гражданское дело № 2-988/2019
РЈРР” 66RS0012-01-2019-001237-67
В окончательном виде решение изготовлено 19 августа 2019 г.
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Каменск-Уральский Свердловской области |
13 августа 2019 г. |
Синарский районный СЃСѓРґ Рі. Каменска-Уральского Свердловской области РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Доевой Р—.Р‘., РїСЂРё секретаре Сергеевой Рџ.Рђ., рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело в„– 2-988/2019 РїРѕ РёСЃРєСѓ РўСЂСѓР±РёРЅРѕР№ Елены Рвановны Рє Органу местного самоуправления «Комитет РїРѕ управлению имуществом Рі. Каменска-Уральского» Рѕ возложении обязанности Рѕ принятии решения Рѕ предоставлении земельного участка РІ собственность Р·Р° плату, направлении проекта РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° купли-продажи,
установил:
РўСЂСѓР±РёРЅР° Р•.Р. обратилась СЃ РёСЃРєРѕРј Рє РћРњРЎ «Комитет РїРѕ управлению имуществом Рі. Каменска-Уральского» Рѕ возложении обязанности Рѕ принятии решения Рѕ предоставлении земельного участка СЃ кадастровым номером в„– РІ собственность истца, РїСЂРёРЅСЏРІ РІРѕ внимание предоставленный отчет РѕР± определении рыночной стоимости земельного участка, Рѕ возложении обязанности направить РІ адрес истца проект РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° купли-продажи указанного земельного участка.
Р’ обоснование заявленного РёСЃРєР° указано, что РўСЂСѓР±РёРЅР° Р•.Р. является собственником части здания площадью 243,5 РєРІ.Рј СЃ кадастровым номером в„–, расположенного РІ <адрес>. Право собственности зарегистрировано РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ. Названное здание расположено РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером в„–, имеющем тот Р¶Рµ адрес. Также указано, что земельный участок образован (дата) РЅР° основании заявления истца Рѕ формировании земельного участка РїРѕРґ объектом недвижимости СЃ целью приобретения РІ собственность. РџРѕСЂСЏРґРѕРє предоставления участка, предусмотренный частями 1 статей 39.20, 39.14 Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации истцом соблюден. (дата) истец обратилась СЃ заявлением РІ РћРњРЎ «Комитет РїРѕ управлению имуществом Рі. Каменска-Уральского» СЃ РїСЂРѕСЃСЊР±РѕР№ предоставить земельный участок РІ собственность Р·Р° плату, РїРѕ цене, определенной отчетом РћРћРћ В«<*****>В», вместе СЃ тем, (дата) ответчик отказал истцу РІ предоставлении земельного участка, сославшись РІ обоснование РЅР° то, что кадастровая стоимость испрашиваемого земельного участка РЅРµ установлена, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем невозможно определить выкупную стоимость земельного участка. Рстцом указано, что существует РґРІР° СЃРїРѕСЃРѕР±Р° установления кадастровой стоимости земельного участка: либо РІ результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости. РЎ целью установления стоимости земельного участка РўСЂСѓР±РёРЅР° Р•.Рќ. обратилась РІ оценочную компанию РћРћРћ «ЦНО «Бизнес-Рксперт», которой был подготовлен отчет в„– РѕС‚ (дата), согласно которому рыночная стоимость испрашиваемого земельного участка РЅР° дату (дата) установлена РІ размере 290000 СЂСѓР±. Ссылаясь РЅР° данные обстоятельства, истец полагает, что Сѓ ответчика отсутствовали основания для предоставления земельного участка.
Представитель истца Ягодкина С.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, указав, что предложенные в ответе ответчика от (дата) № рекомендации по обращению в регистрирующий орган для определения кадастровой стоимости участка, в суд для установления кадастровой стоимости в размере рыночной истцом исполнены, но не дали результата: регистрирующий орган отказал в установлении кадастровой стоимости, а административный иск об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной оставлен без рассмотрения.
Представитель ответчика ОМС «Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского» в судебное заседание не явился, ранее в материалы дела представлен письменный отзыв, в котором указано на отсутствие оснований для удовлетворения заявленного иска, поскольку спор о кадастровой стоимости испрашиваемого участка отсутствует.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, возражений на иск не представили.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
РЎСѓРґРѕРј установлено Рё следует РёР· материалов дела, что РўСЂСѓР±РёРЅР° Р•.Р. является собственником части нежилого здания площадью 243,5 РєРІ.Рј СЃ кадастровым номером в„–, расположенного РІ <адрес>. Право собственности зарегистрировано РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ (дата).
(дата) представитель РўСЂСѓР±РёРЅРѕР№ Р•.Р. обратилась РІ РћРњРЎ «Комитет РїРѕ управлению имуществом Рі. Каменска-Уральского» СЃ заявлением Рѕ предварительном согласовании предоставления земельного участка РїРѕ <адрес> СЃ целью использования – РїРѕРґ складское помещение.
Приказом РћРњРЎ «Комитет РїРѕ управлению имуществом Рі. Каменска-Уральского» РѕС‚ 12.10.2017 в„– 816 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка РўСЂСѓР±РёРЅРѕР№ Р•.Р.В» утверждена схема расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории (категория земель – земли населенных пунктов) РїРѕРґ существующим объектом недвижимости РІ квартире СЃ кадастровым номером в„– площадью 1423 РєРІ.Рј, расположенного РІ <адрес>, РІ территориальной Р·РѕРЅРµ РљРЎ-4 «Коммунально-складская Р·РѕРЅР° 5-РіРѕ класса», СЃ РІРёРґРѕРј разрешенного использования – коммунальные Рё складские объекты, производственные предприятия 5 класса. РўСЂСѓР±РёРЅРѕР№ Р•.Р. предварительно согласован указанный земельный участок. Установлено соответствие РІРёРґР° разрешенного использования «коммунальные Рё складские объекты, производственные предприятия 5 класса» РІРёРґСѓ разрешенного использования «склады» (РєРѕРґ 6.9 Классификатора РІРёРґРѕРІ разрешенного использования земельных участков).
Р’ пунктах 4 – 6 Приказа указано, что предоставление земельного участка допускается РїСЂРё условии обеспечения РўСЂСѓР±РёРЅРѕР№ Р•.Р. выполнения кадастровых работ РІ целях образования земельного участка РІ соответствии СЃРѕ схемой расположения земельного участка. Р—Р° РўСЂСѓР±РёРЅРѕР№ Р•.Р. или ее представителем установлено право РЅР° обращение РІ соответствующий орган для постановки земельного участка РЅР° кадастровый учет. Также РўСЂСѓР±РёРЅРѕР№ Р•.Р. рекомендовано после осуществления кадастрового учета обратиться РІ РћРњРЎ «Комитет РїРѕ управлению имуществом Рі. Каменска-Уральского» СЃ заявлением Рѕ предоставлении земельного участка.
01.06.2018 земельный участок по <адрес> поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером №, площадью 1423 кв.м, с категорией земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – склады. Кадастровая стоимость участка не определена.
Факт того, что испрашиваемый земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение такими участками осуществляется ОМС «Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского» при рассмотрении настоящего дела не оспаривался.
13.05.2019 представитель РўСЂСѓР±РёРЅРѕР№ Р•.Р. – РЇРіРѕРґРєРёРЅР° РЎ.РЎ. обратилась Рє ответчику СЃ заявлением Рѕ предоставлении РўСЂСѓР±РёРЅРѕР№ Р•.Р. испрашиваемого участка РІ собственность Р·Р° плату, СЃ определением выкупной цены РІ соответствии СЃ отчетом РћРћРћ В«<*****>В».
Р’ ответе РѕС‚ 17.05.2019 РћРњРЎ «Комитет РїРѕ управлению имуществом Рі. Каменска-Уральского» возвратил заявление РўСЂСѓР±РёРЅРѕР№ Р•.Р. без рассмотрения, указав РЅР° то, что выкупная цена земельного участка определяется РЅР° основании постановления Правительства Свердловской области РѕС‚ 26.12.2012 в„– 1532-РџРџ «Об утверждении РїРѕСЂСЏРґРєР° определения цены Рё оплаты земельных участков, находящихся РІ государственной собственности Свердловской области или земельных участков, государственная собственность РЅР° которые РЅРµ разграничена, РїСЂРё продаже РёС… собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных РЅР° этих земельных участках» Рё рассчитывается РІ процентах РѕС‚ кадастровой стоимости земельного участка. Поскольку кадастровая стоимость земельного участка СЃ кадастровым номером в„– РЅРµ определена, то РћРњРЎ «Комитет РїРѕ управлению имуществом Рі. Каменска-Уральского» отказывает РІ предоставлении РІ собственность земельного участка Рё РІ заключении РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° купли-продажи. РўСЂСѓР±РёРЅРѕР№ Р•.Р. рекомендовано обратиться непосредственно РІ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, для определения кадастровой стоимости РІРЅРѕРІСЊ образованного земельного участка либо РІ СЃСѓРґ для установления кадастровой стоимости РІ размере рыночной.
РР· представленного РІ материалы дела стороной истца ответа Управления Росреестра РїРѕ Свердловской области РѕС‚ 16.07.2018 РЅР° обращение истца РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ определения кадастровой стоимости земельного участка СЃ кадастровым номером в„– следует, что РІ соответствии СЃ приказом Росреестра РѕС‚ 12.05.2015 в„– 210 полномочиями РїРѕ осуществлению государственного кадастрового учета наделен филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» РїРѕ Свердловской области. Расчет кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Филиалом РІ соответствии СЃ Методическими указаниями РїРѕ определению кадастровой стоимость РІРЅРѕРІСЊ образуемых земельных участков Рё существующих земельных участков РІ случаях изменения категории земель, РІРёРґР° разрешенного использования или уточнении площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ (дата) в„–. Согласно пункту 2.1.3 Методических указаний РІ случае образования РЅРѕРІРѕРіРѕ или выявления ранее учтенного земельного участка РІ границах существующего поселения, кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего РІРёРґР° разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, РІ котором расположен земельный участок, РЅР° площадь земельного участка. Согласно Закону РѕР± оценке государственная кадастровая оценка производится РїРѕ решению Рё утверждается нормативным актом исполнительного органа государственной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. РќР° территории Свердловской области таким органом является РњРЈР“РРЎРћ. Актуальные результаты государственной кадастровой оценки земельных участков категории земель населенных пунктов Муниципального образования Рі. Каменск-Уральский утверждены приказом РњРЈР“РРЎРћ РѕС‚ 29.09.2015 в„– 2588. Указанный нормативный акт РЅРµ содержит значений удельных показателей кадастровой стоимости земель для кадастрового квартала в„–. Отсутствие утвержденного удельного показателя кадастровой стоимости земель для кадастрового квартала РЅРµ позволяет Филиалу осуществить расчет кадастровой стоимости земельного участка СЃ кадастровым номером в„–. Также указано, что РїРѕСЂСЏРґРєР° определения кадастровой стоимости земельного участка РІ случае образования РЅРѕРІРѕРіРѕ или выявления ранее учтенного земельного участка РІ границах существующего населенного пункта РїСЂРё отсутствии утвержденного удельного показателя кадастровой стоимости, РґРѕ проведения очередной государственной кадастровой оценки, действующим законодательством РЅРµ предусмотрено. Применение пункта 2.1.3 Методических указаний РїСЂРё определении кадастровой стоимости будет нарушением установленного РїРѕСЂСЏРґРєР°.
Аналогичный ответ дан истцу филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области 08.08.2018.
Определением Свердловского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ 02.04.2019 РїРѕ делу в„– 3Р°-205/2019 административный РёСЃРє РўСЂСѓР±РёРЅРѕР№ Р•.Р. РѕР± оспаривании кадастровой стоимости земельного участка Рё установлении ее РІ размере рыночной оставлен без рассмотрения РІ РІРёРґСѓ того, что сведения Рѕ кадастровой стоимости земельного участка СЃ кадастровым номером в„– отсутствуют.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения РўСЂСѓР±РёРЅРѕР№ Р•.Р. РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим РёСЃРєРѕРј.
В подтверждение рыночной стоимости испрашиваемого земельного участка истцом представлен отчет № от (дата), подготовленный ООО «<*****>», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № на дату оценки – (дата) составила 290000 руб. Выводы оценщика в ходе рассмотрения дела не оспорены.
Нормами земельного законодательства предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса, осуществляется без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Рсключительность указанного права означает, что никто РєСЂРѕРјРµ собственника здания, строения, сооружения РЅРµ вправе приватизировать или приобрести РІ аренду земельный участок, занятый этим объектом Рё необходимый для его использования.
Определение выкупной цены регламентируется пунктом 4 «Порядка определения цены земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, при заключении договора купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов», согласно которому цена земельного участка определяется в размере, определенном Постановлением 26.12.2012 № 1532-ПП «Об утверждении Порядка определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках», то есть рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2019 № 10-П, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» приказом Минэкономразвития России от 07.06.2016 № 358 утверждены Методические указания о государственной кадастровой оценке, согласно которым, в частности, кадастровая стоимость представляет собой наиболее вероятную цену объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен (пункт 1.2); при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки; при проведении массовой оценки используются сравнительный и (или) затратный, и (или) доходный подходы к оценке (пункт 1.3). Сравнительный подход основан на сравнении цен сделок (предложений) по аналогичным объектам недвижимости; затратный подход основан на определении затрат, необходимых для приобретения, воспроизводства или замещения объекта оценки; доходный подход основан на определении ожидаемых доходов от использования объектов оценки (пункт 6.1). Такая оценка, среди прочего, учитывает местоположение объекта, его удаленность от рекреационных, инфраструктурных объектов и т.п. При этом государственная кадастровая оценка, по общему правилу, проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения – не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки (часть 1 статьи 6 и часть 1 статьи 11 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).
Применительно Рє положениям земельного законодательства Конституционный РЎСѓРґ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации указывал, что действующее правовое регулирование РЅРµ означает, что государственная кадастровая оценка земель лишена экономических оснований Рё РЅРµ связана СЃ рыночной стоимостью земельных участков. Преимущество Р¶Рµ применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой РІ силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ правилам законодательства РѕР± оценочной деятельности, состоит, РІ частности, РІ том, что ее устанавливают РІ отношении конкретных земельных участков, Р° это предполагает большую точность РїРѕ сравнению СЃ массовой оценкой (Определение РѕС‚ 03.07.2014 в„– 1555-Рћ). РџСЂРё этом как кадастровая стоимость, так Рё рыночная стоимость являются условными, РЅРѕ считаются достоверными Рё подлежат признанию РЅРµ РІ силу состоявшегося согласования или доказанного факта уплаты цены РїРѕ известной реальной сделке, Р° РІ силу закона. Рмеющиеся Р¶Рµ допустимые различия РІ методах оценки делают неизбежными РЅРµ только несовпадение установленной РЅР° основании отчета оценщика стоимости СЃ реальной ценой состоявшейся сделки, РЅРѕ Рё определенные расхождения между результатами разных оценок РІ отношении РѕРґРЅРѕРіРѕ объекта недвижимости (Постановление РѕС‚ 05.07.2016 в„– 15-Рџ).
При установленных обстоятельствах, принимая во внимание вышеприведенные нормы и разъяснения, суд полагает, что отсутствие удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта (при предпринятых истцом действиях определения кадастровой стоимости испрашиваемого участка) не должно являться препятствием для реализации истцом права на приобретение земельного участка в собственность за плату, в связи с чем, в рамках настоящего дела, исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации о преимуществе рыночной стоимости земельного участка (обладает большей точностью по сравнению с массовой оценкой), суд находит заявленный иск о возложении на ответчика обязанности принять решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № приняв во внимание отчет № 8573 от 14.12.2018, подготовленный ООО «<*****>», об определении рыночной стоимости земельного участка (при определении выкупной цены), и направить в адрес истца проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РўСЂСѓР±РёРЅРѕР№ Елены Рвановны Рє Органу местного самоуправления «Комитет РїРѕ управлению имуществом Рі. Каменска-Уральского» Рѕ возложении обязанности Рѕ принятии решения Рѕ предоставлении земельного участка РІ собственность Р·Р° плату, направлении проекта РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° купли-продажи – удовлетворить.
Возложить РЅР° Орган местного самоуправления «Комитет РїРѕ управлению имуществом Рі. Каменска-Уральского» обязанность принять решение Рѕ предоставлении РІ собственность Р·Р° плату земельного участка площадью 1 423 РєРІ.Рј СЃ кадастровым номером в„–, расположенного РїРѕ <адрес>, подготовить Рё направить РўСЂСѓР±РёРЅРѕР№ Елене Рвановне проект РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° купли-продажи земельного участка РїРѕ выкупной стоимости, РїСЂРёРЅСЏРІ РІРѕ внимание отчет в„– РѕС‚ (дата), подготовленный РћРћРћ В«<*****>В».
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей апелляционной жалобы через Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области.
Судья З.Б. Доева