Решение по делу № 2-1086/2023 от 30.12.2022

Дело № 2-1086/2023

УИД № 44RS0001-01-2022-006806-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2023 года                            г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

Председательствующего судьи Комисаровой Е.А.,

При секретаре Приказчиковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Костромы в интересах неопределенного круга лиц к Управлению имущественных и земельных отношений администрации города Костромы о формировании земельного участка под многоквартирным домом,

установил:

Прокурор города Костромы обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что Прокуратурой г. Костромы проведена проверка исполнения администрацией г. Костромы земельного и жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что земельный участок под многоквартирным домом, расположенный по адресу 1 не сформирован и на государственном кадастровом учете не состоит, что подтверждается информацией администрации городского округа города Костромы от <дата>. Непостановка на кадастровый учет земельного участка на территории муниципального образования городского округа город Кострома приводит к неопределенности правового режима пользования, владения и распоряжения земельными участком. Кроме того, согласно п. 4 Постановления Конституционого суда РФ от 28.05.2010 г. № 12-П признание конкретного земельного участка, не имеющего как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса РФ во взаимосвязи со ст. ст. 11 и 389 НК РФ. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за несформированными и непоставленными на кадастровый учет земельными участками в целях безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Прокурор просит обязать Управление имущественных и земельных отношений администрации города Костромы сформировать земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу 1 в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено МКУ г. Костромы «Центр градостроительства».

В судебном заседании помощник прокурора г. Костромы Ахмедова Е.Г. требования поддержала.

Представитель Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы Левикова А.А. иск не признала, не отрицал, что земельный участок под МКД по адресу 1 не поставлен на кадастровый учет, однако Управлением принимаются все необходимые меры по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет. Полагала, что недостаточно 3 месячного срока для выполнения всех необходимых мероприятий, поскольку все они строго регламентированы по срокам выполнения. В письменных возражениях также указывают, что ик подан в интересах определенного круга лиц – собственников МКД.

Представитель администрации города Костромы в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.

МКУ г. Костромы «Центр градостроительства» явку представителя не обеспечил, извещены надлежащим образом, просили рассматривать в отсутствие представителя.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки исполнения администрацией г. Костромы земельного и жилищного законодательства установлено, что земельный участок под многоквартирным домом, расположенный по адресу 1 не сформирован и на государственном кадастровом учете не состоит, что подтверждается информацией администрации городского округа города Костромы от <дата> и не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании.

По итогам проверки в адрес Главы администрации города Костромы внесено представление от 23 мая 2022 года, в котором указано, что установлено в нарушение ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской федерации» по состоянию на 23 мая 2022 года под 150 многоквартирными домами, расположенными на территории города Костромы, в том числе 10 – признанными аварийными и подлежащими сносу, земельные участки не сформированы и на государственном кадастровом учете не состоят. Неисполнение предусмотренных законом полномочий по формированию земельных участков и постановки их на кадастровый учет приводи к обезличиванию территории муниципального образования, препятствует осуществлению санитарного, экологического и иного контроля, осуществляемого в целях безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

В силу частей 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Из содержания пункта 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ) указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ), а в статье 16 Закона N 189-ФЗ - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме (пункт 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П).

Частями 3 и 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» (далее 189-ФЗ) предусмотрено, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются, в том числе, при разделе земельных участков или выделе из земельных участков.

Из содержания пунктов 1 и 3 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с: проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ); утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 8 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.

Согласно п. «з» п. 2.3.3 Положения об Управлении имущественных и земельных отношений администрации города Костромы, утвержденного постановлением администрации города Костромы от 23 марта 2015 года № 604, Управление имущественных и земельных отношений администрации города Костромы организует работы по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков под многоквартирными домами на территории города Костромы в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Из материалов дела следует, что подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в городе Костроме, в том числе по адресу 1, которая в настоящее время 20 февраля 2023 года направлена в администрацию города Костромы в целях рассмотрения и утверждения.

На момент рассмотрения дела сформированный земельный участок на кадастровый учет не поставлен.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов, в том числе утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Таким образом, суд полагает, что имеются основания для рассмотрения требований прокурора по существу и возложения на Управление имущественных и земельных отношений администрации города Костромы обязанности по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу 1, при выполнении которой надлежащим образом, будет произведен государственный кадастровый учет земельного участка.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Суд не согласен с доводами стороны ответчика о том, что иск заявлен в интересах собственников многоквартирного дома, для пользования которыми будет сформирован земельный участок, поскольку кроме прав по владению и пользованию земельным участком у собственников возникают обязанности по несению обязательств в интересах третьих лиц. Таким образом круг лиц, заинтересованных в устранении неопределенности правового режима пользования, владения и распоряжения земельным участком фактически установлен быть не может.

Истребуемый прокурором срок (3 месяца) для проведения необходимых мероприятий с учетом уже выполненных работ является достаточным и исполнимым.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Управление имущественных и земельных отношений администрации города Костромы сформировать земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу 1 в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья

2-1086/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Костромы
Ответчики
Управление имущественных и земельных отношений Администрации г.Костромы
Другие
МКУ г. Костромы "Центр градостроительства"
Администрация г. Костромы
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Комиссарова Елена Александровна
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
30.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.12.2022Передача материалов судье
09.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.01.2023Предварительное судебное заседание
30.01.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.02.2023Предварительное судебное заседание
21.02.2023Судебное заседание
02.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее