Решение по делу № 2-41/2025 (2-567/2024;) от 18.12.2024

Дело № 2-41/2025 (2-567/2024)

УИД 13RS0013-01-2024-001032-94

РЕШЕНИЕ

     именем Российской Федерации

г. Ковылкино                                                              23 января 2025 года

Ковылкинский районный суд Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи Зориной С.А.,

при секретаре судебного заседания Поповой З.В.,

с участием в деле:

представителя истца - помощника Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия Ломшина А.М.,

представителя ответчика - директора МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №4» Палаевой Н.А.,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №4» о возложении обязанности оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями,

                                          установил:

Ковылкинский межрайонный прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №4», о возложении обязанности оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что Ковылкинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, а также законодательства о социальной защите инвалидов в образовательных учреждениях района в деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №4», в ходе которой выявлены нарушения названного законодательства. Указанным учреждением в нарушение требований закона не оборудован актовый зал, предназначенный для проведения массовых мероприятий индукционными петлями, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Ковылкинский район, г. Ковылкино, ул. Есенина, д.10.

Данные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении учреждением требований законодательства, нарушают права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе несовершеннолетних, что не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, целью которой является достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских и других прав и свобод.

Просит возложить обязанность на МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №4» Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать актовый зал, предназначенный для проведения массовых мероприятий, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Ковылкинский район, г. Ковылкино, ул. Есенина, д.10, индукционными петлями.

В судебном заседании представитель истца – помощник Ковылкинского межрайонного прокурора Ломшин А.М. заявленные исковые требования к МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №4» поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №4» Палаева Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще и своевременно, при этом представила заявление, в котором просит рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования истца признает в полном объеме. Последствия признания иска, предусмотренные ст.173 ГПК РФ ей разъяснены и понятны.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, Вавилкина З.А., в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела указанное лицо извещено своевременно и надлежаще, при этом представила ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается представленными материалами, Ковылкинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, а также законодательства о социальной защите инвалидов в образовательных учреждениях района в деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4», в ходе которой выявлены нарушения названного законодательства. Указанным учреждением в нарушение требований закона не оборудован актовый зал, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Ковылкинский район, г. Ковылкино, ул. Есенина, д.10, предназначенный для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями, В соответствии со ст. 22 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях.

В силу положений Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006 (далее - Конвенция о правах инвалидов), государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.

Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения, а также иные объекты инфраструктуры.

Возможность доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры означает возможность инвалидов посещать жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, а также спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения, а также возможность пользоваться железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.

В силу Федерального закона от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», принятой в г. Нью-Йорк 13.12.2006, государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.

Российская Федерация в соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ), данный Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные указанным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Одним из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающим в том числе социально-бытовую адаптацию, является социально-средовая реабилитация (ч. 2, ч.3 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.

Дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и     тифлосурдопереводчика, предусмотрено абзацем 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержден приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, вступившим в силу с 01.01.2016.

В силу пп. «г» п. 4 указанного Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами путем наличия в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель.

Согласно Уставу МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №4» Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия данное учреждение является образовательной организацией, учредителем которой является муниципальное образование - Ковылкинский муниципальный район Республики Мордовия. Полномочия учредителя и собственника от имени муниципального образования осуществляет Администрация Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия. Основной целью деятельности учреждения является осуществление образовательной деятельности.

Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в здании МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №4» Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия по адресу: Республика Мордовия, Ковылкинский район, г. Ковылкино, ул. Есенина, д. 10, помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, не оснащено индукционными петлями, что нарушает права и интересы инвалидов по слуху, в том числе детей, поскольку цель применения индукционных петель состоит в том, чтобы повысить качество жизни слабослышащих людей, и сделать их активными участниками жизни и деятельности общества.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе создания инвалидам условий доступности услуг в здании образовательного учреждения, относящимся к объекту социальной инфраструктуры, является обязанностью образовательного учреждения.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Поскольку МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №4» Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия на регулярной основе посещают несовершеннолетние, выявленные факты также противоречат основным целям и принципам государственной политики в интересах детей, изложенным в статье 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», круг которых определить не представляется возможным.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, не оснащено индукционными петлями, что нарушает права и интересы инвалидов по слуху, в том числе детей, поскольку цель применения индукционных петель состоит в том, чтобы повысить качество жизни слабослышащих людей, и сделать их активными участниками жизни и деятельности общества. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

    При таких обстоятельствах, исковое требование истца в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №4», о возложении обязанности оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями, подлежит удовлетворению.

В связи с изложенным, обязанность по устранению выявленных нарушений, должна быть возложена на МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №4», непосредственно использующего данное здание.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

        В соответствии с частями второй, третьей статьи 173 ГПК РФ суд разъясняет ответчику последствия признания иска. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

        Последствия признания иска и принятия судом признания иска ответчику понятны, о чем им подано письменное заявление, которое приобщено к делу.

            Последствия признания иска и принятие его судом представителю ответчика Палаевой Н.А. разъяснены и понятны.

        Поскольку иск добровольно признан ответчиком, признание иска не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, поэтому суд принимает признание иска ответчиком.

На основании изложенного, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению с предоставлением срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено - в течение 9 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

принять признание иска Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №4» о возложении обязанности оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями, ответчиком.

Исковые требования Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, удовлетворить.

Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №4» Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия (ИНН 1323121100, ОГРН 1021300889037), в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать актовый зал, предназначенный для проведения массовых мероприятий, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Ковылкинский район, г. Ковылкино, ул. Есенина, д.10, индукционными петлями.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме через Ковылкинский районный суд Республики Мордовия.

Судья Ковылкинского районного суда

Республики Мордовия                                                С.А. Зорина

Мотивированное решение суда составлено 23 января 2025 г.

Судья Ковылкинского районного суда

    Республики Мордовия                                                            С.А. Зорина

2-41/2025 (2-567/2024;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Ковылкинский межрайонный прокурор РМ
Ответчики
МБОУ "Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №4"
Другие
Администрация Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия
Суд
Ковылкинский районный суд Республики Мордовия
Дело на сайте суда
kovilkinsky.mor.sudrf.ru
18.12.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2024Передача материалов судье
19.12.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.12.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2024Подготовка дела (собеседование)
28.12.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2025Судебное заседание
23.01.2025Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2025Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2025Дело оформлено
23.01.2025
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее