№2-4089/2021
44RS0001-01-2021-007444-71
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 ноября 2021 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Столбушкиной И.А. с участием истца Горькова Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горькова Н.А. к НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» об исключении из платежного документа незаконного долга, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Горьков Н.А. обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указал, что решением по делу № мировой судья судебного участка № 13 Димитровского судебного района г. Костромы от 03.03.2021 удовлетворил частично исковые требования НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» к Горькову Н.А. С Горькова Н.А. взыскана в пользу НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт за период с <дата> по <дата> в размере 2185,70 рублей. Свои обязательства по данному делу истец выполнил в сентябре 2020 года, <дата> обратился к ответчику с просьбой о списании незаконного долга, попавшего под исковую давность за период с октября 2014 года по май 2015 года в размере 2814,30 рублей. Ответчиком отказано в удовлетворении заявления, сведения о выполнении перерасчета не поступали. Истец считает, что вопрос не исчерпан, в связи с чем обращается в суд. НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» не исполнял решение суда, вступившее в законную силу, письменное заявление истца проигнорировано. Истец считает, что Фонд капитального ремонта нарушил ст. 255 ГПК РФ, что повлекло препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, а именно невыплату истцу социальных выплат - не только по компенсации за коммунальные услуги, но и других социальных выплат. Полученная за октябрь 2021 года сумма задолженности не исчезла. Ответчик не выполняет решение суда с <дата>, вынуждая истца выплатить незаконный долг. На основании изложенного истец просит обязать НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» исключить из платежного документа незаконный долг на сумму 2814,30 рублей; взыскать с НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» в пользу истца причиненный моральный ущерб в размере 5000 рублей, судебные издержки в размере 156,80 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено АО «ЕИРКЦ».
Истец в ходе рассмотрения дела требования уточнил в части взыскания судебных издержек, просил взыскать с ответчика расходы по отправке почтовой корреспонденции в размере 166 рублей.
В судебном заседании Горьков Н.А. исковые требования поддержал в уточненном виде по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что компенсацию морального вреда просит взыскать по тем же основаниям, что и в рамках ранее рассмотренного гражданского дела № – поскольку в результате незаконного бездействия Фонда по списанию задолженности ему не предоставлялись социальные выплаты и компенсации, в том числе в период после подачи иска по указанному делу. Понес почтовые расходы в размере 165,80 рублей на отправку иска в суд и копии иска ответчику, в том числе 65 и 56 рублей соответственно за пересылку, по 13 рублей за конверты, по 9,40 рублей за марки.
Ответчик НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайств об отложении слушания дела, рассмотрении дела в отсутствие представителя не заявил.
Третье лицо АО «ЕИРКЦ» о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило.
На основании ст. 233 ГПК РФ дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Выслушав истца, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ст. 39 ЖК РФ, собственник помещений в многоквартирном доме несет бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 169 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно ст. 166 ЖК РФ, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома (ч. 1).
Согласно ч. 1 ст. 168 ЖК РФ, региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Согласно ст. 178 ЖК РФ, региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 180 ЖК РФ, функциями регионального оператора являются, в том числе, аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета (ч. 1).
Согласно ст. 182 ЖК РФ, региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (ч. 1).
В силу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и положений международно-правовых актов, в частности ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации предусмотрены меры социальной защиты инвалидов.
Согласно части второй статьи 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
К числу мер социальной поддержки инвалидов Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» отнесено предоставление мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (статья 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Частью первой статьи 160 ЖК РФ предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть третья статьи 160 ЖК РФ).
По смыслу статьи 160 ЖК РФ, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
Исходя из приведенных нормативных положений, право определенных категорий граждан, в том числе лиц, признанных инвалидами, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральным законом. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральным законом, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения и направлены на поддержание нормального жизненного уровня этих граждан.
Постановлением Администрации Костромской области от 28.02.2011 №57-а «О предоставлении мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан» утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан.
Согласно п. 2 указанного Порядка, право на получение мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации имеют отдельные категории граждан, согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению с поставщиками жилищно-коммунальных услуг или организациями, осуществляющими расчет размера оплаты за жилищно-коммунальные услуги.
Предоставление ежемесячной денежной компенсации осуществляется областным государственным казенным учреждением «Центр социальных выплат».
Согласно Приложению №1 к настоящему Порядку, к гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации относятся инвалиды.
Выплата ежемесячной денежной компенсации приостанавливается на основании решения, принятого Центром, в случае получения Центром от организаций информации о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при отсутствии и (или) невыполнении соглашений по ее погашению - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором Центр получил указанную информацию (пп. 1 п. 15 Порядка).
Как разъяснено в п. 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч. 5 ст. 159 Жилищного кодекса РФ). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Из изложенных нормативных положений, а также разъяснений Пленума Верховного Суда РФ следует, что наличие у уполномоченного органа, предоставляющего гражданину в качестве меры социальной поддержки компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, информации о задолженности у получателя такой компенсации само по себе не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления этой меры социальной поддержки.
Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой выплаты, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о приостановлении предоставления компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в частности до принятия такого решения проверить поступившую к нему информацию о наличии задолженности, установить, соответствует ли информация о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг действительному положению дел, и, если такая задолженность имеет место, установить причины ее возникновения.
Принятие решения уполномоченным органом о приостановлении предоставления гражданину такой меры социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, допускается только в случае, если уполномоченным органом будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или имеет место невыполнение гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности. При возникновении спора между получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и уполномоченным органом по вопросу о наличии у получателя этой меры социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и причинах ее возникновения правомерность действий по приостановлению предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателю этой меры социальной поддержки должен доказать уполномоченный орган.
Судом установлено, что Горьков Н.А. является собственником квартиры по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата>.
Согласно справке МСЭ от <дата>, Горьков Н.А. является инвалидом ..., нетрудоспособен, инвалидность установлена бессрочно.
НКО «Фонд капитального ремонт многоквартирных домов Костромской области» обратилась к мировому судье судебного участка №13 Димитровского судебного района г. Костромы с иском к Горькову Н.А. о взыскании задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт, судебных расходов. Истцом в ходе рассмотрения дела требования неоднократно уточнялись, в их окончательном виде Фонд просил взыскать с Горькова Н.А. задолженность в размере 5911,98 рублей за период с августа 2016 года по 01.01.2019.
Разрешая заявленные требования и ходатайство ответчика о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности, суд пришел к выводу, что истцом пропущен срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженность по взносам за капитальный ремонт в размере 2814,30 рублей, образовавшейся за период с октября 2014 по май 2015 года, в связи с чем исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.
Решением мирового судьи судебного участка №13 Димитровского судебного района г. Костромы от <дата> по гражданскому делу № исковые требования НО «Фонд капитального ремонт многоквартирных домов Костромской области» удовлетворены частично, с Горькова Н..А. взыскана задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт за период с <дата> по <дата> в размере 2185,70 рублей.
Указанное решение вступило в законную силу.
Горьков Н.А. <дата> обратился в НКО «Фонд капитального ремонт многоквартирных домов Костромской области», ОГКУ «ЦСВ», АО «ЕИРКЦ» с заявлением, что в присланной ему квитанции за сентябрь 2020 года имеется долг по оплате взносов за капитальный ремонт в размере 2814,30 рублей, в отношении которого пропущен срок исковой давности. Взысканная решением мирового судьи задолженность в размере 2185,70 рублей оплачена истцом в полном объеме: <дата> – 1000 рублей, <дата> – 685,70 рублей, <дата> – 500 рублей. Полагал, что указанная в квитанции задолженность в размере 2814,30 рублей является незаконной и подлежащей списанию. Просил ОГКУ «ЦСВ» решить вопрос о выплаты задолженности по компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, поскольку помимо спорной задолженности по взносам за капитальный ремонт, которые не оплачивались по причине неполучения квитанций в период с <дата> по <дата>, иных задолженностей у него не имелось.
Согласно ответу НКО «Фонд капитального ремонт многоквартирных домов Костромской области» от <дата>, решение мирового судьи от <дата> не содержит указания на исключение из квитанции задолженности, во взыскании которой судом отказано.
Согласно ответу ОГКУ «ЦСВ» от <дата>, выплата ежемесячной денежной компенсации приостановлена в связи с получением от АО «ЕИРКЦ» информации о наличии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по услуге «взнос в фонд капитального ремонта».
Горьков Н.А. обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с иском к ОГКУ «Центр социальных выплат», НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» о признании права на получение мер социальной поддержки, в котором просил суд признать за ним право на получение ежемесячной денежной компенсации, обязать ОГКУ «Центр социальных выплат» назначить истцу выплату ежемесячной денежной компенсации с октября 2017 года по декабрь 2020 года в размере 21766,81 руб., взыскать с ОГКУ «Центр социальных выплат» материальный ущерб и компенсацию морального вреда в размере 4200 руб., взыскать с НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., взыскать с ответчиков в равных долях судебные расходы в размере 341,76 руб.
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что Горьков Н.А., как инвалид ... состоит на учете и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Решение мирового судьи судебного участка № 13 Димитровского судебного района г. Костромы исполнено истцом в полном объеме, задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 2185,70 руб. погашена, что не оспаривалось ответчиками в ходе рассмотрения дела. Вместе с тем, из квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг усматривается, что у истца Горькова Н.А. имеется задолженность по услуге «взнос в фонд капитального ремонта» в размере 2814,30 руб. Как следует из решения мирового судьи, задолженность по уплате взноса на капитальный ремонт в размере 2814,30 руб. образовалась за период с октября 2014 года по май 2015 года, в ее взыскании судом отказано в связи с применением последствий пропуска исковой давности.
При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу, что у ОГКУ «Центр социальных выплат» отсутствовали правовые основания для отказа Горькову Н.А. в предоставлении меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> по гражданскому делу № исковые требования Горькова Н.А. удовлетворены частично. ОГКУ «Центр социальных выплат» обязано выплатить Горькову Н.А. ежемесячную денежную компенсацию за период с октября 2017 года по декабрь 2020 года в размере 19997,98 руб. С ОГКУ «Центр социальных выплат» в пользу Горькова Н.А. взысканы судебные расходы в сумме 170,88 руб. В удовлетворении исковых требований в остальной части, в том числе заявленных к НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» отказано. С ОГКУ «Центр социальных выплат» взыскана государственная пошлина в доход городского округа город Кострома в сумме 300 рублей.
Свердловским районным судом г. Костромы <дата> по делу № принято дополнительное решение, которым за Горьковым Н.А. признано право на получение ежемесячной денежной компенсации.
Указанные решения по делу № до настоящего времени в законную силу не вступили, обжалуются истцом Горьковым Н.А.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что задолженность в размере 2814,30 рублей, во взыскании который ответчику было отказано, не исключена из лицевого счета истца и до настоящего времени числится в платежным документах.
Данное обстоятельство подтверждается квитанцией по лицевому счету № за октябрь 2021 в отношении квартиры по адресу: <адрес>.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 417 ГК РФ, если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.
Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ, истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Согласно п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности», если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего ответчика об истечении срока исковой давности суд праве отказать в удовлетворении требований только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
С учетом изложенного сумма задолженности в размере 2814,30 рублей зачисляется в безнадежные долги (убытки) и подлежит списанию ответчиком.
Таким образом, заявленные требования об исключении данной задолженности из платежных документов подлежат удовлетворению.
Статьей 151 ГК РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
По смыслу закона, которому корреспондируют и разъяснения, данные в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», компенсация морального вреда допустима лишь для случаев причинения гражданину морального вреда действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности). В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.
В соответствии с преамбулой Закона «О защите прав потребителей», данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
При этом потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Исполнителем является организация, независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пп. «г» п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», под услугой следует понимать действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора.
В данном случае правоотношения истца с ответчиком по аккумулированию и учету взносов на капитальный ремонт на счете регионального оператора не регулируются нормами Закона РФ «О защите прав потребителей», носят имущественный характер и не предполагают взыскание компенсации морального вреда при нарушении региональным оператором порядка учета и взыскания задолженности.
Что касается доводов истца о неполучении льгот и компенсаций вследствие действий ответчика, то прямой причинно-следственной связи, исходя из приведенных положений законодательства, между действиями ответчика по учета задолженности и предоставлением мер социальной поддержки истцу не имеется.
Правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки у истца имеют место с ОГКУ «ЦСВ», спор с которым, касающийся их предоставления, рассмотрен в рамках самостоятельного судебного дела.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные в связи с рассмотрением дела в суде, отнесены к издержкам, связанным с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию почтовые расходы в сумме 165,80 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 2814 ░░░░░░ 30 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 165 ░░░░░░ 80 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░