Решение по делу № 2-988/2019 от 11.06.2019

гражданское дело № 2-988/2019

УИД 66RS0012-01-2019-001237-67

В окончательном виде решение изготовлено 19 августа 2019 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Каменск-Уральский Свердловской области

13 августа 2019 г.

Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе председательствующего судьи Доевой З.Б., при секретаре Сергеевой П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-988/2019 по иску Трубиной Елены Ивановны к Органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского» о возложении обязанности о принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату, направлении проекта договора купли-продажи,

установил:

Трубина Е.И. обратилась с иском к ОМС «Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского» о возложении обязанности о принятии решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность истца, приняв во внимание предоставленный отчет об определении рыночной стоимости земельного участка, о возложении обязанности направить в адрес истца проект договора купли-продажи указанного земельного участка.

В обоснование заявленного иска указано, что Трубина Е.И. является собственником части здания площадью 243,5 кв.м с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном порядке. Названное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №, имеющем тот же адрес. Также указано, что земельный участок образован (дата) на основании заявления истца о формировании земельного участка под объектом недвижимости с целью приобретения в собственность. Порядок предоставления участка, предусмотренный частями 1 статей 39.20, 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации истцом соблюден. (дата) истец обратилась с заявлением в ОМС «Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского» с просьбой предоставить земельный участок в собственность за плату, по цене, определенной отчетом ООО «<*****>», вместе с тем, (дата) ответчик отказал истцу в предоставлении земельного участка, сославшись в обоснование на то, что кадастровая стоимость испрашиваемого земельного участка не установлена, в связи с чем невозможно определить выкупную стоимость земельного участка. Истцом указано, что существует два способа установления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости. С целью установления стоимости земельного участка Трубина Е.Н. обратилась в оценочную компанию ООО «ЦНО «Бизнес-Эксперт», которой был подготовлен отчет № от (дата), согласно которому рыночная стоимость испрашиваемого земельного участка на дату (дата) установлена в размере 290000 руб. Ссылаясь на данные обстоятельства, истец полагает, что у ответчика отсутствовали основания для предоставления земельного участка.

Представитель истца Ягодкина С.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, указав, что предложенные в ответе ответчика от (дата) № рекомендации по обращению в регистрирующий орган для определения кадастровой стоимости участка, в суд для установления кадастровой стоимости в размере рыночной истцом исполнены, но не дали результата: регистрирующий орган отказал в установлении кадастровой стоимости, а административный иск об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной оставлен без рассмотрения.

Представитель ответчика ОМС «Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского» в судебное заседание не явился, ранее в материалы дела представлен письменный отзыв, в котором указано на отсутствие оснований для удовлетворения заявленного иска, поскольку спор о кадастровой стоимости испрашиваемого участка отсутствует.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, возражений на иск не представили.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Трубина Е.И. является собственником части нежилого здания площадью 243,5 кв.м с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном порядке (дата).

(дата) представитель Трубиной Е.И. обратилась в ОМС «Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес> с целью использования – под складское помещение.

Приказом ОМС «Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского» от 12.10.2017 № 816 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка Трубиной Е.И.» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (категория земель – земли населенных пунктов) под существующим объектом недвижимости в квартире с кадастровым номером № площадью 1423 кв.м, расположенного в <адрес>, в территориальной зоне КС-4 «Коммунально-складская зона 5-го класса», с видом разрешенного использования – коммунальные и складские объекты, производственные предприятия 5 класса. Трубиной Е.И. предварительно согласован указанный земельный участок. Установлено соответствие вида разрешенного использования «коммунальные и складские объекты, производственные предприятия 5 класса» виду разрешенного использования «склады» (код 6.9 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков).

В пунктах 4 – 6 Приказа указано, что предоставление земельного участка допускается при условии обеспечения Трубиной Е.И. выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка. За Трубиной Е.И. или ее представителем установлено право на обращение в соответствующий орган для постановки земельного участка на кадастровый учет. Также Трубиной Е.И. рекомендовано после осуществления кадастрового учета обратиться в ОМС «Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского» с заявлением о предоставлении земельного участка.

01.06.2018 земельный участок по <адрес> поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером №, площадью 1423 кв.м, с категорией земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – склады. Кадастровая стоимость участка не определена.

Факт того, что испрашиваемый земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение такими участками осуществляется ОМС «Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского» при рассмотрении настоящего дела не оспаривался.

13.05.2019 представитель Трубиной Е.И. – Ягодкина С.С. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении Трубиной Е.И. испрашиваемого участка в собственность за плату, с определением выкупной цены в соответствии с отчетом ООО «<*****>».

В ответе от 17.05.2019 ОМС «Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского» возвратил заявление Трубиной Е.И. без рассмотрения, указав на то, что выкупная цена земельного участка определяется на основании постановления Правительства Свердловской области от 26.12.2012 № 1532-ПП «Об утверждении порядка определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках» и рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. Поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № не определена, то ОМС «Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского» отказывает в предоставлении в собственность земельного участка и в заключении договора купли-продажи. Трубиной Е.И. рекомендовано обратиться непосредственно в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, для определения кадастровой стоимости вновь образованного земельного участка либо в суд для установления кадастровой стоимости в размере рыночной.

Из представленного в материалы дела стороной истца ответа Управления Росреестра по Свердловской области от 16.07.2018 на обращение истца по вопросу определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № следует, что в соответствии с приказом Росреестра от 12.05.2015 № 210 полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета наделен филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области. Расчет кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Филиалом в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимость вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнении площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от (дата) №. Согласно пункту 2.1.3 Методических указаний в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения, кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. Согласно Закону об оценке государственная кадастровая оценка производится по решению и утверждается нормативным актом исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. На территории Свердловской области таким органом является МУГИСО. Актуальные результаты государственной кадастровой оценки земельных участков категории земель населенных пунктов Муниципального образования г. Каменск-Уральский утверждены приказом МУГИСО от 29.09.2015 № 2588. Указанный нормативный акт не содержит значений удельных показателей кадастровой стоимости земель для кадастрового квартала №. Отсутствие утвержденного удельного показателя кадастровой стоимости земель для кадастрового квартала не позволяет Филиалу осуществить расчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №. Также указано, что порядка определения кадастровой стоимости земельного участка в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего населенного пункта при отсутствии утвержденного удельного показателя кадастровой стоимости, до проведения очередной государственной кадастровой оценки, действующим законодательством не предусмотрено. Применение пункта 2.1.3 Методических указаний при определении кадастровой стоимости будет нарушением установленного порядка.

Аналогичный ответ дан истцу филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области 08.08.2018.

Определением Свердловского областного суда от 02.04.2019 по делу № 3а-205/2019 административный иск Трубиной Е.И. об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка и установлении ее в размере рыночной оставлен без рассмотрения в виду того, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № отсутствуют.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Трубиной Е.И. в суд с настоящим иском.

В подтверждение рыночной стоимости испрашиваемого земельного участка истцом представлен отчет № от (дата), подготовленный ООО «<*****>», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № на дату оценки – (дата) составила 290000 руб. Выводы оценщика в ходе рассмотрения дела не оспорены.

Нормами земельного законодательства предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса, осуществляется без проведения торгов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Исключительность указанного права означает, что никто кроме собственника здания, строения, сооружения не вправе приватизировать или приобрести в аренду земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования.

Определение выкупной цены регламентируется пунктом 4 «Порядка определения цены земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, при заключении договора купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов», согласно которому цена земельного участка определяется в размере, определенном Постановлением 26.12.2012 № 1532-ПП «Об утверждении Порядка определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках», то есть рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2019 № 10-П, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» приказом Минэкономразвития России от 07.06.2016 № 358 утверждены Методические указания о государственной кадастровой оценке, согласно которым, в частности, кадастровая стоимость представляет собой наиболее вероятную цену объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен (пункт 1.2); при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки; при проведении массовой оценки используются сравнительный и (или) затратный, и (или) доходный подходы к оценке (пункт 1.3). Сравнительный подход основан на сравнении цен сделок (предложений) по аналогичным объектам недвижимости; затратный подход основан на определении затрат, необходимых для приобретения, воспроизводства или замещения объекта оценки; доходный подход основан на определении ожидаемых доходов от использования объектов оценки (пункт 6.1). Такая оценка, среди прочего, учитывает местоположение объекта, его удаленность от рекреационных, инфраструктурных объектов и т.п. При этом государственная кадастровая оценка, по общему правилу, проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения – не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки (часть 1 статьи 6 и часть 1 статьи 11 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

Применительно к положениям земельного законодательства Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что действующее правовое регулирование не означает, что государственная кадастровая оценка земель лишена экономических оснований и не связана с рыночной стоимостью земельных участков. Преимущество же применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой (Определение от 03.07.2014 № 1555-О). При этом как кадастровая стоимость, так и рыночная стоимость являются условными, но считаются достоверными и подлежат признанию не в силу состоявшегося согласования или доказанного факта уплаты цены по известной реальной сделке, а в силу закона. Имеющиеся же допустимые различия в методах оценки делают неизбежными не только несовпадение установленной на основании отчета оценщика стоимости с реальной ценой состоявшейся сделки, но и определенные расхождения между результатами разных оценок в отношении одного объекта недвижимости (Постановление от 05.07.2016 № 15-П).

При установленных обстоятельствах, принимая во внимание вышеприведенные нормы и разъяснения, суд полагает, что отсутствие удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта (при предпринятых истцом действиях определения кадастровой стоимости испрашиваемого участка) не должно являться препятствием для реализации истцом права на приобретение земельного участка в собственность за плату, в связи с чем, в рамках настоящего дела, исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации о преимуществе рыночной стоимости земельного участка (обладает большей точностью по сравнению с массовой оценкой), суд находит заявленный иск о возложении на ответчика обязанности принять решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № приняв во внимание отчет № 8573 от 14.12.2018, подготовленный ООО «<*****>», об определении рыночной стоимости земельного участка (при определении выкупной цены), и направить в адрес истца проект договора купли-продажи указанного земельного участка.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление Трубиной Елены Ивановны к Органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского» о возложении обязанности о принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату, направлении проекта договора купли-продажи – удовлетворить.

Возложить на Орган местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского» обязанность принять решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 1 423 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по <адрес>, подготовить и направить Трубиной Елене Ивановне проект договора купли-продажи земельного участка по выкупной стоимости, приняв во внимание отчет № от (дата), подготовленный ООО «<*****>».

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей апелляционной жалобы через Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области.

Судья З.Б. Доева

2-988/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Трубина Елена Ивановна
Другие
Ягодкина Снежана Сергеевна
Управление Росреестра
Трубина Е.И.
ФИЛИАЛ ФГБУ ФКП РОСРЕЕСТРА
ОМС КУИ
Суд
Синарский районный суд г. Каменск-Уральского
Дело на сайте суда
sinarsky.svd.sudrf.ru
11.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2019Передача материалов судье
14.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2019Судебное заседание
13.08.2019Судебное заседание
19.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2020Передача материалов судье
27.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2019Дело оформлено
27.12.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее