Дело № 2- 138/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 февраля 2014 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
под председательством судьи Кондаковой Т.Г.,
при секретаре судебного заседания Аниковой О.В.,
с участием истцов ФИО1 ФИО2
представителя истцов Зарубиной Е.Н.,
представителя ответчика администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики – Хамутбаева А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики о признании действий администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики незаконными, о возложении обязанности на администрацию города Новочебоксарска Чувашской Республики определить очередность семьи в списке молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»,
установил:
ФИО1 ФИО2 обратились в суд с иском с учетом последующего уточнения к администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики о признании действий администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики по первоочередному включению в течение <данные изъяты> лет, начиная с ДД.ММ.ГГГГ., в списки молодых семей – участников подпрограммы на получение социальной выплаты для улучшения жилищных условий по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» перед их семьей (семьей <данные изъяты> - <данные изъяты>) молодых семей, где оба супруга или один из супругов поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в составе родительской семьи, и где один из супругов был поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до создания молодой семьи либо до обращения молодой семьи с заявлением о признании ее участницей подпрограммы, незаконными, о возложении обязанности на администрацию г.Новочебоксарска Чувашской Республики определить очередность семьи истцов в списке молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ., с учетом количества молодых семей, незаконно получавших социальные выплаты в связи с первоочередным включением в списки молодых семей, где оба супруга или один из супругов поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в составе родительской семьи (то есть приблизить очередность семьи истцов к началу списка молодых семей с учетом количества указанных выше семей) <данные изъяты>
Свои требования истцы мотивировали тем, что их семья в составе <данные изъяты> человек (ФИО1супруга), ФИО2 (супруг), <данные изъяты> (дочь), <данные изъяты> (сын)) ДД.ММ.ГГГГ признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ г.г., по условиям которой участники имеют право на получение социальных выплат на приобретение жилья. Согласно уведомлению сектора жилищных отношений администрации г.Новочебоксарска Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ очередность семьи определена под № №. Также имеется ответ администрации от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в сводный список семья включена под № №. ДД.ММ.ГГГГ стало известно, что очередность семьи истцов определена под № № (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ). В ответе администрации на обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ содержались ссылки на представление прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № и письмо Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № №, согласно которым установлено, что при формировании сводных списков молодых семей, участников подпрограммы, в первую очередь не могут быть включены молодые семьи, у которых в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ были признаны их родители, а не сами семьи. В результате такого первоочередного предоставления социальных выплат молодым семьям, включаемым в список молодых семей на основании признания нуждающимися в улучшении жилищных условий их родителей, семья истцов не получила социальную выплату и не продвинулась за <данные изъяты> лет состояния в очереди. Полагают, что действиями администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики по первоочередному включению в списки молодых семей — участников подпрограммы на получение социальной выплаты для улучшения жилищных условий, молодых семей, где оба супруга или один из супругов поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в составе родительской семьи до ДД.ММ.ГГГГ, нарушены права их семьи на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В судебном заседании истцы ФИО1 ФИО2., их представитель Зарубина Е.Н. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнения, и вновь привели их суду.
Представитель ответчика администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики Хамутбаев А.А. иск не признал. Пояснил, что администрацией г.Новочебоксарска Чувашской Республики формирование списков молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», происходило, исходя из даты постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях не самой молодой семьи, а родителей одного из членов молодой семьи, и где один из супругов был поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до создания молодой семьи либо до обращения молодой семьи с заявлением о признании ее участницей подпрограммы. При формировании списка молодых семей на ДД.ММ.ГГГГ г. были учтены рекомендации Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № № по формированию списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ г.г., согласно которым первоочередным правом на включение в список участников обладают только молодые семьи – участники подпрограммы, которые были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ при этом очередность от родителей к их детям по наследству и др. не передается.
Представитель третьего лица - Министерства строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства Чувашской Республики, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела третье лицо извещено надлежащим образом. Согласно представленным пояснениям от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки списка, сформированного администрацией г.Новочебоксарска Чувашской Республики, на ДД.ММ.ГГГГ г. нарушений не выявлено (<данные изъяты>
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в адрес администрации г.Новочебоксарска Чувашской Республики с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ г.г. молодой семьи из двух человек (сама ФИО1 и ее дочь <данные изъяты> Семья ФИО1 составом из <данные изъяты> человек была включена в сводный список участников указанной подпрограммы.
После заключения брака с ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ и рождением ДД.ММ.ГГГГ сына <данные изъяты> семья ФИО1 составила <данные изъяты> человека <данные изъяты>
Из пояснений заведующего сектором жилищных отношений администрации г.Новочебоксарска Чувашской Республики следует, что согласно списков молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ г.г., изъявивиших желание получить социальную выплату, порядковый номер семьи ФИО1 в списке очередности молодых семей менялся следующим образом: на ДД.ММ.ГГГГ г. семья была включена по номером № с датой ДД.ММ.ГГГГ; на ДД.ММ.ГГГГ г. - под номером №; на ДД.ММ.ГГГГ г. - под номером №; на ДД.ММ.ГГГГ г. - под номером №; на ДД.ММ.ГГГГ г. - под номером №; на ДД.ММ.ГГГГ г. - под номером № <данные изъяты>
Согласно сообщению администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и сообщению заведующего сектором жилищных отношений администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в сводном списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ г.г. на ДД.ММ.ГГГГ г. семья ФИО1. состоит с ДД.ММ.ГГГГ под номером №; списки молодых семей на ДД.ММ.ГГГГ г. были сформированы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>
Из писем Министерства строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно списку молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на ДД.ММ.ГГГГ г., поступившему в Минстрой Чувашии от администрации г.Новочебоксарска, молодая семья ФИО1 в составе <данные изъяты> человек состоит под № №. В ДД.ММ.ГГГГ г. при проверке списка, сформированного администрацией г.Новочебоксарска Чувашской Республики, Прокуратурой Чувашской Республики было обнаружено, что в число первоочередных в список были включены молодые семьи по очереди своих родителей, которые были признаны в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ. Среди таких семей оказалась и семья <данные изъяты> Администрация г.Новочебоксарска была предупреждена о том, что при формировании списка на ДД.ММ.ГГГГ г. необходимо устранить выявленное нарушение. По результатам проверки списка на ДД.ММ.ГГГГ г. нарушений не выявлено <данные изъяты>
Согласно представлению прокурора г. Новочебоксарск Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № № при проведении проверки обращения граждан о нарушении администрацией г.Новочебоксарска требований федерального законодательства при формировании списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ г.г. выявлены факты включения администрацией города молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ г., в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» исходя из даты постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях не самой молодой семьи, а родителей одного из членов молодой семьи. Прокуратурой установлено, что при формировании списков органом местного самоуправления фактически ущемляются права молодых семей, изъявивших желание раньше, чем другие, получить социальную выплату <данные изъяты>
Судом установлено, что список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в ДД.ММ.ГГГГ г. по Чувашской Республике утвержден Председателем Кабинета Министров Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение № 3 к подпрограмме).
Как следует из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, за счет собственных заемных средств молодых семей.
Согласно положениям названных выше Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285; пункт 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050).
Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (пунктом 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050; пункт 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285).
Для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства заявление с приложением требуемых документов.
Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в представляемых документах, и принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы (пункты 15, 15 (1), 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050; пункты 15, 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.0.2006 № 285).
Названные выше Правила предусматривают, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. (пункт 22 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285; пункт 21 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050). В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей (пункт 21 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050).
Правоотношения, возникающие при принятии гражданина на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, отличаются по своей правовой природе от правоотношений, возникающих в связи с реализацией подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Необходимыми условиями участия в подпрограмме, кроме нуждаемости в улучшении жилищных условий, являются создание семьи, соответствие ее условиям, установленным Правилами, наличие у семьи денежных средств, достаточных для оплаты стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, и волеизъявления на участие в подпрограмме, выраженного в соответствующем заявлении. По результатам рассмотрения заявлений и прилагаемых к нему документов орган местного самоуправления принимает решение о признании (либо отказе) молодой семьи участницей подпрограммы.
Анализ указанных выше норм федерального законодательства свидетельствует о том, что субъектом правоотношений, связанных с реализацией подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», является молодая семья.
Поскольку отдельные граждане не являются субъектами вышеуказанных правоотношений, имеющееся у таких граждан, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях до создания семьи, право на предоставление в порядке очередности жилого помещения по договору социального найма не может быть учтено при формировании списков молодых семей, желающих получить социальную выплату с целью приобретения жилого помещения.
Таким образом, то обстоятельство, что один из членов семьи был поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ, до создания молодой семьи либо до обращения молодой семьи с заявлением о признании ее участницей подпрограммы, не порождает у молодой семьи право на льготное установление ее очередности в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», поскольку федеральное законодательство не содержит норм, предусматривающих льготы для граждан, состоящих на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при реализации ими прав на участие в подпрограммах федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., 2011-2015 г.г.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что является доказанным факт включения ответчиком молодых семей в список изъявивших желание получить социальную выплату участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» исходя из даты постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях не самой молодой семьи, а родителей одного из членов молодой семьи, в ДД.ММ.ГГГГ г. Указанное усматривается из буквального толкования представления прокурора г. Новочебоксарск Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № №, письма Министерства строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ.
По мнению суда, включение администрацией г.Новочебоксарска Чувашской Республики в список изъявивших желание получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ г. участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ г.г. молодых семей исходя из даты постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях не самой молодой семьи, а родителей одного из членов молодой семьи, где один из супругов был поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до создания молодой семьи либо до обращения молодой семьи с заявлением о признании ее участницей подпрограммы, нарушает права иных лиц, поскольку молодые семьи, которые были образованы после ДД.ММ.ГГГГ, и не имеющие <данные изъяты> и более детей, подлежат включению в список в порядке очередности в соответствии с календарной датой подачи заявления. Имеющееся у таких граждан, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях до создания семьи, право на предоставление в порядке очередности жилого помещения по договору социального найма не может быть учтено при формировании списков молодых семей, желающих получить социальную выплату с целью приобретения жилого помещения.
Поскольку представленные сторонами доказательства подтверждают факт включения ответчиком молодых семей в список изъявивших желание получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ г. участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ г.г. исходя из даты постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях не самой молодой семьи, а родителей одного из членов молодой семьи, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в части и признает действия администрации г.Новочебоксарска Чувашской Республики по первоочередному включению в список на ДД.ММ.ГГГГ г. молодых семей, участников подпрограммы на получение социальной выплаты для улучшения жилищных условий по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», перед семьей <данные изъяты>, где оба супруга или один из супругов поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в составе родительской семьи, и где один из супругов был поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до создания молодой семьи либо до обращения молодой семьи с заявлением о признании ее участницей подпрограммы, незаконными. В удовлетворении исковых требований о признании незаконными вышеуказанных действий ответчика при составлении списков на ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. суд отказывает, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие незаконность действий ответчика за указанные периоды.
Исковые требования ФИО1 и ФИО2 о возложении обязанности на администрацию г.Новочебоксарска Чувашской Республики определить очередность семьи истцов в списке молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ., с учетом количества молодых семей, незаконно получавших социальные выплаты в связи с первоочередным включением в списки молодых семей, где оба супруга или один из супругов поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в составе родительской семьи (то есть приблизить очередность семьи истцов к началу списка молодых семей с учетом количества указанных выше семей), суд полагает не подлежащими удовлетворению, поскольку сложившаяся в администрации г.Новочебоксарска ситуация по постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях молодых семей исходя из даты постановки на учет не самой молодой семьи, а родителей одного из членов молодой семьи (при формирования списка на ДД.ММ.ГГГГ г.), где один из супругов был поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до создания молодой семьи либо до обращения молодой семьи с заявлением о признании ее участницей подпрограммы, имела место до вынесения настоящего решения суда и на основании сформированного и утвержденного списка были реализованы права граждан. Иное повлекло бы нарушение прав других участников подпрограммы.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать действия администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики по первоочередному включению в список на ДД.ММ.ГГГГ. молодых семей, участников подпрограммы на получение социальной выплаты для улучшения жилищных условий по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», перед семьей <данные изъяты>, где оба супруга или один из супругов поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в составе родительской семьи, и где один из супругов был поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до создания молодой семьи либо до обращения молодой семьи с заявлением о признании ее участницей подпрограммы, незаконными.
В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики о признании действий администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики по первоочередному включению в списки на ДД.ММ.ГГГГ. молодых семей, участников подпрограммы на получение социальной выплаты для улучшения жилищных условий по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», перед семьей <данные изъяты> где оба супруга или один из супругов поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в составе родительской семьи, и где один из супругов был поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до создания молодой семьи либо до обращения молодой семьи с заявлением о признании ее участницей подпрограммы, незаконными, - отказать.
В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики о возложении обязанности на администрацию города Новочебоксарска Чувашской Республики определить очередность семьи истцов в списке молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ., с учетом количества молодых семей, незаконно получавших социальные выплаты в связи с первоочередным включением в списки молодых семей, где оба супруга или один из супругов поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в составе родительской семьи (то есть приблизить очередность семьи истцов к началу списка молодых семей с учетом количества указанных выше семей), - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия мотивированного решения через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.
Судья Т.Г. Кондакова
Мотивированное решение составлено 17.02.2014.