РФ, согласно которой если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с пунктом 3 или 5 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса, должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности.
<данные изъяты> к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ с назначением административного штрафа, установленного в соответствии с пунктом 3 или 5 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ, не привлекалось.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, и сроки давности привлечения к административной ответственности должностным лицом соблюдены. Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Административное наказание назначено Вьюхиной О.В. с применением положений части 3 статьи 3.4, статьи 4.1.1 КоАП РФ при соблюдении общих правил назначения наказания, установленных статьями 4.1 – 4.3 КоАП РФ, с учетом общественно опасного характера административного правонарушения, отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Допущенное правонарушение не является малозначительным, поскольку свидетельствует о пренебрежительном отношении Вьюхиной О.В. к лицензионным требованиям, что повлекло нарушение прав жильцов на благоприятные и безопасные условия проживания.
Нормы материального права применены и истолкованы должностным лицом верно, нарушений норм процессуального права, влекущих изменение постановления по доводам жалобы, не допущено, правовых оснований для пересмотра постановления не имеется.
Судья, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 КоАП РФ
решил:
постановление и.о. руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области Замятиной И.А. №09-16/616 от 09 сентября 2024 года о назначении административного наказания оставить без изменения, жалобу Вьюхиной О.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.А. Беляева