УИД 77RS0021-02-2024-022425-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2025 года адрес
Пресненский районный суд адрес в составе
председательствующего судьи Енокян Г.А.,
при секретаре судебного заседания фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-0150/2025 по административному иску Прокопьева Виктора Сергеевича к ИФНС России № 3 по адрес о признании безнадежным к взысканию и списанию недоимки по задолженности по пеням, штрафам и процентам, по встречному административному иску ИФНС России № 3 по адрес к Прокопьеву Виктору Сергеевичу о взыскании недоимки по налогам и пени
УСТАНОВИЛ:
Прокопьев В.С. обратился в суд с административными исковыми требованиями, в том числе уточненными в порядке ст. 46 КАС РФ о признании безнадежной к взысканию задолженности по уплате налогов, числящейся за Прокопьевым В.С., ИНН 027415829425, в общей сумме сумма, в том числе: земельный налог в размере сумма за 2018 год; земельный налог в размере сумма за 2022 год; налог на имущество физических лиц в размере сумма за 2022 год; сумму пени в размере сумма, о взыскании с ИФНС России №3 по адрес государственной пошлины в размере сумма В обоснование административного иска Прокопьев В.С. указал, что ИФНС России №3 по адрес направлены административному истцу сведения №2024-40216528 о наличии отрицательного сальдо (задолженности) ЕНС налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента по состоянию на 30.05.2024, которое составляет сумма По состоянию на 30.05.2024 за налогоплательщиком числится долг по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере сумма сроком уплаты до 02.12.2019. Ранее административный истец был не согласен с данной задолженностью по земельному налогу, в связи с чем обращался с жалобой в УФНС России по адрес от 21.05.2021 (вх. №21065 от 31.05.2021) на действия (бездействия) должностных лиц ИФНС России №3 по адрес и ИФНС России по адрес в части не списания задолженности по земельному, транспортному и имущественному налогам в связи с завершением Арбитражным судом адрес процедуры банкротства по делу № А40-213938/2015 в отношении фио и освобождением его от исполнения требований кредиторов, уплаты налогов. УФНС России по адрес принято 22.06.2021 решение № 21-10/092611 о наличии у фио задолженности по земельному налогу за 2018 год в размере сумма со сроком уплаты до 02.12.2019. С учетом периода образования недоимки по земельному налогу на момент формирования реестра кредиторов обязанность по уплате налога за 2018 год не наступила, в связи с чем является текущими платежами и подлежит взысканию, с которым административный истец не согласен. В порядке ст. 69 НК РФ сформировано и направлено Прокопьеву В.С. требование №58569 от 25.12.2019 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов со сроком оплаты 11.02.2020 в общей сумме сумма, в том числе по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов по сроку уплаты 02.12.2019 в сумме сумма (налог), в сумме сумма (пени). 24.04.2020 мировым судьей судебного участка №378 адрес был вынесен судебный приказ №2а-164/20 в отношении фио о взыскании земельного налога за 2018 год. 25.12.2020 определением мирового судьи судебный приказ №2а-164/20 отменен в связи с поступившими возражениями должника. 14.05.2021 вынесено постановление об окончании исполнительного производства. Таким образом, судебный приказ был отменен, исполнительное производство окончено в связи с отменой исполнительного документа, однако, Инспекция не обратилась в порядке искового производства с иском о взыскании задолженности, в связи с чем налоговым органом утрачена возможность взыскания задолженности по земельному налогу за 2018 год.
ИФНС России №3 по адрес обратилась в суд со встречным административным исковым заявлением о взыскании с фио задолженности в размере сумма, в том числе: земельный налог в размере сумма за 2018 год, земельный налог в размере сумма за 2022 год, налог на имущество физических лиц в размере сумма за 2022 год, суммы пени в размере сумма В обоснование административного иска Инспекция указала, что в связи с неуплатой налогоплательщиком в установленный законом срок сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц, указанных в налоговых уведомлениях №69409855 от 26.09.2019 и №126698260 от 12.08.2023 у фио образовалась задолженность по земельному налогу за 2018 и 2022 годы, по налогу на имущество физических лиц за 2022 год, а также в связи с неуплатой налога начислены пени на данную задолженность. Инспекцией в адрес налогоплательщика направлялись требования об уплате №858569 от 25.12.2019 и №8161 от 27.06.2023, в которых сообщалось о наличии задолженности по налогам и пени. Налогоплательщик в установленный срок не исполнил вышеуказанные требования налогового органа, по состоянию 10.12.2024 y налогоплательщика образовалась отрицательного сальдо ЕНС в сумме сумма, из них задолженность в отношении: земельного налога в размере сумма за 2018 год; земельного налога в размере сумма за 2022 год; налога на имущество физических лиц в размере сумма за 2022 год; сумма пени в размере сумма Мировым судьей судебного участка №378 адрес вынесены: 24.04.2020 судебный приказ №2а-164/20 о взыскании с фио задолженности в общей сумме сумма, в том числе задолженность по земельному налогу за 2018 год и сумм пени, отменен 25.12.2020; 26.01.2024 вынесен судебный приказ №2а-050/24 о взыскании с налогоплательщика задолженности в общей сумме сумма, в том числе задолженность по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2022 год и сумм пени, отменен 26.02.2024. При этом, в требование №8161 об уплате задолженности по состоянию на 27.06.2023 включена задолженность, в том числе за 2018 год, которое послужило основанием для вынесения судебного приказа №2а-050/24 по взысканию задолженности за 2022 год.
Административный истец Прокопьев В.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца фио в судебном заседании административные исковые требования фио поддержал в полном объеме, просил административный иск удовлетворить, встречные административные исковые требования не признал в полном объеме, просил в удовлетворении встречного административного иска отказать.
Представитель административного ответчика фио в судебном заседании административные исковые требования фио не признал в полном объеме, просил в удовлетворении административного иска отказать, встречные административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил встречный административный иск удовлетворить. Ранее в материалы дела представлены возражения на административный иск фио, согласно которым налоговым органом исчислена сумма налога и сформировано налоговое уведомление №69409855 от 26.09.2019 по уплате Прокопьевым В.С. земельного налога в размере сумма за 2018 год; налога на имущество физических лиц в размере сумма за 2018 год. По состоянию на 25.12.2019 за налогоплательщиком числилась общая задолженность в сумме сумма, в том числе по земельному налогу в размере сумма B отношении задолженности Инспекцией применялись меры принудительного взыскания, в рамках ст. 69 НК РФ выставлено и направлено требование об уплате №58569 по состоянию на 25.12.2019 об уплате земельного налога в сумме сумма за 2018 год и суммы пени в размере сумма В рамках ст.48 НК РФ в отношении задолженности по земельному налогу с учетом сумм пени сформировано заявление о вынесении судебного приказа №1525 от 26.02.2020. Мировым судьей судебного участка № 378 адрес 24.04.2020 вынесен судебный приказ № 2а-164/20 о взыскании с налогоплательщика задолженности в общей сумме сумма, в том числе задолженности по земельному налогу за 2018 год и суммы пени. 25.12.2020 судебный приказ № 2а-164/20 отменен. По состоянию на 10.12.2024 у налогоплательщика образовалось отрицательное сальдо ЕНС в сумме сумма, из них задолженность в отношении: земельного налога в размере сумма за 2018 год; земельного налога в размере сумма за 2022 год; налога на имущество физических лиц в размере сумма за 2022 год; сумма пени в размере сумма B отношении имеющейся задолженности за 2022 год Инспекцией также были применены меры взыскания: налоговое уведомление № 126698260 от 12.08.2023; требование № 8161 об уплате задолженности по состоянию на 27.06.2023; решение № 9646 о взыскании задолженности от 08.12.2023; сформировано заявление о вынесении судебного приказа № 1445 от 11.22.2023 о взыскании с налогоплательщика начислений: земельный налог в размере сумма, за 2022 год; налог на имущество физических лиц в размере сумма за 2022 год; сумма пени в размере сумма Мировым судьей судебного участка № 378 адрес 26.01.2024 вынесен судебный приказ № 2а-050/24 о взыскании с фио задолженности в общей сумме сумма, в том числе задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2022 год и сумм пени. 26.02.2024 судебный приказ №2а-050/24 отменен. Таким образом, спорная задолженность не является безнадежной ко взысканию, а заявленные Прокопьевым В.С. требования удовлетворению не подлежат.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца в соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
Заслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, дав оценку собранным доказательствам в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина, юридического лица.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (п. 1 ст. 23 НК РФ).
01.01.2023 вступил в законную силу Федеральный закон от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», которым введен институт единого налогового счета (ЕНС) и закреплены положения, уточняющие понятие единого налогового платежа (ЕНП).
Сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, и денежным выражением совокупной обязанности.
Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
Единый налоговый счет представляет собой форму учета совокупной обязанности налогоплательщика и перечисленных денежных средств в качестве единого налогового платежа, распределение которого осуществляет ФНС России.
Совокупная обязанность - общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных НК РФ.
Единый налоговый платеж (ЕНП) – это сумма денежных средств, перечисляемая налогоплательщиком на соответствующий счет, в счет исполнения обязанности перед бюджетом РФ.
Перечисленные на единый счет денежные средства в качестве ЕНП автоматически распределяться налоговыми органами в счет уплаты налогов, страховых взносов и иных обязательных платежей в соответствии с установленной очередностью.
В соответствии с п.10 ст.45 НК РФ в случае, если на момент определения налоговыми органами принадлежности в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящей статьи сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, недостаточно для исполнения обязанностей по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, принадлежность определяется в соответствии с последовательностью, установленной пунктом 8 настоящей статьи, пропорционально суммам таких обязанностей.
Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 11.3 НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица (ЕНС), который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового платежа (ЕНП).
В соответствии со ст. 11 НК РФ задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных НК РФ, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных НК РФ, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Прокопьев Виктор Сергеевич, ИНН 027415829425, состоит на налоговом учете в ИФНС России №3 по адрес, обязан уплачивать в том числе земельный налог, налог на имущество физических лиц как собственник соответствующих объектов недвижимости.
31.10.2016 решением Арбитражного суда адрес по делу №А40-213938/15 Прокопьев В.С. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества.
Определением Арбитражного суда адрес от 05.04.2019 по делу №А40-213938/15 процедура реализации имущества завершена, Прокопьев В.С. освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных в процедуре реализации имущества гражданина.
Согласно ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Плательщиком налога на имущество физических лиц является лицо, имеющее на праве собственности недвижимое имущество, признаваемое объектом налогообложения (ст. 400 НК РФ).
В соответствии со ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здания, строения, сооружения, помещения.
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта, внесенной в ЕГРН и подлежащей применению с 01 января года, за который уплачивается налог (п. 1 ст. 403, ст. 405 НК РФ).
В соответствии с абз. 1-3 п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики физические лица уплачивают налог на сновании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
26.09.2019 в отношении фио налоговым органом сформировано налоговое уведомление №69409855 об уплате в срок до 02.12.2019 земельного налога в размере сумма, налога на имущество в размере сумма
В силу ст. 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.
Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.
В связи с неисполнением обязанности по своевременной уплате налогов по налоговому уведомлению № 69409855 от 26.09.2019 в адрес фио направлено требование № 58659 по состоянию на 25.12.2019 об уплате земельного налога в размере сумма, пени в размере сумма
На основании ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 75 НК РФ, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 75 НК РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:
1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает сумма;
2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более сумма,
либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила сумма,
либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила сумма,
либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме сумма прописью сумма.
24.04.2020 на основании заявления налогового органа № 1525 от 26.02.2020 мировым судьей судебного участка № 378 адрес вынесен судебный приказ № 2а-164/20 о взыскании с фио задолженности по уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере сумма, пени в размере сумма
Вместе с тем, 25.12.2020 определением мирового судьи судебного участка №378 адрес судебный приказ № 2а-164/20 отменен в связи с поступившими возражениями должника.
Согласно справке ИФНС России № 3 по адрес от 12.02.2021 на основании определения Арбитражного суда адрес о завершении реализации имущества гражданина по делу № А40-213938/15 от 05.04.2019, справки о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, взыскание которых невозможно, от 22.10.2019 №7703/19-14 на сумму сумма (в том числе по недоимке сумма, по пени сумма по штрафам сумма, по процентам сумма) в отношении задолженности по земельному налогу (ОКТМО 46788000) принято решение о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки от 22.10 2019 №7703/19-37.
21.05.2021 Прокопьевым В.С. в УФНС России по адрес направлена жалоба на действия (бездействие) должностных лиц ИФНС России №3 по адрес и ИФНС России по адрес о том, что несмотря на завершение процедуры реализации имущества и освобождении фио от исполнения требований кредиторов, задолженность по земельному, транспортному и имущественному налогу не списана уполномоченным органом. Кроме того, налоговый орган продолжает принимать меры по принудительному взысканию задолженности, подлежащей списанию на основании решения Арбитражного суда адрес от 05.04.2019 по делу №А40-213938/15.
Согласно решению УФНС России по адрес от 22.06.2021 по сведениям, представленным Инспекцией письмом от 09.06.2021 №06-05/17454@ (вх. от 11.06.2021 №196767), на основании определения Арбитражного суда адрес от 05.04.2019 по делу №А40-213938/15 о завершении реализации имущества гражданина в отношении фио приняты решения о признании безнадежным к взысканию и списанию недоимки в соответствии с пп. 2.1 ст. 59 НК РФ от 22.10.2019 №7703/19-37 на сумму сумма и от 11.02.2021 №7703/21-25 на сумму сумма Согласно информационному ресурсу Инспекции списание безнадежной к взысканию недоимки завершено. Согласно данным карточки расчетов с бюджетом налогоплательщика по земельному налогу ОКТМО 46659422 налогоплательщику начислен земельный налог за 2018 в размере сумма по сроку уплаты 02.12.2019, в связи с неисполненной обязанностью по уплате земельного налога начислены пени. Учитывая период образования недоимки по земельному налогу на момент формирования реестра кредиторов обязанность по уплате налога за 2018 год не наступила, и является текущими платежами, в связи с чем подлежит уплате.
12.08.2023 в отношении фио налоговым органом сформировано налоговое уведомление № 126698260 об уплате в срок до 01.12.2023 земельного налога в размере сумма, налога на имущество в размере сумма
В связи с неисполнением обязанности по своевременной уплате налогов по налоговому уведомлению № 126698260 от 12.08.2023 в адрес фио направлено требование № 8161 по состоянию на 27.06.2023 об уплате земельного налога в размере сумма, пени в размере сумма
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
08.12.2023 решением ИФНС России №3 по адрес № 9646 с фио взыскана задолженность за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств в связи с неисполнением требования об уплате задолженности от 27.06.2023 №8161.
26.01.2024 на основании заявления налогового органа № 1445 от 11.12.2023 мировым судьей судебного участка №378 адрес вынесен судебный приказ №2а-50/24 о взыскании с фио задолженности по уплате налога за 2022 год в размере сумма и пени сумма
26.02.2024 определением мирового судьи судебного участка №378 адрес судебный приказ № 2а-50/24 отменен в связи с поступившими возражениями должника.
Согласно п. 1 ст. 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.
Вместе с тем, согласно п. 5 ст. 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морально вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
При разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Согласно п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы. Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.
Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен. Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
Таким образом, судом отклоняются доводы фио о признании задолженности безнадежной к взысканию в связи с завершением процедуры реализации имущества и освобождением от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных в процедуре реализации имущества гражданина.
Также судом отклоняются доводы административного истца об утрате возможности взыскания задолженности по земельному налогу за 2018 год в связи с отменой судебного приказа и окончанием исполнительного производства, не обращением налогового органа в суд с иском о взыскании недоимки по налогам и пени по следующим основаниям.
По состоянию на 10.12.2024 у фио образовалось отрицательное сальдо ЕНС в сумме сумма, из них задолженность в отношении: земельного налога в размере сумма за 2018 год; земельного налога в размере сумма за 2022 год; налога на имущество физических лиц в размере сумма за 2022 год.
ИФНС России №3 по адрес представлен расчет сумм пени в размере сумма, который суд признает обоснованным и арифметически верным, контр расчёт Прокопьевым В.С. не представлен.
В отношении недоимки и пени налоговым органом предпринимались меры взыскания: в связи с неуплатой налогов в установленный срок Прокопьеву В.С. выставлялись требования об уплате задолженности по налогам и пени, в последующем налоговый орган обращался за вынесением судебных приказов, которые были отменены на основании заявления должника и не были исполнены.
Налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд с административным иском о взыскании недоимки по налогам и пени, в обоснование которого указал, что фактически Инспекции стало известно об определении об отмене судебного приказа №2а-164/20 05.11.2024 из текста административного иска фио о признании задолженности безнадежной к взысканию. В последствии было установлено, что в требование №8161 об уплате задолженности по состоянию на 27.06.2023 включена задолженность, в том числе за 2018 год, которое послужило основанием для вынесения судебного приказа №2а-050/24 по взысканию задолженности за 2022 год. По судебному приказу №2а-164/20 20.12.2020 было возбуждено исполнительное производство, об окончании которого в связи с отменой исполнительного документа (постановление от 14.05.2021), Инспекция не была уведомлена.
К возражениям фио на ходатайство о восстановлении срока суд относится критически, поскольку обязанность судебного пристава-исполнителя уведомить в том числе взыскателя об окончании судебного производства, предусмотренная п. 6 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», не может быть возложена на взыскателя.
Согласно п. 4 ст. 48 НК РФ административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена.
Встречное административное исковое заявление ИФНС России №3 по адрес предъявлено в суд 12.12.2024.
Согласно ч. 5 ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7 ст. 219 КАС РФ).
Таким образом, суд приходит к выводу об уважительности причин пропуска срока для обращения в суд с административным иском и восстановлении срока на подачу административного иска.
С учетом установленных по делу обстоятельств, учитывая, что Прокопьев В.С., зная о наличии недоимки, не предпринял действий в ее уплате, не обжаловал решение налогового органа, и представленных доказательств суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания задолженности по уплате налогов в общей сумме сумма, в том числе: земельный налог в размере сумма за 2018 год; земельный налог в размере сумма за 2022 год; налог на имущество физических лиц в размере сумма за 2022 год; сумму пени в размере сумма безнадежной к взысканию. Вместе с тем встречные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Учитывая, что Прокопьеву В.С. отказано в удовлетворении административных исковых требований о признании задолженности безнадежной к взысканию, не подлежат удовлетворению требования о взыскании расходов по уплате государственной пошлины.
Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Административный истец ИФНС России №3 по адрес освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ст. 333.36 НК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход соответствующего бюджета.
Таким образом, с учетом положений п. 1 ст. 333.19 НК РФ, с фио в доход бюджета субъекта РФ города федерального значения адрес подлежит взысканию государственная пошлина в размере сумма
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ № 3 ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 3 ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ № 3 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2018 ░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2022 ░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2022 ░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 30 ░░░░░░ 2025 ░░░░.