Дело № 2а-5625/20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2020 года
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Сергеевой Л.В., с участием помощника Сергиево-Посадского городского прокурора Ковалевой О.А., при секретаре Чакуриди Г.Ф
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Крыжова Сергея Борисовича к Территориальной Избирательной Комиссии города Сергиев Посад, председателю ТИК Дмитриевой О.А., Избирательной комиссии Московской области, Центральной избирательной комиссии РФ о признании отказа незаконным, восстановлении нарушенных прав, компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с Законом РФ «О поправке к конституции РФ, о совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ инициатива проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации принадлежит Президенту Российской Федерации. Президент Российской Федерации назначает общероссийское голосование своим указом.
В общероссийском голосовании вправе принимать участие граждане Российской Федерации, достигшие на день проведения общероссийского голосования 18 лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане Российской Федерации участвуют в общероссийском голосовании на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в общероссийском голосовании является свободным и добровольным.
Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в общероссийском голосовании, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
Указом Президента РФ от 17.03.2020 года № 188 установлено, что дата проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", определяется отдельным указом Президента Российской Федерации. На общероссийское голосование вынесен следующий вопрос: "Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?".
Указом Президента РФ «Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в конституцию РФ» от 01.06.2020 года № 354 1 июля 2020 г. определено в качестве даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", учитывая при этом складывающуюся санитарно-эпидемиологическую обстановку и необходимость обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Постановлением ЦИК РФ от 20.03.2020 года № 244/1804-7 утвержден Порядок общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ. Пунктами 1.4, 1.5 указанного порядка определено, что подготовка и проведение общероссийского голосования осуществляют избирательные комиссии, сформированные в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", общероссийское голосование проводится на избирательных участках, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Бюллетени для голосования выдаются участникам голосования, включенным в список участников голосования, по предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации или документа, заменяющего паспорт гражданина. ( п.8.5)
В соответствии с п.21 ст.2 Закона РФ «О поправке к Конституции РФ» от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ расходы, связанные с проведением общероссийского голосования, осуществляются избирательными комиссиями за счет средств, выделенных из федерального бюджета для подготовки проведения общероссийского голосования. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является главным распорядителем этих средств.
Постановлением ЦИК РФ от 03.07.2020 года № 256/1888-7 «О результатах общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ» установлено, что в общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, состоявшемся 1 июля 2020 года, приняли участие 74 114 217 граждан Российской Федерации. На вынесенный на общероссийское голосование вопрос "Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?" ответили "Да" 57 747 288 граждан Российской Федерации, что составляет 77,92 процента от числа граждан Российской Федерации, принявших участие в общероссийском голосовании. Считать изменения в Конституцию Российской Федерации, предусмотренные статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", за которые проголосовало более половины граждан Российской Федерации, принявших участие в общероссийском голосовании, одобренными.
ДД.ММ.ГГГГ Крыжов С.Б. обратился в ТИК г.Сергиев Посада с заявлением о предоставлении ему информации о том, числиться ли он в избирательных документах как получивший бюллетень для голосования по одобрению изменений в Конституцию РФ за все дни голосования.
Письмом Территориальной Избирательной Комиссии г.Сергиев Посад от ДД.ММ.ГГГГ Крыжову С.Б. отказано в удовлетворении его обращения о выдаче для проверки бюллетеня для общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Указанный отказ мотивирован отсутствием оснований для проверки выдачи бюллетеня после подведения итогов голосования. (л.д.4).
Полагая, что указанный отказ нарушает права Крыжова С.Б., предусмотренные ч.2 ст. 24 Конституции РФ, устанавливающей право каждого гражданина на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом; при рассмотрении обращения был нарушен порядок, предусмотренный п.1 ч.1 ст.10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ», п. 16 Регламента ТИК, утвержденного решением от ДД.ММ.ГГГГ год, обязывающих рассматривать обращения с участием гражданина, направившего его путем проведения заседания комиссии ТИК, Крыжов Сергей Борисович обратился в суд с административным иском к Территориальной Избирательной Комиссии города Сергиев Посад, председателю ТИК Дмитриевой О.А., о признании отказа незаконным, восстановлении нарушенных прав путем понуждения ТИК г.Сергиев Посад предоставить Крыжову С.Б. в письменном виде сведения: числиться ли Крыжов С.Б. в избирательных документах как получивший бюллетень для голосования по одобрению изменений в Конституцию РФ, взыскании компенсации морального вреда в размере 500 руб.
В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве административных соответчиков были привлечены Избирательная комиссия Московской области, Центральная избирательная комиссия РФ.
В судебном заседании административный истец Крыжов С.Б. административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске и письменных возражениях относительно доводов административного ответчика, приобщенных к материалам дела. Дополнительно пояснил, что он не принимал участие в общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако, в целях осуществления контроля за правильностью действий ТИК, он желал бы получить списки участников голосования и бюллетень для голосования, чтобы убедиться, что его бюллетень не участвовал в голосовании. Отказ в удовлетворении его законных требований нарушил его личные неимущественные права, в связи с чем, просил суд исковые требования удовлетворить в полном объеме. Пояснил, что заявленные административные исковые требования не касаются вопросов законности проведения общероссийское голосование, итогов этого голосования, он только оспаривает отказ председателя ТИК Дмитриевой О.А. о предоставлении ему информации.
Административный ответчик представитель Территориальной Избирательной Комиссии города Сергиев Посад, председатель ТИК Дмитриева О.А. в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представлено в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители административных ответчиков Избирательной комиссии Московской области, Центральной избирательной комиссия РФ в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, их явка в судебное заседание обязательной не признана, в связи с чем, суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Часть 2 ст. 24 Конституции РФ гарантирует гражданину право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В силу части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с п. 1 и п. 2 статьи 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" гражданин вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, и в случае, если информация непосредственно затрагивает его права и свободы.
При этом, не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну).
Анализ указанных норм права свидетельствует о том, что осуществление права на получение информации является не безусловным, а связывается с правилами, установленными законом.
С учетом формулированных административным истцом требований, на возникшие правоотношения распространяется ФЗ от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О порядке рассмотрений обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 10 вышеуказанного Закона предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 10 вышеуказанного Закона предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статья.
Эти требования закона при рассмотрении обращения Крыжова С.Б. были соблюдены.
Доводы административного истца Крыжова С.Б. о нарушении ст. 16 Регламента ТИК, утвержденного решением от ДД.ММ.ГГГГ год суд отклоняет как основанные на неверном понимании норм материального права. Указанная статья Регламента касается полномочий председателя ТИК, который обязан организовать работу по рассмотрению жалоб, поступающих в комиссию. Однако, рассмотрение жалоб, поступивших от избирателей после проведения общероссийского голосования, в соответствии со ст. 33 указанного Регламента не относиться к исключительной компетенции комиссии, решаемой на заседаниях.
В целях организации подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, постановлениями ЦИК России от 20 марта 2020 года N 244/1809-7, N 244/1804-7 утверждена Инструкция по составлению, уточнению и использованию списков участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, согласно п. 4.16 которой список участников голосования, все официальные документы уполномоченных органов, личные письменные заявления граждан, поступившие в участковые комиссии в период уточнения списков участников голосования, а также иные документы, связанные со списком участников голосования, помещаются в отдельный мешок или коробку, которые затем опечатываются и передаются в вышестоящие комиссии в порядке, установленном Инструкцией и иными нормативными актами ЦИК России.
Постановлением ЦИК РФ от 10.06.2020 года № 252/1861-7 утвержден порядок хранения и передачи в архивы документов, связанных с подготовкой и проведением общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ, п. 9 которого устанавливает, что в территориальной комиссии, образованной на территории субъекта Российской Федерации, независимо от того, придан ей статус юридического лица или нет, подлежат хранению в течение одного года со дня официального опубликования результатов общероссийского голосования, а по истечении указанного срока хранения уничтожаются по акту в установленном порядке следующие документы: опечатанные бюллетени для голосования; заявления участников голосования о голосовании по месту нахождения; списки участников голосования; заявления участников голосования о включении в список участников голосования по месту временного пребывания; заявления участников голосования о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования.
Из анализа указанных выше нормативно-правовых актов следует, что все документы, переданные в ТИК, в том числе бюллетени для голосования, списки участников голосования хранятся в опечатанном виде.
В соответствии с п.23 ст. 68 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» после завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. Сложенные таким образом бюллетени, а также упакованные открепительные удостоверения, список избирателей, список участников референдума помещаются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, участка референдума, общее число всех упакованных бюллетеней, общее число всех упакованных открепительных удостоверений. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда.
Реализуя право на осуществление контроля за однократностью получения бюллетеня для общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации участниками общероссийского голосования Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, на основании Постановления ЦИК РФ от 21.07.2020 года № 259/1915-7 была проведена выборочная проверка однократности получения бюллетеней.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что оснований полагать, что административными ответчиками допущено нарушение закона и прав гражданина на доступ к информации и надлежащее рассмотрение обращений, не имеется; а утверждения истца об обратном основаны на неверном толковании административным истцом положений действующего законодательства в связи с чем требования административного истца подлежат отклонению.
Поскольку суд пришел к выводу о соответствии действий административных ответчиков требованиям закона и об отсутствии нарушений прав административного истца, оснований для взыскания компенсации морального вреда, предусмотренного ст. 16 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не имеется.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Крыжова Сергея Борисовича к Территориальной Избирательной Комиссии города Сергиев Посад, председателю ТИК Дмитриевой О.А., Избирательной комиссии Московской области, Центральной избирательной комиссии РФ о признании отказа незаконным, восстановлении нарушенных прав, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.
Мотивированное решение изготовлено 11.01.2021 года.
Судья Л.В.Сергеева