Решение по делу № 2-103/2019 от 03.12.2018

Гр.дело №2-103/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года                                                                          <адрес>       

                

Канашский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Ивановой Т.В.,

с участием прокурора Борисовой К.В.,

при секретаре Алексеевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах Димитриевой Ольги Вадимовны к администрации Канашского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по установленным нормам предоставления,

установил:

Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах Димитриевой О.В. к администрации Канашского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления ( л.д.2-4).

Обосновывая свои исковые требования, прокурор указал, что Канашской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Димитриевой (Павловой) О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о нарушении ее жилищных прав.

Установлено, что постановлением главы администрации Канашского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Павлова О.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащее обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений администрации Канашского района. Мать Димитриевой (Павловой) О.В. - П.Л. умерла ДД.ММ.ГГГГ; отец - П.В. решением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ лишен в отношении дочери родительских прав. Постановлением администрации г.Канаш Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над Павловой О.В. назначена М. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Димитриева (Павлова) О.В. числится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Канашского района, под номером . Несмотря на то, что у Димитриевой (Павловой) О.В. возникли реальные основания для предоставления ей жилого помещения, администрацией Канашского района не приняты меры по обеспечению последней жилым помещением.

В судебном заседании прокурор Борисова К.В. иск поддержала по изложенным в заявлении основаниям.

Истица Димитриева О.В. иск прокурора поддержала, пояснив, что в детстве она проживала со своими родителями: отцом П.В. и матерью П.Л. в <адрес>, откуда ее забрали в <данные изъяты>, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ году у нее умерла мама. В <данные изъяты> она проучилась с 1 по 7 классы (с <адрес> по 2009 годы). В ДД.ММ.ГГГГ году ее забрала жить к себе в приемную семью М. по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ она вступила в брак с Ф., ДД.ММ.ГГГГ от совместной жизни с Ф. у нее родилась дочь Э.. Решением мирового судьи судебного участка №2 г.Канаш от ДД.ММ.ГГГГ брак с И. расторгнут. ДД.ММ.ГГГГ она вступила в брак с Д., в настоящее время она со своей семьей арендует жилье по адресу: <адрес>.

Ответчик - представитель администрации Канашского района Чувашской Республики Попова Т.В. иск прокурора в интересах Димитриевой О.В. не признала, пояснив, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденном главой администрации Канашского района, Димитриева О.В. числится под номером . В соответствии с п.2.6 Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 августа 2006 года №223, специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в специализированных жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 июля 2013 года №292 «Об утверждении Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждена форма, по которой осуществляется формирование списка. Основными показателями для формирования такого списка являются данные о том, когда у лиц названной категории возникло право на обеспечение жилым помещением и дата принятия решения о включении в список (признания нуждающимся в жилом помещении). Иной порядок формирования списка указанными нормативно-правовыми актами не предусмотрен. Порядок формирования списка лиц названной категории регламентируется статьей 23.2 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений». Данный Закон не содержит положений о предоставлении жилых помещений по договору найма специализированных жилых помещений во внеочередном порядке. Предоставление жилого помещения Димитриевой О.В., которая находится в названном списке не в числе первых, нарушает права других лиц, обладающих аналогичным правом и принятых на учет для получения жилья ранее, чем истец. Между тем, по смыслу ст.10 ГК РФ не могут быть защищены права одного лица за счет нарушения прав других. Собственных денежных средств в бюджете района на приобретение Димитриевой О.В. жилого помещения у органа местного самоуправления не имеется. Обеспечение жилыми помещениями граждан указанной категории осуществляется в рамках субвенций, предоставляемых органам местного самоуправления. Поэтому жилое помещение истице будет предоставлено в соответствии с ее очередностью в списке лиц названной категории граждан и по мере финансирования данных обязательств Чувашской Республикой. Следовательно, в иске прокурора в интересах Димитриевой О.В. следует отказать.

3-е лица на стороне ответчика - представитель Министерства финансов Чувашской Республики и представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

В своем отзыве на исковое заявление прокурора в интересах Димитриевой О.В. заместитель министра финансов Чувашской Республики Волкова И.В. указала, что предоставление жилого помещения лицам данной категории является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям статей 5 и 8 Федерального закона №159-ФЗ об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта РФ. Денежные средства на реализацию указанных полномочий ежегодно предусматриваются в республиканском бюджете Чувашской Республики в виде субвенций бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов. Средства на указанные цели распределяются в соответствии с методикой расчета субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов для осуществления государственных полномочий Чувашской Республики по обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденной в соответствии со статьей 14.7 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года №55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями». Согласно распределению субвенций бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов для осуществления государственных полномочий Чувашской Республики по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2019 год, утвержденным Законом Чувашской Республики от 28 ноября 2018 года №83 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» Канашскому району Чувашской Республики в 2019 году предусмотрено 5783,6 тыс. руб., из них за счет средств федерального бюджета - 5436,6 тыс.руб., республиканского бюджета Чувашской Республики - 347,0 тыс.руб.         ( л.д. 162-163).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статье 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 109.1Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального законаот 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу пункта 3 данной статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 этой же статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьии достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Аналогичные положения предусмотрены в статье 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 "О регулировании жилищных отношений", согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее также - жилые помещения) в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.

В соответствии с частью 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц названной категории в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.

В силу пункта 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся и жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Димитриева ( до заключения брака - Павлова, Фасхутдинова ) О.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией записи акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 62), копией записи акта о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.63), копией записи акта о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.151).

Из указанной записи акта о рождении следует, что ее матерью является П.Л., отцом - П.В.

ДД.ММ.ГГГГ П.Л. умерла, что подтверждается копией записи акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 66).

Решением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ П.В. лишен родительских прав в отношении дочери Павловой О.В. ( л.д.58-59).

Следовательно, в соответствии с положениями ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Димитриева О.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением главы Сугайкасинского сельского поселения Канашского района от ДД.ММ.ГГГГ Павлова ( ныне - Димитриева) О.В. принята на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма ( л.д.119).

Как показала в судебном заседании представитель ответчика Попова Т.В., очередность Димитриевой О.В. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, сформированным администрацией Канашского района, под номером .

Димитриева О.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.81), адресной справкой ( л.д.155).

Собственником названного дома является Павлов В.П., что подтверждается выпиской из похозяйственной книги ( л.д.81).

Как было указано выше, отец Димитриевой О.В. - Павлов В.П. был лишен родительских прав в отношении дочери.

Вышеприведенное обстоятельство свидетельствует о наличии предусмотренного абзацем 2 подпункта 1 пункта 3 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» от ДД.ММ.ГГГГ основания, свидетельствующего о невозможности проживания Димитриевой О.В. в жилом <адрес>.

Димитриева О.В. и члены ее семьи какое-либо жилое помещения на праве собственности не имеют ( л.д.70, 71, 72, 73, 74).

Следовательно, Димитриева О.В. является нуждающейся в жилых помещениях.

ДД.ММ.ГГГГ Димитриевой О.В. исполнилось 22 года. Однако до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда последней не предоставлено.

Доводы представителя ответчика о том, что Димитриева О.В. находится в списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда для приобретения жилых помещений не в числе первых, а внеочередное предоставление жилья истцу повлечет за собой нарушение прав других лиц названной категории являются несостоятельными, поскольку исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства с момента включения в список детей-сирот на получение жилья и достижения Димитриевой О.В. совершеннолетия у ответчика возникла обязанность по предоставлению последнему жилого помещения.

Из содержания положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального законаот 02.07.2013 г.№185-ФЗ, вступившего в силу с 01 сентября 2013 года) и статьи 109.1 ЖК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих фактов: нуждаемость лиц названной категории в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по заявлению таких лиц завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

При этом ни Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни Закон Чувашской Республики « О регулировании жилищных отношений» не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного по договору найма специализированного жилого помещения.

Формирование субъектом РФ сводного списка указанной категории лиц означает планирование числа лиц, нуждающихся в жилых помещениях, и призвано обеспечить жилыми помещениями лиц названной категории незамедлительно по мере наступления основания для представления жилья, а не с целью формирования очередности в обеспечении жильем исходя из времени включения в такой список.

При этом право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в жилье, и времени принятия их на такой учет. В связи с этим жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом обстоятельств.

Ссылка представителя ответчика на положение пункта 2.6 Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 августа 2006 года №223, предусматривающего предоставление специализированных жилых помещений в порядке очередности, является несостоятельной, поскольку названный Порядок определяет порядок предоставления гражданам служебных жилых помещений, жилых помещений в общежитиях, жилых помещений маневренного фонда, жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан, жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, отнесенных к специализированному жилищному фонду Чувашской Республики, за исключением жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых в соответствии со статьей 23.1Закона( пункт 1.1 Порядка).

Ссылка представителя ответчика на отсутствие финансирования обязательств по предоставлению лицам названной категории жилых помещений не может являться основанием для отказа в иске, поскольку предоставление жилых помещений названной категории граждан не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия финансирования на указанные цели.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что иск прокурора в интересах Димитриевой О.В. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

решил:

        Иск прокурора в интересах Димитриевой Ольги Вадимовны удовлетворить.

        Обязать администрацию Канашского района Чувашской Республики предоставить Димитриевой Ольге Вадимовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления.

        Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья      Т.В. Иванова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-103/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Канашский межрайоный прокурор
Димитриева Ольга Вадимовна
Ответчики
Администрация Канашского района Чувашской Республики
Другие
Министерство финансов Чувашской Республики
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
Суд
Канашский районный суд Чувашии
Дело на сайте суда
kanashsky.chv.sudrf.ru
20.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2020Передача материалов судье
20.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2020Дело оформлено
20.03.2020Дело передано в архив
25.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее