Судья Лукоянов А.Н. Дело №33а-1322/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«08» июля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Зиновьевой О.Н., Добровольской Т.В.,
при секретаре Сухове А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области Раковой И.А. на решение Костромского областного суда от 09 апреля 2019 года, которым установлены:
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание нежилого строения (ювелирная мастерская), площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Костромская область, Красносельский район, <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 сентября 2014 года в размере <данные изъяты> рублей;
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного жилищного строительства, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере <данные изъяты> рубль на период с 18 ноября 2018 года;
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного жилищного строительства, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере <данные изъяты> рублей на период с 18 ноября 2018 года.
Указано считать датой подачи заявления 30 декабря 2018 года.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав объяснения представителя администрации Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области Буркова А.Д., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения Декуна О.В. относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Декун О.В. обратился в суд с административным иском к администрации Костромской области и Управлению Росреестра по Костромской области об установлении в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости, указывая в обоснование, что является собственником следующих объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание нежилого строения (ювелирная мастерская), площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Кадастровая стоимость земельного участка утверждена по состоянию на 19 сентября 2014 года в размере <данные изъяты> руб.;
- земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного жилищного строительства, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Кадастровая стоимость земельного участка утверждена по состоянию на 01.01.2013 г. в размере <данные изъяты> руб.;
- земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного жилищного строительства, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> Кадастровая стоимость земельного участка утверждена по состоянию на 01.01.2013 г. в размере <данные изъяты> руб.
Однако согласно отчету об оценке рыночной стоимости №7436, составленному ООО «<данные изъяты>» (оценщик <данные изъяты>.), действительная рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 19 сентября 2014 года составляет <данные изъяты> руб.
Согласно отчету №068/18-1, составленному оценщиком <данные изъяты>. (индивидуальный предприниматель), по состоянию на 01 января 2013 года действительная рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> руб., земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты>
Несоответствие кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости приводит к необоснованному увеличению размера земельного налога, чем нарушаются права административного истца.
Административный истец просил установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В ходе рассмотрения дела административный истец Декун О.В. административные исковые требования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и № уточнил, просил установить кадастровую стоимость данных земельных участков в размере рыночной стоимости на период с 18 ноября 2018 года.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области и администрация городского поселения п. Красное-на-Волге Красносельского района Костромской области.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе глава Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области Ракова И.А. просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска.
Считает, что суд необоснованно принял в качестве доказательств по делу письма администрации Красносельского муниципального района от 28.03.2019 г. №807 и от 02.04.2019 г. №878 о том, что фактически участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения и процедура перевода уже начата. Отмечает, что земельные участки с кадастровыми номерами № относятся к землям населенных пунктов. Поскольку кадастровая оценка распространяется на весь квартал, отдельные участки не могут учитываться иначе, чем другие, окружающие его земли. Кадастровая стоимость 1 кв.м в населенном пункте д. Абрамово составляет 185 руб./кв.м, в то время как согласно административному иску кадастровая стоимость 1 кв.м спорных земельных участков будет составлять 18,46 руб./кв.м и 19,70 руб./кв.м. Судом не отражен в решении довод администрации сельского поселения о том, что перевод земель, связанных с оборотом земель сельскохозяйственного назначения, регулируется Законом Костромской области и осуществляется администрацией муниципального района. Формулировки в справках противоречат нормам Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г. №101-ФЗ и Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 г. №172-ФЗ, так как полномочиями по переводу участков обладает только орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Документов, свидетельствующих о принятии такого решения, в материалы дела не представлено. Согласно процедуре перевода земельных участков все изменения в генеральный план Прискоковского сельского поселения начинаются с подачи заявления в администрацию Красносельского муниципального района. После рассмотрения заявления издается распорядительный акт, документы направляются в исполнительный орган субъекта Российской Федерации. После одобрения и согласования изменений в генеральный план сельского поселения администрацией Костромской области окончательное решение принимается Собранием депутатов Красносельского муниципального района. Документов об изменении в генеральном плане участков земли на земли сельскохозяйственного назначения истцом не представлено. Также обращает внимание, что в отчете об оценке неверно дана ссылка на то, что фактически на территории спорных земельных участков отсутствует водоснабжение. Указывает, что в д. Абрамово находится скважина, которая может обеспечить водой около 520 участков. Таким образом, в отчете неправильно применен понижающий коэффициент в связи с отсутствием водоснабжения. В подтверждение данных доводов заявителем представлена справка МУП «<данные изъяты>» как балансодержателя о полном износе сетей и невозможности подключения к водонапорной башне вышеуказанных участков. Однако справка не подтверждает данных обстоятельств, т.к. для такого вывода необходимо наличие комиссионного акта осмотра сетей с собственником имущества либо заключения независимой экспертизы. Вопреки указанию в решении суда (абз. 3 л. 4) администрация Прискоковского сельского поселения ставила под сомнение результаты оценки земельных участков, неоднократно подавая возражения относительно документов, представляемых административным истцом.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Декун О.В. считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.
Представители администрации Костромской области, Управления Росреестра по Костромской области, администрации Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области, департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, администрации городского поселения п. Красное-на-Волге Красносельского района Костромской области в суд апелляционной инстанции не явились, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению дела, поскольку о времени и месте судебного разбирательства они извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом, Декуну О.В. на праве собственности с 2008 года принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание нежилого строения (ювелирная мастерская), площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>
Кроме того, с 18 ноября 2018 года Декун О.В. является собственником следующих объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> утверждена по состоянию на 19 сентября 2014 года в размере <данные изъяты> руб., земельного участка с кадастровым номером № – по состоянию на 01 января 2013 года в размере <данные изъяты> руб., земельного участка с кадастровым номером № – по состоянию на 01 января 2013 в размере <данные изъяты>
В подтверждение заявленных требований административный истец представил отчет №7436, составленный ООО «<данные изъяты>» (оценщик <данные изъяты>.), согласно которому стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 19 сентября 2014 года определена в размере <данные изъяты> руб.
Также представлен отчет №068/18-1, составленный оценщиком <данные изъяты>. (индивидуальный предприниматель), в котором рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2013 года определена в размере <данные изъяты> руб., земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2013 года – в размере <данные изъяты> руб.
Разрешая заявленные Декуном О.В. требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для установления кадастровой стоимости принадлежащих административному истцу земельных участков равной их рыночной стоимости.
Данный вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, нормы которого приведены в судебном решении, установленным по делу обстоятельствам не противоречит, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с ним.
Определяя величину кадастровой стоимости земельных участков, заявленных Декуном О.В., суд исходил из рыночной стоимости земельных участков, указанной в отчетах об оценке.
При этом суд принял во внимание, что согласно представленным в дело документам водоснабжение земельных участков с кадастровыми номерами № и № от имеющейся в деревне Абрамово скважины невозможно вследствие её большого износа (износ сетей 90-92%). В связи с этим суд признал обоснованной оценку указанных земельных участков оценщиком ФИО1., как не имеющих водоснабжения.
Заявителем апелляционной жалобы выводы суда в указанной части какими-либо доказательствами не опровергнуты. Само по себе несогласие заинтересованного лица с содержанием справки МУП «<данные изъяты>» от 08 апреля 2019 года №74 не может являться основанием к отмене судебного постановления. Указанная справка обоснованно принята судом в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку водозаборная скважина деревни Абрамово Прискоковского сельского поселения находится в хозяйственном ведении МУП «<данные изъяты>», следовательно данное предприятие располагает достоверной информацией о техническом состоянии объекта.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном приобщении к материалам дела писем администрации Красносельского муниципального района Костромской области от 28 марта 2019 года №807и 02 апреля 2019 года №878, свидетельствующих о том, что согласно Генеральному плану Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне «земельный участок, планируемый под сенокос; проектное предложение по изменению границ населенного пункта», земельный участок с кадастровым номером № расположен в двух зонах: часть участка расположена в зоне «земельный участок, планируемый под пастбища; проектное предложение по изменению границ населенного пункта», вторая часть участка расположена в зоне «земельный участок, планируемый под перспективную застройку сельскохозяйственного назначения; проектное предложение по изменению границ населенного пункта»; о том, что по обращению Декуна О.В. администрацией начата процедура перевода земельных участков с кадастровыми номерами № и № из земель населенных пунктов в земли сельскохозяйственного назначения не могут быть признаны состоятельными.
Вопреки утверждениям заинтересованного лица информация, предоставленная Декуну О.В. администрацией Красносельского муниципального района Костромской области, не повлияла на правильность оценки рыночной стоимости спорных земельных участков.
Земельные участки с кадастровыми номерами № отнесены оценщиком к землям населенных пунктов, сегмент рынка земельных участков под ИЖС (отчет №068/18-1 л.д. 174 т. 1). В разделе 10.3 отчета оценщиком приведены мотивы выбора в качестве объектов–аналогов земельных участков для сельскохозяйственного использования. Поскольку в качестве аналогов использованы земельные участки под сельскохозяйственное использование, оценщиком принята поправка на разрешенное использование (отчет №068/18-1 л.д. 177 т. 1).
Доказательств, опровергающих правильность выбора оценщиком объектов–аналогов, как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе заинтересованным лицом не представлено.
С учетом изложенного судебная коллегия отмечает, что в целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции об установленных им обстоятельствах дела, основаны на субъективном восприятии обстоятельств дела, что не является основанием, предусмотренным ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Костромского областного суда от 09 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области Раковой И.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: