Дело № 2а-2861/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Киров 04 сентября 2018 года
Октябрьский районный суд города Кирова в составе:
судьи Нобель Н.А., при секретаре Шалагиновой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Суворова В.В. к Государственной жилищной инспекции Кировской области об обязании совершить действия,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Суворов В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Государственной жилищной инспекции Кировской области (Далее ГЖИ Кировской области или Инспекции) об обязании принимать обращения административного истца по сайту ГЖИ Кировской области до внедрения государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее ГИС ЖКХ) на территории Кировской области в полном объеме, в том числе для слабовидящих. В обоснование предъявленных требований указал, что является <данные изъяты> и пользователем сайта ответчика. В настоящее время указанный сайт работает, но ГЖИ Кировской области обращения на сайт не принимает, но и не убирает сам сайт, указывая на необходимость пользования сайтом ГИС ЖКХ. Данный сайт ГИС ЖКХ не позволяет пользование им в режиме для слабовидящих граждан, отсутствует личный кабинет для данной категории пользователей, в связи с чем истец обращался к руководству ответчика с требованием проведения соответствующих обучающих мероприятий, а также ответчик направил в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области обращение истца. Однако, до настоящего времени вопрос о работе личного кабинета истца в системе ГИС ЖКХ не решен, ущемлены права на обращение в ГЖИ. Просит требования удовлетворить.
В судебное заседание административный истец требования административного иска поддержал. Дополнительно указал, что регулярно обращается в ГЖИ Кировской области с соответствующими заявлениями, входящими в компетенцию ответчика, направляя их посредством почтовой связи, предоставляя на личный прием в Инспекцию, а также используя сайт ответчика. С января 2018 года ответы ГЖИ Кировской области на его обращения, направленные через сайт ответчика, не поступают, чем ущемляются права заявителя. В ходе личной беседы с руководителем Инспекции узнал, что с января 2018 года направить обращения можно также через информационный сайт ГИС ЖКХ. Пользоваться данным сайтом не имеет возможности, так как указанный ресурс не содержит возможности работы в нем для слабовидящих лиц. Таким образом на протяжении текущего года сложилась ситуация, когда ни одно его обращение о ненадлежащем исполнении управляющими компаниями, принятых на себя обязательств по договору управления многоквартирным домом, поступившее к ответчику не обработано, ответы ему не направлены. Даты обращений и вопросы, поставленные перед Инспекцией, а также по каким из обращений не поступили ответы ГЖИ Кировской области, назвать не смог. Считает свои права, как слабовидящего заявителя, на обращения в компетентный юрисдикционный орган в сфере жилищного хозяйства нарушенными, просит иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика ГЖИ Кировской области Семенова Е.Г. в судебное заседание не явился, извещен, направил отзыв о рассмотрении в отсутствие. Ранее в ходе судебного разбирательства требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. Пояснила, что нарушений прав и законных интересов истца Инспекцией не допущено, положения действующих нормативных актов также соблюдены. Административным истцом в адрес ответчика периодически направляются заявления, обращения как посредством почтовой связи, так и электронно через сайт Инспекции, кроме того, Суворов В.В. обращается лично в приемную. Все обращения заявителей регистрируются в соответствующей электронной системе ответчика, им присваивается номер, назначается ответственный исполнитель, контролируется исполнение и отправка ответа заинтересованному лицу. При этом, на обращения, которые сделаны в ходе личного приема заявителя, оформляется регистрационно-контрольная карточка. Каждое обращение Суворова В.В. в течение текущего года было рассмотрено, и истцу направлен соответствующий ответ. В связи с внесением изменений в ФЗ РФ №294-ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации. Учитывая, что сайт ГЖИ Кировской области не позволяет идентифицировать заявителя, контролировать анонимность обращения, которое может стать поводом для юрисдикционной проверки, Суворову В.В. неоднократно разъяснялось о возможности подачи электронных обращений через систему ГИС ЖКХ, которая позволяет произвести аутентификацию заявителя, приступить к проверке соответствующего юридического лица в рамках ФЗ РФ №294-ФЗ. При этом, каждое обращение истца, поступившее на сайт Инспекции, не осталось без ответа, направлено исполнителю жилищной услуги, в органы государственной или муниципальной власти по подведомственности. Нарушений прав истца со стороны ответчика не имеется, так как Инспекция работу системы ГИС ЖКХ не контролирует, являясь пользователем системы. Суворов В.В. до начала действия вышеназванной системы в полном объеме не лишен права обращения за защитой жилищных прав, которые он полагает нарушенными, иными способами. Просила в иске отказать.
Представители заинтересованного лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее также Министерства) в судебном заседании требования административного иска не признал, просил оставить без удовлетворения, указав, что права заявителя не нарушены, законные интересы не пострадали, права на обращения истца в компетентные органы власти в сфере жилищно-коммунального хозяйства не ограничены. На территории Российской Федерации функционирует электронная система «государственные услуги», позволяющая гражданам отследить информацию, имеющую к ним отношение в сфере налогового, пенсионного а также жилищно-коммунального хозяйства, через указанный портал. Составляющей частью системы является система ГИС ЖКХ, посредством которой пользователь может получить интересующую его информацию в области жилищно-коммунального обслуживания через личный кабинет, подать обращения в компетентные органы, которые в силу ФЗ РФ №294-ФЗ будут является основанием для проведения проверки в отношении организаций, оказывающих соответствующие услуги ЖКХ. Заказчиком системы ГИС ЖКХ является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (далее Министерства цифрового развития РФ), оператором системы ФГУП «Почта России», который осуществляет обслуживание, техническую поддержку и модернизацию указанной системы. Инспекция является одним из пользователей данной системы, как и Министерство. В настоящее время возможность пользования системой ГИС ЖКХ со стороны слабовидящих лиц ограничена, так как полностью не отработана возможность регистрации через личный кабинет указанной категории пользователей. При этом указанные лица могут пользоваться личным кабинетом как иные посетители системы, зарегистрировавшись должным образом, внеся личные установочные аутентификационные данные, которые будут проверены соответствующими сотрудниками системы. Отличие портала для слабовидящих и иных категорий граждан незначительно (более лаконичный дизайн, крупный шрифт текста), при этом имеется возможность увеличения шрифта в системе для любой категории пользователей. Отсутствие по техническим причинам в настоящее время возможности создания личного кабинета для Суворова В.В. с опцией «для слабовидящего», не исключает возможность использования системой ГИС ЖКХ.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ст.2 ФЗ РФ от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее ФЗ РФ №209-ФЗ) государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством;
оператор системы - юридическое лицо, выполняющее работы по созданию, эксплуатации и модернизации системы;
субъекты, размещающие информацию в системе (далее - поставщики информации), - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.
В силу ст.5 ФЗ РФ №209-ФЗ система должна обеспечивать возможность, в том числе, сбора, хранения, обработки и анализа информации; доступа к информации, содержащейся в системе, предоставления такой информации в электронной форме; получения и использования достоверной и актуальной информации.
В силу ч.ч.1,2,3 ст.7 ФЗ РФ №209-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, является государственным заказчиком, ответственным за координацию работ по созданию, эксплуатации и модернизации системы. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, устанавливают, в том числе, функциональные требования к системе; порядок взаимодействия системы с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, порядок взаимодействия иных информационных систем с системой, а также единые форматы для информационного взаимодействия иных информационных систем с системой.
Оператор системы определяется Правительством Российской Федерации. Оператор системы обеспечивает бесперебойное функционирование системы, возможность интеграции и взаимодействия иных информационных систем с системой. Информационное взаимодействие информационных систем поставщиков информации и пользователей информации с системой осуществляется с использованием единых форматов.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 28.02.2018 N 329-р оператором государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства определено федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России".
Согласно приказу Минкомсвязи России N 85, Минстроя России N 200/пр от 23.03.2015 "Об утверждении функциональных требований к государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) должна обеспечивать возможность, в том числе, сбора, хранения, обработки и анализа информации; доступа к информации, содержащейся в системе, предоставления такой информации в электронной форме.
Согласно п.5 приказа Минкомсвязи России N 589, Минстроя России N 944/пр от 28.12.2015 "Об утверждении Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней" физическим лицам, действующим от своего имени, доступ к личным кабинетам предоставляется после прохождения процедуры идентификации и аутентификации в ЕСИА при наличии подтвержденной учетной записи в ЕСИА, без прохождения ими процедуры регистрации в системе.
В соответствии с ч.3 ст.10 ФЗ РФ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
В ходе судебного заседания установлено, что Суворов В.В., являясь пользователем жилищно-коммунальных услуг, осуществляет обращения в компетентные юрисдикционные органы, контролирующие деятельность лиц, предоставляющих гражданам соответствующие услуги в сфере жилищного хозяйства. Соответствующие обращения осуществляются истцом как в ходе личного приема, в том числе в ГЖИ Кировской области, так и посредством электронного документооборота.
Согласно выписке электронной базы данных ответчика за 2018 год Суворов В.В. неоднократно обращался в Инспекцию с различного рода обращениями по качеству оказываемых ему контрагентами услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при этом указанная система содержит сведения о поступлении обращений истца, указания ответственного исполнителя, требования заявителя и данные о проведенной работе с оформлением и направлением соответствующего ответа (л.д.19-39).
Так, согласно обращению истца, поступившему на официальный сайт ГЖИ Кировской области 19.08.2018, Суворову В.В. подготовлен ответ от 23.08.2018, разъяснены требования действующего законодательства в сфере проверок деятельности юридических лиц, положения правил оказания коммунальных услуг (л.д.40, 41-42)
Личные обращения истца также фиксируются в регистрационно-контрольной карточке, фиксирующей факт обращения лица, содержание обращения, ход исполнения, также имеются ответы компетентных органов государственной власти и местного самоуправления по фактам обращений потребителя коммунальной услуги (л.д.43, 45,46, 52)
Согласно ответу Министерства цифрового развития РФ от 31.07.2018 №п25-14624-ог в адрес Суворова В.В. сообщено, что в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства имеется специальная версия портала для слабовидящих людей, которая для удобства пользования предусматривает лаконичный дизайн, простую навигацию, крупный шрифт текста, имеется инструкция по работе указанной версией для слабовидящих (л.д.15)
Согласно ответу министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 23.07.2018 №910-43-01-07/С-694 рассмотрено обращение Сувоврова В.В. по вопросу отсутствия возможности доступа в личный кабинет пользователя системы ГИС ЖКХ, установлено наличие соответствующей опции входа при работе в режиме для слабовидящих лиц. В настоящее время для вышеназванных пользователей доступна общая информация о реестрах объектов жилого фонда, поставщиках информации, иная общая информация, опция «личный кабинет» находится на корректировке уполномоченного органа власти - министерства цифрового развития РФ. Предполагаемый срок доступа к указанноу функционалу – 01.09.2018 (л.д.59)
Согласно ответу Министерства цифрового развития РФ от 31.08.2018 №п25-16595-ог в адрес истца, вопрос реализации версии слабовидящих в системе ГИС ЖКХ находится в стадии проработки, имеются средства браузера, позволяющие любой категории пользователя увеличить масштаб отображения информации, поименован соответствующий алгоритм работы с ними.
Согласно запросам министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области в адрес ФГУП «Почта России» и Министерства цифрового развития РФ от 03.09.2018 инициирован вопрос о разъяснении срока работ личного кабинета для слабовидящих в системе ГИС ЖКХ.
Оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а в совокупности достаточности, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных Суворовым В.В. требований не имеется. Действующее административное законодательство предусматривает обязательное наличие совокупности условий, необходимых для удовлетворения требований заявителя, одним из которых является обязательное нарушение прав административного истца в результате действий юрисдикционного органа. В ходе судебного разбирательства установлено, что заявителем регулярно реализуются права на обращения в компетентные юрисдикционные органы, в том числе в сфере государственного жилищного контроля (надзора). Истец направляет соответствующие заявления и обращения в Инспекцию посредством почтовой, электронной связи, а также предоставляет в ходе личного приема. Указанные обращения ответчиком обрабатываются, регистрируются, направляется соответствующий ответ, доказательств иного в ходе судебного разбирательства не представлено. Обращения пользователей на сайт ГЖИ Кировской области, оформленные электронным документом, рассматриваются ответчиком, однако в силу прямого указания действующего федерального законодательства, в отсутствие технической возможности Инспекции осуществить идентификацию и аутентификацию заявителя, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки органом контроля какого-либо участника жилищных правоотношений. При этом, в судебном заседании установлено, что возможность контроля за состоянием сайта ГИС ЖКХ у ответчика отсутствует, оператором указанного портала является иное лицо, сам сайт функционирует и предоставляет возможность заинтересованным лицам осуществлять пользование, вместе с тем, часть опций сайта находится в стадии доработки и корректировки, что контролируется соответствующим федеральным министерством. Учитывая вышеизложенное, отсутствие доказательств непредоставления ответов на заявления истца, возможность обращений Суворова В.В. посредством электронного документооборота на сайт ГЖИ Кировской области, регулярное направление соответствующих обращений на протяжении текущего года, суд полагает требования истца к ответчику необоснованными.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Суворова В.В., поскольку действия административного ответчика основаны на действующем законодательстве, не нарушают права и законные интересы административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Суворова В.В. к государственной жилищной инспекции Кировской области об обязании принимать обращения административного истца по сайту ГЖИ Кировской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд г. Кирова в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Н.А.Нобель
Мотивированное решение составлено 07.09.2018.