Дело № 2а-2948/2018
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
04 июля 2018 года г. Ногинск
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Загузова С.А.,
при секретаре Шапкине К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Федотова Ю. С. к призывной комиссии городского округа Черноголовка о признании незаконным решения о признании не прошедшим военную службу по призыву, обязании выдать военный билет,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Федотов Ю. С. обратился в суд с иском к призывной комиссии городского округа Черноголовка о признании незаконным решения о признании не прошедшим военную службу по призыву, обязании выдать военный билет и просил суд:
-признать незаконным и отменить решение (заключение) призывной комиссии г.о. Черноголовка от ДД.ММ.ГГГГ № п 2/4 о признании Федотова Ю.С. не прошедшим военную службу по призыву;
-обязать военный комиссариат Московской области по г. Ногинск,
г. Черноголовка, г. Электросталь Ногинского района выдать Федотову Ю.С. военный билет.
В обоснование заявленных требований административный истец Федотов Ю.С. указал, что ДД.ММ.ГГГГ он - Федотов Ю.С., обратился в отдел Военного комиссариата Московской области по городам Ногинск, Электросталь, Черноголовка и Ногинскому району за выдачей военного билета. Однако ему было предложено написать заявление о выдаче справки взамен военного билета, так как ДД.ММ.ГГГГ призывная комиссия по г.о. Черноголовка приняла решение № п 2/4 о зачислении Федотова Ю.С. в запас по достижению предельного возраста призыва на военную службу и на основании п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» вынесла заключение о признании гражданином, не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований. С решением призывной комиссии Федотов Ю.С. не согласен, полагает, что оно является незаконным, поскольку оно противоречит п. 1.1 ст. 28 53-Ф3, нарушает его право на получение военного билета и влечет за собой незаконные ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, признанным не прошедшим военную службу по призыву. Федотов Ю.С. проживает в <адрес> и состоит на воинском учете в отделе Военного комиссариата с ДД.ММ.ГГГГ В период времени с ДД.ММ.ГГГГ (постановка на воинский учёт) по ДД.ММ.ГГГГ (достижение предельного возраста призыва на военную службу) административный истец не менял адрес регистрации по месту пребывания, проживал по указанному адресу, не менял места работы. ДД.ММ.ГГГГ Федотов Ю.С. поступил в очную аспирантуру Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт физики твердого тела Российской академии наук (ИФТТ РАН), учеба продолжалась 3 года, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ В связи с обучением в аспирантуре ему в установленном законом порядке была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ Каждый год во время обучения в аспирантуре он предоставлял справки, подтверждающие обучение в аспирантуре, в военноучётный стол муниципального образования <адрес> Черноголовка. К окончанию аспирантуры он представил диссертацию к защите, после чего один год был предоставлен Федотову Ю.С. ИФТТ РАН для защиты квалификационной работы. Согласно справке по форме № к Перечню (п. 3) приказа МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ИФТТ РАН ДД.ММ.ГГГГ для представления в ВК <адрес> по городам Ногинск, Электросталь, Черноголовка и по <адрес> (исх. №), в 2011 г. истец поступил в очную аспирантуру ФГБУН Институт физики твердого тела РАН, окончание обучения в образовательном учреждении - ДД.ММ.ГГГГ Федотов Ю.С. уведомил военно-учётный стол о завершении обучения в очной аспирантуре ФГБУН Институт физики твердого тела РАН и подготовке к защите диссертации путем личного предоставления указанной Справки по форме № к Перечню (п.3) приказа МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Федотову Ю.С. 27 лет исполнилось ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в период подготовки диссертационной работы к защите, спустя менее чем 10 месяцев с даты окончания аспирантуры. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он обучался по очной форме обучения в аспирантуре ИФТТ РАН. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он готовил к защите кандидатскую диссертацию, от призыва не уклонялся, повесток не получал, полагал, что в установленном законом порядке будет вызван в отдел Военного комиссариата, где в отношении административного истца, призывной комиссией, с учётом имеющегося права на отсрочку, будет вынесено соответствующее решение о предоставлении отсрочки от призыва. ДД.ММ.ГГГГ административному истцу исполнилось 27 лет. Федотов Ю.С., полагает, что на основании п.2 ст.24 53-Ф3 имел право на отсрочку от призыва на военную службу, а, следовательно, законное основание для непрохождения военной службы, состоял на воинском учёте, не менял мест работы и проживания, добросовестно исполнял обязанности призывника, возложенные на него законодательством, что исключает возможность признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. В то же время отдел Военного комиссариата не исполнил обязанности по организации призыва в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложенные на него ст. 26 53-Ф3. О нарушении своих прав оспариваемым решением призывной комиссии административный истец узнал ДД.ММ.ГГГГ при обращении в военный комиссариат <адрес> за выдачей военного билета.
В судебном заседании административный истец Федотов Ю.С. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске. Дополнительно суду показал, что срок обучения был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, далее он продолжил обучение и уведомил Военкомат личным обращением в военно-учетный стол. В тот же день, Федотов Ю.С. продлевал временную регистрацию, для чего ему нужно было уведомить военкомат. Срок для защиты работы составил до ДД.ММ.ГГГГ, все это время он защищал кандидатскую работу, так как в процессе защиты у Федотова Ю.С. возникли трудности, о затрате дополнительного времени он военкомат не уведомлял, не видел в этом необходимости.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата городов Ногинск, Электросталь, Черноголовка и Ногинского района Московской области в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, в связи с тем, что Федотов Ю.С. получил отсрочку до ДД.ММ.ГГГГ, он получил приписное удостоверение и своевременно не выполнил обязанности по своевременному прибытию на призывную комиссию, далее он был переведен в запас как гражданин не прошедший военную службу, не имеющий уважительных причин.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Федотов Ю.С. проживает в <адрес> и состоит на воинском учете в отделе Военного комиссариата с ДД.ММ.ГГГГ
В связи с обучением в аспирантуре Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт Физики твердого тела Российской академии наук в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), ему была предоставлена отсрочка до ДД.ММ.ГГГГ.
После окончания отсрочки Федотов Ю.С. не явился на призывную комиссию в военный комиссариат, не выполнил обязанности, указанные в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу «сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования».
В соответствии с решением призывной комиссии по городам Ногинск, Электросталь и Черноголовка, Ногинского района от ДД.ММ.ГГГГ № л 2/4. Федотов Ю.С. был зачислен в запас на основании пункта абзаца 6 пункта 1 статьи 52 закона от ДД.ММ.ГГГГ Ф3-53 «О воинской обязанности и военной службе», как гражданин, не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (л.д. 10).
Согласно статье 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Категории граждан, которые освобождаются от исполнения воинской обязанности и которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, определены соответственно в статьях 23, 24 названного Федерального закона.
Так, от призыва на военную службу освобождаются граждане признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации; проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу; прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.Правом на освобождение от призыва на военную службу обладают граждане: имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень; являющиеся сыновьями (родными братьями): военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов; граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
Не подлежат призыву на военную службу граждане: отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.
Федотов Ю.С. к данным категориям граждан не относится.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, статья 28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе дополнена пунктом 1.1.
Согласно приведенной норме при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным законом), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Федеральный законодатель в абзаце втором названного пункта указал, что порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 663, в разделе III (в редакции действующей с ДД.ММ.ГГГГ) устанавливает правовое регулирование вопросов, связанных с признанием гражданина не прошедшим военную службу по призыву.
В соответствии с пунктом 34 Положения призывная комиссия при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву на основании документов воинского учета, а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих органов выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если гражданин не проходил военную службу, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета», справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности. Бланк справки, взамен военного билета, является защищенной полиграфической продукцией уровня «В».
Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
Из содержания приведенных выше правовых норм в их системном единстве следует, что если гражданин, достигший 27 лет, не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу, то, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в отношении него выносится заключение о том, что он не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Федотову Ю.С. предоставлялась отсрочка на период обучения до ДД.ММ.ГГГГ, после которой административный истец в отдел военного комиссариата не явился и намерения на прохождение военной службы не выразил. При этом ни к одной категории граждан, которые в силу статей 23 и 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» признаются не прошедшими военную службу по призыву на законных основаниях, он не относится.
Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (день достижения Федотовым Ю.С. 27-летнего возраста), в соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» осуществлялись призывы на военную службу.
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. Закона, пп. «г» п. 50 раздела IX Постановления Правительства РФ N 719 от 27.11.2006 «Об утверждении положения о воинском учете» граждане, подлежащие воинскому учету обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования.
Федотов Ю.С. ДД.ММ.ГГГГ никаких сведений о праве на отсрочку в военный комиссариат не представлял, доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение принято призывной комиссией в соответствии с действующим правовым регулированием.
После ДД.ММ.ГГГГ принятие призывной комиссией заключения о зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным законом), как лиц, не прошедших военную службу, не имея на то законных оснований, не поставлено законодателем в зависимость от наличия сведений о вызове такого лица повесткой в военный комиссариат для прохождения военной службы.
По смыслу подпункта 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными при наличии одновременно двух условий: их несоответствия нормативным правовым актам; нарушение данными решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
Кроме того, истцом не заявлено требование о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с административным иском о признании незаконным решения, доводов о наличии уважительных причин пропуска указанного срока, являющихся основанием для восстановления указанного срока, административным истцом не приведено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в силу части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, уважительных причин, которые могут повлечь восстановление истцу пропущенного срока подачи административного искового заявления, не усматривается, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, исследовав все представленные в материалы дела доказательства, как в отдельности так и в их совокупности, суд не находит оснований к удовлетворению иска Федотова Ю.С. о признании незаконным решения военного комиссариата.
Руководствуясь ст.ст. 226-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 09 ░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░