66RS0056-01-2019-000688-61
Гражданское дело № 2-427(8)2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Тавда 02 июля 2019 года
Тавдинский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Эйхман Л.А., с участием: помощника прокурора Таборинского района Белозеровой А.В., при секретаре судебного заседания Агафоновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Таборинского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц - населения Таборинского сельского поселения к администрации Таборинского сельского поселения о ликвидации несанкционированного объекта размещения отходов производства и потребления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Таборинского района обратился в Тавдинский районный суд с исковым заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц - населения Таборинского сельского поселения к администрации Таборинского сельского поселения о ликвидации несанкционированного объекта размещения отходов производства и потребления.
В обосновании своих требований истец указал, что прокуратурой Таборинского района в ходе надзорных мероприятий исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности администрации Таборинского сельского поселения. В результате проверки выявлено несанкционированное размещение отходов с обеих сторон подъездной дороги ведущей от автодороги <адрес> – <адрес> до свалки (бывшего полигона твердых бытовых отходов) с Таборы, (то есть до земельного участка площадью 11 168 кв.м. с кадастровым номером №, расположенном в 1 600 м на северо-запад от ориентира Таборинский аэропорт. Географические координаты: N 58°31.407 - E 064°32.700). С обеих сторон подъездной дороги к бывшему полигону расположены несанкционированные свалки, а именно полиэтиленовые мешки с бытовым мусором, пластиковые и стеклянные бутылки, картонные коробки, пищевых отходы, упаковка и др. Указанная свалка не может быть признана местом временного складирования отходов, как не соответствующая требованиям к их хранению. Наличие несанкционированной свалки подтверждается материалами проверки, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, фотоснимками. Таким образом, ответчиком - администрацией Таборинского сельского поселения в результате неисполнения предоставленных полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, нарушаются интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как наличие несанкционированных свалок отходов производства и потребления влечет загрязнение окружающей природной среды, способствует распространению инфекционных заболеваний, а так же может повлечь иные тяжкие последствия - причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Изложенные выше нарушения федерального законодательства, явились основанием для обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, по устранению загрязнения окружающей природной среды, а также предотвращения возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, в связи с чем истец просит суд обязать администрацию Таборинского сельского поселения ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов производства и потребления расположенный в границах Таборинского сельского поселения на земельном участке с обеих сторон подъездной дороги ведущей от автодороги <адрес> – <адрес> до свалки (бывшего полигона твердых бытовых отходов) с Таборы, (то есть до земельного участка площадью 11 168 кв.м. с кадастровым номером №, расположенном в 1 600 м на северо-запад от ориентира Таборинский аэропорт. Географические координаты: N 58°31.407 - E 064°32.700), в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора Таборинского района Белозерова А.В. в судебном заседании исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что против удовлетворения исковых требований не возражает.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрация Таборинского муниципального района в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, просил рассмотреть дело в его отсутствие, предоставив отзыв, из которого следует, что земельные участки, расположенные с обеих сторон подъездной дороги ведущей от автодороги <адрес> – <адрес> до свалки (бывшего полигона твердых бытовых отходов) <адрес> (то есть до земельного участка площадью 11 168 кв.м. с кадастровым номером №, расположенном в 1 600 м. на северо-запад от ориентира Таборинский аэропорт. Географические координаты № N 58°31.407 - E 064°32.700, в реестре муниципальной собственности Таборинского муниципального района не числится, правоустанавливающих документов на данный земельный участок не имеется. Согласно имеющейся в администрации Таборинского муниципального района информации, указанные земельные участки являются территорией общего пользования в границах Таборинского сельского поселения. Соглашений со специализированными организациями, осуществляющими сбор и вывоз бытовых отходов администрацией Таборинского муниципального района не заключалось, поскольку данные полномочия находятся в сфере деятельности сельских поселений, входящих в состав Таборинского муниципального района. Решение оставляют на усмотрение суда.
Суд, заслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором Таборинского района исковых требований с учетом уточнений, по следующим основаниям.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную собственности.
В силу ст. 3 Закона, хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 4 Закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения или иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются в том числе: земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.
На основании п. 1 ст. 11 Закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч. 2 ст. 16 Закона, к видам негативного воздействия на окружающую среду относится в том числе: размещение отходов производства и потребления.
Статья 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» гарантирует гражданам Российской Федерации право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу положений ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №° 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п. 1.2 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05 августа 1988 года № 4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов, в том числе, уличного мусора, других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.
В соответствии с п.п. 3.1 и 3.2СанПиН 42-128-4690-88 обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
Статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей природной среды.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В ходе надзорных мероприятий исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности администрации Таборинского сельского поселения. В результате проверки выявлено несанкционированное размещение отходов с обеих сторон подъездной дороги ведущей от автодороги <адрес> – <адрес> до свалки (бывшего полигона твердых бытовых отходов) с Таборы, (то есть до земельного участка площадью 11 168 кв.м. с кадастровым номером №, расположенном в 1 600 м на северо-запад от ориентира Таборинский аэропорт. Географические координаты: №°31.407 - E 064°32.700). С обеих сторон подъездной дороги к бывшему полигону расположены несанкционированные свалки, а именно полиэтиленовые мешки с бытовым мусором, пластиковые и стеклянные бутылки, картонные коробки, пищевых отходы, упаковка и др. Указанная свалка не может быть признана местом временного складирования отходов, как не соответствующая требованиям к их хранению. Наличие несанкционированной свалки подтверждается материалами проверки, актом проверки от 05 апреля 2019 года, фотоснимками.
На момент рассмотрения дела несанкционированное размещение отходов не было ликвидировано, указанное сторонами не оспаривалось.
Таким образом, проверкой было установлено, что ответчиком - администрацией Таборинского сельского поселения в результате неисполнения предоставленных полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, нарушаются интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как наличие несанкционированных свалок отходов производства и потребления влечет загрязнение окружающей природной среды, способствует распространению инфекционных заболеваний, а так же может повлечь иные тяжкие последствия - причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Определенный срок 1 месяц, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд считает разумным и справедливым.
Учитывая, что обстоятельства, на которые ссылается истец, не оспариваются ответчиком, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Таборинского района об обязании устранения нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользовании.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Таборинского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц - населения Таборинского сельского поселения к администрации Таборинского сельского поселения о ликвидации несанкционированного объекта размещения отходов производства и потребления, удовлетворить.
Обязать администрацию Таборинского сельского поселения ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов производства и потребления, расположенный в границах Таборинского сельского поселения на земельном участке, с обеих сторон подъездной дороги, ведущей от автодороги <адрес> – <адрес> до свалки (бывшего полигона твердых бытовых отходов) <адрес> (то есть до земельного участка площадью 11 168 кв.м. с кадастровым номером №, расположенном в 1 600 м на северо – запад от ориентира Таборинский аэропорт. Географические координаты: №°31.407 - E 064°32.700). в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тавдинский районный суд Свердловской области со дня вынесения мотивированного решения, то есть с 05 июля 2019 года.
Решение составлено в совещательной комнате машинописным способом.
Мотивированное решение составлено 05 июля 2019 года.
Председательствующий: судья подпись Эйхман Л.А.