ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-10601/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Саратов 28 июня 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.,
судей Матросовой Г.В., Юдиной С.В.,
с участием прокурора Пирожниковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Худякова А.С. к Управлению Министерства внутренних дел России по Одинцовскому городскому округу о признании незаконным и отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, приказа о расторжении контракта и увольнении, восстановлении на работе,
по кассационной жалобе Худякова А.С.
на решение Одинцовского городского суда Московской области от 02 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 26 октября 2020 года,
заслушав доклад судьи Матросовой Г.В., выслушав пояснения Худякова А.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Пирожниковой Н.А., полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению,
у с т а н о в и л а:
Худяков А.С. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел России по Одинцовскому городскому округу о признании незаконным и отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, приказа о расторжении контракта и увольнении, восстановлении на работе.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 02 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 26 октября 2020 года, в удовлетворении исковых требований Худякова А.С. отказано.
Худяковым А.С. подана кассационная жалоба об отмене решения Одинцовского городского суда Московской области от 02 июля 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 26 октября 2020 года ввиду неправильного применения норм материального права и процессуального права.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по делу не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Худяков А.С. с 13 июня 2001 года по 19 января 2005 года и с 01 ноября 2006 года по 12 марта 2020 года проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, с 19 марта 2015 года - в должности старшего участкового уполномоченного полиции группы УУП и ПДН Голицынского отдела полиции.
Приказом от 12 марта 2020 года № 88 л/с контракт с Худяковым А.С. расторгнут, он уволен со службы из органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ) в связи с грубым нарушением служебной дисциплины 12 марта 2020 года.
Основанием к увольнению послужило заключение служебной проверки от 06 марта 2020 года и приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности УМВД России по Одинцовскому городскому округу от 12 марта 2020 года № л/с.
Согласно материалам служебной проверки 03 февраля 2020 года в ОРЛС УМВД поступил рапорт от начальника Голицынского отдела полиции УМВД о том, что участковый уполномоченный полиции Худяков А.С. отсутствует на рабочем месте в связи с болезнью, но листки временной нетрудоспособности руководству Голицынского отдела полиции и ОРЛС УМВД не представляет.
03 февраля 2020 года по факту отсутствия Худякова А.С. на службе начальником УМВД назначено проведение служебной проверки.
05 февраля 2020 года Худяков А.С. обратился к помощнику начальника УМВД – начальнику ОРЛС подполковнику внутренней службы Р. с целью подписания рапорта на отпуск.
До Худякова А.С. было доведено, что в отношении него ОРЛС начата проверка по факту его длительного отсутствия на рабочем месте, после чего предложено написать объяснение в рамках проведения в отношении него служебной проверки, от чего он отказался, объяснив отказ нахождением на листке освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности. Об отказе от дачи объяснений составлен соответствующий акт.
19 февраля 2020 года Худякову А.С. направлено уведомление о проведении в отношении него служебной проверки по факту отсутствия на службе с разъяснением части 2.1 статьи 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ и рекомендовано в кратчайшие сроки прибыть в ОРЛС УМВД для дачи объяснений, 28 февраля 2020 года копия уведомления вручена лично Худякову А.С.
Проверкой установлено, что 26 августа 2019 года в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Московской области» Худякову А.С. выдан листок освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности № в связи с заболеванием в период с 26 августа 2019 года по 03 сентября 2019 года.
С 03 сентября 2019 года по 11 сентября 2019 года ГБУЗ Московской области «<данные изъяты> больница» Худякову А.С. выдан листок нетрудоспособности в связи с заболеванием ребенка.
12 сентября 2019 года обществом с ограниченной ответственностью «Одинмед» Московской области (далее – ООО «Одинмед») истцу выдан листок нетрудоспособности в период с 12 сентября 2019 года по 23 сентября 2019 года, затем тем же медицинским учреждением - с 24 сентября 2019 года по 08 октября 2019 года по причине его заболевания.
С 09 октября 2019 года по 16 октября 2019 года Худяков А.С. находился на листе освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности от 09 октября 2019 года №, выданным ФКУЗ «МСЧ МВД России по Московской области».
17 октября 2019 года Худяков А.С. был на приеме у <данные изъяты> Медицинского центра ООО «Одинмед», которым рекомендовано освобождение от служебных обязанностей с 17 октября 2019 года по 21 октября 2019 года и разъяснена необходимость явки в ведомственную поликлинику.
21 октября 2019 года Худякову А.С. ФКУЗ «МСЧ МВД России по Московской области» был выдан листок освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности № по причине его заболевания в период с 22 октября 2019 года по 05 ноября 2019 года.
07 ноября 2019 года ФКУЗ «МСЧ МВД России по Московской области» истцу был выдан листок освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности №, на основании которого в период с 07 ноября 2019 года по 15 ноября 2019 года он был освобожден от выполнения служебных обязанностей.
В период с 12 ноября 2019 года по 26 ноября 2019 года ГБУЗ Московской области «<данные изъяты> больница» истцу был выдан листок нетрудоспособности в связи с заболеванием ребенка, который был продлен до 29 ноября 2019 года.
В период с 29 ноября 2019 года по 18 декабря 2019 года Худякову А.С. был выдан листок нетрудоспособности обществом с ограниченной ответственностью «СЕСАНА» в связи с болезнью ребенка.
С 19 декабря 2019 года по 31 декабря 2019 года, с 01 января 2020 года по 10 января 2020 года, с 11 января 2020 года по 20 января 2020 года, с 21 января 2020 года по 31 января 2020 года и с 31 января 2020 (на 5 дней) Худякову А.С. Медицинский центром ООО «Одинмед» были выданы справки с различными диагнозами либо на него самого, либо на его малолетнего сына.
В заключении по результатам служебной проверки сделан вывод о грубом нарушении майором полиции Худяковым А.С. служебной дисциплины, выразившемся в отсутствии по месту службы без уважительных причин более четырех часов, комиссия полагала возможным наложить дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции признали установленным факт совершения Худяковым А.С. грубого нарушения служебной дисциплины. Также установлено, что порядок увольнения истца из органов внутренних дел не нарушен.
Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел урегулированы в Федеральном законе от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ.
В силу пункта 7 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, определяющего требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.
Частью 1 статьи 53 указанного федерального закона определено, что служебное время - это период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени.
Под служебной дисциплиной согласно части 1 статьи 47 названного федерального закона понимается соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав (часть 1 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).
Грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является, в частности, отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени (пункт 2 части 2 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).
Пунктом 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ предусмотрено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.
Увольнение со службы в органах внутренних дел в силу пункта 6 части 1 статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ является одним из видов дисциплинарного взыскания, налагаемого на сотрудника органа внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины.
Статьей 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ установлен порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий.
В частности, до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 данного закона может быть проведена служебная проверка (часть 8 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 данного закона, а также по заявлению сотрудника.
При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел ( пункты 1-5 части 3 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).
Из приведенных нормативных положений следует, что отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени относится к грубому нарушению служебной дисциплины, за что такой сотрудник может быть уволен со службы в органах внутренних дел.
Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, в частности его статьями 51 и 52, закреплен ряд положений, направленных на обеспечение объективной оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием для увольнения сотрудника органов внутренних дел, и на предотвращение необоснованного расторжения контракта в связи с совершением дисциплинарного проступка.
При разрешении судом спора о законности увольнения сотрудника органов внутренних дел на основании пункта 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ за грубое нарушение сотрудником служебной дисциплины, выразившееся в его отсутствии на службе без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени, обстоятельством, имеющим значение для дела, является установление причин отсутствия сотрудника на службе (уважительные или неуважительные).
Осуществляя судебную проверку законности увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел и разрешая конкретное дело, суд должен действовать не произвольно, а исходить из общих принципов дисциплинарной ответственности (в частности, таких как справедливость, соразмерность, законность) и оценить всю совокупность обстоятельств конкретного дела, в том числе причины отсутствия сотрудника на службе. Поскольку законом конкретный перечень уважительных причин не определен, суду необходимо проверять обоснованность решения ответчика о признании конкретной причины отсутствия сотрудника на службе неуважительной.
В силу пункта 18 статьи 11 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ и части 1 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудники органов внутренних дел имеют право на медицинское обеспечение и на получение медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Освобождение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью осуществляется согласно части 1 статьи 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ на основании заключения (листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности) медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а при отсутствии такой медицинской организации по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника - иной медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения.
В соответствии с пунктом 2 Порядка выдачи сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, утвержденного приказом МВД России и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05 октября 2016 года № 624/766н выдача сотруднику листка освобождения по временной нетрудоспособности (заключения) осуществляется медицинскими организациями государственной системы МВД России (медицинскими организациями государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения), имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Согласно части 5 статьи 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ порядок освобождения сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Приказом МВД России от 24 апреля 2019 года № 275 «Об отдельных вопросах медицинского обеспечения и санаторно-курортного лечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также членов их семей и лиц, находящихся на их иждивении, в медицинских организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (действующим на момент спорным правоотношений) утверждена Инструкция об особенностях организации оказания медицинской помощи, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в медицинских организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 21 указанной Инструкции определено, что после закрытия документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность сотрудника, выданные медицинскими организациями государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в день, когда сотрудник приступает к выполнению служебных обязанностей, визируются у его непосредственного начальника и в течение трех рабочих дней представляются сотрудником в поликлинику по месту прикрепления сотрудника на медицинское обеспечение для регистрации в целях учета и анализа заболеваемости.
Согласно пункту 22 данной Инструкции при оказании медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения сотрудником в поликлинику по месту прикрепления его на медицинское обеспечение одновременно с документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность, представляется выписка из медицинской карты (из медицинской карты стационарного больного) с указанием диагноза, сведений о состоянии здоровья, результатах проведенного медицинского обследования и лечения, рекомендаций по дальнейшему наблюдению у врачей-специалистов в целях обеспечения преемственности в лечении.
В случае удаленности места службы сотрудника от поликлиники, к которой он прикреплен на медицинское обеспечение, выписка из медицинской карты (из медицинской карты стационарного больного) в течение пяти рабочих дней (с даты выхода сотрудника на службу) направляется сотрудником любым способом, обеспечивающим доставку указанного документа в поликлинику (пункт 23 Инструкции).
Исходя из положений части 2.1 статьи 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел, являющийся отцом (усыновителем, опекуном, попечителем), освобождается от выполнения служебных обязанностей в случае выдачи ему листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком при наличии объективных причин, свидетельствующих о невозможности осуществления ухода за больным ребенком матерью (нахождение ее в командировке, лишение ее родительских прав, пребывание в медицинской организации и другие случаи отсутствия материнского попечения по объективным причинам).
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанции исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, в том числе заключению по результатам служебной проверки и установленным в ходе ее проведения фактам, и, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, обоснованно указали на нарушение Худяковым А.С. указанных выше положений закона, признав его отсутствие на службе с 12 сентября 2019 года по 08 октября 2019 года, с 17 октября 2019 года по 21 октября 2019 года, с 29 ноября 2019 года по дату окончания служебной проверки 03 марта 2020 года прогулами, то есть отсутствие на службе без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени, что является грубым нарушением служебной дисциплины, вследствие чего отказали в удовлетворении заявленных им исковых требований.
Изложенные Худяковым А.С. в кассационной жалобе доводы относительно того, что судами не дана оценка тому факту, что он находился на больничных листах по уходу за ребенком в периоды болезни матери детей, являются несостоятельными, поскольку судебные акты содержат оценку всех представленных доказательств по делу, более того, прогулами признаны периоды, в том числе, с 12 сентября 2019 года по 08 октября 2019 года, с 17 октября 2019 года по 21 октября 2019 года, в связи с его болезнью, а не ребенка, указанные доводы направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, в то время как переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу норм части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационного суда общей юрисдикции не входит.
Выводы, содержащиеся в решении и апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 02 ░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: