КОПИЯ

Апелляционное дело № 33а-1512/2022

Первая инстанция № 2а-88/2022

УИД 89RS0002-01-2021-001017-35

Судья Сукач Н.Ю.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

04 июля 2022 года                                                                                                                       г. Салехард

Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Дряхловой Ю.А.

судей коллегии Ощепкова Н.Г., Зотиной Е.Г.

при ведении протокола помощником судьи Ахметгалиевой Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Голбана Владимира Ивановича на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 февраля 2022 года, которым постановлено:

Административное исковое заявление Голбана Владимира Ивановича к ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО о признании условий содержания в исправительном учреждении ненадлежащими, присуждении компенсации за нарушение условий содержания, оставить без удовлетворения.

Взыскать с Голбана Владимира Ивановича государственную пошлину в соответствующий бюджет в размере 300 руб.

Заслушав доклад судьи Дряхловой Ю.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Голбан В.И. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, ФСИН России о признании условий содержания в части обеспечения телевизорами и радиоприемниками ненадлежащими, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 275 000 руб.

В обоснование заявленных требований указал, что в период с 23.02.2008 по 09.11.2020 отбывал наказание в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, камеры, в которых содержался истец, не были оборудованы телевизионными приёмниками, вследствие чего истец был лишен возможности в соответствии со ст.94 УИК РФ просматривать телепередачи в свободные от работы часы. Кроме того, ответчиком запрещалось приобретать личные телевизионные приемники и радиоприемники в соответствии с ч.3 ст.94 УИК РФ. В результате указанных выше условий, были нарушены права и свободы гарантированные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Для всех категорий осужденных гарантируется получение текущей информации о социально-политических, экономических, международных и иных событиях посредством прослушивания радиопередач и просмотра телепередач. Кроме того, ответчиком производились действия по отключению трансляции радиовещания с включением музыки. Истец считает, что запрет на просмотр телепередач и на приобретение и использование личных телевизионных приемников и радиоприемников не преследует какой-либо законной цели.

В судебном заседании административный истец Голбан В.И., участие которого обеспечено посредством видеоконференц-связи, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО участия в судебном заседании не принимал, извещен надлежащим образом, представил письменную позицию по административному иску.

Представитель административного ответчика ФСИН России, участия в судебном заседании не принимал, извещен надлежащим образом, ходатайств в адрес суда не направлял.

Судом принято решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе Голбан В.И., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить ввиду незаконности и необоснованности, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что при принятии решения, суд нарушил ст. 5 Конституции Российской Федерации и ст.6 Конвенции о защите прав и основных свобод человека. А также нормы Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми осужденным разрешается приобретать и пользоваться телевизионными и радиоприемниками в свободные от работы часы.

В судебном заседании административный истец Голбан В.И., принимавший участие посредством видеоконференцсвязи, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить, решение суда отменить.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, их участие не является обязательным. На основании статьи 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Голбана В.И., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Голбан В.И. осужден Московским городским судом с участием присяжных заседателей к пожизненному лишению свободы за совершение преступления, предусмотренного п.Ж,З ч.2 ст.105 УК РФ.

В период с 23.02.2008 по 17.06.2010, с 15.03.2014 по 09.11.2020 отбывал наказание в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО. В настоящее время с 17.12.2020 отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.

В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о нарушении условий содержания под стражей и присуждении компенсации, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья; право на получение квалифицированной юридической помощи и в необходимых случаях право пользоваться помощью переводчика; право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии; право на доступ к правосудию; право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации; право на свободу совести и вероисповедания; право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки; право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, исходил из того, что в рассматриваемом случае нарушений, установленных нормативными правовыми актами, требований к условиям содержания Голбана В.И. в исправительном учреждении, в части запрета на приобретение телевизоров за счет собственных средств, не установлено.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.

Согласно статье 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1).

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).

Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы (статья 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы").

В соответствии с подпунктами 3 и 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, основные задачи ФСИН России включают, в том числе обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и создание им условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Глава 13 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации регламентирует условия отбывания наказания в исправительных учреждениях, к числу которых относится просмотр осужденными к лишению свободы кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач.

На основании статьи 94 УИК РФ осужденным к лишению свободы, кроме отбывающих наказание в тюрьме, а также осужденным, переведенным в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, демонстрируются кинофильмы и видеофильмы не реже одного раза в неделю.

Осужденным, кроме переведенных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, разрешается просмотр телепередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха.

Осужденные и группы осужденных могут приобретать телевизионные приемники и радиоприемники за счет собственных средств через торговую сеть либо получать их от родственников и иных лиц.

Осужденным разрешается прослушивание радиопередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. Жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры оборудуются радиоточками за счет средств исправительного учреждения.

В соответствии со ст.11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

Согласно ст.82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года №295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.

В п.4 Примечаний к Правилам содержится разъяснение, что телевизионные приемники и радиоприемники используются только для коллективного пользования и устанавливаются в местах, определенных администрацией ИУ (осужденным, содержащимся в облегченных условиях отбывания наказания, а также отбывающим наказание в колониях-поселениях разрешено пользоваться аудиоплеерами без функции записи, техническими устройствами для чтения электронных книг без функции выхода в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и функции аудио-, видеозаписи в количестве не более одного устройства каждого вида на осужденного, в местах коллективного пользования могут устанавливаться DVD- и аудиопроигрыватели).

Необходимость обеспечения режимных требований вытекает и из пункта 19 Правил, предусматривающего, что в каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств.

В соответствии с ч.2 ст.94 УИК РФ осужденным, кроме переведенных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, разрешается просмотр телепередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха.

Однако, указанная норма права не возлагает на исправительные учреждения обязанность за счет собственных средств оборудовать камеры телевизионными приемниками, а также исходя из ст.99 ГПК РФ, не относит к материально-бытовому обеспечению осужденных за счет бюджетных средств.

Действующее законодательство не содержит требований к техническим устройствам, размещаемым в камере жилой зоны, лишь указывая на необходимость установки радиоточек.

Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось административным истцом, что радиодинамик в камере Голбана В.И. был исправен, жалоб от истца на отсутствие звука, несоблюдение графика прослушивания радиопередач не поступало.

Таким образом, административным ответчиком обеспечено получение административным истцом информации, прослушивание радиопередач в соответствии с ч.4 ст.94 УИК РФ, п.39 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 года. Право административного истца на получение информации и прослушивание радиопередач административными ответчиками не нарушено.

При этом уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации, предусматривая обязанность администрации исправительного учреждения обеспечить коллективный просмотр осужденными телепередач, с учетом баланса их интересов, не возлагает на нее обязанностей по обеспечению просмотра осужденными к лишению свободы каких-либо конкретных либо объединенных по отдельным признакам кинофильмов, видеофильмов, телевизионных каналов и передач и по обеспечению просмотра конкретным осужденным телевизионных программ по его выбору.

Как следует сведений представленных ФКУ ИК-18 осужденным к лишению свободы демонстрируются кинофильмы и видеофильмы на DVD-плеере (комедии, мелодрамы, исторические фильмы) не реже одного раза в неделю в соответствии с п.1 ст.94 УИК РФ. Время демонстрации кинофильмов определяется распорядком дня исправительного учреждения.

Как следует из ч.3 ст.94 УИК РФ осужденные и группы осужденных могут приобретать телевизионные приемники и радиоприемники за счет собственных средств через торговую сеть либо получать их от родственников и иных лиц.

Кроме того, в силу п.17 Перечня вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, указанного в приложении №1 к ПВР №295, телевизионные приемники, радиоприемники общего пользования не являются запрещенными предметами.

В то же время в п.4 примечания к приложению №1 ПВР №295 отмечено, что телевизионные приемники и радиоприемники могут приобретаться только для коллективного пользования и устанавливаться в местах, определенных администрацией исправительного учреждения.

Таким образом, закон разрешает осужденным за свой счет приобретать телевизионные и радиоприемники, которые не могут использоваться одним человеком. При этом просмотр телепередач не обязательно должно осуществляться в жилых камерах, место определяется администрацией исправительного учреждения.

Судом первой инстанции установлено и подтверждено справкой старшего инспектора канцелярии ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, что административный истец не обращался с заявлениями о приобретении, установке и пользовании телевизионными и радиоприемниками в ФКУ ИК-18, каких либо решений по данному вопросу административным ответчиком не выносились.

Судебной коллегий по административным делам в целях подготовки к рассмотрению настоящего дела сделан запрос в Ямало-Ненецкую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о том, обращался ли Голбан В.И. с жалобой на запрет со стороны Администрации ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО приобретать телевизионные приемники за свой счет, а также проводились ли прокуратурой проверки по указанному поводу.

Как следует из ответа на судебный запрос от 30.06.2022 № 2-20-2022, осужденный Голбан В.И. обращался в специализированную прокуратуру по вопросу применения администрацией колонии специальных средств (доводы обращения не нашли своего подтверждения), о хищении DVD-проигрывателя (доводы обращения не нашли своего подтверждении), о перебоях с горячим водоснабжение (доводы обращения не нашли подтверждения), на действия должностных лиц органа предварительного следствия (дан разъяснительный ответ).

Ямало-Ненецкой прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ЯНАО представлен ответ от 28.12.2020 на обращение другого осужденного - Колмыкова В.И., который обращался по вопросу ограничения права на приобретение телевизионного приемника за свой счет, из которого следует, что Ямало-Ненецкой прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ проведена проверка по его обращению по вопросу использования в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО телевизионных приемников. По результатам проведенной проверки прокурор сообщает, что в ходе неоднократных проверок проводимых по данному вопросу было установлено, что какие-либо организационно-распорядительные документы о запрете осужденным, содержащимся в камерных помещениях, приобретать телевизионные приемники, получать их в посылках (передачах) администрацией ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО не принимались. В целях реализации прав осужденных на просмотр кинофильмов и видеофильмов в исправительной колонии, в соответствии с требованиями ч.1 ст.94 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, организован просмотр осужденными, содержащимися в запираемых помещениях фильмов через переносные DVD-плееры, фильмотека предоставляется на выбор. С учетом изложенного, по указанному вопросу оснований для принятия мер прокурорского реагирования не усматривается.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела.

Судом первой инстанции не допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, оснований для отмены постановленного судебного акта в апелляционном порядке не имеется.

Доводы апелляционной жалобы, по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются Судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 35 ░░░ ░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: /░░░░░░░/

░░░░░:                                /░░░░░░░/

░░░░░                                                                                                                 ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-1512/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Голбан Владимир Иванович
Ответчики
УФСИН России
ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Дряхлова Юлия Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.ynao.sudrf.ru
30.05.2022Передача дела судье
04.07.2022Судебное заседание
04.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2022Передано в экспедицию
04.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее