КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Ласко О.Л. Дело № 33-4467/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 сентября 2018 года г.Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Михальчик С.А.
судей Алексенко Л.В., Филатовой Н.В.
при секретаре Кондратьевой К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Вакшиной С.В. на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 11 июля 2018 года, которым Вакшиной Светлане Владимировне отказано в удовлетворении иска к Правительству Калининградской области и Министерству социальной политики Калининградской области
Заслушав доклад судьи Алексенко Л.В., объяснения представителя истца Вакшиной С.В. - Положевца В.В., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вакшина С.В. обратилась в суд с иском к Министерству социальной политики Калининградской области и Правительству Калининградской области о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Калининградской области, понуждении включить в указанный список и предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска указала, что относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, ее родители - Е. и В. умерли в 1996 году. Постановлением главы администрации Гурьевского района от 05.12.1996 года истец была определена в детский дом, за ней была закреплена жилая площадь по месту регистрации по адресу: <адрес>. До 04.10.1999 года истец проживала в детском доме «Г.», с 1999 года находилась в школе-интернате № для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время она проживает по месту регистрации, где проживают еще 7 человек, в связи с чем жилая площадь составляет менее учетной нормы. 25.05.2009 года она обращалась в администрацию Гурьевского городского округа с заявлением о предоставлении ей жилого помещения как сироте, по результатам рассмотрения которого была поставлена в очередь граждан, нуждающихся в жилье. Поскольку на протяжении 8 лет истец жилым помещением так и не была обеспечена, в сентябре 2017 года она обратилась в Министерство социальной политики Калининградской области с заявлением о включении в Список детей-сирот и предоставлении жилого помещения. Однако во включении в Список ей было отказано. С таким отказом истец не согласна, поскольку полагает, что первоначально обратилась с таким заявлением в установленный срок в администрацию муниципального образования, которая должна была направить эти документы в Министерство социальной политики Калининградской области.
Рассмотрев дело, суд принял изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Вакшина С.В. просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Полностью повторяя доводы иска, продолжает настаивать на том, что в возрасте 19 лет обратилась с заявлением о предоставлении жилого помещения как ребенку-сироте в администрацию муниципального образования, которая в тот период времени занималась вопросами постановки на учет детей-сирот. Полагает, что после изменений в законодательстве и принятия закона Калининградской области от 26.12.2012 №191, администрация муниципального образования должна была передать ее заявление от 21.08.2008 года со всеми документами в Министерство социальной политики Калининградской области. О том, что в законодательстве произошли изменения, а ее документы переданы не были, истец узнала только в ноябре 2017 года. Ссылалась также на наличие у нее задержки в психическом развитии, не связанной с психическим расстройством.
В судебном заседании представитель истца Вакшиной С.В. - Положевец В.В. доводы апелляционной жалобы поддержал. Истец Вакшина С.В., представители ответчиков Правительства Калининградской области и Министерства социальной политики Калининградской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам, что с учетом положений статьи 167 ГПК РФ дает суду основания рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что Вакшина С.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированная в доме № по <адрес>, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, ее родители - Е. и В. умерли в 1996 году. Постановлением главы администрации Гурьевского района от 05.12.1996 года Вакшина С.В. была определена в детский дом, за ней была закреплена жилая площадь по указанному выше адресу. До 04.10.1999 года Вакшина С.В. проживала в детском доме «Г.», с 01.09.1999 года по 31.08.2006 года обучалась в ГБУ Калининградской области общеобразовательной организации для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Н.».
В настоящее время Вакшина С.В. проживает по месту регистрации, где зарегистрировано еще 7 человек (братья, сестра, сын и племянница). Иного жилого помещения в собственности истец не имеет.
Судом также установлено, что 09.11.2017 года Вакшина С.В. обратилась в Министерство социальной политики Калининградской области с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Уведомлением Министерства социальной политики Калининградской области от 15.11.2017 года Вакшиной С.В. было отказано во включении в указанный список со ссылкой на отсутствие в приложенный документах копии свидетельства о рождении. Кроме того, заявителю было разъяснено, что действие Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, в том числе его положения о предоставлении жилых помещении специализированного жилищного фонда, распространяется на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть граждан в возрасте от 18 до 23 лет, утративших попечение со стороны родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Отказывая Вакшиной С.В. в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд исходил из того, что оснований для включения истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, равно как и обеспечения ее таким жилым помещением, не имеется, поскольку до достижения возраста 23 лет Вакшина С.В. не состояла на учете нуждающихся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей; с заявлением о постановке на учет обратилась лишь в 2017 году по достижении 28 лет; объективных и исключительных причин, препятствующих ее своевременному обращению в компетентный орган, не представила.
Вместе с тем, с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и противоречат нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставлялись жилые помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях.
Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены существенные изменения в порядок предоставления жилья лицам указанной категории лицам. Пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ признан утратившим силу, внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - Федеральный закон №159-ФЗ), определяющий общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу пункта 1 статьи 8 указанного закона (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования.
Согласно пункту 3 той же статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Таким образом, дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом №159-ФЗ, в том числе, на обеспечение жилой площадью в соответствии с действующим законодательством распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.
Вместе с тем, пунктом 9 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ, на которую ссылался и суд первой инстанции, предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При этом такое право сохраняется в том случае, если оно было реализовано лицами ранее наступления этого возраста путем подачи заявления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья, поскольку предоставление жилых помещений носит заявительный характер и возможно только при условии письменного обращения в соответствующие органы.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 года также указано, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Материалами дела подтверждается, что 21.08.2008 г. Вакшина С.В., достигшая возраста 18-ти лет, обращалась в администрацию Гурьевского городского округа с заявлением о постановке ее и ее семьи в составе 2-х человек в очередь граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма при администрации муниципального образования.
К заявлению были приложены необходимые документы, в том числе акт проверки жилищных условий заявителя от 21.08.2008 года, из которого следует, что при постановке на учет комиссией учитывалось, что Вакшина С.В. до 3-х лет и до 16-ти лет воспитывалась в Интернате № г.Калининграда, в июле месяце закончила Черняховское училище №.
25.05.2009 года заявление было зарегистрировано в администрации Гурьевского муниципального района, и постановлением администрации Гурьевского муниципального района № от 29.05.2009 года Вакшина С.В. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социально найма, составом семьи два человека. По состоянию на 19.06.2018 года истица состоит в общей очереди под №.
Поскольку администрации муниципального образования было очевидно известно, что Вакшина С.В. с 1996 года является ребенком-сиротой, при постановке ее на учет эти сведения также имелись в администрации, указание в справке от 22.06.2018 года, о том, что Вакшина С.В. не состояла в льготной очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, правового значения для разрешения спора не имеет.
Таким образом, Вакшина С.В., являясь ребенком-сиротой, постоянно проживает на территории Калининградской области, с 2009 года, то есть с 20-тилетнего возраста стоит на учете нуждающихся в жилье, до настоящего времени жилым помещением в установленном порядке не обеспечена, какого-либо жилого помещения в собственности или по договору социального найма не имеет.
При таких обстоятельствах, соответствии с положениями Федерального закона №159-ФЗ Вакшина С.В. подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области и обеспечению таким жилым помещением. Отказ во включении истца в такой список в связи с достижением ею возраста 28 лет является необоснованным.
Учитывая изложенные обстоятельства, решение суда об отказе Вакшиной С.В. в удовлетворении исковых требований нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Калининграда от 11 июля 2018 года отменить, принять по делу новое решение, которым иск Вакшиной Светланы Владимировны удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства социальной политики Калининградской области во включении Вакшиной Светланы Владимировны в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Обязать Министерство социальной политики Калининградской области включить Вакшину Светлану Владимировну в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Обязать Правительство Калининградской области предоставить Вакшиной Светлане Владимировне благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда Калининградской области по установленным нормам, отвечающее санитарным и техническим правилам, по договору найма специализированного жилого помещения за счет бюджета Калининградской области.
Председательствующий:
Судьи: