Дело № 2-176/2022
55RS0007-01-2021-007677-40
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2022 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Марченко Е.С., при секретаре судебного заседания Осипенко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р.Е.Н. к отделению Пенсионного фонда РФ по Омской области, ГУ Пенсионному фонду РФ о признании незаконными действий сотрудника по предоставлению недостоверной информации, компенсации морального вреда,
Установил:
Р.Е.Н. обратилась в суд с иском к отделению Пенсионного фонда РФ по Омской области с требованиями о признании незаконными действий сотрудника по предоставлению недостоверной информации, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ. получает пенсию в соответствии со ст. 9 Закона №400-ФЗ по инвалидности.
В справке межрегионального информационного центра Пенсионного фонда РФ (МИЦ ПФР) о назначенных пенсиях и социальных выплатах от 14.10.2021 в строке вид пенсии указан срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ хотя у нее инвалидность бессрочная, полагает тем самым Пенсионный Фонд РФ отвел ей определенный срок жизни.
Таким образом, действиями Пенсионного фонда РФ ей причинен моральный вред, выразившийся в физических и нравственных страданиях. Прочитанная ею информация вызвала у нее глубокое нервное потрясение, стресс, депрессию, шок. Она постоянно испытывает нервное переживание, недомогание, появилась быстрая утомляемость.
Кроме того, нравственные переживания выразились в невозможности продолжать активную общественную жизнь. Она переживает за свою дочь, родителей, которые были потрясены действиями ответчика. Плохо спит, плачет.
Просит признать незаконными действия сотрудника Пенсионного фонда РФ по предоставлению (внесению) недостоверной (неверной) информации о периоде начисления пенсии по инвалидности. Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда 100000 рублей.
В качестве соответчика по делу привлечен ГУ Пенсионный фонд РФ.
В судебном заседании Р.Е.Н. исковые требования поддержала по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель отделения Пенсионного фонда РФ по Омской области, ГУ Пенсионного фонда РФ, действующая на основании доверенности, Е.Л.И. иск не признала. В письменном отзыве отразила, что указание в справке МИЦ ПФР срока получения страховой пенсии по инвалидности по ДД.ММ.ГГГГ. соответствует требованиям действующего законодательства, так как до указанной даты гарантирует истцу получение страховой пенсии по инвалидности с повышением фиксированной выплаты к страховой пенсии на несовершеннолетнюю дочь. Истцом не представлено доказательств причинения морального вреда и не доказал применения такой меры ответственности в отношении ответчика.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Пунктом 2 статьи 17 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что в случаях изменения количества нетрудоспособных членов семьи, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по инвалидности, производится соответствующих перерасчет.
В соответствии с частью 6 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицу, получающему страховую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 или 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона, имеющему не менее 15 лет страхового стажа и величину индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, назначается со дня достижения им указанного возраста без истребования от него заявления о назначении страховой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении страховой пенсии по старости извещает данное лицо о назначении ему страховой пенсии по старости.
Как установлено в судебном заседании Р.Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ. является получателем страховой пенсии по инвалидности, с ДД.ММ.ГГГГ. бессрочно (согласно справке МСЭ-2015 №).
Р.Е.Н. установлена фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности в размере 6044,48 руб.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Р.Е.Н. установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 2014 руб. 83 коп., в связи с наличием на иждивении истца несовершеннолетней дочери – Р.М.О., ДД.ММ.ГГГГ.р.
Поскольку ДД.ММ.ГГГГ. дочь истца достигнет совершеннолетия, Р.Е.Н. утратит право на получение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии и размер ее страховой пенсии по инвалидности изменится с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, указание в справке МИЦ ПФР срока получения страховой пенсии по инвалидности по ДД.ММ.ГГГГ. гарантирует истцу получение страховой пенсии по инвалидности с повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии на несовершеннолетнюю дочь.
Из пояснений представителя ответчика следует, что в последующем, в зависимости от сложившихся обстоятельств (например, обучение дочери в образовательных учреждениях по очной форме обучения до 23 лет по основным образовательным программам), указанный в справке срок будет изменяться на плановый период обучения – максимум до ДД.ММ.ГГГГ., а впоследствии до ДД.ММ.ГГГГ., по достижению истцом 60 летнего возраста и переходе на страховую пенсию по старости, до ДД.ММ.ГГГГ., по достижению истцом 80 летнего возраста и установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Таким образом, указанный в справке срок не связан с определением срока жизни истца, соответствует требованиям действующего законодательства.
При наличии вопросов к справке истец вправе была обратиться с письменным заявлением в отделение Пенсионного фонда РФ для дачи ей разъяснений.
Учитывая изложенное, права истца ответчиками не нарушены. Оснований для признания действий ответчиков незаконными нет.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно разъяснениям, данным в абз. 4 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 10 "Некоторых вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной <данные изъяты> распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В силу ч. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежат компенсации только в случаях, предусмотренных законом.
Законодатель установил ответственность в виде компенсации морального вреда, лишь за действия, нарушающие личные неимущественные права гражданина либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а в иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе. Вместе с тем, закон в данном случае таких оснований не содержит.
В силу положений пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Кроме того, причинение морального вреда подлежит доказыванию. Обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда являются наступление вреда, противоправное поведение причинителя вреда, причинная связь между наступившим вредом и противоправным поведением причинителя вреда, вина причинителя вреда.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, то есть бремя доказывания наличия морального вреда ложится на истца, а ответчики должны доказать отсутствие вины в причинении морального вреда, правомерность своих действий или бездействия.
Принимая во внимание, что нарушение прав истца не установлено, оснований для компенсации морального вреда нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Р.Е.Н. к отделению Пенсионного фонда РФ по Омской области, ГУ Пенсионному фонду РФ о признании незаконными действий сотрудника по предоставлению недостоверной информации, компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.С.Марченко
В окончательной форме решение изготовлено 22.02.2022г.