дело № 48RS0001-01-2023-008314-12
производство № 2-1518/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 апреля 2024 года г.Липецк
Советский районный суд г.Липецка в составе:
председательствующего судьи Примаковой А.С.
при секретаре Чумовицкой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончарова Игоря Сергеевича к Администрации г. Липецка, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, Управлению опеки (попечительства) и охраны прав детства администрации г. Липецка, Управлению образования и науки Липецкой области о признании отказа администрации г. Липецка в предоставлении единовременной социальной выплаты для полного погашения кредита незаконным и возложении обязанности произвести выплату для полного погашения кредита, признании права на включение в сводный список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении на администрацию г. Липецка обязанности включить в сводный список детей, оставшихся без попечения родителей, признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Гончаров И.С. обратился с вышеуказанным иском в суд к Администрации г. Липецка, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, Управлению опеки (попечительства) и охраны прав детства администрации г. Липецка, Управлению образования и науки Липецкой области. В обоснование исковых требований указал, что с 2001 года он имеет статус ребенка-сироты. Истец был рожден вне брака. Данные об отце были записаны со слов матери, мать - ФИО2 решением Левобережного районного суда от 5 декабря 2001 года была лишена в отношении родительских прав. Постановлением заместителя Главы администрации города Липецка от 8 февраля 2002 года №531 истец был направлен в детский дом №1, как ребенок лишенный родительского печения. Этим же постановлением за ним была закреплена жилая площадь по месту регистрации по адресу <адрес>. Кроме него в квартире были зарегистрированы: сестра ФИО9, брат ФИО10; сестра ФИО11, сестра ФИО12, мать (лишенная родительски прав) ФИО2 Проживание истца в <адрес> было невозможно по двум обстоятельствам: проживание в квартире матери, лишенной в отношении него родительских прав и обеспечение общей жилой площадью, приходящейся на одно лицо, менее учетной нормы. Поскольку, постановление №531 от 8 февраля 2002 года принято в нарушение данной нормы права, и им не обеспечено соблюдение прав истца на получение жилья, то оно не может считаться законным. На время нахождения в детском доме, с 8 февраля 2002 года, законным представителем Гончарова И.С. была дирекция детского дома, которая в силу требований закона была обязана подать заявление о включении его в список детей-сирот. Однако, дирекцией детского дома, как законным представителем, заявление о включении в список детей-сирот подано не было. 1 сентября 2002 года истец был направлен на обучение в ГОУ НПО ПУ №18 с. Частая Дубрава Липецкого района. 30 июня 2005 года обучении в ГОУ НПО ПУ №18 с. Частая Дубрава было окончено, получена специальность пчеловод- водитель категории «С2». Дирекцией Г НПО ПУ №18 заявление о включении Гончарова И.С. в список детей-сирот также не подавалось. Поскольку истец не имел другого жилья, то по окончании ГОУ НПО ПУ № с. Частая д/брава ему пришлось вернуться для проживания по прежнему адресу. В 2005 году <адрес> был снесен. На всех братьев и сестер, в том числе на мать; лишенную родительских прав (т.е. на 6 человек) была предоставлена комната площадью 18 кв.м, в <адрес>. На их обращение за получением жилья, как детям-сиротам, было заявлено, что им другого жилья не положено. В настоящее время Гончаров И.С. состоит в зарегистрированном браке с гражданкой ФИО2 У них трое несовершеннолетних детей: ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Они проживают в <адрес>, приобретенной ими по ипотеке. По нормам жилой площади их семья является необеспеченной. Истец считает, что поскольку его право на получение жилья до настоящего времени не реализовано, то он имеет право на получение единовременной социальной выплаты. Условиям предоставления выплаты он соответствует. На обращение истца в администрацию о предоставлении единовременной социальной выплаты он получил отказ по причине отсутствия его в списках детей-сирот. Считая отказ незаконным, т.к. истец своевременно не был включен в список по вине дирекций детского дома ГОУ НПО ПУ №18 с. Частая Дубрава и сотрудников опеки и попечительства администрации г. Липецка истец обратился в суд и просил признать отказ администрации г. Липецка в предоставлении единовременной социальной выплаты для полно погашения кредита, полученного для приобретения жилья по ипотеке законным; возложить обязанность произвести выплату для полного погашения кредита.
В последующем истец уточнил исковые требования и просил признать за ним право на включение в сводный список детей, оставшихся без печения родителей; возложить на администрацию г. Липецка обязанность включить его в сводный список детей, оставшихся без печения родителей; признать за ним право на обеспечение благоустроенным жилым помещением в категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании истец Гончаров И.С., его представитель по ходатайству Шенина Л.С. поддержали заявленные исковые требования.
Представители ответчиков Администрации г. Липецка, Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, Управления опеки (попечительства) и охраны прав детства администрации г. Липецка, Управления образования и науки Липецкой области в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дате, месте и времени рассмотрения спора.
Начальник Управления опеки (попечительства) и охраны прав детства администрации г.Липецка действующая на основании доверенности И.В. Орлова в письменном отзыве полагала иск не подлежащим удовлетворению, просила рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Управления образования и науки Липецкой области по доверенности С.В. Древилова считала исковые требования необоснованными просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области Н.С. Путилина в отзыве на исковое заявление указала, что считает иск не соответствующим действующим нормам права и не подлежат удовлетворению, а также просила дело рассмотреть без их участия.
Выслушав истца, изучив материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
Судом установлено и документально подтверждено, что Гончаров Игорь Сергеевич родился ДД.ММ.ГГГГ.
Матерью его значится ФИО2, отцом ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении II-РД №.
Вступившим в законную силу решением Левобережного районного суда Липецкой области ФИО2 была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: Гончарова И.С., ФИО25 ФИО9, ФИО27 ФИО26
Согласно справке Левобережного отдела ЗАГС управления ЗАГС администрации г. Липецка в книге записи рождения ДД.ММ.ГГГГ произведена запись № о рождении Гончарова И.С. Сведения об отце внесены по указанию матери.
Постановлением заместителя главы администрации г. Липецка от 08.02.2002 №531 несовершеннолетний Гончаров И.С. направлен в учреждение государственной поддержки. Пунктом 2 данного постановления за несовершеннолетним Гончаровым И.С. была закреплена жилая площадь согласно регистрации по адресу: <адрес>.
Распоряжением главы администрации г. Липецка от 06.07.2006 №3173-р жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан ветхим и аварийным.
На основании постановления администрации г. Липецка от 12.03.2010 №673 ФИО21, ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО9, ФИО10, Гончарову И.С., ФИО22 была предоставлена комната жилой площадью 18,5 кв.м. в <адрес> общей площадью 66,7 кв.м. жилой площадью 34,3 кв.м. в <адрес>. на основании си. 87,89 ЖК РФ.
Нанимателем данного жилого помещения являлся Гончаров И.С., что подтверждается договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №.
При заключении договора социального найма № 736 от 21.04.2010 года в указанное жилое помещение совместно с нанимателем вселялись мать истцов - ФИО4, бабушка ФИО21, истцы ФИО10 и ФИО9, сестра ФИО12, племянник ФИО22
Из военного билета Гончарова И.С. усматривается, что в ВС РФ он не служил.
Истец Гончаров И.С. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 19.11.2018. Данное жилое помещение было приобретено истцом в собственность с использованием целевых кредитных денежных средств предоставленных Гончарову И.С., ФИО2 на приобретение жилого помещения в сумме 2 125 000 руб.
Согласно выписке из домовой книги на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> данной квартире зарегистрированы: Гончаров И.С., ФИО2 и несовершеннолетние ФИО13, ФИО15, ФИО14
Из сообщения Управления образования и науки Липецкой области от 15.01.2024 №34/1-2/1/-2И34-113 следует, что Гончаров И.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р. не стоит в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилым помещениями.
По вопросу постановки на учет и включения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Гончаров И.С. в Управление образования и науки Липецкой области не обращался.
В ходе рассмотрения дела представил заявление от 06.07.2023 года, согласно которому Гончаров И.С. обратился в администрацию г. Липецка по вопросу внесения его в сводный список детей-сирот на получение жилья, либо решения вопроса о выплате ему денежной субсидии на приобретение жилья.
Согласно ответу Управления опеки (попечительства) и охраны прав детства от 13.07.2023 №Г-2242 из представленных Гончаровым И.С. документов установлено, что он относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так рожден вне брака, мать, ФИО2, лишена родительских прав решением Левобережного районного суда г.Липецка от 05.12.2001. В соответствии с п.2 постановления заместителя главы администрации города Липецка от 08.02.2002 № 531 «О направлении несовершеннолетнего Гончарова Игоря Сергеевича в учреждение государственной поддержки» за ним до достижения возраста 18 лет в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством (п.З ст.60 Жилищного кодекса РСФСР) была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. Таким образом, он не подлежите включению в список в связи с отсутствием оснований, дающих право на предоставление жилых помещений лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет.
В обоснование заявленных исковых требований Гончаров И.С. указывал, что его право на получение жилья возникло у него до принятия закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени его право на получение жилого помещения по договору социального найма не реализовано по не зависящим от него причинам, так как он будучи несовершеннолетним находился в детском доме, в закрепленном жилом помещении по <адрес> проживать не мог, так как там проживала его мать лишенная в отношении него родительских прав, а так же его братья и сестры, более того в последующем данное жилье признано в 2006 году аварийным. Обратил внимание суда на тот факт, что в 2005 году администрация ГОУ НПО ПУ №18 с. Частая Дубрава Липецкого района, Липецкой области обращалась в Департамент образования г.Липецка относительно того, что Гончаров И.С. заканчивает обучение, за несовершеннолетним закреплена жилая площадь согласно регистрации: <адрес>, просили решить вопрос по трудоустройству выпускника. Указал на то, что по вине органов опеки и попечительства. Администрации города не был разрешен его жилищный вопрос, сам он не имел возможности обратиться своевременно в виду не знания закона и своих прав.
Допрошенные в судебном заседании свидетели показали, что ФИО10 ( брат истца ДД.ММ.ГГГГ года рождения) и ФИО9 (сестра истца ДД.ММ.ГГГГ года рождения), показали, что так же как и Гончаров И.С. являются детыми сиротами, реализовали свое право на получения жиля путем обращения с исками в суд. Им было предоставлено жилое помещение на основании решения суда и апелляционного определения в 2020 году. Своему старшему брату говорили о том, что он может обратиться в суд для защиты своих нарушенных прав, но в тот момент брат оформил ипотеку и жильем был обеспечен. Гончаров И.С. знал о долгих судах, знал о вынесенном решении. По какой причине Гончаров И.С. одновременно с ними не обратился в суд пояснить не смогли.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
До 1.01.2013 часть 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяла, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно положениям статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции до 1.01.2013) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:…
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Пунктом 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" была изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2013 г., согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с положениями пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно части 6 статьи 3 Закона Липецкой области от 6 июня 2007 г. N 54-ОЗ "О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области" жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным в порядке, установленном приложением 3 к настоящему закону, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения предоставляются лицам, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список, после включения их в список в порядке, установленном приложением 4 к настоящему Закону.
Дата наступления основания предоставления жилого помещения лицам, указанным в абзаце третьем настоящей части, определяется годом подачи заявления о включении в список.
Согласно пункту 1 статьи 9.1 Закона Липецкой области от 6 июня 2007 г. N 54-ОЗ "О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области" исполнительный орган государственной власти области в сфере жилищно-коммунального хозяйства жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 6 статьи 3 настоящего Закона, без учета членов их семьи, предоставляет на основании сводного списка, представленного исполнительным органом государственной власти области в сфере образования и науки, в порядке очередности с учетом положений абзаца второго части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу пункта 3 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального Закона от 29.07.2018 № 267-ФЗ, вступившей в силу с 1.01.2019) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С 18 апреля 2019 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства", которым утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно пункту 2 данных Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
В силу статьи 1 Закон Липецкой области от 27 декабря 2007 г. N 113-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Липецкой области" органы местного самоуправления городских округов г. Липецка и г. Ельца и муниципальных районов области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству, по формированию списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по предоставлению единовременной выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на ремонт жилого помещения, по предоставлению ежемесячной социальной выплаты в связи с усыновлением (удочерением) ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей по осуществлению деятельности по постинтернатному сопровождению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, (далее - переданные полномочия) на неограниченный срок.
Пунктом 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, определено, что лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Таким образом, как ранее действовавшее, так и действующее в настоящее время законодательство предусматривало и предусматривает исключительно заявительный характер реализации права на предоставление жилого помещения для данной категории граждан.
Вступление в действие Постановления Правительства РФ от 4.04.2019 N 397 не означает отсутствия необходимости проверять, предпринимались ли истцом действия по своевременной подаче заявления о включении в Список и выяснения наличия уважительных причин, по которым он не был поставлен на учет для получения жилого помещения.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24.06.2021 № 1215-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Градова Александра Юрьевича и Сабанцевой Светланы Юрьевны на нарушение их конституционных прав пунктом 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и абзацем четвертым пункта 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" указано, что Положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепляющие условия сохранения за ними права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года), о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 года N 1229-О, от 29 января 2019 года N 185-О и от 30 января 2020 года N 89-О).
Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года), и согласуются с разъяснениями Министерства просвещения Российской Федерации (утверждены письмом от 23 июня 2020 года N ДГ-812/07), касающимися порядка применения абзаца четвертого пункта 3 Правил.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из даты рождения Гончарова И.С. – ДД.ММ.ГГГГ, он достиг совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ, а 23 года ему исполнилось ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из описанных судом выше объяснений истца в судебном заседании, он лично ни в какие компетентные органы с соответствующим заявлением об обеспечении его жильем, в том числе и как лица, относящегося к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, никогда, в том числе и до достижения 23-летнего возраста, не обращался.
Следует отметить, что на момент исполнения 23 летнего возраста -2009 года Гончаров И.С. сам создал семью, с 2007 года зарегистрировал брак, в 2008 году родился его первый ребенок ФИО13
Согласно данных паспорта, с 2016 года имел регистрацию по адресу6 <адрес> 2018 года оофрмио договор купли-продажи жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>.
Каких-либо объективно существовавших и исключительных причин, препятствовавших своевременному обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, Гончаров И.С. суду не указал.
Более того, в ходе рассмотрения дела и при допросе свидетелей, было установлено, что младшие брат и сестра сообщали гончарову И.С. о своем судебном споре по вопросу включения их в список детей сирот и оставшихся без попечения и предоставления им жилого помещения.
При рассмотрении дела в интересах ФИО9, ФИО10 участвовал представитель Шепина Людмила Сергеевна, которая представляет интересы Гончарова И.С. при рассмотрении настощего дела, однако объяснений по какой причине Гончаров И.С. не реализовал свое права ранее, в том числе одновременно с младшим братом и сестрой не известно.
Из пояснений свидетелей, следует, что Гончаров И.С. приобретая квартиру по договору купли продажи обеспечил себя жилым помещением, в связи с чем по вопросу предоставления жиля не обращался.
В настоящее время, когда Гончаров И.С. достиг возраста 37 лет, законных оснований для включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, суд не усматривает.
Ссылка на наличие письма от 14.01.2005 года в адрес Департамента образования г.Липецка не имеет правового значения, так как данное письмо было направлено п вопросу трудоустройства выпускников.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на однократное предоставление за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения предоставленного на приобретение жилого помещения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой (далее также - выплата), имеют лица, указанные в пункте 9 статьи 8 настоящего Федерального закона, включенные в список в соответствии с пунктом 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии совокупности обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Выплата не может быть использована в связи с участием в жилищном или жилищно-строительном кооперативе либо ином специализированном потребительском кооперативе, долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также на приобретение жилого помещения путем заключения договора купли-продажи с рассрочкой платежа.
Поскольку Гончаров И.С. в установлен порядке в соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следовательно правом на однократное предоставление за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения предоставленного на приобретение жилого помещения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой Гончаров И.С. не обладает.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные Гончарова И.С. исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ 16.04.2024 ░░░░